Вопрос. Психология коммуникации в практике специального психолога. Коммуникативные дисфункции при различных отклонениях в развитии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Психология коммуникации в практике специального психолога. Коммуникативные дисфункции при различных отклонениях в развитии.



Коммуникативный аспект является одним из главных аспектов адекватной социально – психологической адаптации личности в обществе.

Коммуникации – контакты, общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с другом.

Коммуникативные качества – это реальные свойства содержательной и формальной стороны речи.

По «аудитории» общение разделяют на общение двоих (диалог), общение в малой группе, в большой группе, с массой, выделяют также анонимное и межгрупповое общение. Анонимное общение — это общение без ясности источника. Понятно, что при диалоге очень большую роль играет личный контакт со всеми психологическими и другими (например парапсихологическими и экстрасенсорными) взаимовлияниями. В малой группе сохраняется возможность тесного личного контакта с кем-то или со всеми из группы и нечто новое появляется в общении. В большой группе личный контакт более ограничен. Все перечисленные виды общения по типу «аудитории» относятся к непосредственному общению.

Непосредственное общение — это человек — человек (группа) без промежуточных носителей сообщения. Опосредованное общение осуществляется через промежуточные устройства (телевидение, радио, печать и пр.).

Виды коммуникации:

Функционально-ролевое общение. Это общение на уровне социальных ролей партнеров (начальник и подчиненный, учитель — ученик, продавец, покупатель).

Межличностное общение. Подразумевается (как наиболее обычная модель) участие двух людей в межличностном общении, хотя минимальное полное число участников общения три.

Деловое общение. Деловое общение — это вид межличностного общения, направленного на достижение какой-то предметной договоренности. В деловом общении всегда есть цель.

Раппортное общение. Это общение с односторонним доверием — доверяет пациент. Обоюдное доверие связано с полной взаимной свободой, открытостью и принятием каждого таким, каков он есть.

Ведущим в работе специального психолога является коммуникативный процесс. Важно в деятельности психолога мотивирование речевого высказывания, создание ситуаций порождающих речь.

Рассмотрим коммуникативную дезадаптацию на примере детей с ЗПР подросткового возраста.

У подростка возникают значительные трудности социальной адаптации. Психологические исследования личностной сферы выявили у них завышенную самооценку; неадекватные притязания – слабость реакции на неуспех, преувеличение удачности ответа. Характерными были недоучет ситуаций, разрешение конфликта за счет помощи со стороны, что обусловлено во многом возрастным преобладанием психологической экстраверсии и ориентацией на внешние формы психологической опоры.

Поэтому особое значение для подросткового возраста приобретают экспрессивные варианты психологической дезадаптации. Они обусловлены кризисными нарушениями экспрессивных механизмов межличностного взаимодействия. Это вызывает отклонения в развитии ведущей деятельности периода – личностного общения.

В сфере межличностных отношений особую важность приобретает коммуникативный аспект, который отражает микро- и макросоциальный контексты развития личности. Нарушение процессов осознания и выражения собственных эмоций и непонимание невербального языка окружающих служат одной из предпосылок неадекватных эмоциональных действий, конфликтного общения, социально-психологической дезадаптации.

Девиация коммуникации проявляется расстройствами эмоциональной, интонационной, мимической экспрессии, мотивационно-потребностной депривацией, аффективной лабильностью. В свою очередь, развивается агрессивное поведение, агрессивные, протестные реакции как механизмы психологической защиты личностной структуры в условиях подросткового кризиса.. Преобладание экспрессивной дезадаптации над импрессивной формой (нарушения восприятия, понимания речи, запечатления информации идр.) в подростковом возрасте подтверждают концепции Ж. Пиаже, Л.С. Выготского о доминировании в этом периоде «аффекта над интеллектом». Это также соответствует теории возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, по которой у подростков преобладает развитие мотивационно потребностной сферы над операционно-техническими возможностями когнитивной сферы.

Типы экспрессивной дезадаптации:

Эмоционально – динамическая, мотивационно – потребностная, эмоционально – личностная, коммуникативно – интеракционная ЭД.

Целесообразно выделить следующие задачи психокоррекционной работы с подростками с ЗПР:

1. Глубокое и всестороннее психолого-педагогическое изучение личности подростков с ЗПР.

2. Выявление и изучение неблагоприятных (психогенных, дидактогенных) факторов социальной среды травмирующих ребенка.

3. Коррекция микросоциальной среды.

4. Индивидуальная и групповая психотерапия и психокоррекция подростков с ЗПР и группы риска

5. Преодоление микросоциально-педагогической запущенности.

6. «Терапия средой» за счет создания в подростковом коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости и взаимопонимания.

7. Психокоррекционная, психогигиеническая, а при необходимости и психотерапевтическая помощь самим педагогам.

8. Составление рекомендаций для родителей и воспитателей по индивидуализации общепедагогического подхода к подросткам с ЗПР и группы риска.

Вывод:

Таким образом, процесс коммуникации играет важную роль в социально – психологической адаптации детей с отклонениями в развитии. И специальный психолог должен восстановить процесс общения у детей имеющих нарушения в данном направлении.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.149.168 (0.007 с.)