Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос. Психология коммуникации в практике специального психолога. Коммуникативные дисфункции при различных отклонениях в развитии.
Коммуникативный аспект является одним из главных аспектов адекватной социально – психологической адаптации личности в обществе. Коммуникации – контакты, общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с другом. Коммуникативные качества – это реальные свойства содержательной и формальной стороны речи. По «аудитории» общение разделяют на общение двоих (диалог), общение в малой группе, в большой группе, с массой, выделяют также анонимное и межгрупповое общение. Анонимное общение — это общение без ясности источника. Понятно, что при диалоге очень большую роль играет личный контакт со всеми психологическими и другими (например парапсихологическими и экстрасенсорными) взаимовлияниями. В малой группе сохраняется возможность тесного личного контакта с кем-то или со всеми из группы и нечто новое появляется в общении. В большой группе личный контакт более ограничен. Все перечисленные виды общения по типу «аудитории» относятся к непосредственному общению. Непосредственное общение — это человек — человек (группа) без промежуточных носителей сообщения. Опосредованное общение осуществляется через промежуточные устройства (телевидение, радио, печать и пр.). Виды коммуникации: Функционально-ролевое общение. Это общение на уровне социальных ролей партнеров (начальник и подчиненный, учитель — ученик, продавец, покупатель). Межличностное общение. Подразумевается (как наиболее обычная модель) участие двух людей в межличностном общении, хотя минимальное полное число участников общения три. Деловое общение. Деловое общение — это вид межличностного общения, направленного на достижение какой-то предметной договоренности. В деловом общении всегда есть цель. Раппортное общение. Это общение с односторонним доверием — доверяет пациент. Обоюдное доверие связано с полной взаимной свободой, открытостью и принятием каждого таким, каков он есть. Ведущим в работе специального психолога является коммуникативный процесс. Важно в деятельности психолога мотивирование речевого высказывания, создание ситуаций порождающих речь. Рассмотрим коммуникативную дезадаптацию на примере детей с ЗПР подросткового возраста. У подростка возникают значительные трудности социальной адаптации. Психологические исследования личностной сферы выявили у них завышенную самооценку; неадекватные притязания – слабость реакции на неуспех, преувеличение удачности ответа. Характерными были недоучет ситуаций, разрешение конфликта за счет помощи со стороны, что обусловлено во многом возрастным преобладанием психологической экстраверсии и ориентацией на внешние формы психологической опоры.
Поэтому особое значение для подросткового возраста приобретают экспрессивные варианты психологической дезадаптации. Они обусловлены кризисными нарушениями экспрессивных механизмов межличностного взаимодействия. Это вызывает отклонения в развитии ведущей деятельности периода – личностного общения. В сфере межличностных отношений особую важность приобретает коммуникативный аспект, который отражает микро- и макросоциальный контексты развития личности. Нарушение процессов осознания и выражения собственных эмоций и непонимание невербального языка окружающих служат одной из предпосылок неадекватных эмоциональных действий, конфликтного общения, социально-психологической дезадаптации. Девиация коммуникации проявляется расстройствами эмоциональной, интонационной, мимической экспрессии, мотивационно-потребностной депривацией, аффективной лабильностью. В свою очередь, развивается агрессивное поведение, агрессивные, протестные реакции как механизмы психологической защиты личностной структуры в условиях подросткового кризиса.. Преобладание экспрессивной дезадаптации над импрессивной формой (нарушения восприятия, понимания речи, запечатления информации идр.) в подростковом возрасте подтверждают концепции Ж. Пиаже, Л.С. Выготского о доминировании в этом периоде «аффекта над интеллектом». Это также соответствует теории возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, по которой у подростков преобладает развитие мотивационно потребностной сферы над операционно-техническими возможностями когнитивной сферы. Типы экспрессивной дезадаптации: Эмоционально – динамическая, мотивационно – потребностная, эмоционально – личностная, коммуникативно – интеракционная ЭД.
Целесообразно выделить следующие задачи психокоррекционной работы с подростками с ЗПР: 1. Глубокое и всестороннее психолого-педагогическое изучение личности подростков с ЗПР. 2. Выявление и изучение неблагоприятных (психогенных, дидактогенных) факторов социальной среды травмирующих ребенка. 3. Коррекция микросоциальной среды. 4. Индивидуальная и групповая психотерапия и психокоррекция подростков с ЗПР и группы риска 5. Преодоление микросоциально-педагогической запущенности. 6. «Терапия средой» за счет создания в подростковом коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости и взаимопонимания. 7. Психокоррекционная, психогигиеническая, а при необходимости и психотерапевтическая помощь самим педагогам. 8. Составление рекомендаций для родителей и воспитателей по индивидуализации общепедагогического подхода к подросткам с ЗПР и группы риска. Вывод: Таким образом, процесс коммуникации играет важную роль в социально – психологической адаптации детей с отклонениями в развитии. И специальный психолог должен восстановить процесс общения у детей имеющих нарушения в данном направлении.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.149.168 (0.007 с.) |