Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общее и своеобразие в развитии нормального и аномального ребёнка.
Знание общего и своеобразного в развитии нормального ребёнка и ребёнка с отклоняющимся развитием необходимо для понимания возможностей детей в усвоении материала, для обоснования и разработки содержания и методов обучения в специальных школах, классах и дошкольных учреждениях.
Специалисты: Г.Я. Трошин, Л.В. Занков, Т.А. Власова, И.М. Соловьёв, Т.В. Розанова, Ж.И. Шиф. 1) Общие закономерности в психическом развитии нормального ребёнка есть и у детей с различными умственными и физическими недостатками: последовательность стадий развития психики, наличие сензитивных периодов в развитии психических функций, последовательность развития психических процессов, роль деятельности в психическом развитии, роль речи в формировании ВПФ, ведущая роль обучения в психическом развитии. 2) Развитие нормальных детей, кроме общих особенностей. Характерных для всех, может иметь и своеобразные свойства. Они заключаются в возникновении явления «одаренности», которое проявляется в наличии особых способностей, более высоких по уровню развития, чем у среднестатистических детей. 3) Своеобразное отклоняющееся развитие заключается в возникновении на фоне биологической недостаточности определённых функций вторичных психо- эмоциональных изменений, отличающих ребёнка от обычных детей. Они могут быть в виде положительного своеобразия, вследствие компенсаторного усиления конкретных ВПФ; так и в виде отрицательного, вследствие нарушения других ВПФ. Так, недостаточность рационального мышления вызывает усиление образно- художественного мышления, возможно, до степени одарённости или, наоборот, недостаточность логического мышления вторично ухудшает функцию соответствующего типа восприятия и памяти. Положительное своеобразие детей с отклоняющимся развитием часто сближает их с соответствующим усилением определённых способностей у одарённых нормальных детей (своеобразные свойства индивидуальности). Общие закономерности отклонений в развитии: 1. Отклонения в развитии ребёнка характеризуются не только отрицательными признаками. Т.е. это не ст столько отклоняющееся, сколько своеобразное развитие. Поэтому в современных условиях очень справедливо понятие Кащенко- «исключительные дети».
Отмечено, что их психическое развитие подчиняется общим законам формирования психики нормальных детей(В.И. Лубовский) 2. Такие нарушения, например, как слепота и глухота и др.обусловлены преимущественно биологическими изменениями. И чем более выражены биологические расстройства, тем менее эффективно педагогическое воздействие на психическое развитие ребёнка с отклоняющемся поведением. 3. «Но всё дело в том, что воспитателю приходится иметь дело не столько с этими биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями»(Выготский). Т.е. коррекционный процесс во многом направлен на вторичные нарушения психолого-педагогические, а первичные нарушения реабилитируются преимущественно медицинскими средствами. 4. Поэтому Л.С.Выготским предложена теория сложной структуры отклонений в развитии. Она подразумевает наличие первичного дефекта, вызванного биологическими факторами, и вторичных нарушений, возникающих в ходе отклоняющегося развития. 5. На отклонение в развитии влияет степень и качество первичного дефекта. Так, небольшая потеря слуха, приводит к незначительным нарушениям в развитии речи, а глубокое его поражение без специальной помощи сопровождается немотой ребёнка. 6. Своеобразие развития определяется также сроком возникновения первичного дефекта. Так, у слепорожденного отсутствуют зрительные образы; при потери зрения в младшем школьном возрасте ребенок сохраняет в памяти отрывочные зрительные представления об окружающем мире; у старшего школьника представления характеризуются достаточной полнотой и устойчивостью. 7. На своеобразие отклонений в развитии влияют также условия окружающей среды, особенно педагогические и микросоциальные. Поэтому особую важность имеет ранее выявление дефекта и своевременная его коррекция, т.е. создание необходимых условий для профилактики вторичных нарушений. 8. Процесс обучения опирается не только на сформировавшиеся функции, но и на потенциальные: «Необходимо перевести зону ближайшего развития в зону актуального развития». Вывод: Т.о. знание общего и своеобразного в развитии нормального ребёнка и ребёнка с отклонениями в развитии помогает правильно осуществлять диагностику и строить коррекционный процесс, чтобы он выполнял свои функции и достигал поставленных целей.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.004 с.) |