Общее и своеобразие в развитии нормального и аномального ребёнка.
Содержание книги
- Понятие о специальной психологии
- Категориальный аппарат, принципы
- Основные категории специальной психологии
- Переходный этап (Возрождения, Просвещения)
- Вопрос №4 Дети с отклонениями в развитии (характеристика, категории, проблемы терминологии).
- Вопрос 8: Норма и патология. Типология аномального развития. Пограничные состояния и умеренные отклонения в развитии.
- Вопрос 10. Факторы отклоняющегося развития.
- Биологические причины приобретенных аномалий
- Социальные причины и факторы аномального развития
- Общее и своеобразие в развитии нормального и аномального ребёнка.
- Актуальные проблемы и тенденции развития специальной психологии.
- Вопрос 18. Психогигиена и психопрофилактика
- Вопрос №19. Психотерапия в практике специального психолога.
- Проблема социально - психологической дезадаптации.
- Роль социально-психологической депривации в формировании отклонений в
- Вопрос. Психология коммуникации в практике специального психолога. Коммуникативные дисфункции при различных отклонениях в развитии.
- Этико-правовые основы деятельности специального психолога.
- Роль семейной системы в компенсации и декомпенсации психических нарушений у детей и подростков.
- Общая клинико - психолого - педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью.
- Особенности познавательной сферы и речевого развития умственно отсталого ребёнка.
- Вопрос № 36 Особенности развития личности, деятельности и аффективно-волевой сферы при умственной отсталости.
- Конституциональная и церебро-органическая форма задержанного развития: личностные особенности, специфика построения медико-психолого-педагогического сопровождения.
- Теория) Общая характеристика ЗПР
- Вопрос 40. Особенности эмоционально-волевой сферы и мотивационно-потребностной сферы при социально-педагогической депривации
- В.41. (теория) Психологическое сопровождение детей и подростков с девианным, делинквентным и аддиктивным поведением
- Методы поведенческой интервенции
- Основные цели и задачи психолого-педагогического сопровождения детей с ОДА
- Характеристика аффективно- волевой и мотивационно- потребностной сферы детей с дцп.
- Проблема социально-психологической дезадаптации и коммуникативных дисфункций при ДЦП.
- Закономерности психического развития при сенсорной дефицитарности. Степени выраженности и возрастная обусловленность сенсорного дефекта.
- Вопрос 50. Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями зрения
- Социально-психологическая и профессиональная реабилитация незрячих и слабовидящих. Перспектива социальной адаптации и интеграции.
- Особенности познавательной сферы глухих и слабослышащих.
- Вопрос № 55 Эмоционально – личностные особенности и доминирующие типы патохарактерологического развития глухих и слабослышащих детей.
- Нарушения применимых средств общения
- Вопрос 7. Дефект развития: формы, структура.
- Вопрос 14. Понятия первичных нарушений и вторичных отклонений в развитии. Понятие и виды депривации.
- Интеллектуальная депривация.
- ВОПРОС 24 . Психологическое сопровождение семьи ребенка с отклоняющимся развитием
- Детей с отклонениями в развитии
- Психолого-педагогическая коррекция
- Психолого-медико-педагогическая консультация (комиссия), ее роль в предупреждении и коррекции отклонений в развитии и поведении ребенка
- Вопрос 46. Категория детей «группы риска»: психологические особенности, направления и перспективы психолого-педагогического сопровождения.
- Вопрос 48. Эмоционально-личностные особенности детей с сенсорной недостаточностью, психологическая коррекция нарушений и проблема реабилитации лиц данной категории.
- Эмоционально-личностные особенности детей с сенсорной недостаточностью, психологическая коррекция нарушений и проблема реабилитации лиц данной категории.
- Вопрос №49. Общие психолого-педагогические особенности детей с нарушениями зрения. Характеристика перцептивных особенностей незрячих и слабовидящих.
- Социально-психологическая и профессиональная реабилитация глухих и слабослышащих, перспективы социальной адаптации и интеграции.
Знание общего и своеобразного в развитии нормального ребёнка и ребёнка с отклоняющимся развитием необходимо для понимания возможностей детей в усвоении материала, для обоснования и разработки содержания и методов обучения в специальных школах, классах и дошкольных учреждениях.
Специалисты: Г.Я. Трошин, Л.В. Занков, Т.А. Власова, И.М. Соловьёв, Т.В. Розанова, Ж.И. Шиф.
1) Общие закономерности в психическом развитии нормального ребёнка есть и у детей с различными умственными и физическими недостатками: последовательность стадий развития психики, наличие сензитивных периодов в развитии психических функций, последовательность развития психических процессов, роль деятельности в психическом развитии, роль речи в формировании ВПФ, ведущая роль обучения в психическом развитии.
2) Развитие нормальных детей, кроме общих особенностей. Характерных для всех, может иметь и своеобразные свойства. Они заключаются в возникновении явления «одаренности», которое проявляется в наличии особых способностей, более высоких по уровню развития, чем у среднестатистических детей.
3) Своеобразное отклоняющееся развитие заключается в возникновении на фоне биологической недостаточности определённых функций вторичных психо- эмоциональных изменений, отличающих ребёнка от обычных детей. Они могут быть в виде положительного своеобразия, вследствие компенсаторного усиления конкретных ВПФ; так и в виде отрицательного, вследствие нарушения других ВПФ. Так, недостаточность рационального мышления вызывает усиление образно- художественного мышления, возможно, до степени одарённости или, наоборот, недостаточность логического мышления вторично ухудшает функцию соответствующего типа восприятия и памяти. Положительное своеобразие детей с отклоняющимся развитием часто сближает их с соответствующим усилением определённых способностей у одарённых нормальных детей (своеобразные свойства индивидуальности).
Общие закономерности отклонений в развитии:
1. Отклонения в развитии ребёнка характеризуются не только отрицательными признаками. Т.е. это не ст столько отклоняющееся, сколько своеобразное развитие. Поэтому в современных условиях очень справедливо понятие Кащенко- «исключительные дети».
Отмечено, что их психическое развитие подчиняется общим законам формирования психики нормальных детей(В.И. Лубовский)
2. Такие нарушения, например, как слепота и глухота и др.обусловлены преимущественно биологическими изменениями. И чем более выражены биологические расстройства, тем менее эффективно педагогическое воздействие на психическое развитие ребёнка с отклоняющемся поведением.
3. «Но всё дело в том, что воспитателю приходится иметь дело не столько с этими биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями»(Выготский). Т.е. коррекционный процесс во многом направлен на вторичные нарушения психолого-педагогические, а первичные нарушения реабилитируются преимущественно медицинскими средствами.
4. Поэтому Л.С.Выготским предложена теория сложной структуры отклонений в развитии. Она подразумевает наличие первичного дефекта, вызванного биологическими факторами, и вторичных нарушений, возникающих в ходе отклоняющегося развития.
5. На отклонение в развитии влияет степень и качество первичного дефекта. Так, небольшая потеря слуха, приводит к незначительным нарушениям в развитии речи, а глубокое его поражение без специальной помощи сопровождается немотой ребёнка.
6. Своеобразие развития определяется также сроком возникновения первичного дефекта. Так, у слепорожденного отсутствуют зрительные образы; при потери зрения в младшем школьном возрасте ребенок сохраняет в памяти отрывочные зрительные представления об окружающем мире; у старшего школьника представления характеризуются достаточной полнотой и устойчивостью.
7. На своеобразие отклонений в развитии влияют также условия окружающей среды, особенно педагогические и микросоциальные. Поэтому особую важность имеет ранее выявление дефекта и своевременная его коррекция, т.е. создание необходимых условий для профилактики вторичных нарушений.
8. Процесс обучения опирается не только на сформировавшиеся функции, но и на потенциальные: «Необходимо перевести зону ближайшего развития в зону актуального развития».
Вывод: Т.о. знание общего и своеобразного в развитии нормального ребёнка и ребёнка с отклонениями в развитии помогает правильно осуществлять диагностику и строить коррекционный процесс, чтобы он выполнял свои функции и достигал поставленных целей.
|