Понятие о специальной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о специальной психологии



Методы

В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования. В ней, как и в общей, детской и педагогической психологии, применяются:

-- индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент,

-- наблюдение,

-- изучение продуктов деятельности (например, анализ письменных работ детей, изучение их рисунков, предметов, производимых ими в процессе трудового обучения и др.),

-- анкетирование,

-- проективные методики,

-- обучающий эксперимент,

-- условно-рефлекторные методики.

Каждая из методик применяется в определённых целях и с учётом индивидуальных особенностей объекта изучения.

Так, экспериментально-психологические методики, используемые в индивидуальном или групповом лабораторном психологическом эксперименте, представляющие собой различные задания, выполнение которых требует применение обследуемым определённых операций и действий, позволяют выявить наличие и особенности этих действий, позволяют выявить наличие и особенности этих действий у обследуемого ребёнка, свойства его личности.

Практически всякое задание, независимо от его основной направленности при обследовании ребёнка, в большей или меньшей мере позволяет видеть его интеллектуальные возможности, так как, для того чтобы выполнить задание, необходимо понять инструкцию и на основе её понимания осуществить определённые действия. Чем сложнее инструкция, тем большим должно быть участие мыслительных процессов в её понимании (независимо от степени сложности самого задания). Это должно учитываться при проведении экспериментов с детьми, имеющими недостатки развития. Уже из этого следует, что каждая экспериментально-психологическая методика имеет ограничения, связанные с особенностями конкретного недостатка развития, а также определённые возрастные границы своего применения. Так, например, анкетирование можно применять при изучении детей с недостатками развития более старшего возраста, хотя в экспериментах с нормально развивающимися это возможно раньше.

  Особое значение при изучении детей с недостатками развития приобретает наблюдение. Из-за ряда особенностей этих детей применение экспериментальных методик в раннем и дошкольном возрасте часто не даёт значимых результатов. Тщательное наблюдение за поведением ребёнка должно осуществляться и в экспериментальных ситуациях. Такое наблюдение может дать очень многое для понимания характера трудностей ребёнка при выполнении им различных заданий.

    Требует специальной разработки метод анкетирования родителей, воспитателей, педагогов для оценки уровня и особенностей развития ребёнка в раннем возрасте. При этом наиболее значимые данные могут быть получены не исследователем в короткие периоды специально организованных наблюдений, а теми, кто видит ребёнка ежедневно на протяжении многих часов, кто наблюдает динамику его развитие в течение длительного периода времени.

      Все экспериментальные исследования обычно строятся как сравнительные. Чтобы результаты психологического эксперимента или исследования были полноценными и плодотворными, данные, полученные при изучении какой-то определённой группы детей с недостатками развития, обязательно должны сопоставляться с результатами выполнения точно таких же заданий группой нормально развивающихся сверстников. Другими словами, в исследованиях специальной психологии для сравнения всегда организуются контрольные группы.

     Важную методологическую проблему специальной психологии составляет разработка и применение невербальных психологических методик. Поскольку у нескольких категорий детей с отклонениями развития имеются значительные недостатки словесной речи, затрудняющие понимание ими словесных инструкций и ответы на задания в словесной форме, трудно, а то и невозможно выявить уровень умственного развития этих детей, используя словесные задания.

  Невербальные задания, решение которых может быть выражено в форме практических действий, позволяют обойти эти трудности и получить представление, например, об интеллектуальных возможностях ребёнка или об особенностях восприятия.

  Прямо противоположная ситуация имеет место при изучении детей с глубокими недостатками зрения. Применение зрительно воспринимаемых заданий становится невозможным. Часть заданий наглядного характера может быть представлена в рельефной форме, воспринимаемой осязательно. Однако не все методики могут быть преобразованы таким путём. Поэтому намного большее значение, чем при исследовании лиц с нормальным зрением, приобретают вербальные задания и особый их подбор с учётом своеобразия речи незрячих.

Античный этап

У ряда народов Древней Греции, Рима предпринимались попытки осуществления государственного контроля за рождаемостью с отбором и уничтожением неполноценных детей. Т. к. например в Спарте, они не могли стать хорошими воинами, и накопление их в обществе способствовало его вырождению из-за передачи наследственных дефектов из поколения в поколение. В Древней Руси издавна к подобным детям относились с большим состраданием и любовью. С приходом христианства в народе они стали почитаться как страдающие за грехи всех других людей. Поэтому их кормили, пускали на ночлег, и считалось непростительным делом обидеть «убогого».

3. Средневековый этап

По указу крестителя Руси князя Владимира уже в 996 году на церковь возлагалась обязанность за счет десятины княжеских доходов открывать в городах «странноприемницы», сиротские, вдовьи дома и больницы. Странноприемницы обычно создавались для детей с отклонениями в развитии при монастырях, где они трудились, посещали богослужение, изучали грамоту, а при необходимости получали лечение средствами народной медицины (отвары трав, препараты растительного и животного происхождения). В 1551 г. Иван Грозный издает через Стоглавый Собор указ о помещении «бесных» и «лишенных разума» в монастыри, чтобы они могли «получать вразумление и приводиться в истину».

В средние века в Европе дети, имеющие значительные отклонения в психическом и физическом развитии почитались одержимыми темными силами и часто преследовались, вели нищенское существование, асоциальный образ жизни (вспомним главного героя романа Виктора Гюго «Отверженные»), могли уничтожаться инквизицией. В 17-18 веках стали открываться особые дома для принудительного содержания определенных категорий таких детей, особенно с психическими болезнями. В них детей или приковывали цепями, или привязывали к кровати, а вместо лечения использовались холодные ванны, голод и изгнание «духов» телесными наказаниями.

Пограничные состояния

Пограничные состояния — обозначение слабых, стертых форм нервно-психических расстройств, находящихся вблизи условной границы между психическим здоровьем и выраженной патологией. Круг таких расстройств очень широк. Выделяются пограничные состояния в узком смысле — это психогении без острых психотических расстройств (реактивные состояния, неврозы), психопатии, психические нарушения в экстремальных условиях деятельности. Пограничные состояния в широком, лечебно-практическом смысле — это медленно начинающиеся вялотекущие формы шизофрении, мягкие формы циркулярного психоза (циклотимия), психосоматические расстройства, хронический алкоголизм (без выраженной деградации личности) и т. д., когда больные не обнаруживают глубоких изменений психики. В целом для пограничных состояний характерно наличие конкретных психосоциальных факторов, оказывающих доминирующее влияние на их формирование, и преходящее нарушение адаптивных возможностей и интегрированности личности. Люди, находящиеся в пограничных состояниях, нуждаются в специализированной психотерапевтической и социально-психологической помощи, которая осуществляется как медицинскими учреждениями, так и ориентированными на здоровых людей консультативными центрами, по «телефону доверия».

К числу видимых первопричин болезни относят переживаемые человеком различные конфликты психологического характера — будь то внутренние или с окружающей средой. Нередко существуют и более глубинные причины — биологическая предуготовленность, предопределенные генетически особенности характера.

Вопрос №11

Вопрос 12.

Вопрос 16

Концепция раннего вмешательства. Вопросы абилитации детей с аномальным развитием.

В настоящее время в России разрабатывается система ранней психологической диагностики и коррекции лиц с отклонениями в развитии.

Базой для создания данной концепции послужили исследования в Европе.

Сензитивный период- формируются динамические стереотипы, нервная ткань постепенно функционирует. Доказано, что проведение психологической помощи до3-х лет позволяет скоррегировать нарушение в кротчайшие сроки из-за особой пластичности нервной ткани. Поврежденное полушарие отдает свои функции здоровому, что открывает возможности для полноценной интеграции группы нормально развивающихся сверстников.

Формирование фундаментальных черт личности, доминирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребенком социально-культурного опыта. Эффективность этого процесса в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья определяется своевременностью проведения абилитационных мероприятий. Поэтому проблема социально-культурной абилитации на современном этапе развития общества представляется весьма актуальной.

. Абилитация рассматривается, прежде всего, в контексте таких проблем, как формирование личности в условиях аномального развития, ее социальной адаптации и успешной социализации, а также проблемы целенаправленных коррекционно-воспитательных воздействий на индивида.

С точки зрения специальной педагогики, абилитация (от лат. аbilitas – оборудовать умением, способностью) – комплекс услуг, мер, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психофизического развития ребенка.

Определение «абилитации» в социальном контексте сформулировано О.А.Герасиненко. По ее мнению, абилитация это создание новых возможностей, наращивание социального потенциала, то есть возможности личности реализоваться в данном сообществе

По мнению автора, говорить об абилитации следует тогда, когда речь идет о развитии у ребенка тех функций и способностей, которые в норме появляются без специальных усилий окружающих, а у ребенка с проблемами здоровья могут возникнуть только в результате направленной работы специалистов.

Следует иметь в виду, что развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья происходит в ограниченном пространстве, вне полноценного общения со сверстниками и взрослыми, что способствует развитию вторичной аутизации и формированию эгоцентрических установок. Дети с ограниченными возможностями здоровья зачастую воспитываются в условиях гиперопеки со стороны родителей и ближайших родственников. В связи с тем, что у ребенка нарушена та или иная жизненная функция, ему приписываются феномены «плохости», «слабости», не уделяется внимание развитию у него интересов, желаний, что в конечном итоге приводит к психологической инвалидности, которая в свою очередь усугубляет его физические недостатки. Вырастая, такой ребенок оказывается не способным к самостоятельной жизни, но не в связи наличием дефекта, а из-за несформированности необходимых личностных качеств. Система абилитации больных и инвалидов в России только зарождается. В Министерстве социального развития создан Департамент проблем семьи, женщин и детей; на региональном и муниципальном уровнях формируются Центры реабилитации.

Согласно Л.О.Бадаляну, об абилитации следует говорить в тех случаях, когда инвалидирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. Этот ребенок не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни. Абилитация предусматривает лечебно-педагогическую коррекцию двигательной, психической и речевой сферы детей младшего возраста.

 В настоящее время в Российской Федерации «абилитация» определена как комплекс государственных, социально-экономических, юридических, педагогических и иных мероприятий по включению больных и инвалидов в активную социальную, общественную и трудовую деятельность.

Понятие социально-культурной абилитации раскрывается в связи с рассмотрением таких социальных явлений, как социализация и социальная адаптация.

Процесс социализации включает в себя сложные процессы передачи и освоения человеком конкретных социальных ситуаций, условий, норм, принципов поведения, социальных вкусов, ценностей, т.е. социализация создает возможность отдельному человеку выполнять различные социальные роли. Реализации этих возможностей, их переходу в действительность способствует процесс социальной адаптации. В процессе социальной адаптации происходит согласование норм, ценностей, убеждений, знаний отдельного человека с нормами, ценностями и т.д. того коллектива, той социальной группы, в которую данный человек входит.

В ряде исследований подчеркивается, что социализация создает предпо­сылки социальной адаптации, являясь ее условием и основой. Чем более многочисленны эти предпосылки (что выражается в богатстве усвоенно­го социального опыта, в разнообразии тех социальных ролей, которые выполняет данный индивид) тем больше оснований для успешного осуществ­ления процесса адаптации, что позволяет человеку скорейшим образом «включаться» в определенный вид деятельности, в работу коллектива и т.д. Недостаточная степень социализированности человека может «тормозить» процесс социальной адаптации, либо сделать его невозможным. В свою очередь социальная адаптация оказывает обратное влияние на протекание процесса социализации, она может либо замедлять, либо ускорять его.

Если процесс социализации ребенка происходит нормально, то он со временем успешно адаптируется к условиям своей социальной среды и интегрирует в общество в соответствии с нормами и требованиями, вырабо­танными в обществе. А если возможности ребенка ограничены, то возникает объективная потребность в обходных путях, поиске особых механизмов, которые путем создания ряда специальных ситуаций помогут вывести его на более высокий уровень социализации.

Огромные возможности социокультурных технологий в абилитации детей с нарушениями в развитии реализуются далеко не в полном объеме. Между тем, использование социокультурных технологий может помочь детям с ограниченными возможностями развить творческую деятельность, коммуникативные навыки, освоить принятые модели поведения, сформировать уверенность в себе.

 


 

20.(теория)

Концепция раннего вмешательства. Вопрос абилитации детей с аномальным

развитием.

Актуальность.

Необходимость создания в нашей стране системы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии (профилактика появления отклонений, ранняя диагностика и специальная помощь детям с отклонениями в развитии и воспитывающим их семьям) как общего приоритетного направления специального образования определяется социально-экономическими условиями современной жизни и их последствиями для населения, политикой государства по отношению к проблемным детям, возможностями науки и практики в оказании такой помощи.

Значительным вкладом в осознание необходимости ранней помощи детям с отставанием в развитии стали зарубежные научные исследования по проблемам: социально-эмоционального развития младенцев; влияния раннего эмоционального опыта ребенка на его дальнейшее развитие (Р. Болби, 1959; Д. Винникотт, 1960; М. Айнсворт, 1978 и др.); взаимодействия матери и младенца с оценкой их социального поведения (Ф.Фогель, 1977; Д.Н.Штерн, 1977 и др.); влияния личности матери на взаимоотношения с ребенком; протекания взаимодействия и формирования взаимной привязанности у младенцев групп риска (в том числе у младенцев с нарушениями зрения и недоношенных детей) и их матерей (Т.М.Филд, 1990 и др.); развития младенцев у матерей с психиче­скими расстройствами и из групп социального риска - страдающих алкоголизмом, наркоманией, несовершеннолетних матерей, одиноких женщин с низким прожиточным уровнем (Т.М.Филд, 1987, 1990;Д.Беквит, 1990 и др.).

Большую роль в поиске эффективных решений проблемы раннего (от нескольких дней жизни младенца до трехлетнего возраста) выявления и специальной помощи сыграло переосмысление на современном уровне положений выдающегося отечественного психолога Л.С.Выготского о социальности развития младенцев и об их отношениях со взрослыми, конкретизированных в исследованиях психологии младенчества и генезиса общения М.И.Лисиной (1974; 1986; 1987) и ее учениками.

 

Теория.

Результаты отечественных и зарубежных научных исследований убедительно доказывают, что раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии с первых лет или даже месяцев жизни ребенка позволяют предупредить появление дальнейших отклонений в его развитии, скорригировать уже имеющиеся, значительно снизить степень социальной недостаточности детей, достичь более высокого уровня их общего развития, а впоследствии и образования, а также более успешной интеграции в общество.

Анализ становления и тридцатилетнего опыта функционирования западных систем ранней диагностики и ранней комплексной коррекции отклонений в развитии детей показал значительную результативность их внедрения на государственном уровне, возможность экономии средств за счет коррекции и реабилитации на ранних этапах жизни ребенка, поскольку при этом значительно сокращаются расходы на дорогостоящую систему школьного стегального образования.

Демографы и социологи отмечают, что в условиях современной жизни российского общества более всего страдает семья. Ослабляются сложившиеся нравственные и этические нормы, традиции семьи. Возрастает напряженность отношений в семье вследствие недостаточной ее экономической защищенности. Все это снижает воспитательный потенциал семьи, а в случае рождения проблемного ребенка ее роль в реабилитации и социализации становится незначительной. Семейное неблагополучие становится важнейшей причиной возросшего количества детских и подростковых эмоциональных отклонений и нарушений. Это создает значительные проблемы в развитии ребенка и затрудняет процесс специальной коррекционно-педагогической помощи.

Другой серьезной проблемой становится ухудшение состояния здоровья детей. Доля рождения здоровых новорожденных в течение последних 7 лет снизилась с 48,3 до 36,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы. Органам здравоохранения в результате принятых в последние годы неотложных мер удалось стабилизировать показатели детской и материнской перинатальной (родовой) смертности. Повысился процент рождения недоношенных детей с критически низкой массой тела при рождении (от 700 до 1100 г.), оставляющих группу высокого риска по слуховой и зрительной патологии, детскому церебральному параличу, интеллектуальной недостаточности, слепоглухоте и сложным нарушениям в развитии.

Научные эксперименты показали, что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части детей обеспечить возможность включения в общий образовательный поток (интегрированное обучение) на более раннем этапе возрастного развития, исключив необходимость дорогостоящего специального образования.

Важным условием успешной коррекционной работы с детьми младенческого и раннего возраста становится разработка педагогических и организационных условий включения родителей в реализацию индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения. Существует несколько подходов к коррекции семейной ситуации развития аномальных детей, выявлены наиболее важные аспекты профилактической работы с родителями проблемного ребенка, позволяющие предотвратить ряд вторичных отклонений в его развитии. Разработаны направления и организационные формы работы специалистов с семьей, способствующие формированию у родителей положительного отношения к малышу и обеспечивающие освоение эффективных и доступных форм взаимодействия с ребенком в бытовых, эмоциональных и игровых ситуациях.

Абилитация - система лечебно-педагогических мероприятий направленных на предупреждение, лечение и коррекцию отклоняющегося развития у детей в раннем возрасте.

Вывод.

Проблема раннего вмешательства является очень актуальной и важной в наше время, так как если вовремя начать работу с ребенком с аномальным развитием, то можно сгладить имеющиеся у него недостатки, а также не допустить появления вторичных дефектов.

 

ДЕТИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ.

1. Общая характеристика.

Умственная отсталость олигофренической этиологии характеризуется не прогрессирующим течением и при правильном воспитании и обучении позволяет адаптировать ребенка в обычных социальных условиях. Но при воздействии ряда биологических факторов (дополнительные инфекционные заболевания, интоксикации, черепно-мозговые травмы), социальных факторов (конфликтные ситуации в семье, неправильное воспитание) прогноз заболевания может ухудшаться.

Обычно это происходит в подростковом возрасте, в период полового созревания, когда наблюдается перестройка во всех системах организма, и он становится особенно уязвим для биологических и социальных воздействий. При этом ведущее значение отводится психотравмирующим факторам, связанным с безуспешным пребыванием в массовой школе, пренебрежительным отношением сверстников и взрослых и т.д.

Среди типов нарушений поведения, наблюдаемых у подростков-олигофренов, наибольшее значение имеют психопатоподобные расстройства, препятствующие социальной адаптации, и способствующие формированию асоциального поведения вплоть до преступлений. В настоящее время эта группа отклонений в развитии называется "девиантное поведение", или уклоняющееся от обычных социальных норм.

Существуют многочисленные классификации, в частности Лебединская К.С., 1976 делит этих детей на две группы: психическая декомпенсация невротического типа; психическая декомпенсация психопатоподобного типа.

2.Формы девиантного поведения.

2.1.Психическая декомпенсация невротического типа:

Ее формирование связано с болезненным переживанием чувства собственной интеллектуальной неполноценности. У подростков отмечается повышенная ранимость, неверие в свои возможности, страх перед будущим, преувеличенное переживание своих неудач. При этом снижается успеваемость. Во время устных ответов, контрольных работ они испытывают страх, растерянность. Они переживают особенности внешности: косоглазие, микроцефалию, моторную неловкость и т.д.

Чувство неполноценности вызывает образование аутистических наклонностей - болезненного состояния психики, характеризующегося сосредоточенностью на своих переживаниях, уходом в себя от реальности внешнего мира. Они предпочитают быть одни, а в фантазиях компенсаторного типа они представляют себя красивыми и сильными... Поступки, внешне носящие асоциальный характер, например попытки бродяжничества, носят характер защитных реакций.

угрожающее, вызывает бурную реакцию тревоги. С состояниями страхов связаны так же различные защитные действия и движения, носящие характер ритуала. В целом страхи усиливают отрицательное эмоциональное отношение к окружающему. 5. Интеллектуальное развитие.

Интеллектуальная недостаточность не является обязательной для аутизма, Еще Л. Каннер (1955) отмечал, что эти дети нередко могут иметь хорошие интеллектуальные данные и даже быть парциально одаренными: обладать абсолютным музыкальным слухом, рисовать и т. д. Однако, для их интеллектуальной деятельности в целом типичны нарушения целенаправленности, затруднения в концентрации внимания, быстрая утомляемость. Имеется так же определенная необычность мышления, склонность к символизму.

Сама интеллектуальная деятельность имеет аутистическую направленность. Игры, интересы ребенка далеки от реальной ситуации, их содержание монотонно, а поведение однообразно. Игры длительно сохраняют манипулятивиый характер. Причем дети предпочитают манипуляции с не игровыми предметами: папочками, бумажками и т. д.

Аутистические фантазии имеют сказочную форму, часто возникает сюжет перевоплощения в животных. В отличие от игры здорового ребенка наблюдается полный отрыв от реальности, охваченность всего поведения фантастическим сюжетом. Их содержание связано с попыткой компенсировать имеющиеся страхи, чувством собственной неполноценности.

6.Речь.

Часто при потенциально большом словарном запасе и способности к сложным оборотам дети не пользуются речью для общения. Это может быть частичный или полный мутизм, аутичная речь, обращенная в пространство, к самому себе, эхолалия при ответах на вопросы. Характерно неупотребление личных местоимений, речь о себе во втором или третьем лице. Тембр и модуляции голоса неестественны, часто вычурны и певучи. При недоразвитии коммуникативной функции речи нередко наблюдается повышенное стремление к словотворчеству, неологизмам, бесцельному манипулированию звуками, слогами, отдельными фразами из стихов и песен.

Могут наблюдаться дисфазии (Вебер Д., 1978), нарушения понимания значений слов, неспособность к усвоению грамматических правил (Раттер М., 1978). Речевые нарушения также расценивают как одно из проявлений недостаточности мышления, а именно невозможности использования знаков и символов.

7.Моторика.

Наблюдается неловкость произвольных движений, трудности, в освоении навыков самообслуживания. Отмечается мышечная гипотония, слабость мышц, особенно рук. Вместе с тем формируется манерность и вычурность движений, склонность к гримасам, неожиданным жестам, сходным с навязчивыми ритуалами. Расстройства функции вестибулярного аппарата обуславливают страх при нарушении равновесия, тенденцию к вращательным движениям.

Двигательные нарушения часто напоминают моторную апраксию с отсутствием плавности, толчкообразностью движений, отсутствием гибкости, нарушением координации. Изменяется программа организации движений и осмысления предмета как объекта целенаправленной деятельности. Имеется сочетание относительной сохранности отдельных операций с более выраженным нарушением их временно-пространственной реализации. Застывший или скользящий взор, неустойчивость зрительной фиксации предполагают наличие и зрительно-моторных расстройств. Общие закономерности изменения моторики проявляются и в речи, в виде нарушения ритма, темпа речи /ее скандированность, толчкообразность/.

8. Психический тонус.

Вышерассмотренные нарушения связаны с дефицитарностью определенных анализаторных систем (гностических, речевых, двигательных). Вторая группа расстройств обусловлена недостаточностью активирующей, инстинктивно-аффективной системы. Если

первая локализуется на уровне коры головного мозга, то вторая - на уровне подкорковых структур.

Их функция связана с регуляцией гуморальных и вегетативных процессов, обеспечивающих тоническую основу нервно-психических функций. От состояния тонической регуляции зависит уровень бодрствования, психической и моторной активности, побуждении к деятельности.

С позиции теории психического стресса Г. Селье аутичный ребенок в процессе любой деятельности не удерживается на стадии приспособительной мобилизации психического тонуса, а находится на стадиях патологического напряжения и истощения. В картине аутизма они последовательно сменяют друг друга.

Выявляется нарушение концентрации внимания, его мерцание, быстрая истощаемость. К резким колебаниям внимания, когда ребенок практически выключается из ситуации, относятся и кратковременные утери мысли (шперрунги). Низкий психический тонус способствует низкому уровню протекания всех других психологических процессов.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.045 с.)