Характеристика аффективно- волевой и мотивационно- потребностной сферы детей с дцп. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика аффективно- волевой и мотивационно- потребностной сферы детей с дцп.



В настоящее время увеличивается количество детей с отклонениями в развитии, в том числе детей с ДЦП. Знание и учет особенностей развития аффективно-волевой и мотивационно- потребностной сфер детей с ДЦП позволит спец. психологу определить направления коррекционной работы, её содержание и методы.

Специалисты: М.С.Певзнер, Т.А.Власова, В.В.Ковалёв. Г.Е.Сухарева и др.

 ДЦП – это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционированием мышц.

 Психологические механизмы формирования личности едины и для нормально развивающегося ребёнка, но разные условия этого формирования приводят к появлению специфических закономерностей развития личности ребёнка с аномалиями в развитии.

У большинства детей с ДЦП встречается ЗПР по типу психического инфантилизма. В основе психического инфантилизма лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально- волевой сферы при незрелости последней.

 Выделяют простой (неосложненный) психический инфантилизм (Ковалёв), к нему относят также гармонический инфантилизм (Сухарева). При этой форме психическая незрелость проявляется во всех сферах деятельности ребенка, однако преимущественно в эмоционально- волевой (Певзнер).

 Но к сожалению у детей с ДЦП чаще осложненный вариант инфантилизм. Ковалёв выделяет 3 варианта осложненного психического инфантилизма у детей с ДЦП:

1.Сочетание психического инфантилизма с невропатиями – это врожденная детская нервность. При данном варианте дети отличаются повышенной возбудимостью, очень остро реагируют на все виды раздражителей. Для них характерна неустойчивость нервной системы, истощаемость, пугливость, страх перед всем новым.

2. Сочетание психического инфантилизма с церебростеническими явлениями. Когда эмоционально-волевая незрелость сочетается с эмоциональной незрелостью, а также с нарушениями внимания, памяти и снижением работоспособности.

3. Органический психический инфантилизм, когда эмоционально-

Волевая незрелость сочетается с тугоподвижностью мыслительных процессов. Такие дети инертны, обладают ограниченным количеством

знаний об окружающем. Данный вариант психического инфантилизма наиболее часто встречается при атонически- астонической форме ДЦП, т.е. когда имеются лобно-мозжечковые поражения ЦНС. Страдает сильнее волевая сфера, имеются нарушения поведения, некритичность к своим поступкам.

 Основная масса детей проявляет вялость, пассивность, заторможенность, с трудом приспосабливаются к новой обстановке, плохо налаживают контакты с окружающими, у таких детей возникает нарушение сна, присущи всевозможные страхи (за собственное здоровье, страх смерти, страх перед падением и др.).

 Для всех детей с ДЦП характерна повышенная утомляемость и низкая работоспособность. Т.е. дети данной категории не переносят длительного эмоционального напряжения, это связано со слабой волевой регуляцией поведения. Выделяют несколько групп детей по уровню волевого развития:

Для 1 характерно общее снижение волевого тонуса, нежелание регулировать своё поведение и волевой инфантилизм. Из числа обследованных детей эту группу составляет около 37% подростков.

2- подростки с высоким уровнем развития воли. Т.е. они обладают адекватной самооценкой и умеют правильно оценивать свои возможности и силы. Из числа обследованных данную группу составляет 20% подростков.

3- уровень волевого развития средний. Т.е. в разных обстоятельствах дети могут проявлять высокий уровень активности, но это зависит от таких обстоятельств, как интерес ребёнка к деятельности, самочувствие в настоящий момент, участие ребёнка в лечебных процедурах.В эту группу вошло 43% от общего числа изученных подростков.

 

Осознание своего дефекта по данным Колежнюк у детей происходит около 7-8 лет. Это связано с недоброжелательным отношением окружающих к дефекту ребёнка. В этом возрасте могут возникать психогенные реакции, которые разделяются на 2 вида:

1) гипостенические, т.е. поведение носит пассивно- оборонительный характер. Для детей характерна чрезмерная ранимость, застенчивость, робость, пугливость и т.д.

2) гиперстенический вариант, проявляется агрессивно защитными формами поведения. Агрессивные реакции детей можно поделить на 3 вида:

1) остенофобические;

2) остенодипрессивные;

3) смешанная форма;  

 

 

Вывод: Т.о. специальному психологу необходимо знать особенности аффективно-волевой и мотивационно-потребностной сферы детей с ДЦП для правильной организации учебного процесса. Именно учёт этих особенностей позволит специалисту осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку и построить коррекционную работу с детьми с ДЦП так, чтобы она была наиболее эффективной.


 

№45.Психомоторное,речевое и интеллектуальное развитие детей с ДЦП.                    



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.129 (0.004 с.)