Вопрос 40. Особенности эмоционально-волевой сферы и мотивационно-потребностной сферы при социально-педагогической депривации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 40. Особенности эмоционально-волевой сферы и мотивационно-потребностной сферы при социально-педагогической депривации



Изолированное действие социальных факторов (при отсутствии биологический нарушений) редко приводит к появлению аномалий в развитии. Тем не менее к таким аномалиям развития, как патологическое формирование личности или невроз, приводят длительные неблагоприятные условия воспитания. Чем раньше возникли неблагоприятные социальные условия, тем более грубыми и стойкими будут нарушения развития.

Денривация – это ограничение определенных функций ведущая к задержке их развития.

Данное ограничение может вызываться:

1. Аномалией отвечающей за эту систему

2. Отсутствие внешних условий для реализации функции

Социальная депривация вызывается неблагоприятными условиями жизни и воспитания следствием которого является нарушение сенсорного развития, общение с окружающими, задержка умственного развития с формированием соответствующих свойств личности. В состоянии социальной изоляции ребенок испытывает чувство одиночества, повышенной тревожности и страх перед окружающим миром.

3 уровня психологического взаимодействия:

1. Внутриличностный

2. Макросистемный

3. Межличностный

Внутриличностное взаимодействие рассматривается в частности через особенности темперамента ребенка, в основе которого лежат врожденные психологические процессы. Сложности детского темперамента: повышенная возбудимость, плохой сон, частый плач могут вызывать негативные эмоциональные реакции по отношению к ребенку, что приводит к социальной изоляции. Детские страхи, тревожность, излишняя подвижность могут быть преодолены за счет заботливого ухода, чуткого отношения со стороны родителей.

Межличностный оценивается как опыт общения ребенка с родителями которые интерпретируются как надежные и не надежные взаимодействия. В первом случае родители внимательно и адекватно реагируют на потребности, чувства детей, умеют предвидеть последствия их поступков, поддерживают уверенность в себе в межличностных отношениях. В этом случае у ребенка формируется базисное доверие к миру, усиление его активности в исследовании окружающего мира. В случае негативных межличностных взаимодействий когда родители не понимают особенности мотивации своего ребенка, проявляют негативные реакции, у него не возникает доверие к миру, угнетается познавательная активность, снижается самооценка, что приводит к ограничению контактов со сверстниками и взрослыми. Чрезмерная опека родителей является причиной возникающей у ребенка психологической зависимости от них, а также страх перед новыми проблемными ситуациями.

Макросистемные отношения - экономическое положение семьи, образование родителей, характер социально-психологического взаимодействия в том числе в периоды семейных кризисов приводят к неадекватному положению родителей по отношению к ребенку.

Дж. Эйсендорфом предложена мотивационная теория социальной депривации.

В этом случае отклонения в социальном развитии рассматриваются через механизмы избегания. Нарушение во взаимодействии этих мотивов приводит к возникновению трудностей в общении. 3 типа нарушений:

1. Низкая мотивация приближения, когда дети предпочитают находиться отдельно от других людей. Проявляется в раннем возрасте одиночной конструктивной и исследовательской активности ребенка. Наличие низкой мотивации приближения обусловлено преобладанием интереса детей к предметному миру, но ее сохранение в школьном возрасте может свидетельствовать об отклонениях в развитии (синдром аутизма).

2. Конфликт мотивации приближения и избегания. Выражается в том, что дети хотят общаться с другими людьми, но по какой-то причине избегают общении особенно в новых ситуациях. Может сопровождаться поведенческим компромиссом. Наблюдение за другими из далека или одиночная игра, но неподалеку от группы сверстников. Эти дети отличаются повышенной осторожностью, тревожностью, они скованы, застенчивы, особенно с незнакомыми. Может вызываться негативной оценкой поведения ребенка, обидой или сверхконтролем взрослых.

3. Сочетание выраженного мотива социального приближения и слабо выраженного мотива избегания. Эти дети чрезмерно коммуникабельны, контактны, не знают меры во взаимодействии с другими людьми. Сверстники часто избегают их из-за чрезмерной навязчивости в общении.

Интеллектуальная депривация

Помещение ребенка в условия искусственной сенсорной изоляции, когда ограничивается поступление информации от родителей, от окружающей социальной среды, от сверстников, но это оказывает выраженное негативное воздействие на формирование интеллекта. Поэтому с раннего детского возраста рекомендуется использование различных сенсорных стимулов для активации его психических функций.

Интеллектуальная депривация связана, с одной стороны, с внутренней невозможностью реализации адекватных функций мышления (наличие аномалии развития мозга); с другой стороны, с ограничением интеллектуального взаимодействия с окружающими. Интеллектуальная депривация может быть вторичной по отношению к сенсорной. Она формируется вследствие недостаточного поступления информации о внешнем мире, общем снижении активности мозга и всех психических процессов.

Поражение центров мозга, ответственных за процессы мышления, вызывают первичную недостаточность интеллектуальных функций. При этом раннее недоразвитие более простых форм мышления ограничивает (депривирует) дальнейшее развитии более сложных и совершенных форм.

Отсутствие или нарушение адекватных механизмов мышления затрудняет не только его собственное развитие, но и формирование других ВПФ. Так как мышление является интегративной функцией мозга, то страдают многие другие психические процессы (внимание, память, волевая деятельность).

Низкий уровень культуры микросоциальной среды, недостаточные ее образовательные условия, редкое общение взрослых с ребенком вызывают внешнюю интеллектуальную депрнвацию. В этом случае развитие мышления задерживается из-за недостаточного педагогического воздействия на ребенка, отсутствия стимуляции познавательной активности со стороны взрослых.

Общая познавательная активность снижается, не развиваются необходимые навыки интеллектуальной деятельности. В результате возникает неуспеваемость, педагогическая запущенность. При сочетании интеллектуальной депривации со стороны социума с биологической недостаточностью данных функций вызывает более глубокие нарушения мышления (ЗПР, олигофрения).

В свою очередь наличие интеллектуальной недостаточности вызывает вторичное образование социальной изоляции, когда сверстники отказываются от общения с данным ребенком или общение носит негативный характер. Это также способствует психической самоизоляция, что усугубляет имеющийся интеллектуальные нарушения.

Социальная депривация

Это вызывается неблагоприятными условиями жизни и воспитания, следствием которых являются нарушения сенсорного развития, общения с окружающими, задержка умственного развития с формированием соответствующих свойств личности. Социальная изоляция подобно состоянию человека, страдающего от одиночества, испытывающего ощущения тревожности, чувство небезопасности, внутреннего напряжения, дискомфорта, страха перед окружающим миром.

К. Рубиным предложена социоэмоциональная модель регуляции поведения, анализирующая трудности, возникающие при взаимоотношении ребенка с окружающим миром. Это взаимодействие осуществляется с участием трех уровней: внутрииндивидуальных, межиндивидуальных и макросистемных психологических сил.

1. Внутрштдивидуальные взаимодействия рассматриваются через особенности темперамента ребенка, в основе которого лежат врожденные психо-физиологические процессы. Сложности детского темперамента (сильная возбудимость, плохой сон, частый плач) вызывают раздражение родителей, их эмоциональные реакции по отношению к ребенку приводят к социальной изоляции детей. Наоборот, детские страхи, тревожность, излишняя подвижность, повышенная возбудимость могут быть преодолены созданием заботливого ухода и чуткого отношения.

2. Межиндивидуальные взаимодействия. Оцениваются как опыт общения ребенка с родителями, который интерпретируется в терминах надежных или ненадежных взаимоотношений. В первом случае родители внимательно и адекватно реагируют на чувства, потребности детей, умеют предвидеть последствия их поступков, поддерживают их уверенность в себе, в межличностных отношениях. В этом случае у ребенка формируется доверие к миру, отмечается усиление его активности в исследовании социального и предметного окружения.

В случае негативных межличностных взаимодействий, когда родители не чувствуют особенности мотивации своего ребенка, часто раздражаются, ведут себя неровно, не любят его, у него не возникает доверия к миру, что негативно отроется на его развитии: угнетает познавательную активность, снижает самооценку, приводит к отстранению, от сверстников. Чрезмерная опека родителей является одной из причин возникновения у ребенка психологической зависимости от них, страх перед новыми проблемными ситуациями, что закрепляет чувство незащищенности.

3. Макросистемные взаимоотношения - это экономическое положение семьи, образование родителей и характер социально-психологических взаимоотношений в семье. Нарушения этих взаимодействий, семейные кризисы приводят к неадекватному поведению родителей по отношению к ребенку. Наличие изменений любых из приведенных психологических сил вызывает социальную депривацию и вторичные психические отклонения.

Дж. Эйсендорфом предложена мотивационная теория социальной депривации. Отклонения в социальном развитии рассматриваются через механизмы мотивации приближения и мотивации избегания. Нарушения во взаимодействии этих мотивов приводят к возникновению трудностей в общении. Автор выделяет три типа нарушений:

1. Характеризуется низкой мотивацией приближения, когда дети предпочитают находиться отдельно от других людей. Проявляется в раннем возрасте в одиночной конструктивной и исследовательской активности ребенка и не связан с плохой социальной адаптацией. Наличие низкой мотивации приближения обусловлено преобладанием интереса маленьких детей к предметному миру. Но ее сохранение в школьном возрасте может свидетельствовать об отклонении в развитии (синдром аутизма).

2. Конфликт мотивации приближения и избегания выражается в том, что дети хотят общаться с другими людьми, но по какой-то причине избегают общения, особенно в новых ситуациях. Может сопровождаться поведенческим компромиссом: наблюдение за другими издалека или одиночная игра неподалеку от группы сверстников. Эти дети отличаются осторожностью, обычно скованные, застенчивые, особенно в отношениях с незнакомыми. Может вызываться негативной оценкой, обидой или сверхконтролем взрослых.

Сочетание выраженного мотива социального приближения и слабо выраженного мотива избегания. Эти дети очень социабельны, контактны, но не знают меры во взаимодействии с другими людьми, они нечувствительны к ограничениям в контактах. Сверстники часто избегают их из-за чрезмерной навязчивости, что может провоцировать у них агрессивность.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.008 с.)