Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос №4 Дети с отклонениями в развитии (характеристика, категории, проблемы терминологии).
Данная тема наиболее актуальна в настоящее время, т.к. с каждым годом увеличивается количество детей с отклонениями в развитии, а т.ж. появляются более сложные сочетанные патологии. Основные положения концепции отклоняющегося развития не утратили своего значения до сегодняшнего дня. Учёные: Выгодский, Власова, Лубовский, Лебединский, Мастюкова. Дети с нарушениями развития (с проблемами в развитии, с отклонениями в развитии, с недостатками в развитии, с недостатками психофизического развития) – это дети, у которых вследствие врождённой недостаточности или приобретённого органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы имеются отклонения от нормального развития психических функций. В некоторых случаях нарушения развития могут быть вызваны и микросоциальными, средовыми причинами, не связанными с патологией анализаторов или центральной нервной системы. К таким факторам можно отнести неблагоприятные формы семейного воспитания. Идея Л.С. Выготского о системном строении дефекта позволила ему выделить в аномальном развитии две группы явлений: первичные нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни, и вторичные нарушения, возникающие в ходе социального развития ребёнка. Наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребёнка. Вторичные нарушения являются основным объектом психодиагностики и психолого-педагогического коррекционного воздействия. Отклонение – физический, психический недостаток, вызванный нарушениями нормального развития. Причины: пренатальные, натальные, постнатальные. Ребёнок с отклонениями в развитии подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребёнка: цикличность психического развития; неравномерность психического развития; развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее; пластичность нервной системы; соотношении биологических и социальных факторов в процессе психического развития. Но надо различать общие закономерности отклоняющегося развития: снижение способности к приёму, переработке, хранению и использованию информации;
трудность словесного опосредования; замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности; риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности. Лебединским были выделены следующие нарушения развития: ретардация (задержанное развитие) – запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных компонентов; дисфункция связана с морфофункциональной возрастной незрелостью центральной нервной системы и взаимодействием незрелых структур и функций головного мозга с неблагоприятными факторами внешней среды; повреждённое развитие – изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы структур головного мозга; асинхрония (искажённое развитие) – диспропорционально-психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других. Таким образом, сформировались 6 групп отклонения развития: 1) недоразвитие (олигофрения), 2) задерженное развития (ЗПР), 3) повреждённое (деменции), 4) искажённое (аутизм) 5) дефизитарное (сенсорные нарушения, двигательные), 6) дисгармоничное (психопатия). Изучая недостатки развития, необходимо знать специальную терминологию, применяемую для их обозначения. Особенно важно это потому, что она претерпевала значительные изменения. В начале ХХ в. Детей с недостатками развития называли «ненормальными детьми». Почти одновременно начинает использоваться понятие «дефективные дети». В конце1930-х г.г. вводится термин «аномальные дети», в послевоенный период термин «дефект». В 60-х г.г. ХХ в. Стало применяться понятие «исключительные дети». В последнее время часто применяется термин «отклоняющееся развитие». Вывод: Таким образом, квалифицированный специальный психолог должен знать характеристику, категории детей с отклонениями в развитии, их проблематику, а т.ж. их сохранные (компенсаторные) возможности; правильно употреблять терминологию. Всё это обеспечивает продуктивную работу специального психолога.
Вопрос 5. Роль Владимира Михайловича Бехтерева.
6 вопрос. Роль В. П. Кащенко в становлении служб специальной психологии. Актуальность изучения этого вопроса обусловлена тем, что В. П. Кащенко заложил основы науки, которая занимается изучением лиц с отклонениями в развитии. В начале 20 века в Европе стало развиваться движение за организацию специальных приютов, сочетающих в себе методы обучения, воспитания и лечения детей с аномалиями в развитии. Основоположником этой системы в России явился Всеволод Петрович Кащенко. Он родился в 1870 г. в городе Ейске Кубанской губернии в Многодетной семье военного врача Петра Федоровича Кащенко. Становление его как профессионала происходило в Московском государственном университете на медицинском факультете, который он успешно оканчивает в 1897 году. А в 1904 г. Кащенко уже становится главным врачом больницы в Московской губернии. В 1907 1. в Петербурге Кащенко знакомится с современными педагогическими работами профессоров А.Н.Нечаева и А.Ф.Лазурского, участвует в деятельности неврологической клиники профессор» А. С. Грибоедова. В 1908г. он изучает работу спец.учреждений различного профиля в Европе. Вернувшись в Россию арендует в Москве небольшой дом и организует в нем первый санаторий-школу дня дефективных детей. Она сочетала в себе педагогические, лечебные и исследовательские цели, не имевший по его комплексному подходу аналогов не только в стране, но и в мире. До этого времени работа с аномальными детьми сводилась к отдельным попыткам создания специальных вспомогательных классов и школ для умственно отсталых и к разрозненным усилиям по обеспечению их призрения и воспитания (Е.В. Герье, М.П. Постовский, ОБ. Фельцман и др.). Однако это не находило поддержки со стороны государства и осуществлялось за счет частою финансирования. Впервые с докладом о воспитании и обучении дефективных детей Всеволод Петрович выступает на состоявшемся в 1909 г Ш съезде психиатров "... о необходимости организации государством и общественными силами школ и медико-педагогических заведений для умственно отсталых и других типов дефективных детей " В основу деятельности таких школ легли созданные им принципы лечебной педагогики: медико-терапевтических, учебно-педагогических и воспитательных, целью которых является исправление характера и личности в целом. После революции 1918 г. вместо частных благотворительных учреждений для аномальных детей, была создана общегосударственная система народного образования. В этом году санаторий-школа Кащенко превращается в государственное учреждение и на его основе организуется Дом изучения ребенка, в 1919 г. И здесь возник Музей детской дефектологии, подобных которому не было ли в одной стране.
Всеволод Петрович сформулировал причины детской дефективности, рассказал о принципах дошкольного, школьного обучения аномальных детей и о дефектологическом образовании. Уже с 1919 г. при Доме изучения ребенка были организованы курсы по обучению работников-дефектологов. В 1920 г Кащенко создает Педагогический институт детской дефективности, который возглавлял до 1924 г., пока институт не вошел в качестве дефектологического отделения педагогического факультета во II Московский гос. университет. В 1924 г. отделение преобразовано в самостоятельный -факультет Московского педагогического института имени А.С. Бубнова, где Всеволод Петрович до 1931 заведовал кафедрой лечебной педагогики. Одновременно с этим вузом возник в Петербурге и Педагогический институт нормального и дефективного ребенка, организованный профессором А.С. Грибоедовым. В.П. Кащенко явился автором первого русского учебника по дефектологии "Дефективные дети и школа" (1912); фундаментальною труда "Проблемы изучения и воспитания ребенка" (1926), монография «Исключительные дети. Их изучение и воспитание» (1929). Скончался В.П. Кащенко в 1943 году в Москве. Вывод: таким образом, В.П.Кащенко сыграл огромную роль в становлении служб специальной психологии. Во многом благодаря ему, сегодня мы имеем довольно развитую систему обучения и воспитания лиц, с отклонением в развитии.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.021 с.) |