Вопрос №49. Общие психолого-педагогические особенности детей с нарушениями зрения. Характеристика перцептивных особенностей незрячих и слабовидящих. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №49. Общие психолого-педагогические особенности детей с нарушениями зрения. Характеристика перцептивных особенностей незрячих и слабовидящих.



В последнее время растет число лиц, имеющих нарушения зрения. Это позволяет определить данную проблему как актуальную. Проблемами детей с нарушениями зрения занимались такие ученые как Т. Геллер, М.Кунц, К.Бюрклен, М.И.Земцов, А.Г.Литвак, А.И.Каплан, А.И. Скребицкий, А.М.Щербинаи др.

Многими исследованиями показано, что выключение зрения не тормозит психическое развитие ребенка, если у него нет исходной нервно-психической или соматической патологии, и он оказывается в благоприятных условиях обучения и воспитания. В этом случае слепоту они субъективно оценивают только как физическое неудобство, не вызывающее негативных психологических переживаний и отклонений. Последние также зависят от личностно-характерологических особенностей ребенка и отношения окружающих к нему.

Через зрительный анализатор в ЦНС поступает в 30 раз больше информации о внешнем мире, чем через слуховой.

1. Ощущения и восприятия.

1) Активное осязание отличается у слепых детей большей точностью.

2) Значительно увеличивается роль слухового анализатора.

А - слепые лучше определяют направление звука и локализуют его в пространстве.

Б - разнообразные по силе, тембру и направленности слуховые ощущения помогают ориентироваться в окружающей обстановке. Они способны определять границы и размеры помещения, стоящую мебель, количество людей и т. д.

В - по звукам шагов слепые легко определяют возраст, пол людей, способны их различать.

Г - так как тембр, интонация голоса связаны с эмоционально-интеллектуальной структурой личности, то слепые по данным характеристикам могут судить о внешности и психологических особенностях людей (эмоциональной настроенности, мышления, характера).

3) Обостряется обоняние "Все эти вещества создает целый комплекс ощущений, целую обонятельную гамму то привлекательную, то безразличную, которая помогает отличить, характеризовать людей" (Морис де ла Сизеран).

4) Вырабатывается особая способность ощущать предметы на расстоянии. Эту способность называют "шестое чувство", "чувство приближения", "лицевое зрение". Еще в 1669 Г. Франсуа де ла Вейс вписал шестое чувство при приближении слепых к стене, В 1872 г. Леви, слепой от рождения писал, что, находясь перед предметом, я могу описать, велик ли последний или мал, узок или широк. Он также отмечал, что "не могу распознать предметов, если они значительно ниже моего плеча. Кажется, что предметы ощущаются непосредственно кожей лица. Поэтому он назвал это чувство «лицевым восприятием».

Было предложено несколько гипотез о его происхождении:

А - это чувство связывают с наличием остатков зрения, позволяющим отличать свет и тень, поэтому слепые способны дифференцировать только крупные предметы.

Б - возможно чувство расстояния обусловлено слуховыми ощущениями т. к. слепые легче определяют приближение к предмету в полной тишине. Поэтому было предположено, что оно является результатом восприятия отраженных звуковых волн, производимых шумом собственных шагов при движении, от впереди находящегося предмета.

В - сами слепые считают органом восприятия отдаленных предметов кожу лица. Часто они говорят: «Чувствую предмет лицом, а как сказать не могу».

Г - является результатом колебаний воздушного столба и тепловых ощущений, которые воспринимаются тактильной и температурной чувствительностью.

Д - в настоящее время считается, что оно связано с комплексным восприятием ряда факторов: слуховых, кинестетических, тактильных, температурных.

Типично, что объединение всех представлений о предмете у слепых связано с цветом, которым они окрашивают предметы. Известен феномен цветового слуха у рано ослепших детей. При этом определенные звуки, слова вызывают представление определенного цвета. Причем, чем выше звук, тем он светлее и ближе к белому, а чем ниже, тем больше напоминает черный или красный.

2. Внимание, память, мышление.

1) Внимание. У слепых отмечена повышенная способность управлять своим вниманием, концентрировать его. Наблюдается значительное расширение объема внимания, в связи с необходимостью одновременно учитывать многочисленные характеристики предмета, получаемые от разных анализаторов. Однако внимание также характеризуется быстрой истощаемостью и снижением продуктивности.

2) Память. Наблюдается ускоренное развитие памяти. Особенно хорошо слепые запоминают вербальную информацию и музыкальные характеристики в связи с доминированием слухового анализатора.

3) Мышление. Слепые отличаются склонностью к отвлеченному мышлению (рационально-логическому). Это обусловлено недостаточностью непосредственно чувственного опыта и преобладанием словесных представлений. В условиях активного интеллектуального общения, доброжелательного отношения слепые могут достигать достаточно высокой степени умственного развития.

Рядом исследователей отмечено снижение уровня умственного развития у слепых. Это может быть обусловлено следующими факторами:

- сенсорная депривация. М. С. Певзнер (1966) обнаружила задержку интеллектуального развития в виде более позднего формирования обобщений, понятийного аппарата. Объясняют это тем, что недостаточность зрительной информации о внешнем мире тормозит становление познавательной деятельности.

- социально-психологическая депривация. Формируется в условиях, когда окружающие относятся к слепому ребенку недоброжелательно, холодно, подчеркивают его моторную неловкость, неспособность к определенным формам деятельности. Это формирует у него пониженное настроение, утрачивается интерес к любой деятельности, в том числе интеллектуальной, он становится пассивным, вялым, равнодушным. Подобным действием обладает и гиперопека, способствующая развитию безынициативности, безволия

- наличие нарушений со стороны соматической или нервно - психической систем, ослабляют дополнительно психическую деятельность ребенка, ограничивают его возможности. Они создают неблагоприятный фон, на которого затормаживается развитие мышления. При отсутствии этих факторов слепой ребенок не подозревает о наличии у него дефекта зрения и ведет практически полноценный образ жизни. Имеющиеся недостатки компенсируются другими системами. При этом слепые проявляют повышенную склонность к философскому, математическому мышлению, научной и музыкальной деятельности.

4) Речь. Характеризуется большим словарным запасом, который может вызывать "перегруженность" речи. Отмечается также неправильное соотнесение между названием предметов и самим предметом, это обусловлено отсутствием зрительных законов. Преобладают общие формальные знания над конкретными, что ведет к неверному употреблению слов.

3. Особенности моторики.

1) Гипокинезия - замедленность, инертность движений, предпочтение сидячего образа жизни.

2) Навязчивые движения - разнообразные стереотипные движения в виде ритмических подергиваний головы, туловища, рук. Наиболее часто встречается "тремор пальцев рук", ''нистагм глаз ''.

3) Амимичность. Бедность мимики, характерен "взгляд в пустоту".

4) Нарушение походки. Она становится замедленной, неуклюжей, осторожной.

5) Физическая диспластичность, астеничность, недостаточное развитие мышечной системы, нарушение осанки.

6) Способны более точно осязать предмет, что используется для чтения точечного алфавитного шрифта Брайля. Каждая буква состоит из не более чем 6 рельефных точек, расположенных в два параллельных вертикальных ряда. Для чтения используется указательный палец.

4. Личность.

Личность слепого в первую очередь зависит от его наследственных особенностей, условий воспитания и обучения. Слепой ребенок - это особая личность, поэтому между ним и родителями с первых дней жизни уставляется определенная эмоциональная напряженность, связанная у части родителей с чувством вины и депрессионным настроением. Это вызывает изоляцию ребенка, некое отдаление его от родителей.

Слепой ребенок формирует, необычное отношение к себе: в нем или видят больного ребенка, требующего постоянной заботы, или окружают удвоенной заботой. И то и другое вызывают безразличие к людям, своему будущему, апатию, утрату интереса к деятельности.

Недостаточность зрения ведет к малоподвижному образу жизни, недоразвитие моторной системы, дети становятся инертными в физическом отношении, быстро утомляются. В результате они считают себя физически неполноценными, отличающимися от окружающих людей. Они теряют интерес к учебе, возникает астеническое или депрессивное состояние.

Стремление компенсировать имеющийся дефект вызывает желание добиться равенства со зрячими. Это обуславливает формирование тщеславия, повышенной обидчивости, скрытности. Адекватной компенсацией является стремление к развитию эстетического чувства, художественного воображения; занятия музыкой, пением.

5. Типы патохарактерологнческого развития личности.

Патохарактерологическое развитие личности у слепых наблюдается на фоне "патологически изменной почвы": наследственной  отягощенности,  церебро-органической недостаточности, преморбидных особенностей личности, соматических заболеваний. Патогенное воздействие различных психогенных факторов вызывает появление патологических изменении личности. При этом выделяют три типа отклонений: невротический, аутистический, возбудимый.

     1) Невротический тип. Характеризуется более благоприятным развитием. Декомпенсация состояния происходит под влиянием неблагоприятных соматических или психогенных факторов.

А - астенический вариант. Развивается чаще у слепых от рождения. Они меньше переживали сам факт слепоты, но у них отмечается быстрая утомляемость при физической или умственной работе. Легко раздражаются, настроение пониженное; часто беспокоят головные боли, нарушения сна. Для компенсации создают щадящий режим работы и отдыха.

Б - тревожно-мнительный. Слепота чаще возникает в раннем детстве (до 3 лет). Отличаются повышенной мнительностью, впечатлительностью, обостренным чувством ответственности. В пубертатном возрасте начинают болезненно воспринимать свою физическую недостаточность. Свойственны страхи, повышенная тревожность. Настроение значительно зависит от внешних факторов, быстро снижается настроение, работоспособность.

В - истерический вариант. Обычно в детстве имели остаточное зрение нарушения, которого постепенно прогрессировали и к 16-20 годам наступала слепота. С раннего детского возраста отмечалась своеобразная инфантильность, капризность, наклонность к истерическим реакциям. В школьном возрасте присоединялись фантазирование, демонстративное поведение, вегетативно - сосудистые реакции. Декомпенсация усилилась к юношескому вoзpacту, 18-20 годам, когда появлялась театральность, эгоцентричность, стремление вызвать сочувствие. Эмоционально устойчивы, ранимы.

Г - ипохондрический вариант. Максимальная декомпенсация развивает к 20-30 годам на фоне обострения различных заболеваний. Характерна астеничность, повышенная утомляемость, жалобы на мышечные ощущения в теле, в разных органах; страх многочисленных болезней.

2) Аутистический тип. Наблюдается отягощенность различными нервно-психическими заболеваниями (неврозы, церебро-органическая патология, алкоголизм родителей, неблагоприятная семья и т. д.). Склонность к замкнутости, повышенной ранимости; застенчивые, робкие, глубоко переживают свой дефект. В пубертатном кризисе возникают идеи собственной неполноценности. Настроение снижено, возникает эмоциональная холодность, или недоброжелательность к людям. Могут возникать бредовые идеи отношения или самоуничижения.

3) Возбудимый тип. С раннего детства явления церебро-органической недостаточности, частые головные боли; в анамнезе обычно неблагоприятные роды с осложнениями. Склонны к повышенной раздражительности, агрессивности. К пубертатному кризису возникают вязкость и инертность мышления, педантичность, резкие колебания настроения. Рано бросают учебу в школе, начинают работать, но на работе отличаются повышенной конфликтностью, раздражительностью. Склонны к алкоголизму, девиантному поведению.

Характеристика перцептивных особенностей незрячих и слабовидящих.

 

Незрячие дети страдают полным отсутствием зрения либо имеют остаточное зрение (от светоощущения до остроты зрения 0,04 на лучше видящем глазу при обычной коррекции очками). Для них основными средствами познания становятся осязание и слух. В связи с этим чувственные образы имеют иное, чем у зрячих, качество, иную структуру. Те дети, у которых сохранилось остаточное зрение, имеют возможность воспринимать окружающий мир в виде зрительных образов, хотя весьма обедненных и неточных.

Потеря зрения обусловливает некоторые специфические особенности развития: возникают затруднения в оценке пространственных признаков (местоположения, направления, расстояния и т.д.), процесс формирования движений задержан, иногда отмечаются изменения в эмоционально-волевой сфере.

У слепых осязательное восприятие материала, закрепление образов в памяти и оперирование ими требует не только увеличения времени для практических решений, но и более ранней специальной подготовки - обучения детей навыкам учебной работы. Слепых обучают письму и чтению рельефного шрифта (а также рельефных карт и нот), рельефному рисованию и черчению. Многие сложные явления физики, химии и др. учебных предметов усваиваются слепыми учащимися с помощью лабораторных работ со специальными приборами.

Для развития зрительного восприятия у детей, имеющих остаточное зрение, используются красочные картины и иллюстрации, диапозитивы, кинофильмы, в том числе воспроизводимые специальными замкнутыми телевизионными системами. Введение аудиовизуальных средств совершенствует процесс обучения и сокращает время для получения необходимой информации.

Ослепшие дети - дети, потерявшие зрение в результате перенесенного заболевания или травмы; зрение у них может быть потеряно полностью либо сохраниться в виде светоощущения или остаточного зрения (острота до 0,04). В памяти таких детей уже с возраста 3-4 лет сохраняются (иногда на протяжении всей жизни) зрительные образы окружающего мира, и в связи с этим объем представлений у них значительно шире и богаче, чем у слепых от рождения. Зрительная память помогает воссоздавать образ предмета или явления по словесному описанию, для чего педагог использует яркие, образные выражения. Связь зрительных представлений с речью способствует более эффективному усвоению детьми знаний и умений. Остаточное зрение помогает детям воспринимать световые и цветовые признаки, ориентироваться в пространстве. Однако основными новыми средствами познания становятся слух и осязание. Дети должны заново обучаться процессам самообслуживания, ориентировки в пространстве, новым способам овладения знаниями. Для предупреждения появления возможных отклонений в развитии большое значение имеет правильно и своевременно (сразу же после утраты ребенком зрения) организованная система коррекционно-педагогических воздействий. Для дошкольников имеются специальные детские сады; детей, ослепших в школьном возрасте, направляют для обучения в школы слепых детей.

Слабовидящие дети - дети, страдающие значительным снижением остроты зрения (от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией) либо расстройствами периферического зрения.  

У слабовидящих детей зрительное восприятие обладает всеми известными в общей психологии свойствами: предметностью, избирательностью, осмысленностью, обобщенностью, апперцепцией и константностью. Физиологический механизм восприятия у слабовидящих остается тем же самым, что и у детей с нормальным зрением. Проявление и развитие указанных свойств восприятия зависят от уровня психического развития ребенка в целом. При слабовидении наблюдается редуцирование некоторых особенностей восприятия. Например, у этих детей ограничена избирательность зри­тельного восприятия, что обусловлено сравнительно узким кругом интересов, снижением активности отражательной деятельности, меньшим по сравнению с нормой слабее, чем у нормально видящих, выражена апперцепция, страдают полнота и точность отображаемого, что приводит к затруднениям в осмыслении и обобщении.

На скорость зрительного восприятия предметов и их изображе­ний у слабовидящих, так же как и у нормально видящих, ока­зывают влияние многообразные факторы: величина, сложность объекта, уровень освещенности, уровень утомления.

При зрительном восприятии отдельных изображений предме­тов, рисунков и картин у слабовидящих младших школьников имеются известные трудности. Мелкие детали изображений или плохо воспринимаются, или не различаются совсем.

Вследствие неточного и неполного восприятия рисунков и кар­тин у слабовидящих формируются неправильные представления, что в свою очередь отражается в описаниях изображенного.

Все это свидетельствует о том, что восприятие сюжетных картин у слабовидящих детей находится на низком по сравнении с нормой уровне — чаще всего это стадия перечисления или стадия описания.

Особенности зрительного восприятия проявляются при чтении географических карт, при считывании показаний различных измерительных приборов, при письме в тетрадях, если они специально не приспособлены для слабовидящих.

Можно указать следующие причины нарушений формировавния навыков чтения у слабовидящих: нерасчлененность зритель­ного восприятия буквенного образца («слияние» двух сходных буки, «перевертывание» буквы слева направо, невосприятие отдельный элементов или добавление лишних), недостаточная сформированность пространственных представлений.

Таким образом, зрительное восприятие объектов и их изобра­жений, восприятие сюжетных картин у слабовидящих детей осу­ществляется по общим закономерностям, т.е. так же, как и у Нормально видящих. Наблюдается зрительно-двигательно-слуховой тип восприятия. Нарушение функций зрения не оказывает существенного влияния у слабовидящих детей на тип восприятия, не ведет к его изменению, так как доминирование зрения в фило- и онтогенезе закреплено весьма прочно

Развиваясь в соответствии с наиболее общими закономерностями, зрительное восприятие у слабовидящих детей в сравнении с нормально видящими отличается некоторым своеобразием, яв­ляющимся следствием формирования его в условиях нарушенного зрения. Это своеобразие проявляется в сниженной активности восприятия, неполноте и неточности отражения, ограниченной избирательности восприятия, слабой апперцепции, затруднениях и осмыслении и обобщении воспринимаемого. Дети с нарушени­ями зрения при восприятии рисунков, особенно сюжетных кар­тин, испытывают большие трудности по сравнению с нормально видящими.

Для развития и коррекции недостатков зрительного восприятия им требуется специально организованное обучение.

Таким образом, данные о состоя­нии зрительных функций могут служить основой для разработки системы компенсации нарушений зритель­ного восприятия. Предполагается, что такая система может строить­ся на основе интеллектуализации процесса восприятия, которая бу­дет заключаться в обучении новым способам восприятия, в нахож­дении новых критериев для опознания формы и деталей объектов.


53. Общие психолого-педагогические особенности детей с нарушением слуха. Характеристика перцептивных особенностей глухих и слабослышащих.
При нарушении слуха уровень развития ВПФ неодинаков и зависит от след. факторов: степень нарушения слуха, время возникновения дефекта слух. анализатора, пед. условия, в котор. находился ребенок после нарушения функционирования слух. анализатора, индив. особенности самого ребенка.
Каждый из вышеперечисленных факторов имеет огромное значение при оценке ВПФ детей. Степень снижения слуха и развитие ВПФ у детей находится в прямой зависимости. Чем больше у ребенка снижен слух, тем сильнее страдают ВПФ.
Слух м.б. нарушен в разные периоды жизни ребенка. От времен.фактора зависит наличие или отсутствие вторичных проявлений дефекта. Чем раньше возникло нарушение, тем больше оно отрахается на сформированности ВПФ.
Речевое развитие играетрешающею роль в развитие ребенка как личности. Снижение слуха обуславливает ограничение соц.общения. это ограничение влияет на формирование психики ребенка. Все сферы познавательной деятельности истытывают дефицит. Страдает речь, восприятие, память, внимание, представление, мышление.
Потенциальные возмржности таких детей крайне велики.Медицина не в силах вернуть детям слух.Однако дети с нарушениями слуха могут приближаться по уровню общего психического и речевого развития к сверстникам с сохран.слухом. Эфект коррекц.воздействия на детей с нарушениями слуха определяется:
своевоеменностью(с момента выявления характера снижение слуха);
качественным слухопротезивованием;
использованием различной качественной звукоусиливающей аппаратуры;
адекватностью коррекц.процесса.
В условиях сеннсорной и соц.депривации развиваются вторичные отклонения в формировании личности. Они проявляются такими негативными чертами характера как вспыльчивость, агресивность, недоверчивость, эгоизм и др.
При глухоте вознекающей в раннем детстве формируется ЗПР. Глухим свойственны психотомоторн.расторможенность, оживленная жестикуляция, черты псих. инфантилизма.
Переживание глухим своего дефекта способствует развитию замкнутости, что вызывает соц.депривацию. В свою очередь, это обуславливает соц.незрелость личности, эмоц.-волев.инфантилизм, повышенную внушаемость, склонность к подражанию, недостаточ.контроль над эмоциями, повышен. синзитивность и стеснительность.
Нередки явления подозрительности, что может привести к паронаяльному развитию личности. Считается, что подозрительность является результатом постоянной настороженности как компенсации при глухоте. Отмечается также недостаточная зрелость самооценки, мировозрения, осознанности поведения.
Перцептив. особенности(восприятие).
Слух позволяе в поцессе познания окр. мира определить отдельные свойства предметов, оценить удаленность звучащего предмнта, его локализацию в пространстве, позволяет распознать невидим. предметы, быстро реагировать на изменения окруж.обстановки. Все эти процессы ннарушаются у таких детей, но частично компенсируются за счет др.анализаторов.
Зрительное восприятие. Отмечено, что глухие дети более наблюдательны. Однако, снижена скорость зрительного восприяпия объекта. Затрудняется восприятие при разделении предмета на части, в перевернутом виде, при изменении его положения в пространстве.
Снижается способность к выделению свойств предметов, отмечается недостаточность зрит.анализа и синтеза, восприятия форм предметов, их контура. Однако, в ходе обучения в спец.школе зрительное восприятие к старшим классам становится практически таким же, как у слышащих детей. Кроме того, формируется более тонкое восприятие мимики и жестов.
Кожная чувствительность. Вибрац.чувствительность позволяет позволяет определять колебания вибриующ.предметов, распространяющиеся в воздуш.среде, через твердые тела. Наиболее чувствительна к ним кожа пальцев.Благодаря вибрац.чувствительности человек может различать вибрации по частоте и силе.
С помощью спец.упражнений у глухих развиваются вибрац. ощущения, повышают их чувствительность к вибрац.воздействиям и увеличивают способность к локализации источника вибрации в пространстве. Кроме того, с помощью вибрации глухие лучше ощущают темп речи, ее ритм, логич.ударения.
Статические ощущения и кинестетическая чувствительность. Они обеспечивают способность сохранения равновесия и способность к ориентировке в пространстве и связаны с деятельностью вестибуляр.аппарата. При его поражении вместе со слух.анализатором отмечается растройства координации движений, неустойчивость похолки, головокружение.
Сохранные кинестет.ощущения передают информацию о напряжении мышц, о положении тела в пространстве, позволяют правильно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие. Для выработки этих навыков необходима спец.постоянная тренаровка и физич.упражнения. Формирование осязания происходит медление, распознавание предметов затруднено. Хотя к концу обучения осязание приближается к нижним границам нормы.


ВОПРОС 56



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.023 с.)