Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 46. Категория детей «группы риска»: психологические особенности, направления и перспективы психолого-педагогического сопровождения.
В отечественной психологии выделяют категорию учащихся, относимых к группе риска по образовательной адаптации. Их характеризует отсутствие ЗПР, умственной отсталости, выраженных наращений зрения, слуха, речи и двигательной дисфункции, церебрастений, синдрома гиперактивности, и сниженного внимания, акцетуированных особенностей личности, неврозоподобных и невротических нарушений. Дети группы риска отличаются от детей с ЗПР тем, что у них нет первичных интеллектуальных и нарушений, задержки развития основных психических процессов, выраженного инфантилизма.. значительных изменений структуры, личности на фоне цереброастенического нарушения. неуспеваемость и социально психологическая дезадаптация носит временный характер по механизму декомпенсации носит временный характер по механизму декомпенсации. За счет парциальных отклонений в развитии имеютсязначительные компенсаторные возможности ВПФ и большие адаптационные способности личности..Психологическая коррекция обеспечивает выраженный эффект и возможность достаточно выраженный эффекти возможность достаточно высокого уровня социальной реабилитации и интеграции подросков группы риска. Эти дети – условная «норма», то есть они имеют соответсвующие возрастным нормативам способности.К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере,педагогически запущенные дети. Дети с задержкой психического развития,дети с проблемами в развитии(олигофрены), дети с психопато подобным поведением и многие другие. Категория «трудных» подростков разообразна и обширна. Прежде всего, как фактор риска, следует назвать дисгармоничную семью (семья страдающая алкоголизмом, наркоманией, неполная семья и т.д.) Вторым фактором можно назвать соматические к возникновению церебрастенических состоянийи расстройств, ведущих к личностнымизмениениям. Третий фактор риска- неблагополучная ситуация в отношении подростка со сверстниками. Классификация детей группы риска. Слабообучаемые дети(дети с проблемами в обучении и развитии) 1.Больные дети (дети со слабым здоровьем, психофизически ослабленные инвалиды) 2.Дети из проблемных и неблагополучных семей. 3.Педагогически запущенные дети Слабообучаемые дети.
Дети с проблемами в обучении- это та группа детей, которая несмотря на усердный кропотливый труд, в большей степени неуспешна в учебе, по всем учебным дисциплинам или, по отдельным учебным предметам. Эти дети обладают неадекватными требованиям педагогов возможностями,в связи с чем получают неудовлетворительные оценки. Серьезную трудность для педагогов представляют те дети, у которых отсутствует учебно- познавательная мотивация.Подростки обманывают родителей, пропускают уроки,, не выполняют домашние задания. Для всех неуспевающих школьников характерна прежде всего, слабая самоорганизацияв процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы, наличие устойчивого неправильного подхода к учению. Отвержение неуспеваюшего ребенка учителями, родителями, сверстниками приводит чаще всего к стойкой социальной дезадаптации. Уже к подростковому возрасту формируются асоциальные формы поведения: воровство, хулиганство, бродяжничество, алкоголизация. Слабая воля, отсутствие трудолюбия вызывают такие элементы отставания, как стремление избежать трудностей, пассивность при столкновении с ними. Эти же особенности личности школьников могут стать причиной небрежного выполнения работы в частности того, что ученик не испльзует известные ему способы самоконтроля. Больные дети (дети со слабым здоровьем, психофизически ослабленыные, инвалиды) В России более 70%выпускников школ имеют различные хронические заболевания, приобретенных в ситуации школьного обучения. К группе риска по состоянию психосоматического здоровья относят детей, находящихся под постоянным контролем медицинских работников, психологов и педагогов школы. Это учащиеся с проявлением аномального физического развития, инвалиды, детис заболеванием органов пищеварения, сердцаЦНС и мозговыми пораженияим, быстро утомляющиеся, инфантильные, пассивные учащиеся, гиперактивные дети. Они вынуждены находиться под постоянным медицинским котролем, проходить, системное плановое ипрофилактическое лечение. Большинство детей, попадающих в зону риска из-за проблем со здоровьем, вынуждены подчинять огромную часть своего времени здоровьесбережению, специальным курсам лечения в медицинских условиях.
Таким образом, больной ребенок, как правило ограничен территориально, социально.(строго определенным кругом людей, без возмлжности выбора предмета для общения), Эмоционально(часто находится вдали от родных и близких, в изоляции от друзей), физически(больные дети намного слабее своих сверстников, в связи с чем могут развиваться зависимые формы поведения, внутриличностные комплексы, требующие обшения общения с психологом.) Особую сложность представляют гиперактивные дети, с нестабильной нервной системой, требующие повышенного внимания и непрерывного педагогического контакта, поскольку в любой момент могут стать социально опасными:причинить вред здоровью других детей. Такие дети состоят (или должны состоять, но своевременно не были поставлены на учет по вине родительского внимания) на диспансерном учете у невропатолога и психиатра.
Дети с проблемами из неблагополучных семей. В современной социокультурной операции возрастает рольи ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Семья, находящаяся в социально опасном положении, при котором родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению, пренебрегают их нуждами, отрицательно влияют на повеление подростков, жестоко обращаться с ними, имеет статус неблагополучной семьи. Основными особенностями неблагополучной семьи являются: низкий уровень педагогической культуры, деструктивные эмоционально- конфликтные отношения между супругами, возможное наличие таких факторов как социально- экономическое неблагополучие, аморальный образ жизни, зависимость от алкоголя и психоактивных веществ, деформированность общечеловеческих ценностных ориентаций, неразборчивость в брачном выборе и повторные браки, без учета интересов детей и насилие над ними, пренебрежение к санитарно- гигиеническим нормам и т.п. Необходимо выделить общие для всех неблагополучных семей особенности.К ним относятся: 1)категорический отказ родителей от сотрудничества со школой по вопросам воспитания и образования ребенка 2) уклонение от исполнения родительских обязанностей, перекладывание своих родительских обязанностей на школу 3) конфликтность всех членов семьи, агрессивное отношение к окружающим 4) отсутствие надзораза несовершеннолетними 5)злоупотребление родительскими правами- жестокое обращение с детьми Педагогически запущенные дети. Центральное место в классификации проблем школьников занимает категория педагогически запущенных детей, у которых существуют проблемы сразу по двум или нескольким признакам. Так, ошибки семейного воспитания могут повлечь за собой школьную неуспеваемость, а затем и проблемы со здоровьем.А, например, одаренный, ребенок может воспитываться, а затем и проблемы со здоровьем. Это самая тяжелая категория детей. Сюда относятся дети с тяжелыми психосоматическими травмами, общий фон поведения носит социально негативный хаерактер.У таких детей наблюдается злость, агрессия, ненависть, зависть, демонстративно-пренебрежительное отношение к окружающим людям.
Часто такие детине приживаются в одной школе, и не остаются долго в одном месте жительства. У таких детей часто отмечается девиантное поведение.Девиантное поведение (отклоняющееся) противоречитпринятым в обществе правовым и нравственным нормам. Такое поведение транслируют подростки, которые воспитывались в социуме с ослабленным нормативным контролем. Часто девиантное поведение служит средством самоутверждения, формой протеста против кажущейся или действительно существующей несправедливости взрослых. Типичное поведение включает драчливость, хулиганство, вымогательство, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам, тяжелые вспышки гнева, и неконтролируемые ярости,разрушительные действия, поджоги. или вызывающего поведения с выраженными симптомами депрессии или трвоги, В одних случаях, выше описанные расстройства сочетаются с постоянной депрессией, проявляющейся сильным страданием, потерей интересов, утратой утратой удовольствия от живых, эмоциональных игр и занятий, в самообвинениях и безнадежности, В других – нарушения поведения сопровождаются тревогой, боязливостью, страхами, навязчивостями или переживаниями из-за своего здоровья. Аддиктивное поведение определяется порочной склонностью, привычкой к порабощению при помощи каких- либо веществ: алкоголя, наркотиков, транквилизаторов, азартных игр. В конце концов, аддиктивность приводит к разрыву с прежним кругом общения, миром реальных ощущений и реальных людей с их заботами, надеждами и страданиями. Подросткам обычно не удается обнаружить в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные надолго привлечь его внимание, увлечь, обрадовать или вызвать иную существенную эмоциональную реакцию. Жизнь видится подростку не интерсной, в силу ее обыденности о однообразности.Он не приемлет того, что считается в обществе нормальным: необходимость что-то делать, заниматься какой- либо деятельностью, соблюдать какие-то принятые в обществе и семье традиции и нормы. Дети группы риска имеют невысокую обучаемость, Также можно заметить поведенческие и эмоциональные расстройства, сочетание стойко агрессивного асоциального поведения Эти дети обнаруживают низкую работоспособность, повышенную утомляемость, и отвлекаемость, импульсивность, низкий уровень производительности психических процессов, несформированность учебной мотивации, и познавательных интересов. Для каждого типа отклоняющегося развития и поведения детей группы риска необходим подбор специального комплекса методик, направленных на психокорррекцию.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.009 с.) |