Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос № 36 Особенности развития личности, деятельности и аффективно-волевой сферы при умственной отсталости.
В настоящее время, к сожалению, кол-во детей с различными патологиями в развитии с каждым годом растет. Это связано и с ростом генетических заболеваний, интоксикацией родителей, наследственными факторами. Одно из 1-ых мест в этом списке занимает умственная отсталость, а т.к. в системе медицины и образования постоянно возникают споры о том как лучше обучать и воспитывать таких детей, эта проблема остается не до конца изучена, что очень важно для специальных психологов. Ученые: Креплин, Выготский, лурия, Рубенштейн, Певзнер, Лубовский. Личность
Личность – это конкретный человек, занимающийся определёнными видами деятельности, осознающий своё отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности. Личность формируется под влиянием воспитания в конкретных условиях жизни. В силу интеллектуальной неполноценности личность умственно отсталого ребёнка проходит своё становление в своеобразных условиях, что обнаруживается в различных аспектах: В общей совокупности черт личности существенное место принадлежит эмоциям. Выгодский Л.С. считал, что у ребёнка при умственной отсталости соотношение между интеллектом и аффектом иное, чем в норме. Проявление эмоций у умственно отсталого ребёнка зависит от его возраста, от глубины и качественного своеобразия структуры дефекта (принадлежности к определённому клиническому варианту олигофрении), от социальной среды, в которой он находится. Дети младшего школьного возраста отзывчивы на похвалу, одобрение, порицание. Они не могут выражать свои эмоции вербально. Своё отношение к человеку они выявляют прикосновением к нему, улыбкой, заглядыванием в лицо. Старшие дошкольники более адекватно понимают окружающую их обстановку. Они лучше владеют речью и могут выразить свои эмоции криком или поведением, но и сказать. В понятной для них ситуации дошкольники способны к сопереживанию, отклику на обстоятельства, в которых оказался другой человек. Как правило, дети проявляют отчётливо выраженное положительное отношение к своим родным и близким. Возбудимые дети. Движения у них быстрые, речевое сопровождение громкое, эмоциональные реакции неустойчивы и поверхностны. Заторможенные действуют вяло, нерешительно, их переживания бывают устойчивыми и достаточно глубокими.
Развитие эмоций умственно отсталых дошкольников в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни, наличием специального, систематического педагогического воздействия. В школьном возрасте эмоциональная сфера характеризуется незрелостью и недоразвитием. Дети склонны к полярным, лишённым тонких оттенков эмоциям. Их эмоции поверхностны, неустойчивы, подвержены быстрым и нередко резким изменениям. Умственно отсталый ребёнок оказавшись в доступной его пониманию ситуации, способен к сопереживанию, к эмоциональному отклику. Развитие эмоциональной сферы в большей мере определяется внешними условиями, из которых специальное обучение и правильная организация всей жизни детей. У детей появляется осмысливание своих действий и поступков, формируются положительные привычки и правильное бытовое поведение, необходимые для их успешной социальной адаптации. Трудности вызывает понимание эмоциональных состояний изображённых на картине персонажей. Сложные эмоции социально нравственного характера, тонкие оттенки чувств недоступны пониманию многих. На первом году обучения испытывают потребности в чувстве покоя, безопасности, эмоционально насыщенных положительных отношениях с окружающими. Но у них наблюдается дефицит эмоциональных контактов. Постоянное подавление извне своеобразных эмоциональных проявлений нередко приводит учащихся к чувству неполноценности, к потребности персонального внимания со стороны как взрослых, так и товарищей по классу. К третьему году обучения у детей в качестве эмоциональной разрядки возможны агрессивные проявления, часто отрицательно реагируют на ограничения и запреты со стороны педагога. В целом прослеживается тенденция к эмоциональной дезадаптированности. Не очень глубоко и чётко, но адекватно понимают свои чувства и чувства окружающих их людей, устанавливают определённые отношения и контакты, в основном правильно ведут себя в коллективе. Это свидетельствует о том, что в эмоциональном развитии умственно отсталых учеников в процессе специального обучения происходят положительные сдвиги.
Волевая сфера. Её становление непосредственно связано с появлением речи, которая позволяет ребёнку понять необходимость того или иного способа действия. Однако формирование произвольной регуляции поведения умственно отсталого ребёнка затруднено. Дошкольники - олигофрены не могут контролировать свои поступки, желания, не способны подчинить своё поведение требованиям, которые им предъявляют. Действия детей носят импульсивный характер, им свойственны безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, сниженная мотивация. В игровой и трудовой деятельности их ставит в затруднительное положение любое препятствие или неудача, они не могут противостоять возникающим желаниям. Однако дети способны проявить волевое усилие в тех случаях, когда знают, как надо действовать, и испытывают потребность в этом действии. Такие резкие контрасты в проявлении воли есть результат незрелости личности школьников - олигофренов. Волевая активность, формирующаяся под воздействием коррекционно-направленного обучения, способствует в целом личностному развитию этой категории детей. Повышается объём внимания, его устойчивость, развитие мышления, речи, памяти, стимулирует формирование волевых качеств личности школьников, отмечается развитие произвольных психических процессов. Деятельность.
Деятельность – это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на окружающую действительность и удовлетворяющий свои потребности Для умственно отсталых детей характерно позднее и неполноценное формирование всех видов деятельности. Особенно страдает произвольная деятельность. Это обусловлено тем, что её осуществление требует определённого уровня развития мышления и речи, устойчивого внимания. Выполнение различных видов деятельности, предполагающих практические действия, затруднено ввиду отклонений в развитии двигательной сферы. Простейшая предметно – практическая деятельность, включающая в себя элементы самообслуживания, принятия пищи у умственно отсталых детей вызывает серьёзные затруднения и далеко не всегда осуществляется ими должным образом. Чтобы овладеть теми или иными действиями, им требуется пройти длительный период направленного обучения. Они неловки, невнимательны, легко отвлекаются, быстро забывают последовательность действий, недостаточно понимают важность того, чему их учат. Все отрабатываемые действия должны ежедневно выполняться ими под руководством взрослого и с его помощью в форме совместной деятельности, показа, сопровождаемых речью. Решающее значение имеют регулярность таких повторений и положительный эмоциональный фон, создаваемый путём одобрения, подчёркивания важности и успешности деятельности ребёнка. Наиболее сложной и вместе с тем наиболее значимой для развития ребёнка является сюжетно-ролевая игра. Обычно у умственно отсталых дошкольников можно наблюдать отдельные игровые действия, они не имеют смыслового наполнения. Движения и звуковое сопровождение этих детей - стереотипны. Умственно отсталый ребёнок, играя с нормально развивающимися детьми, всегда выполняет только подсобные роли.
Изобразительная деятельность умственно отсталых детей формируется замедленно и своеобразно. В их рисунках есть характерные черты, имеющие диагностический характер. Сюжетные рисунки, выполненные весьма несовершенно с грубыми ошибками и неточностями. В этих рисунках находят своё отражение недифференцированность зрительного восприятия, низкий уровень мышления и памяти и, конечно, несовершенство двигательной сферы. Они относятся к результатам своей деятельности весьма эмоционально, высоко их оценивают и с удовольствием демонстрируют. Совсем иная картина, когда школьников специально обучают рисованию, обнаруживают успехи. В специальной школе основным видом деятельности, помимо учебной, является трудовая. Умственно отсталые школьники имеют тенденцию переносить в неизменном виде элементы прошлого опыта на решение новой трудовой задачи. Они выполняют задание, не осознав его специфики. Это ведёт к тому, что они не могут достигнуть цели, поставленной перед ними педагогом. При выполнении задания часто наблюдается «соскальзывание» со сложной для детей деятельности на более лёгкую. Для большинства умственно отсталых учеников характерно неумение адекватно оценить свои возможности. Они берутся за любое трудовое задание, не представляя себе ни способов изготовления, ни порядка операций. Ученики спец. школ недостаточно критичны к результатам своей деятельности: им трудно соотнести полученное изделие с образцом, оценить реальную значимость своей работы. Большинство УО школьников достигают значительной самостоятельности в труде. Они могут правильно, без помощи учителя, выполнить несложное трудовое задание, а т.ж. вполне адекватно оценить полученный ими в процессе трудовой деятельности результат. Мотивационно-потребностная сфера УО характеризуется незрелостью, слабой выраженностью и кратковременностью побуждений к деятельности, ограниченностью мотивов, недостаточной сформированностью социальных потребностей. Мотивы, побуждающие их к выполнению той или иной деятельности, зачастую оказываются слабо выраженными, нестойкими и быстро исчерпываются. По мере обучения и развития УОШ мотивы их деятельности становятся более дифференцированными, длительными, действенными. Изменяется и усложняется характер мотивации их поступков.
Самооценка и уровень пиртязаний личности у УОД не развиты. У младших УОШ самооценка неадекватна, правильные понятия о своих возможностях не сформированы. Они способны критично оценить свои действия и поступки. Эти дети или завышают чрезмерно, или, наоборот, занижают свои способности и нравственные качества. Межличностные отношения в коллективе и самооценка в большей мере определяются успехами в учебной деятельности школьников.
Вывод: таким образом, для специального психолога особенности умственно отсталых детей очень важны для подбора оптимальных коррекционных методик и эффективной работы с данной категории.
Вопрос 37. Общая характеристика задержки психического развития. Систематика ЗПР, степень обратимости, критерии дифференциальной диагностики от сходных состояний. ЗПР - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.
Систематика ЗПР
Вопрос.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.39.55 (0.022 с.) |