Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нарушения применимых средств общения
· Заикание – нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения
2. Клинико-педагогическая классификация используется при различной патологии речевых расстройств в составе комбинированного дефекта для реализации индивидуального подхода логопедом Нарушения устной речи. Нарушения фонационного (внешнего) оформления произносительной стороны речи. В зависимости от пораженного отдела речевой системы они подразделяются на · Нарушения голосообразования; · Темпо-ритмической организации высказывания; · Интонационно-мелодические; · Звукопроизносительные. При этом рассматривается несколько форм типичных расстройств: Дисфония (афония) – расстройство (отсутствие) голоса (фонации) из-за патологических изменений голосового аппарата, проявляющееся в виде Н силы, высоты, тембра голоса. Нарушение темпа речи при сохранении фонетического оформления, лексической и грамматической сторон речи: брадилалия – патологически замедленный темп речи (речь вялая, заторможенная, монотонная, растянутая); тахилалия – патологически ускоренный темп речи (речь ускорена, аграмматизмы, необоснованные паузы или заминки, артикуляция смазанная). Заикание (логоневроз) – темпо-ритмическое нарушение, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Чаще возникает в период перехода к фразовой речи и связано с резкой эмоциональной реакцией ребенка на какой-либо внешний раздражитель. Судорожные спазмы возникают в различных отделах речевого аппарата: в дыхательном, голосовом, артикуляционном. Бывает органического и функционального происхождения. Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами РА. При этом через расщелину мягкого и твердого неба воздушная струя проходит не только через рот, но и через носовую полость. В этом случае все звуки становятся излишне носовыми (гнусавость), а речь малоразборчивой и монотонной. Это открытая форма ринолалии. Закрытая форма развивается при нарушении нормальной проходимости носовой полости при аденоидных разрастаниях, искривлениях носовой перегородки, хронических воспалительных процессах носоглотки. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью, иннервацией РА. Наблюдается несформированность всех звеньев механизма звукопроизношения. С возникновением голосовых и артикуляционно-фонетических дефектов. В отличие от дислалии нарушается произношение как согласных, так и гласных звуков; нарушается мышечный тонус АА, гиперсаливация. Чаще наблюдается при ДЦП.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации РА или недостатки произношения фонем (косноязычие). Нарушения структурно-семантической стороны речи (внутреннего оформления высказывания). Алалия – отсутствие, недоразвитие речи при органических поражениях КГМ во внутриутробный или ранний период развития ребенка. Нарушаются операции отбора и программирования на всех этапах восприятия и воспроизведения речевого высказывания. Нарушено управление движениями. Выделяют моторную и сенсорную формы. Афазия – полная (частичная) утрата ранее сформированной речи, связанная с локальными органическими поражениями КГМ после 3 лет. Формы те же. Нарушения письменной речи. Дислексия – нарушение чтения, связанное с несформированностью (нарушением) ВПФ и проявляющееся в повторяющихся сшибках стойкого характера. Дисграфия – расстройство процесса письма, проявляется в нестойкости образа букв, в искажениях звукового состава слова и структуры предложения.
Вопрос 58. Психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями, актуальные вопросы диагностики и коррекции. В России разработана система психолого-педагогического сопровождения детей с речевыми нарушениями, специальному психологу необходимо знать актульные методы коррекции, чтобы оказать квалифицированную помощь ребенку. Психолого-педагогическое сопровождение(М.Р. Битянова)- система, специально-организованный процесс, реализуемый посредством специально созданной психологической службы. Цель его – поддержание оптимального состояния психологического здоровья субъектов образовательного пространства. Задачи: 1. Реализация возможностей и резервов развития на каждом возрастном этапе.
2.Оптимальное развитие индивидуальных особенностей. 3. Создание оптимального психологического климата, который определяется степенью продуктивности общения на всех уровнях взаимодействия. 4. Оказание необходимой поддержки и своевременной помощи всем субъектам образовательного пространства. Средства – создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное развитие. Система обучения детей с РН представлена специальными (коррекционными) образовательными учреждениями V вида, представлена ДОУ, школами, логопунктами, которые призваны оказывать специализированную помощь, способствующие преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи Сеть дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи начала развиваться с 1960 г. Вначале это были отдельные экспериментальные группы, организованные при массовых детских садах, а затем — отдельные детские сады и ясли-сады для детей с нарушениями речи.В логопедическом ДОУ осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей с различными формами речевого нарушения, имеющих сохранный слух и интеллект с учетом их возраста (Г.В.Чиркина). Основные задачи логопедического обучения детей с различными видами речевых аномалий в условиях специальных дошкольных учреждений включают в себя не только коррекцию ведущего дефекта, но и подготовку к овладению грамотой. В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Возможности преодоления недостаточности в речевой, познавательной и эмоционально-волевой сферах во всех возрастных группах лиц с нарушениями речи зависят от своевременного и адекватного применения комплекса медицинских и психолого-педагогических воздействий.В дошкольных учреждениях для детей с РН (специальных группах при д/садах комбинированного типа) осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей с различными речевыми аномалиями. Наполняемость групп определяется тяжестью речевого дефекта. Ø Для детей с ОНР (3 – 6 лет), при этом дети с ОНР 1 уровня зачисляются с 3 лет на 3-4 года обучения, с ОНР 2 уровня – с 4 лет на 3 года обучения, с ОНР 3 уровня с 4-5 лет на 2 года обучения; наполняемость групп – до 10 человек; Ø Для детей с ФФН (5 – 6 лет) на 1 год обучения; наполняемость до 12 человек; Ø Для детей, имеющих нарушения произношения отдельных звуков (5-6 лет), куда зачисляются дети, имеющие лишь фонетические нарушения, неправильное произношение не менее 2 групп звуков (свистящие и соноры, соноры и шипящие, т.е. не менее 5-6 звуков); наполняемость групп – до 15 человек; Ø Для детей с ринолалией и дизартрией (4 года) – создаются при наличии достаточного количества детей с однородной формой речевой патологии (на 2 года); Ø Для заикающихся детей (2 – 6 лет) – с 2 лет на срок 1 год, с 4-5 лет – на 2 года; наполняемость группы – до 10 человек. Содержание обучения воспитания детей с нарушениями речи отражено в специальных программах для детей с заиканием (авт. С.А.Миронова) и для детей с ФФН и ОНР (авт. Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева, Г.Каше), включающих следующие разделы: игра, труд, физическое и музыкальное воспитание, развитие элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром, изобразительная деятельность и конструирование, развитие речи. Программы направлены на формирование речевых компонентов, развитие познавательных способностей, речевого поведения, памяти, внимания.
Методы коррекции В группах для детей с заиканием в течение первого месяца организовывается так называемый режим молчания (в самых крайних случаях допускается шепотная речь). Молчание способствует угасанию патологического рефлекса на заикание. Кроме того, молчание детей вне занятий в течение месяца успокаивает нервную систему, дает возможность отдохнуть от насыщенных речью логопедических занятий. Разговаривая только на занятиях под руководством логопеда, поэтому без запинок, дети постепенно утверждаются в мысли, что они могут не заикаться, а это служит своего рода психотерапией. За этот режим ответственен логопед, непосредственный контроль осуществляет воспитатель. Молчания нельзя добиваться с помощью запрета. Если воспитатель чувствует, что дети не могут больше молчать, то он может начать разучивать с детьми хором стихотворение, поиграть в какую-нибудь игру, в которой дети будут говорить уже заученными фразами или произносить хором за воспитателем определенные слова.Специфика праздников в логопедических группах. На первом этапе не рекомендуется заучивать с детьми стихи и песни сложного социального звучания. Песни и стихи, доступные пониманию детей, исполняют взрослые и старшие дети. Дети принимают участие в танцах и играх с несложными движениями. Они могут участвовать в небольших сценках, где их действия будут сопровождаться комментариями педагога. Возможны хоровые и односложные ответы ребят при отгадывании загадок, ответы на вопросы героев сказок. Дети могут подпевать мелодию песни, произнося слоговые ряды типа «та-та-та», «ля-ля-ля».На первых праздниках присутствие родителей надо ограничить, так как дети еще недостаточно адаптировались к новым условиям. Программа утренников упрощается в зависимости от тяжести дефекта. В отличие от в массовых д/садах здесь на празднике - 1-2 песни, 1-2 танца. Для 5-леток с ОНР – ориентация на программу второй младшей и средней группы массового д/сада.Песни должны быть медленными по темпу, иначе дети пропускают слова, не договаривают окончания. Логопед первоначально обрабатывает текст песен. Нельзя объединять детей 5 лет с ОНР и детей подготовительной группы с ОНР или ФФН. Ни музыкальный работник, ни воспитатель не могут начинать разучивать песни, стихи, инсценировки до тех пор, пока не будет проведена тщательная словарная работа, а текст станет понятным каждому ребенку. Не следует использовать речевой материал (упражнения, построения, танцы, песни, стихи), который требует усиленной тренировки, большого физического и душевного напряжения детей. Вредны дополнительные репетиции, так как они повышают утомляемость детей.Одним из специфических методов коррекции РН является логоритмика – комплекс различных упражнений для развития моторики, координации движений, сукцессивных навыков, когнитивных процессов.
Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи (V вида) Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи — тип специального школьного учреждения, предназначенный для детей, с тяжелой речевой патологией (алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием) при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Успешное формирование речи и усвоение программы обучения у данного контингента детей эффективно лишь в школе специального назначения, где используется особая система коррекционного воздействия.При непосредственном участии сектора логопедии НИИ дефектологии в 1954 г. в Ленинграде была организована первая школа. Наряду с задачами общеобразовательной школы общего тина в данном учреждении выдвигаются в специфические задачи: · преодоление различных видов нарушений устной и письменной речи; · устранение связанных с ними особенностей психического развития в процессе коррекционно-воспитательной работы в учебное и внеучебное время; · профессионально-трудовая подготовка. Школы для детей с РН состоят из 2 отделений в зависимости от степени тяжести дефекта: 1. Обучаются дети, имеющие ОНР тяжелой степени, препятствующие обучению в общеобразовательной школе (алалия дизартрия, ринолалия, афазия, алексия и аграфия), а также дети с ОНР, сопровождающимся заиканием; 2. Дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи. Обучение осуществляется по 2 ступеням: Ø Начальное общее образование (в 1 отделении – 4-5 лет, во втором – 4 года) – обеспечивается коррекция проявления речевого дефекта (нарушения звукопроизношения, голоса, темпа речи, фонематического слуха, аграмматизмы, дисграфия) и обусловленных ими отклонений в психическом развитии ребенка, приобретаются навыки правильной разговорной речи, расширяют лексический запас. Ø Основное общее образование (в 1 отделении – 6 лет, во 2 – 5 лет) – развиваются полноценные навыки устной разговорной и письменной литературной речи. Закладывается фундамент общеобразовательной подготовки, достаточной для продолжения образования, обеспечивает глубокое усвоение основ наук и формирование научного мировоззрения. В специальную школу для детей с РН не принимаются дети, имеющие снижение слуха, требующие специального ухода, больные эпилепсией с частыми припадками, инвалиды, не умеющие себя обслуживать, дети, РН которых могут быть преодолены на школьных логопунктах. Развертывание сети логопедических пунктов при средних общеобразовательных школах в республиканских, краевых и областных центрах началось в 1949 г. Логопедические пункты — специальные учебно-воспитательные учреждения, предназначенные для коррекции нарушений речи у детей школьного возраста. За одним логопунктом может закрепляется определенное количество школ, общее число начальных классов которых не должно превышать 16.
Основные его задачи: ü исправлять недостатки речи у учащихся; ü пропагандировать логопедические знания среди учителей и населения; ü своевременно выявлять и предупреждать нарушения речи у детей, поступающих в первые классы, преодолевать трудности в усвоении общеобразовательных программ. Основной контингент логопедических пунктов составляют учащиеся, имеющие недостатки звукопроизношения, заикание, нарушения чтения и письма, нерезко выраженное общее недоразвитие речи. При отборе детей логопед обследует их в классе (подготовительной группе). На логопедический пункт направляются дети по инициативе психоневрологов, учителей, родителей. Одновременно на городском логопедическом пункте занимается 18—25 человек, на сельском — 15—20 человек. В общеобразовательном учреждении логопункты организуются с целью оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ. Занятия проводятся индивидуально и по группам, наполняемость которых устанавливается в зависимости от характера нарушения и местонахождения ОУ. Занятия, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы ОУ. Эффективность логопедической работы зависит от методического уровня коррекционных мероприятий, тесного контакта и единых требований к речи детей учителей и логопеда. Важное значение имеет также и активное участие родителей в исправлении речи детей. Т.о.,благодаря психолого-педагогическому сопровождению лицам с речевыми нарушениями оказывается квалифицированная помощь и поддержка.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.016 с.) |