Нарушения применимых средств общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушения применимых средств общения



· Заикание – нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения

 

2. Клинико-педагогическая классификация используется при различной патологии речевых расстройств в составе комбинированного дефекта для реализации индивидуального подхода логопедом

Нарушения устной речи.

Нарушения фонационного (внешнего) оформления произносительной стороны речи. В зависимости от пораженного отдела речевой системы они подразделяются на

· Нарушения голосообразования;

· Темпо-ритмической организации высказывания;

· Интонационно-мелодические;

· Звукопроизносительные.

При этом рассматривается несколько форм типичных расстройств:

Дисфония (афония) – расстройство (отсутствие) голоса (фонации) из-за патологических изменений голосового аппарата, проявляющееся в виде Н силы, высоты, тембра голоса.

Нарушение темпа речи при сохранении фонетического оформления, лексической и грамматической сторон речи: брадилалия – патологически замедленный темп речи (речь вялая, заторможенная, монотонная, растянутая); тахилалия – патологически ускоренный темп речи (речь ускорена, аграмматизмы, необоснованные паузы или заминки, артикуляция смазанная).

Заикание (логоневроз) – темпо-ритмическое нарушение, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Чаще возникает в период перехода к фразовой речи и связано с резкой эмоциональной реакцией ребенка на какой-либо внешний раздражитель. Судорожные спазмы возникают в различных отделах речевого аппарата: в дыхательном, голосовом, артикуляционном. Бывает органического и функционального происхождения.

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами РА. При этом через расщелину мягкого и твердого неба воздушная струя проходит не только через рот, но и через носовую полость. В этом случае все звуки становятся излишне носовыми (гнусавость), а речь малоразборчивой и монотонной. Это открытая форма ринолалии. Закрытая форма развивается при нарушении нормальной проходимости носовой полости при аденоидных разрастаниях, искривлениях носовой перегородки, хронических воспалительных процессах носоглотки.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью, иннервацией РА. Наблюдается несформированность всех звеньев механизма звукопроизношения. С возникновением голосовых и артикуляционно-фонетических дефектов. В отличие от дислалии нарушается произношение как согласных, так и гласных звуков; нарушается мышечный тонус АА, гиперсаливация. Чаще наблюдается при ДЦП.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации РА или недостатки произношения фонем (косноязычие).

Нарушения структурно-семантической стороны речи (внутреннего оформления высказывания).

Алалия – отсутствие, недоразвитие речи при органических поражениях КГМ во внутриутробный или ранний период развития ребенка. Нарушаются операции отбора и программирования на всех этапах восприятия и воспроизведения речевого высказывания. Нарушено управление движениями. Выделяют моторную и сенсорную формы.

Афазия – полная (частичная) утрата ранее сформированной речи, связанная с локальными органическими поражениями КГМ после 3 лет. Формы те же.

Нарушения письменной речи.

Дислексия – нарушение чтения, связанное с несформированностью (нарушением) ВПФ и проявляющееся в повторяющихся сшибках стойкого характера.

Дисграфия – расстройство процесса письма, проявляется в нестойкости образа букв, в искажениях звукового состава слова и структуры предложения.


 

Вопрос 58. Психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями, актуальные вопросы диагностики и коррекции.

 В России разработана система психолого-педагогического сопровождения детей с речевыми нарушениями, специальному психологу необходимо знать актульные методы коррекции, чтобы оказать квалифицированную помощь ребенку.

Психолого-педагогическое сопровождение(М.Р. Битянова)- система, специально-организованный процесс, реализуемый посредством специально созданной психологической службы.

Цель его – поддержание оптимального состояния психологического здоровья субъектов образовательного пространства.

Задачи: 1. Реализация возможностей и резервов развития на каждом возрастном этапе.

2.Оптимальное развитие индивидуальных особенностей.

3. Создание оптимального психологического климата, который определяется степенью продуктивности общения на всех уровнях взаимодействия.

4. Оказание необходимой поддержки и своевременной помощи всем субъектам образовательного пространства.

Средства – создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное развитие.

Система обучения детей с РН представлена специальными (коррекционными) образовательными учреждениями V вида, представлена ДОУ, школами, логопунктами, которые призваны оказывать специализированную помощь, способствующие преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития.

Дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи

Сеть дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи начала развиваться с 1960 г. Вначале это были отдель­ные экспериментальные группы, организованные при массо­вых детских садах, а затем — отдельные детские сады и ясли-сады для детей с нарушениями речи.В логопедическом ДОУ осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей с различными формами речевого нарушения, имеющих сохранный слух и интеллект с учетом их возраста (Г.В.Чиркина). Основные задачи логопедического обучения детей с различ­ными видами речевых аномалий в условиях специальных дош­кольных учреждений включают в себя не только коррекцию ведущего дефекта, но и подготовку к овладению грамотой. В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи предусматривается четкая организация всего коррекционно­го процесса. Возможности преодоления недостаточности в речевой, по­знавательной и эмоционально-волевой сферах во всех возрас­тных группах лиц с нарушениями речи зависят от своевре­менного и адекватного применения комплекса медицинских и психолого-педагогических воздействий.В дошкольных учреждениях для детей с РН (специальных группах при д/садах комбинированного типа) осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей с различными речевыми аномалиями.

  Наполняемость групп определяется тяжестью речевого дефекта.

Ø Для детей с ОНР (3 – 6 лет), при этом дети с ОНР 1 уровня зачисляются с 3 лет на 3-4 года обучения, с ОНР 2 уровня – с 4 лет на 3 года обучения, с ОНР 3 уровня с 4-5 лет на 2 года обучения; наполняемость групп – до 10 человек;

Ø Для детей с ФФН (5 – 6 лет) на 1 год обучения; наполняемость до 12 человек;

Ø Для детей, имеющих нарушения произношения отдельных звуков (5-6 лет), куда зачисляются дети, имеющие лишь фонетические нарушения, неправильное произношение не менее 2 групп звуков (свистящие и соноры, соноры и шипящие, т.е. не менее 5-6 звуков); наполняемость групп – до 15 человек;

Ø Для детей с ринолалией и дизартрией (4 года) – создаются при наличии достаточного количества детей с однородной формой речевой патологии (на 2 года);

Ø Для заикающихся детей (2 – 6 лет) – с 2 лет на срок 1 год, с 4-5 лет – на 2 года; наполняемость группы – до 10 человек.

Содержание обучения воспитания детей с нарушениями речи отражено в специальных программах для детей с заиканием (авт. С.А.Миронова) и для детей с ФФН и ОНР (авт. Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева, Г.Каше), включающих следующие разделы: игра, труд, физическое и музыкальное воспитание, развитие элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром, изобразительная деятельность и конструирование, развитие речи. Программы направлены на формирование речевых компонентов, развитие познавательных способностей, речевого поведения, памяти, внимания.

Методы коррекции В группах для детей с заиканием в течение первого месяца организовывается так называемый режим молчания (в самых крайних случаях допускается шепотная речь). Молчание способствует угасанию патологического рефлекса на заикание. Кроме того, молчание детей вне занятий в течение месяца успокаивает нервную систему, дает возможность отдохнуть от насыщенных речью логопедических занятий. Разговаривая только на занятиях под руководством логопеда, поэтому без запинок, дети постепенно утверждаются в мысли, что они могут не заикаться, а это служит своего рода психотерапией. За этот режим ответственен логопед, непосредственный контроль осуществляет воспитатель. Молчания нельзя добиваться с помощью запрета. Если воспитатель чувствует, что дети не могут больше молчать, то он может начать разучивать с детьми хором стихотворение, поиграть в какую-нибудь игру, в которой дети будут говорить уже заученными фразами или произносить хором за воспитателем определенные слова.Специфика праздников в логопедических группах. На первом этапе не рекомендуется заучивать с детьми стихи и песни сложного социального звучания. Песни и стихи, доступные пониманию детей, исполняют взрослые и старшие дети. Дети принимают участие в танцах и играх с несложными движениями. Они могут участвовать в небольших сценках, где их действия будут сопровождаться комментариями педагога. Возможны хоровые и односложные ответы ребят при отгадывании загадок, ответы на вопросы героев сказок. Дети могут подпевать мелодию песни, произнося слоговые ряды типа «та-та-та», «ля-ля-ля».На первых праздниках присутствие родителей надо ограничить, так как дети еще недостаточно адаптировались к новым условиям. Программа утренников упрощается в зависимости от тяжести дефекта. В отличие от в массовых д/садах здесь на празднике - 1-2 песни, 1-2 танца. Для 5-леток с ОНР – ориентация на программу второй младшей и средней группы массового д/сада.Песни должны быть медленными по темпу, иначе дети пропускают слова, не договаривают окончания. Логопед первоначально обрабатывает текст песен. Нельзя объединять детей 5 лет с ОНР и детей подготовительной группы с ОНР или ФФН. Ни музыкальный работник, ни воспитатель не могут начинать разучивать песни, стихи, инсценировки до тех пор, пока не будет проведена тщательная словарная работа, а текст станет понятным каждому ребенку. Не следует использовать речевой материал (упражнения, построения, танцы, песни, стихи), который требует усиленной тренировки, большого физического и душевного напряжения детей. Вредны дополнительные репетиции, так как они повышают утомляемость детей.Одним из специфических методов коррекции РН является логоритмика – комплекс различных упражнений для развития моторики, координации движений, сукцессивных навыков, когнитивных процессов.

Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи (V вида) Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи — тип специального школьного учреждения, предназначенный для детей, с тяжелой речевой патологией (алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием) при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Успешное формирование речи и усвоение про­граммы обучения у данного контингента детей эффективно лишь в школе специального назначения, где используется особая система коррекционного воздействия.При непосредственном участии сектора логопедии НИИ дефектологии в 1954 г. в Ленинграде была организована пер­вая школа.

Наряду с задачами общеобразовательной школы общего тина в данном учреждении выдвигаются в специфические задачи:

· преодоление различных видов нарушений устной и пись­менной речи;

· устранение связанных с ними особенностей психическо­го развития в процессе коррекционно-воспитательной рабо­ты в учебное и внеучебное время;

· профессионально-трудовая подготовка.

Школы для детей с РН состоят из 2 отделений в зависимости от степени тяжести дефекта:

1. Обучаются дети, имеющие ОНР тяжелой степени, препятствующие обучению в общеобразовательной школе (алалия дизартрия, ринолалия, афазия, алексия и аграфия), а также дети с ОНР, сопровождающимся заиканием;

2. Дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

Обучение осуществляется по 2 ступеням:

Ø Начальное общее образование (в 1 отделении – 4-5 лет, во втором – 4 года) – обеспечивается коррекция проявления речевого дефекта (нарушения звукопроизношения, голоса, темпа речи, фонематического слуха, аграмматизмы, дисграфия) и обусловленных ими отклонений в психическом развитии ребенка, приобретаются навыки правильной разговорной речи, расширяют лексический запас.

Ø Основное общее образование (в 1 отделении – 6 лет, во 2 – 5 лет) – развиваются полноценные навыки устной разговорной и письменной литературной речи. Закладывается фундамент общеобразовательной подготовки, достаточной для продолжения образования, обеспечивает глубокое усвоение основ наук и формирование научного мировоззрения.

       В специальную школу для детей с РН не принимаются дети, имеющие снижение слуха, требующие специального ухода, больные эпилепсией с частыми припадками, инвалиды, не умеющие себя обслуживать, дети, РН которых могут быть преодолены на школьных логопунктах. Развертывание сети логопедических пунктов при средних общеобразовательных школах в республиканских, краевых и областных центрах началось в 1949 г. Логопедические пункты — специальные учебно-воспита­тельные учреждения, предназначенные для коррекции нару­шений речи у детей школьного возраста. За одним логопунктом может закрепляется определенное количество школ, общее чис­ло начальных классов которых не должно превышать 16.

Основные его задачи:

ü исправлять недостатки речи у учащихся;

ü пропагандировать логопедические знания среди учите­лей и населения;

ü своевременно выявлять и предупреждать нарушения речи у детей, поступающих в первые классы, преодолевать трудности в усвоении общеобразовательных программ.

Основной контингент логопедических пунктов составляют учащиеся, имеющие недостатки звукопроизношения, заика­ние, нарушения чтения и письма, нерезко выраженное общее недоразвитие речи. При отборе детей логопед обследует их в классе (подгото­вительной группе). На логопедический пункт направляются дети по инициа­тиве психоневрологов, учителей, родителей. Одновременно на городском логопедическом пункте за­нимается 18—25 человек, на сельском — 15—20 человек. В общеобразовательном учреждении логопункты организуются с целью оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ. Занятия проводятся индивидуально и по группам, наполняемость которых устанавливается в зависимости от характера нарушения и местонахождения ОУ. Занятия, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы ОУ. Эффективность логопедической работы зависит от методи­ческого уровня коррекционных мероприятий, тесного контакта и единых требований к речи детей учителей и логопеда. Важ­ное значение имеет также и активное участие родителей в исправлении речи детей.

Т.о.,благодаря психолого-педагогическому сопровождению лицам с речевыми нарушениями оказывается квалифицированная помощь и поддержка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.016 с.)