Особенности познавательной сферы глухих и слабослышащих. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности познавательной сферы глухих и слабослышащих.



Психическое развитие детей с нарушенным слухом подчиняется закономерностям,

которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей. Из – за поражения

слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка ограничен, взаимодействие со

средой обеднено, общение с окружающими затруднено, в то время как необходимым

условием успешного психического развития ребенка является возрастание количества,

разнообразия и сложности внешних воздействий.

В процессе деятельности, активного взаимодействия человека с окружающей

действительностью, происходит совершенствование психических процессов, обогащение

и усложнения форм познания, усвоение социального опыта.

Разработкой данного вопроса занимались такие исследователи как Тигранова Л. И., 

Боскис Р. М., Розанов Т.В.

Источник: ВВЕДЕНИЕ В КОРРЕКЦИОННУЮ ПЕДАГОГИКУ И СПЕЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ (Трошин Олег Владимирович)

Восприятие

Зрительное восприятие обладает рядом особенностей: затруднение узнавания знакомых предметов в перевернутом виде или зашумленных изображений, что свидетельствует о том, что у детей с НС восприятие и узнавание предметов протекает значительно медленнее, чем у нормально слышащих, при этом скорость восприятия существенно зависит от прошлого опыта детей. Нарушения аналитико-синтетической деятельности у детей с НС приводят к низкому качеству сравнения с малым количеством элементов изображения (при анализе животных слышащие выделяют грудь, живот, спину в то время, как глухие ограничиваются указанием «тело»). Вместе с тем глухие подробно отмечали отчетливо выраженные части предметов (бугорки на огурце, выемки на яблоках). Очень часто у детей с НС нарушено восприятие пространства, что ведет к грубым ошибкам в переносе образца на лист. В отличие от слышащих упри нарушении слуха формируется тонкое дифференцированное восприятие мимики и жестов. Изменяющихся положений пальцев рук человека при дактильной речи, а также движений губ, лица и головы человека при устной речи.

Важное значение для глухих приобретает вибрационная чувствительность, т.к. она играет одну из ведущих ролей в компенсации слухового дефекта. Статические ощущения связаны с работой вестибулярного аппарата и возникают при изменении положения тела в пространстве. Т. к. вестибулярный аппарат находится во внутреннем ухе, то его дефект отрицательно сказывается на развитии чувства равновесия, отсюда неровная и неуверенная походка, неуклюжесть и моторная неловкость.

Мышление

Мышление – наиболее сложный познавательный процесс, заключающийся в обобщенном и опосредованном отражении действительности, тесно связан с речью, поэтому у детей с НС отмечается доминирование наглядных форм мышления, отличающегося следующими особенностями: у них неоправданно долго сохраняются трудности в переходе от предметно-действенных к только мысленным формам операций и обратно, вследствие чего страдает и операция планирования. Это связано с тем, что за словом часто ничего не стоит, либо это конкретный образ. Несмотря на высокую обучаемость глухих, эта привязанность к конкретному предмету мешает им активно использовать и формировать систему научных знаний. Ведет к задержке формирования таких логических операций, как абстрагирование, обобщение, классификация.

Все выше перечисленные особенности психики детей с НС доказывают необходимость специального обучения с использованием различных подходов в обучении глухих и слабослышащих: глухих на основе зрительного и двигательного анализаторов, слабослышащих – слухового.

Это сложный познавательный процесс, включающий анализ и синтез действительности, тесно связанный с речью. Поэтому у глухих детей дольше сохраняется более элементарный уровень выполнения предметно-действенных заданий в связи с задержкой развития следующего этапа - словесно-логического мышления. Поэтому коррекционная работа направлена на доведение функций мышления до уровня словесных обобщений.

Кроме того, отмечена замедленность процессов анализа и синтеза, недостаточная подвижность и гибкость мышления. Процессы сравнения, выделения сходства и различий объектов протекают значительно медленнее. Глухие часто называют несущественные и опускают важные признаки предмета. В дальнейшем в связи с недоразвитием словесного мышления затрудняется переход к его следующему этапу - обобщенно-абстрактному мышлению. При этом снижается способность воображения использовать предмет в новом условно-функциональном назначении, что требует переосмысления предназначения предмета. Обобщение сужено по объему, страдает многосторонний анализ объектов. Отмечается недостаточность арифметического обобщения действий.

Память

В раннем дошкольном возрасте память у глухих по многим показателям снижена, в дальнейшем по мере обучения основные свойства памяти улучшаются. Предполагается, что зрительная память у глухих выше, особенно на яркие и основные свойства объектов, но при этом хуже запоминаются второстепенные детали.

Непроизвольная образная память сохранена, а произвольная, требующая аналитических действий снижена в связи с общей замедленностью мыслительных процессов. Оценка и вербализация при запоминании объектов и отсроченное воспроизведение менее развиты. Отмечается задержка развития вербальной памяти в связи с недоразвитием речи. В дальнейшем отмечается компенсаторное развитие образной памяти до уровня слышащих детей. Отмечается искажение буквенного состава слов, нарушение их запоминания, неполное понимание предметных отношений, и, нередко, отсутствие понимания текста. Запоминание улучшается, если в материале более выражен смысл и содержание. Бессмысленные наборы слов запоминаются плохо. Недостаточно запоминается пространственное расположение предметов.

Речь

Поскольку от состояния слуха во многом зависит речевое развитие, то, несомненно, его нарушение ведет искажение речевого развития: искажение звукового состава слова вследствие отсутствия слухового контроля за произношением и смазанности артикуляционного рисунка близких по механизмам произношения фонемам. Только часть речевых движений находит свое оптическое отражение, а движения мышц гортани, диафрагмы, мягкого неба скрыты от глаз, поэтому возникают частые смешения, пропуски, замены букв, вставки фонем. Слабослышащие часто заменяют слова по фонематическому сходству. Глухие не улавливают слоговое ударение. Слабослышащие сохраняют контур с ударными слогами, их мимика бедна и невыразительна. Особенно затруднена слуховая дифференциация. Вследствие слухового дефекта они произносят слова с большими искажениями, используя короткие односложные фразы, при этом глухие дети часто не соблюдают логических связей между членами предложения.У слабослышащих недостатки грамматического строя сводятся к неправильному согласованию слов в предложении, пропуск предлогов, употребление лишних предлогов Нарушения лексического строя речи выражается в смысловых заменах слов. Как показывают исследования, в результате данных отклонений дети с НС испытывают затруднения при усвоении письма и чтения, допускают специфические ошибки в диктантах, из-за ограниченного словарного запаса испытывают затруднения в понимании текста учебника и объяснения учителя. Экспрессивная речь (письмо) преобладает над импрессивной (понимание воспринимаемой речи).

Т.к. глухие дети не слышат речь, то у них не возникает потребность в словесном общении. Они не могут воспринимать на слух речевые образцы и подражать им, не могут определять интонацию, эмоциональную окраску речи. Поэтому у них формируются оптические образцы слов через зрительное восприятие буквенного состава слова, закрепляемого дактилированием и обучением произношению звуков. Т.е. глухие воспринимают речь не слухом, а зрительно-двигательным путем и лишены самоконтроля произносимых слов. Они позднее овладевают слоговой структурой слов, чем буквенным составом. Это затем затрудняет чтение слов, овладение грамматическим строем языка.

 

Таким образом, можно установить, что различия в психической деятельности между

слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтогенеза,

возрастают в течение последующего времени. Но, при условии специально

организованной коррекционной работы различия перестают нарастать и значительно

уменьшаются.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.154.151 (0.008 с.)