Закономерности психического развития при сенсорной дефицитарности. Степени выраженности и возрастная обусловленность сенсорного дефекта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закономерности психического развития при сенсорной дефицитарности. Степени выраженности и возрастная обусловленность сенсорного дефекта.



1.Основные закономерности психического развития при сенсорном дизонтогенезе.

Недостаточность зрения и слуха являются основными причинами формирования сенсорного дефекта как психофизиологического дефицита определенных анализаторов. Это в свою очередь вызывает за собой вторичные психоэмоциональные отклонения в развитии. Сенсорный дефект может быть также связан с недостаточностью проприоцептивной (мышечно-суставной), тактильной и вестибулярной чувствительности. Но они имеют второстепенное значение или сопутствуют недостаточности зрения и слуха.

Сенсорный дефект и вторичные нарушения вызывают отклонения от стадии возрастного развития, на которой находится больной ребенок, т.е. формируется сенсорный дизонтогенез. Его особенностью является дефицитарное психическое развитие. Этот тип дизонтогенеза, в целом, связан с первичной недостаточностью отдельных систем: не только зрения, слуха, но и речи, опорно-двигательной системы, а также рядом инвалидизирующих заболеваний внутренних органов (пороки сердца, бронхиальная астма. эндокринные заболевания и т.д.). Наибольшей выраженности дефицитарный тип психического развития формируется при сенсорном дефекте.

1)Степень выраженности сенсорного дефекта. Так, небольшой дефект слуха предполагает определенную возможность самостоятельного овладения речью. В речи такого ребенка будут наблюдаться негрубые отклонения: смазанность артикуляции, слабая модулированность голоса, смешение глухих звуков со звонкими, шипящих со свистящими, твердых с мягкими; бедность речевого запаса, ошибочное употребление слов, близких по ситуации или звучанию, аграмматизмы (Тигранова Л.И., 1978). Полное же выпадение слуха при отсутствии специального обучения приводит к немоте ребенка.

Аналогичная картина наблюдается и при нарушениях зрения. На уровне слабовидения зрительное восприятие ограничивается замедленностью, узостью обзора, недостаточностью четкости и ясности восприятия, нередко искаженностью изображения предметов. Поэтому при слабовидении будут сохраняться большие возможности нервно-психического развития, чем при слепоте.

2)Время развития сенсорного дефекта. Психическое развитие глухих детей различно в зависимости от того, является ли его глухота врожденной, потерял ли он слух на ранних этапах онтогенеза, или нарушение произошло в более позднем возрасте (Боскис P.M., 1965). Врожденная или ранняя потеря слуха приводит к отсутствию речи (немоте) либо ее грубому недоразвитию. Недостаточность вестибулярного аппарата обуславливает задержку физического развития,   формирования прямостояния, недоразвитие пространственной ориентации.

При нарушении слуха после трехлетнего возраста недоразвитие локомоторных функций выражено меньше. Успевает сформироваться фразовая речь, нарушения словарного запаса и грамматического строя выражены менее грубо.

При поражении слуха в школьном возрасте речь грамматически сформирована; имеются лишь некоторые недостатки произношения: смазанность артикуляции, оглушение звонких согласных и т.д. При врожденном нарушении зрения ребенок не

 получает никакого запаса зрительных представлений. Возникающие при этом затруднения в формировании вертикального положения тела, страх пространства и новых предметов ведут к задержке в освоении пространства и предметной деятельности. Поэтому первые специализированные манипуляции и отдельные функциональные действия с предметами появляются у слепых детей обычно больше после двух лет. В свою очередь грубое недоразвитие пространственной ориентации обуславливает позднее формирование походки, схемы тела (Солнцева Л.И., 1978).

Нарушения зрения в раннем возрасте даже на уровне слабовидения вызывает недоразвитие и психомоторной сферы: отмечается слабость акта хватания, запаздывает дифференциация движений, наблюдаются застывания с предметом или избыточные стереотипные движения головой и руками. При нарушениях в более старшем возрасте имеющийся опыт зрительных впечатлений облегчает развитие моторики, предметной деятельности, образование представлений и понятий.

3)Влияние уровня культурного развития на первичный биологический дефект. Не только первичный дефект вызывает многоуровневые вторичные нарушения, но существуют и обратные влияния. Так, если при неполной потере слуха ребенок не научится говорить, то дефект слуха усугубляется в связи с ограниченным опытом его использования. И наоборот, максимальное стимулирование речи способствует уменьшению первичного дефекта и оказывает развивающее влияние на слух.

4)Неравномерность развития ребенка с сенсорным дефектом. Если у здорового ребенка гетерохрония (неравномерность развития) является стимулом к образованию новых функциональных систем, то у ребенка с аномалией в сенсорной сфере наблюдается несоответствие в формировании отдельных систем, тормозящее общее развитие. Так, если у здорового ребенка в основе игровой деятельности лежат хорошо знакомые конкретные предметные действия, то у слепого игровые действия не несут в себе информации о конкретном предмете. Бедность практического опыта, слабое развитие предметной моторики создает, своеобразие игровой деятельности слепого ребенка. Она ощущается в виде примитивных манипуляций и однообразно повторяемых движений. Но при этом сопровождается значительно более высоким уровнем протекания словесного действия. Т.е. максимально бедный моторный компонент игры сосуществует с гораздо более сложной и изолированной вербальной продукцией. Разрыв между речью и действием не сокращается без специального обучения (Солнцева Л.И., 1978).

5)Недоразвитие способности к приему, переработке и хранению информации (Лубовский В.И.,1978). Наиболее страдает усвоение той информации, которая адресована к пораженному анализатору. Но имеются затруднения в скорости и объеме информации, поступающей через сохранный анализатор. Так, у глухих детей младшего возраста отмечается замедленность восприятия и зрительной информации.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.006 с.)