Вопрос № 55 Эмоционально – личностные особенности и доминирующие типы патохарактерологического развития глухих и слабослышащих детей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 55 Эмоционально – личностные особенности и доминирующие типы патохарактерологического развития глухих и слабослышащих детей.



 

В настоящее время становится все больше людей, имеющих отклонения слуха. Нарушение слуховой функции откладывает отпечаток на развитие эмоционально-личностной сферы неслышащего.

Так у лиц, имеющих отклонения слуха может наблюдаться незрелость в эмоциональной сфере, что выражается в склонности к аффективным взрывам, подражательности, внушаемости.

Многие эмоциональные состояния, социально-нравственные чувства остаются совсем незнакомы глухим школьникам до среднего школьного возраста.

Развитие эмоциональной сферы может задерживаться из-за малой доступности выразительной стороны речи и музыки. Следует отметить большие возможности выражения эмоций в мимике и пантомимике, которые они используют в общении.

Что же касается личности лиц с недостатками слуха, то она стоит в специфических условиях существования, у такого человека возникает субъектвное отношение к себе и к окружающему миру. В результате недостаточного развития речи обнаруживается более замедленный темп становления личности неслышащего. Более длительное время сохраняется неадекватность самооценки

В процессе коррекционно - развивающей работы с лицами, имеющими отклонения слуха происходит совершенствование понимания эмоциональных состояний и чувств человека.

 

У лиц с отклонениями слуха имеет место большая распространенность различных невротических нарушений и личностных девиаций в виде:

- замкнутости

- тревожности

- застенчивости

- подозрительности

- все это может сочетаться с раздражительностью

- аффективность

- наклонность к агрессивным действиям

- наклонность к паранояльным установкам

Первые признаки характерологических отклонений проявляются в 7 - 10 лет.

У большинства детей с отклонениями слуха с чертами патохарактерологического развития личности отмечается повышенная ипохондрическая фиксация на своих соматических ощущения, склонность к аутизму, тревожная мнительность, боязненное переживание своего физического дефекта.

Т. О. спец. психолог при осуществлении коррекционной работы с лицами, имеющими недостатки слуха должен опираться на эмоционально-личностные особенности таких лиц, а также учитывать те патологии характера, которые у них присутствуют (их может и не быть).


 

Классификация и систематизация речевых нарушений.

1. Классификация речевых нарушений.

В настоящее время в отечественной логопедии существуют 2 классификации РН:

1. Психолого-педагогическая (Левина) чаще применяется в образовательном процессе и основана на общих проявлениях дефекта при разных формах аномального развития у детей. Согласно этой классификации различают:

Нарушения средств общения

· ФФНР – Н процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с разными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем;

· ОНР – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Речевые расстройства могут быть выражены в различной степени: от отсутствия речи (лепетного ее состояния) до развернутой, но с элементами фонематического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от сформированности речевых средств ОНР разделяется на 3 уровня. Общими признаками ОНР являются:

- позднее начало развития речи;

- скудный словарный запас;

- аграмматизмы;

- дефекты произношения;

- дефекты фонемообразования.

1 уровень речевого развития характеризуется полным или практически полным отсутствием словесных средств общения. Словарный запас ребенка при этом состоит в основном из звуковых и звукоподражательных комплексов, как правило, непонятных для окружающих и сопровождающихся жестами.

2 уровень отличается тем, что речевые возможности детей значительно выше; общение осуществляется не только с помощью жестов и лепетных обрывков слов, но и использует искаженные в фонетическом и грамматическом плане речевых средств.

3 уровень проявляется в достаточно развернутой обиходной речью без грубых фонетических и лексико-грамматических отклонений, но с отдельными нарушениями фонетики и грамматики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.011 с.)