Групповой эффект ускорения индивидуального развития. Группа как семья. Весна детства в новом коллективе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Групповой эффект ускорения индивидуального развития. Группа как семья. Весна детства в новом коллективе



 

— Я как раз хотела попросить прокомментировать слова из приглашения на семинар: «Данный семинар возник вследствие того, что автор не может встретиться со всеми желающими на индивидуальной консультации, что, конечно, в ряде случаев предпочтительнее. Тем не менее и групповое продвижение имеет ряд предпочтений: группа так же, как и семья, ускоряет индивидуальный духовный рост отдельных участников». За счет чего происходит это ускорение?

— За счет того, что группа, как и семья, как бы омолаживает нас. Она переводит нас в режим максимального отождествления со средой, а в этом режиме мы легче расстаемся со старыми установками и с наименьшим сопротивлением воспринимаем новое. Наше доверие к среде максимально, и мы быстрее адаптируемся к своим индивидуальным целям. Помните биологический закон: онтогения повторяет филогению? Более простыми словами это означает следующее: путь индивидуального развития вначале повторяет путь развития вида. Например, каждой весной некоторые растения сначала краснеют, а потом зеленеют. Краснеют, вспоминая далекое время своих дальних предков, когда было очень жарко на Земле и выгоднее было иметь красноватый цвет листьев. Приход в новый коллектив для нас, как приход весны. И мы сначала вспоминаем программы нашего внутреннего ребенка, когда мы только родились и вошли в период отождествления со средой. Входя в период индивидуализации, мы начинаем «зеленеть".

 

МАКСИМАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ В ПЕРИОД ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ СО СРЕДОЙ. НЕСВОЕВРЕМЕННАЯ СВОБОДА. ЭТИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

— Зачем нужен период отождествления? Может быть, можно обойтись без него?

— В этот период мы постигаем правила среды обитания. Ребенок, родившись, сначала должен научиться действовать по правилам страны, города, рода, семьи, в которые он попал. Иначе не выживешь. Или не будешь адекватно принят как свой. Поэтому в этот период ребенок хочет быть похожим на родителей и хочет действовать по правилам. К сожалению, родители очень часто упускают этот период — период этической ответственности, способствующий биологическому выживанию. Желая вырастить свободную личность, они предоставляют свободу в то время, когда ребенок исследует правила поведения. Своим поведением, поступками он выясняет: что можно и до каких пор можно, а что — нельзя. Родители терпят. Их терпение вынуждает ребенка повышать степень безобразности поведения, чтобы получить обратную связь. Не наказания ищет ребенок, а ограничения. Не издевается над родителями, а просит установить рамки допустимого. Не отказа в любви добивается дитя, а помощи в обуздании и определенности.

Из жизни. Когда надо наказать. Период послушания и испытания взрослых. Наказание как помощь и ограничение

 

— На прошлой лекции я услышат от вас о периоде послушания, когда ребенок активно учится слушаться.

— Я также говорил о том, что этот период является таковым на внутреннем плане развития ребенка. И природа дает ему на это силы. На внешнем плане этот период проявляется в виде периода испытания взрослых. Вы еще тогда меня спрашивали о наказаниях.

— Да, я помню ваш подробный ответ*. В итоге вы мне подсказали очень важную мысль: если решился на наказание, самое главное — не сердись на ребенка, не отказывай ему в любви, а представь наказание как помощь, как ограничение его поступков, и тогда наказание будет принято. Я пришел после лекции домой, а сын начал меня испытывать на прочность прямо по вашей теории. Я взял и ограничил его ремнем. После этого, расстроенный, подошел к нему и спросил: «Ты на меня не обиделся?» Неожиданно для меня сын спокойно ответил: «Нет, не обиделся». «Почему?» — спросил я. «Потому что меня надо было наказать», — ответил он.

____

*Подробнее о наказаниях можно прочитать в книге Валявско-го А. С. «Как понять ребенка» (СПб.: «ДИЛЯ», 2004), в частности в главе «Что не понимают родители».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.005 с.)