Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Из жизни. Полгода безделья. Радость от неудач. Вирусные и социальные программы
— Сколько вам лет? ־— Шестнадцать. — Давайте я попробую угадать, что вас волнует. — Хорошо. — Вам не хочется учиться. — Слабо сказано. Я уже полгода ничего не делаю. Живу за счет старых запасов. Из уважения к моим былым заслугам мне пока ставят тройки. — Вы хотите сказать, что до этого отлично учились? — Да! — Вы собираетесь дальше учиться? — Да! — А где? — В университете. Я прекрасно понимаю: при таких усилиях я даже школу не окончу. Скажите, пожалуйста, что случилось? Я заболел? Почему я ничего не делаю в соответствии со своей целью? — Это говорит о том, что у вас кроме осознанной цели появилась подсознательная цель. У вас запустилась программа отторжения учебы, нежелания учиться, программа гуляния. Это происходит чаще всего в период с 15 до 17 лет. Поэтому я легко угадал, с чем вы ко мне пришли. Когда в этот период троечники перестают учиться, никто не удивляется: учился плохо, ну а стал еще хуже. Считают это закономерным для таких ученичков. Когда же бросают отличники, это поражает, и замечают все. Даже сами отличники. «Мы понимаем, — говорят они, — что неразумно сейчас бросать учебу, очень трудно будет наверстывать. Дорогие родители! Мы сами потом будем жалеть об этом. Но сейчас ничего поделать с собой не можем: тошнит от учебы, гори она синим пламенем, эта школа». — Очень похоже. — Я вас должен предупредить, дорогой юноша: не расстраивайтесь, дальше будет еще хуже, если сейчас, когда вы это осознали, вы себя не потренируете и не дадите себе новые сознательные установки. Не нужно тратить силы на самообвинение, на поиск виноватых, истратьте их на преодоление себя. Надо будет заставить самого себя потренироваться. И никто за вас это не сделает. Если попросите, я подскажу, что делать. Но делать придется... —...самому. — Справедливо. А если, получив советы, не воспользуетесь ими, то в следующий раз ваш заказ резко меняется: вы имеете право спрашивать только о том, что делать, чтобы заставить себя делать то, что вам посоветовали. — Я вас прошу, подскажите, пожалуйста, что мне делать. — А зачем? С какой целью? Простите, пожалуйста, мое занудство. Эти вопросы я задаю, чтобы наш разговор прошел через ваше сознание, а вы взяли на себя ответственность за исполнение советов.
— Моя цель — окончить школу и поступить в университет. — Для этого надо научиться управлять собой, управлять своими программами. Именно с этой целью я, по вашей просьбе, сегодня измерю ваши параметры самоуправления. Повторите, пожалуйста, как вы меня поняли, как поняли мою цель. ' — Для того чтобы поступить в институт, я должен научиться управлять собой. — Принято. Для этого мы сейчас с секундомером в руках измерим семь ваших параметров самоуправления. После измерений я объясню, что они означают, и скажу, какими они должны стать после самотренировок. А теперь скажите, пожалуйста, вы готовы к тому, что у вас не будет получаться то, что я попрошу сделать? — Готов. — Спасибо, и еще один очень важный вопрос. Вы готовы радоваться тому, что у вас не будет получаться требуемое? ..׳ — Нет, пока не готов. — А я буду просить вас радоваться, как это делают дошкольники-оптимисты. Они отвечают так: «Конечно, готовы». Первое время, получив такой ответ, я сам удивлялся: «Чему радоваться, ведь это очень неприятно?» А девочка из города Бсер-Шева мне отвечает: «Я буду радоваться тому, что я научусь это делать!» Видите, как лихо она себя присоединила к будущему! Один мальчик из Санкт-Петербурга ответил так: «Я буду радоваться тому, что знаю, что теперь делать!» Я щс гоже прошу самого себя присоединить к будущему через эту радость. Я буду радоваться тому, что нашел самое простое, с чего надо начать. Когда мастер ищет неисправность в телевизоре, он никогда не лезет сразу в микросхемы. Он сначала проверяет провод, а найдя разрыв в проводе питания, радуется обнаружению такой простой неисправности. Устранив ее, он включает телевизор и радуется, обнаружив еще одну простую неисправность: трубка перегорела! Итак, я вас прошу радоваться любому результату. Если у вас параметры низкие, то вы знаете, с чего начать. А если параметры высокие, то я знаю, что еще искать самое простое из недоступного вам. — Согласен радоваться.
После таких переговоров никто не комплексует по поводу неудачных параметров. Описание этих параметров вы можете прочитать в моей книге «Оздоравливающие учебные игры» на с. 32. Когда меня спрашивают: «С каким возрастом вы работаете?», я отвечаю: «Это примерно то же самое, что спросить мастера, ремонтирующего телевизоры: "Какого возраста телевизоры вы ремонтируете? Только пятилетние или двухмесячной давности выпуска тоже?"» Эти параметры самоуправления во всех возрастах являются показателями умения управлять собой: и для пенсионеров, и для студентов, и для школьников, и для дошкольников... Это параметры сонастроя с самим собой.
После измерений беседа продолжается: — Вы теперь знаете, что вам делать? — Да, знаю. — Все понятно? — Все. — Вы будете это делать? — Да, буду. — А зачем? Может быть, не надо? — Нет, надо. Для того, чтобы настроить себя на учебу, научиться управлять собой. — Раз вы приняли решение это делать, то я вас прошу в течение двух недель каждый день фиксировать результаты подобных измерений хотя бы раз в сутки. — Зачем? — Во-первых, для повышения ответственности. Во-вторых, для формирования внутреннего наблюдателя, без которого самоуправление невозможно. В-третьих, закономерности изменения ваших параметров можно заметить только при наличии минимальной статистики. Либо вы сами кое-что заметите, либо я вам подскажу. Вам известна опасность скоропостижных выводов по одноразовому измерению давления раз в сутки? Так и с этими параметрами: нужна их определенная стабильность. У вас еще остались силы несколько минут меня послушать? — Да, остались. — Спасибо. Желательно, чтобы вы еще кое-что узнали о законах развития. В жизни каждого человека есть весна, когда надо пахать и сеять. В жизни каждого человека есть лето, когда необходимо ухаживать за тем, что взошло. И, наконец, есть осень, когда мы собираем урожай, если есть, и пожинаем плоды, какие есть. К сожалению, родители, работая в саду жизни ребенка, часто не ведают, что творят. И по своему незнанию бывают похожи на сеятеля, который в декабре разбрасывает семена, а в феврале хочет, чтобы они непременно дали всходы. Ну а если в мае на грядке показываются первые ростки свеклы, бегают по грядке, всплескивают руками и восклицают: «Почему здесь выросла свекла? Я так хотел морковку!» Но на своем приусадебном участке всем очевидно: что посеешь, то и пожнешь, а чего не посеешь, того не жди. Этот поэтический образ иллюстрирует законы сеяния в жизни детей. На языке чисел эта закономерность выглядит следующим образом. То, что мы сеем от 0 до 12 лет, с максимальной силой дает всходы в самостоятельных поступках с 12 до 24 лет: до 12 сеем, после 12 пожинаем. И более тонкую закономерность отмечают специалисты по нравственной психологии. Они говорят так: то, что запечатлевается в душе ребенка от рождения до 3 лет, максимально скажется на его поступках в периоде от 21 года до 24 лет; то, что закладывается в нем от 3 до 5 лет, имеет свое продолжение с 19 до 21 года; возрастной диапазон с 5 до 7 лет «аукается» с 17 до 19 лет; запечатленное в ребенке с 7 до 9 лет (вот она любимая начальная школа с переездами в другие города и районы, с ужасно расшатывающей сменой учителей) сильнее всего проявится в возрасте от 15 до 17 лет; и вы уже догадались сами, когда родители и дети познают последствия возрастного периода от 9 до 12. Конечно, в возрасте с 12 до 15 лет. Вот почему многое можно предсказать с точностью до двух-трех лет, пользуясь данной этической моделью развития человека как системы. Родителям детей до 12 лет, пришедшим на консультацию с рассказом о своем чаде, я могу подсказать, к чему готовиться и как. А после 12 лет я могу угадывать, как я угадал с вами, с чем ко мне пришли. Поэтому, юноша, я вас и предупредил в начале встречи: не расстраивайтесь, дальше будет еще труднее противостоять натиску подсознательных программ. Используйте по назначению время, отведенное природой для самопрограммирования и самодопрограммирования. В противном случае не говорите потом: «Бедный я, несчастный человек». В вас нет плохих или хороших программ поведения. Есть программы, используемые не по назначению. Есть программы самозапускающиеся, чтобы вы с ними познакомились и взяли на себя управление. Если не возьмете на себя управление, программы становятся вирусными. Об этом вы можете прочитать в моей книге «Как понять ребенка» в главе «Что не понимают родители»*. Конечно, многообразие жизни не исчерпывается одной этой моделью, есть и другие. Данная модель оказалась наиболее конструктивной, так как не только объясняет, но и дает рекомендации. Я вам советую иметь в виду еще один нюанс. Кроме вашего индивидуального торможения в учебе вы испытываете еще и социальное торможение. Государство не заинтересовано в вас, и вы это чувствуете. Точнее, оно не заинтересовано, чтобы было слишком много умных. Лучше, чтобы вы учились на тройки, а талантливых у нас и без вас хватит.
___ • Валявский А. С. Как понять ребенка. - СПб.: «ДИЛЯ», 2004.
— Я об этом не думал. — Представьте себе, если все будут отлично учиться. И все станут умными. Как ими управлять? Умными управлять тяжелее. Тем более, умные придут и всех неумных в министерствах сметут. Страна-то выиграет, а конкретные чиновники проиграют. Эта мысль так поразила некоторых школьников, что они взялись за ум. И в институт поступили. Вам желаю того же.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.163 (0.012 с.) |