Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Сравнение трех специфически различных видов наслаждения
Содержание книги
- III. Разделение общей логики на аналитику и диалектику
- Логические действия рассудка и суждения
- Чистые понятия рассудка или категории
- Принципы трансцендентального вывода вообще
- Переход к трансцендентальному выводу категорий
- О первоначально синтетическом единстве самосознания
- В познании вещей категории могут прилагаться только к предметам опыта
- Трансцендентальный вывод общего применения чистых понятий рассудка в опыте
- Результат вывода чистых понятий рассудка
- Синтез воспроизведения воображением
- Сокращенное изложение оснований, из которых очевидны верность и единственная возможность нашего вывода чистых понятий рассудка
- Введение. Об идее критики практического разума
- Часть первая. Учение чистого практического разума о началах
- Основной закон чистого практического разума
- Максима себялюбия (благоразумие) только советует, закон нравственности повелевает. Но ведь большая разница между тем, что нам только советуется, и тем, что нам вменяется в обязанность.
- I. О дедукции основоположений чистого практического разума
- II. О праве чистого разума в практическом применении на такое расширение, которое само по себе невозможно для него в спекулятивном применении
- Глава вторая. О понятии предмета чистого практического разума
- О типике чистой практической способности суждения
- Глава третья. О мотивах чистого практического разума
- Критическое освещение аналитики чистого практического разума
- Глава первая. О диалектике чистого практического разума вообще
- Глава вторая. О диалектике чистого разума в определении понятия О высшем благе
- II. Критическое снятие антиномии практического разума
- III. О примате чистого практического разума в его связи со спекулятивным
- V. Бытие Божье как постулат чистого практического разума
- VI. О постулатах чистого практического разума вообще
- VII. Как можно мыслить расширение чистого разума в практическом отношении, не расширяя при этом его познания как разума спекулятивного.
- VIII. О признании истинности из потребности чистого разума
- IX. О мудро соразмерном с практическим назначением человека соотношении его познавательных способностей
- Часть вторая. Учение о методе чистого практического разума
- Критика способности суждения
- II. Об области философии вообще
- III. О критике способности суждения как средстве, соединяющем две части философии в одно целое
- IV. О способности суждения как априори законодательной способности
- V. Принцип формальной целесообразности природы есть трансцендентальный принцип способности суждения
- VI. О соединении чувства удовольствия с понятием целесообразности природы
- VII. Об эстетическом представлении целесообразности природы
- VIII. О логическом представлении целесообразности природы
- IX. О соединении законодательства рассудка и разума через способность суждения
- Наслаждение в добром соединяется с интересом
- Сравнение трех специфически различных видов наслаждения
- Всеобщность наслаждения в суждении вкуса представляется только как субъективная
- Исследование вопроса: предшествует ли в суждении вкуса чувство удовольствия оценке предмета, или эти моменты следуют в обратном порядке
- Суждение вкуса покоится на основаниях априори
- Суждение вкуса совершенно не зависит от понятия о совершенстве
- Суждение вкуса, в котором предмет признается прекрасным под условием определенного понятия, не есть чистое
- Объяснение прекрасного, выведенное из этого третьего момента
- Необходимость всеобщего согласия, которое мыслится в суждении вкуса, есть субъективная необходимость, которая под предположением общего чувства представляется как объективная
- Иммануил Кант. Избранные афоризмы
Приятное и доброе имеют отношение к способности желания и вводят с собой: первое – патологически обусловленное (через побуждения, per stimulos), а второе – чисто практическое удовольствие, которое определяется не только через представление о предмете, но вместе с тем и через представляемое отношение субъекта к существованию предмета. Нравится не только предмет, но и существование его. Поэтому и суждение вкуса есть созерцательное (contemplativ) суждение, то есть такое суждение, которое, будучи индифферентным по отношению к существованию предмета, соединяет с чувством удовольствия и неудовольствия только его свойства. Это созерцание направлено не на понятия, ибо суждение вкуса не есть познавательное суждение, ни теоретическое, ни практическое. И именно поэтому оно не основывается на понятии и не имеет его своей целью.
Приятное, прекрасное и доброе означают, следовательно, три различных отношения представлений к чувству удовольствия и неудовольствия, по отношению к которому мы можем отличать друг от друга предметы или способы их представления. И выражения, соответствующие каждому из них, в которых обозначается то, что именно здесь нравится, не одинаковы. Приятным каждый называет то, что ему доставляет удовольствие, прекрасным – что ему только нравится, добрым – что он ценит, одобряет, то есть в чем он полагает объективное значение. Приятное имеет значение и для неразумных животных; красота – только для людей, то есть для животных, но разумных существ, но не только как для разумных, каковы, например, духи, а вместе с тем и как для животных; доброе имеет значение для каждого разумного существа вообще. Это такое суждение, которое может получить полное оправдание и объяснение только впоследствии. Можно сказать, что из всех этих трех видов приятного только приятное в прекрасном, и только оно одно, есть бескорыстное и свободное наслаждение, ибо здесь никакой интерес – ни интерес внешних чувств, ни разума – не вынуждает в нас одобрения. Поэтому о приятном можно было бы сказать, что в трех названных случаях оно относится или к склонности, или к наслаждению, или к уважению. Наслаждение есть единственное свободное удовольствие. Предмет склонности и предмет, который поставлен нам для желания в законе разума, отнюдь не оставляют нам свободы сделать из чего-либо предмет нашего личного удовольствия. Всякий интерес предполагает потребность или возбуждает ее и, как основа определения нашего одобрения, не позволяет суждению о предмете быть свободным.
Что касается интереса склонности при приятном, то каждый, например, говорит: голод лучший повар, – и людям со здоровым аппетитом нравится все, что только съедобно; значит, такое удовольствие еще не доказывает выбора по вкусу. Только тогда, когда потребность удовлетворена, можно сказать, кто из многих имеет вкус и кто нет. Точно так же бывает нравственность (поведение) без добродетели, вежливость без доброты, приличие без честности и так далее. Там, где говорит нравственный закон, объективно уже нет свободного выбора по отношению к тому, что надо делать. Но обнаружить вкус в исполнении чего-либо (или в оценке того, что сделано другими) – это нечто совершенно другое, чем обнаружить нравственный образ мыслей, последнее заключает в себе заповедь и возбуждает потребность, тогда как художественный вкус только играет с предметами удовольствия, не прилепляясь к чему-либо.
Объяснение прекрасного, выведенное из первого момента
Вкус есть способность суждения о предмете или о способе его представления сообразно удовольствию или неудовольствию без всякого интереса к этому предмету. Предмет такого удовольствия называется прекрасным.
Второй момент суждения вкуса, а именно по его количеству
|