Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Объяснение прекрасного, выведенное из этого третьего момента
Содержание книги
- III. Разделение общей логики на аналитику и диалектику
- Логические действия рассудка и суждения
- Чистые понятия рассудка или категории
- Принципы трансцендентального вывода вообще
- Переход к трансцендентальному выводу категорий
- О первоначально синтетическом единстве самосознания
- В познании вещей категории могут прилагаться только к предметам опыта
- Трансцендентальный вывод общего применения чистых понятий рассудка в опыте
- Результат вывода чистых понятий рассудка
- Синтез воспроизведения воображением
- Сокращенное изложение оснований, из которых очевидны верность и единственная возможность нашего вывода чистых понятий рассудка
- Введение. Об идее критики практического разума
- Часть первая. Учение чистого практического разума о началах
- Основной закон чистого практического разума
- Максима себялюбия (благоразумие) только советует, закон нравственности повелевает. Но ведь большая разница между тем, что нам только советуется, и тем, что нам вменяется в обязанность.
- I. О дедукции основоположений чистого практического разума
- II. О праве чистого разума в практическом применении на такое расширение, которое само по себе невозможно для него в спекулятивном применении
- Глава вторая. О понятии предмета чистого практического разума
- О типике чистой практической способности суждения
- Глава третья. О мотивах чистого практического разума
- Критическое освещение аналитики чистого практического разума
- Глава первая. О диалектике чистого практического разума вообще
- Глава вторая. О диалектике чистого разума в определении понятия О высшем благе
- II. Критическое снятие антиномии практического разума
- III. О примате чистого практического разума в его связи со спекулятивным
- V. Бытие Божье как постулат чистого практического разума
- VI. О постулатах чистого практического разума вообще
- VII. Как можно мыслить расширение чистого разума в практическом отношении, не расширяя при этом его познания как разума спекулятивного.
- VIII. О признании истинности из потребности чистого разума
- IX. О мудро соразмерном с практическим назначением человека соотношении его познавательных способностей
- Часть вторая. Учение о методе чистого практического разума
- Критика способности суждения
- II. Об области философии вообще
- III. О критике способности суждения как средстве, соединяющем две части философии в одно целое
- IV. О способности суждения как априори законодательной способности
- V. Принцип формальной целесообразности природы есть трансцендентальный принцип способности суждения
- VI. О соединении чувства удовольствия с понятием целесообразности природы
- VII. Об эстетическом представлении целесообразности природы
- VIII. О логическом представлении целесообразности природы
- IX. О соединении законодательства рассудка и разума через способность суждения
- Наслаждение в добром соединяется с интересом
- Сравнение трех специфически различных видов наслаждения
- Всеобщность наслаждения в суждении вкуса представляется только как субъективная
- Исследование вопроса: предшествует ли в суждении вкуса чувство удовольствия оценке предмета, или эти моменты следуют в обратном порядке
- Суждение вкуса покоится на основаниях априори
- Суждение вкуса совершенно не зависит от понятия о совершенстве
- Суждение вкуса, в котором предмет признается прекрасным под условием определенного понятия, не есть чистое
- Объяснение прекрасного, выведенное из этого третьего момента
- Необходимость всеобщего согласия, которое мыслится в суждении вкуса, есть субъективная необходимость, которая под предположением общего чувства представляется как объективная
- Иммануил Кант. Избранные афоризмы
Красота – это форма целесообразности предмета, поскольку она воспринимается в нем без представления цели [55].
Четвертый момент суждения вкуса по модальности наслаждения предметом
Что такое модальность в суждении вкуса?
О каждом представлении я могу сказать: по крайней мере, возможно, что оно (как познание) соединяется с удовольствием. О том, что я называю приятным, я говорю, что оно действительно возбуждает во мне удовольствие. Но о прекрасном думают, что оно имеет необходимое отношение к наслаждению. Эта необходимость особого рода. Это не теоретическая объективная необходимость, где познается априори, что каждый будет чувствовать, – это наслаждение от предмета, который я называю прекрасным. Но это и не практическая необходимость, где через понятие чистой разумной воли, которое служит правилом для свободно действующего существа, это наслаждение является необходимым следствием объективного закона и ничего другого не означает, кроме того, что безусловно (без дальнейших расчетов) должно действовать известным образом. Но ее, как и необходимость, которая мыслится в эстетическом суждении, можно назвать только примерной, то есть необходимостью согласия всех с суждением, на которое надо смотреть как на пример такого общего правила, которое не может быть дано. А так как эстетическое суждение не есть суждение объективное и познавательное, то эту необходимость нельзя выводить из определенных понятий, она, следовательно, не есть аподиктическая. Еще того меньше ее можно выводить из всеобщности опыта (из всеобщего согласия в суждении о красоте известного предмета). Мало того, что опыт едва ли мог бы дать для этого достаточное количество доказательств, но на эмпирическом суждении нельзя и обосновать никакого понятия о необходимости этого суждения.
Субъективная необходимость, которую приписываем суждению вкуса, условна
Суждение вкуса требует согласия с ним каждого. Кто нечто признает за прекрасное, тот полагает, что каждый предлежащему предмету должен дать свое одобрение и найти его прекрасным. Следовательно, долженствование в эстетическом суждении по всем данным, которые необходимы для оценки, само высказывается только условно. Здесь ищут согласия каждого, так как для этого имеют основу, общую для всех. На это согласие и можно было бы рассчитывать всегда, если бы только всегда можно было рассчитывать на то, что данный случай верно подводится под эту основу как правило для одобрения.
Условие необходимости, которое указывает суждение вкуса, есть идея общего чувства (Gemeinsinn)
Если бы суждения вкуса (подобно суждениям познания) имели определенный объективный принцип, то тот, кто судил бы соответственно последнему, мог бы иметь притязание на безусловную необходимость своего суждения. Но если бы они совсем не имели принципа, как суждения только чувственного вкуса, то в мысль не могла бы входить при этом никакая необходимость их. Следовательно, они должны иметь субъективный принцип, который только через чувство, а не через понятие, хотя и для всех, определяет то, что нравится или что не нравится. А на такой принцип можно смотреть только как на общее чувство, которое существенно отличается от общего рассудка, который иногда называют и общим чувством (sensus communis), так как последний всегда судит не по чувству, но по понятиям, хотя обыкновенно только как смутно представляемым принципам.
Следовательно, только под предположением того, что есть общее чувство (а под этим мы понимаем не внешнее чувство, а только то действие, которое возникает из свободной игры наших познавательных сил), только под предположением, говорю я, такого общего чувства и может быть составлено суждение вкуса.
|