Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
IX. О мудро соразмерном с практическим назначением человека соотношении его познавательных способностей
Содержание книги
- III. Разделение общей логики на аналитику и диалектику
- Логические действия рассудка и суждения
- Чистые понятия рассудка или категории
- Принципы трансцендентального вывода вообще
- Переход к трансцендентальному выводу категорий
- О первоначально синтетическом единстве самосознания
- В познании вещей категории могут прилагаться только к предметам опыта
- Трансцендентальный вывод общего применения чистых понятий рассудка в опыте
- Результат вывода чистых понятий рассудка
- Синтез воспроизведения воображением
- Сокращенное изложение оснований, из которых очевидны верность и единственная возможность нашего вывода чистых понятий рассудка
- Введение. Об идее критики практического разума
- Часть первая. Учение чистого практического разума о началах
- Основной закон чистого практического разума
- Максима себялюбия (благоразумие) только советует, закон нравственности повелевает. Но ведь большая разница между тем, что нам только советуется, и тем, что нам вменяется в обязанность.
- I. О дедукции основоположений чистого практического разума
- II. О праве чистого разума в практическом применении на такое расширение, которое само по себе невозможно для него в спекулятивном применении
- Глава вторая. О понятии предмета чистого практического разума
- О типике чистой практической способности суждения
- Глава третья. О мотивах чистого практического разума
- Критическое освещение аналитики чистого практического разума
- Глава первая. О диалектике чистого практического разума вообще
- Глава вторая. О диалектике чистого разума в определении понятия О высшем благе
- II. Критическое снятие антиномии практического разума
- III. О примате чистого практического разума в его связи со спекулятивным
- V. Бытие Божье как постулат чистого практического разума
- VI. О постулатах чистого практического разума вообще
- VII. Как можно мыслить расширение чистого разума в практическом отношении, не расширяя при этом его познания как разума спекулятивного.
- VIII. О признании истинности из потребности чистого разума
- IX. О мудро соразмерном с практическим назначением человека соотношении его познавательных способностей
- Часть вторая. Учение о методе чистого практического разума
- Критика способности суждения
- II. Об области философии вообще
- III. О критике способности суждения как средстве, соединяющем две части философии в одно целое
- IV. О способности суждения как априори законодательной способности
- V. Принцип формальной целесообразности природы есть трансцендентальный принцип способности суждения
- VI. О соединении чувства удовольствия с понятием целесообразности природы
- VII. Об эстетическом представлении целесообразности природы
- VIII. О логическом представлении целесообразности природы
- IX. О соединении законодательства рассудка и разума через способность суждения
- Наслаждение в добром соединяется с интересом
- Сравнение трех специфически различных видов наслаждения
- Всеобщность наслаждения в суждении вкуса представляется только как субъективная
- Исследование вопроса: предшествует ли в суждении вкуса чувство удовольствия оценке предмета, или эти моменты следуют в обратном порядке
- Суждение вкуса покоится на основаниях априори
- Суждение вкуса совершенно не зависит от понятия о совершенстве
- Суждение вкуса, в котором предмет признается прекрасным под условием определенного понятия, не есть чистое
- Объяснение прекрасного, выведенное из этого третьего момента
- Необходимость всеобщего согласия, которое мыслится в суждении вкуса, есть субъективная необходимость, которая под предположением общего чувства представляется как объективная
- Иммануил Кант. Избранные афоризмы
Если человеческой природе предназначено стремиться к высшему благу, то и мера ее познавательных способностей, в особенности их соотношение, должна считаться подходящей для этой цели. Критика же чистого спекулятивного разума доказывает, что этого разума далеко не достаточно, чтобы соответственно с этой целью решить важнейшие предлагаемые ему задачи, хотя эта критика не отрицает естественных и достойных внимания указаний спекулятивного разума, а также великих шагов, которые он в состоянии делать, чтобы приблизиться к этой великой поставленной ему цели, никогда, однако, не достигая ее самой по себе, даже с помощью величайшего познания природы. Следовательно, здесь природа, кажется, наделила нас способностью, необходимой для нашей цели, лишь как мачеха.
Но допустим, что природа снизошла до нашего желания и наделила нас той способностью проницательности или просветленности, которой нам хотелось бы обладать или которой мы действительно, как воображают некоторые, обладаем; каково было бы, по всей вероятности, следствие этого? Если бы не изменилась и вся наша природа, то склонности, а ведь за ними всегда первое слово, сначала потребовали бы своего удовлетворения и в соединении с разумным размышлением потребовали бы максимального и продолжительного удовлетворения под именем счастья. Моральный закон заговорил бы потом, чтобы держать их в подобающих рамках и даже подчинить их всех более высокой цели, не считающейся ни с какой склонностью. Но вместо спора, который моральному убеждению приходится вести со склонностями и в котором после нескольких поражений должна быть постепенно приобретена моральная сила души, у нас перед глазами постоянно стояли бы Бог и вечность в их грозном величии (ведь то, что мы можем доказать полностью, имеет для нас такую же степень достоверности, как и то, в чем мы убеждаемся своими глазами). Нарушений закона, конечно, не было бы, и то, чего требует заповедь, было бы исполнено, но так как убеждение, на основе которого дóлжно совершать поступки, не может быть внушено никакой заповедью, а побуждение к деятельности здесь всегда под рукой и оно внешнее, следовательно, разум не должен пробивать себе дорогу, собирая силы для противодействия склонностям с помощью живого представления о достоинстве закона, – то большинство законообразных поступков было бы совершено из страха, лишь немногие – в надежде и ни один – из чувства долга, а моральная ценность поступков, к чему единственно сводится вся ценность личности и даже ценность мира в глазах высшей мудрости, вообще перестала бы существовать. Таким образом, пока природа людей оставалась бы такой же, как теперь, поведение их превратилось бы просто в механизм, где, как в кукольном представлении, все хорошо жестикулируют, но в фигурах нет жизни. Так как, однако, дело обстоит у нас совершенно иначе и мы при всем напряжении нашего разума можем иметь только очень темные и сомнительные виды на будущее, а мироправитель позволяет нам только догадываться о его существовании и его величии, но не позволяет нам видеть его или ясно доказать это, моральный же закон в нас, не обещая с несомненностью ничего и не угрожая ничем, требует от нас бескорыстного уважения, хотя, впрочем, только тогда, когда это уважение становится деятельным и преобладающим, позволяет нам в силу этого заглянуть, и то мельком, в царство сверхчувственного, – то может иметь место истинно нравственное убеждение, непосредственное относящееся к закону, и разумное существо может стать достойным быть причастным к высшему благу, соразмерному с моральной ценностью его персоны, а не только с его поступками. Следовательно, и здесь было бы верно то, чему нас в достаточной мере учит исследование природы и человека, [а именно] что неисповедимая мудрость, благодаря которой мы существуем, столь же достойна уважения в том, в чем она нам отказала, как в том, что она нам дала.
|