Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Введение. Об идее критики практического разума
Содержание книги
- Иммануил Кант. Критика чистого разума. Критика практического разума. Критика способности суждения (сборник)
- Библиотека избранных сочинений –
- II. Мы имеем некоторые познания априори, и даже обыкновенный рассудок не лишен их
- III. Для философии необходима наука, определяющая возможность, принципы и объем всех познаний априори
- IV. Различие аналитических и синтетических суждений
- V. Синтетические суждения априори содержатся во всех теоретических науках разума в качестве принципов
- VI. Общая задача чистого разума
- VII. Идея и разделение науки, называющейся критикою чистого разума
- Метафизическое изложение понятия
- Выводы из предложенных понятий
- Трансцендентальной эстетики второй отдел. О времени
- Общие замечания к трансцендентальной эстетике
- Вторая часть трансцендентального общего учения
- III. Разделение общей логики на аналитику и диалектику
- Логические действия рассудка и суждения
- Чистые понятия рассудка или категории
- Принципы трансцендентального вывода вообще
- Переход к трансцендентальному выводу категорий
- О первоначально синтетическом единстве самосознания
- В познании вещей категории могут прилагаться только к предметам опыта
- Трансцендентальный вывод общего применения чистых понятий рассудка в опыте
- Результат вывода чистых понятий рассудка
- Синтез воспроизведения воображением
- Сокращенное изложение оснований, из которых очевидны верность и единственная возможность нашего вывода чистых понятий рассудка
- Введение. Об идее критики практического разума
- Часть первая. Учение чистого практического разума о началах
- Основной закон чистого практического разума
- Максима себялюбия (благоразумие) только советует, закон нравственности повелевает. Но ведь большая разница между тем, что нам только советуется, и тем, что нам вменяется в обязанность.
- I. О дедукции основоположений чистого практического разума
- II. О праве чистого разума в практическом применении на такое расширение, которое само по себе невозможно для него в спекулятивном применении
- Глава вторая. О понятии предмета чистого практического разума
- О типике чистой практической способности суждения
- Глава третья. О мотивах чистого практического разума
- Критическое освещение аналитики чистого практического разума
- Глава первая. О диалектике чистого практического разума вообще
- Глава вторая. О диалектике чистого разума в определении понятия О высшем благе
- II. Критическое снятие антиномии практического разума
- III. О примате чистого практического разума в его связи со спекулятивным
- V. Бытие Божье как постулат чистого практического разума
- VI. О постулатах чистого практического разума вообще
- VII. Как можно мыслить расширение чистого разума в практическом отношении, не расширяя при этом его познания как разума спекулятивного.
- VIII. О признании истинности из потребности чистого разума
- IX. О мудро соразмерном с практическим назначением человека соотношении его познавательных способностей
- Часть вторая. Учение о методе чистого практического разума
- Критика способности суждения
- II. Об области философии вообще
- III. О критике способности суждения как средстве, соединяющем две части философии в одно целое
- IV. О способности суждения как априори законодательной способности
- V. Принцип формальной целесообразности природы есть трансцендентальный принцип способности суждения
- VI. О соединении чувства удовольствия с понятием целесообразности природы
Теоретическое применение разума занималось предметами одной только познавательной способности, и критика разума в отношении этого применения касалась, собственно, только чистой познавательной способности, так как эта способность возбуждала подозрение, которое потом и подтверждалось, что она слишком легко теряется за своими пределами среди недостижимых предметов или же противоречащих друг другу понятий. Иначе обстоит дело с практическим применением разума. Здесь разум занимается определяющими основаниями воли, а воля – это способность или создавать предметы, соответствующие представлениям, или определять самое себя для произведения их (безразлично, будет ли для этого достаточна физическая способность или нет), т. е. свою причинность. В самом деле, здесь разум может по крайней мере дойти до определения воли и всегда имеет объективную реальность постольку, поскольку это зависит от воления. Здесь, следовательно, первый вопрос таков: достаточно ли одного лишь чистого разума самого по себе для определения воли, или же он может быть определяющим основанием ее, только будучи эмпирически обусловленным? И вот появляется здесь понятие причинности, обосновываемое критикой чистого разума, хотя и не могущее быть показанным эмпирически, а именно понятие свободы; и если мы можем теперь найти основание для доказательства того, что это свойство действительно присуще человеческой воле (и таким образом также и воле всех разумных существ), то этим было бы доказано не только то, что чистый разум может быть практическим, но и то, что только он, а не эмпирически ограниченный разум есть безусловно практический разум. Следовательно, здесь мы будем иметь дело с критикой не чистого практического, а только практического разума вообще. В самом деле, чистый разум, если только будет доказано, что таковой существует, не нуждается ни в какой критике. Он сам содержит в себе путеводную нить для критики всего своего применения. Следовательно, критика практического разума вообще имеет своей обязанностью удерживать эмпирически обусловленный разум от притязания, будто исключительно он один служит определяющим основанием воли. Применение чистого разума, если не подлежит сомнению, что таковой существует, только имманентно; эмпирически обусловленное же применение, которое притязает на единовластие, трансцендентно и проявляется в требованиях и заповедях, которые совершенно выходят за пределы разума, а это прямо противоположно тому, что можно было сказать о чистом разуме в его спекулятивном применении.
Но так как все еще имеется чистый разум, познание которого лежит здесь в основе практического применения, то и деление критики практического разума, согласно общему плану, должно соответствовать делению критики спекулятивного разума. Следовательно, мы будем иметь в ней учение о началах и учение о методе, а в учении о началах будем иметь в качестве первой части аналитику как правило истины и диалектику как изложение и устранение видимости в суждениях практического разума. Но порядок в подразделении аналитики будет уже обратным тому, который был принят в критике чистого спекулятивного разума. Дело в том, что в данной критике мы, начиная с основоположений, будем идти к понятиям и уже от них, где возможно, к чувствам; в критике же спекулятивного разума мы должны были начинать с чувств и заканчивать основоположениями. Основание этого в свою очередь лежит в том, что теперь мы имеем дело с волей и должны рассматривать разум не в отношении к предметам, а в отношении к воле и ее причинности, так как основоположения об эмпирически не обусловленной причинности должны составлять начало, сообразно с которым единственно и можно попытаться установить наши понятия об определяющем основании такой воли, о ее применении к предметам и, наконец, в отношении к субъекту и его чувственности. Закон причинности из свободы, т. е. какое-то чистое практическое основоположение, здесь неизбежно составляет начало и определяет предметы, к которым оно только и может иметь отношение.
|