Результат вывода чистых понятий рассудка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результат вывода чистых понятий рассудка



 

Без категорий мы не можем мыслить предмета, без соответствующих им наглядных представлений не можем познавать мыслимого предмета. Наглядные же представления все чувственны, и познание, основанное на них, есть опытное. Но всякое опытное познание называется опытом. Следовательно, познание априори возможно только о предметах опыта.

Однако познание, ограничивающееся предметами опыта, нельзя поэтому одному считать заимствованным из него; как чистые представления, так и чистые понятия рассудка, очевидно, следует считать элементами познания, находящегося в нас априори. В двух только случаях возможно согласие опыта с понятиями: или опыт улавливает понятие, или, наоборот, последние улавливают его. Первый случай невозможен относительно категорий (равно как и относительно чистого чувственного представления); ибо они суть понятия априори, следовательно, независимы от опыта (допускать опытное происхождение их значило бы признавать некоторый род generatio aequivoca). Остается второй случай, а именно что категории заключают в себе условие возможности всякого опыта. Но каким образом они условливают опыт и какие основоположения развиваются из них в приложении к явлениям, это мы увидим в следующей части, трактующей о трансцендентальном употреблении способности суждения.

Может быть, возможен, кроме двух упомянутых случаев, еще третий; положим, категории не суть самодеятельно развитые априори принципы нашего познания; они не приобретены из опыта, но они могут быть субъективными, дарованными нам вместе с бытием, предрасположениями мысли; он так уже устроены Творцом, что совершенно согласуются с законами природы, с которыми имеет дело наш опыт (некоторый род предобразования чистого разума). Но такая мысль повела бы к тому (при такой гипотезе не видно, как далеко простираются эти предрасположения к будущим суждением), что категориям нельзя было бы приписать характера необходимости, существенной черты их понятия.

Например, понятие причины, указывающее необходимость следствия при известном условии, было бы совершенно ложно, если бы оно основывалось на какой-то субъективной необходимости поставлять опытные представления в причинные соотношения. Тогда я не мог бы сказать «действие соединено с причиной в самом предмете (необходимо)», но «я так устроен, что иначе не могу мыслить представление»; скептики не могли бы желать ничего лучшего; тогда все наши мысли будут низведены на степень чистой видимости, и найдутся люди, которые не признают в себе даже этой субъективной необходимости (по предположению, она должна быть сознаваема); ясно, что тогда невозможны станут вообще доказательства; можно ли спорить с кем-нибудь о том, что вытекает из одной его субъективной организации?

Краткое понятие о выводе

Таким образом, мы изложили чистые понятия рассудка (а с ними и все теоретическое познание априори как принципы возможности опыта, опыт же понимали как определение явлений в пространстве и времени вообще и указали, что оно возможно на основании принципа первоначального синтетического единства самосознания как формы рассудка в приложении ее к пространству и времени – этим первоначальным формам чувственности.

 

 

* * * * *

 

Глава II была совершенно переработана. Чтоб читатель мог удобнее сравнивать, мы решились, несмотря на обширность главы, привести ее здесь же.

Вывод частных понятий рассудка

Глава вторая

Основание априори возможного опыта

Было бы совершенным противоречием, если б понятие имело происхождение априори, прилагалось к какому-нибудь известному предмету и в то же время само не входило в состав возможного опыта или не состояло из элементов его. Не имея никакого соответствующего наглядного представления, понятие было бы бессодержательным; ибо наглядные представления, посредством которых даются нам предметы, составляют собою всю область возможного опыта. Понятие априори, не имеющее к ним никакого отношения, было бы одной только логической формою, но не понятием, в котором что-нибудь мыслится.

В чистых понятиях априори, конечно, не может заключаться ничего опытного, они суть только условие априори возможного опыта, от которых единственно зависит объективная реальность последнего.

Чтоб решить, каким образом возможны чистые понятия рассудка, следует рассмотреть, от каких условий зависит возможность опыта и какие служат ему основанием, если отвлечь все, что в нем есть опытного. Чистым рассудочным понятием называется такое, которое всеобщим образом выражает формальное и объективное условие опыта. Посредством одних чистых понятий я могу мыслить только такие предметы, которые будучи вообще возможны сами по себе, не встречаются, однако ж, в опыте, так как в самом составе понятий или опускается нечто необходимо относящееся к условиям возможного опыта (таково понятие духа), или чистые понятия слишком расширяются сравнительно с опытом (понятие о Боге). Что же касается содержания всех познаний априори, то в некоторых из них, наиболее произвольных фантазиях, оно может быть вовсе не заимствовано из опыта (в противном случае они не были б познаниями априори), но тем не менее и они должны быть сообразны с чистыми условиями априори всякого возможного опыта и предметов его. В противном случае в них не только не мыслилось бы ничего реального, но без этих data они не могли бы и возникнуть в мышлении.

Такие понятия, в которых выражается чистое мышление, неизбежное при всяком опыте, мы находим в категориях; их правомерность и объективное значение станут очевидными для нас, если мы докажем, что только посредством их может быть мыслим какой бы то ни было предмет. Посему мы должны рассмотреть субъективные источники, в которых заключаются условия априори возможности опыта, и притом с трансцендентальной их стороны; ибо в категориях всего более выражается деятельность рассудка как единственной способности мышления; и для него как способности, имеющей дело с предметами, возникает неизбежный вопрос, каким образом возможно отношение его к этим предметам.

Если б представления оставались чуждыми одно другому и были бы уединены и отделены друг от друга, то никогда не образовалось бы в нас никакого познания; ибо познание есть нечто целое, состоящее из анализованных и объединенных представлений. Приписывая чувствам способность обзора (synopsis) на том основании, что они имеют дело с разнообразным содержанием, я нахожу, что с нею параллельно идет синтез и что познания возможны только при соединении восприимчивости с самодеятельностью. Отсюда собственно возникает троякий синтез, необходимо входящий в состав всякого познания, именно: наблюдение представлений (apprehension) как состояний представляющей души, воспроизведение их воображением (reproduction) и, наконец, признание (recognition) их в понятиях. Они указывают нам на три субъективных источника познаний, условливающих самый рассудок, а чрез него и всякий опыт, как произведение рассудка.

Предварительное замечание

Вывод категорий соединен c большими трудностями и требует глубокого размышления о первых основаниях возможности нашего познания вообще. Чтоб избежать растянутости полной теории и не опустить ничего в таком важном исследовании, я нашел более удобным прежде подготовить читателя следующими четырьмя замечаниями; затем уже в третьей главе мы займемся систематическим изложением найденных элементов рассудка. Поэтому есть некоторая темнота, которой нельзя устранить и которая сначала неизбежна на всяком еще не пробитом пути; но в следующей главе дело совершенно разъяснится.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.006 с.)