Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техника 22 шагов: дополнительные открытия

Поиск

 

Чем больше в сюжете открытий, тем он богаче и насыщеннее. Открытие происходит каждый раз, когда герой и зрители получают новую информацию.

 

Ключевой момент: откровение должно быть достаточно важным, чтобы заставить героя принять новое решение и повлиять на развитие сюжета.

 

 

«Тутси», фильм

 

• Открытие: Майкл понимает, что ему нравится Джулия, одна из актрис в сериале.

• Решение: Майкл решает познакомиться с Джулией поближе.

• Новое желание: Майкл хочет подружиться с Джулией.

• Новый мотив: Майкл влюбляется в Джулию.

 

План

 

План – это стратегия, разработанная героем, чтобы победить противника и достичь своей цели.

 

Ключевой момент: ваш герой не должен просто взять и исполнить план, иначе его личность будет неинтересна аудитории, а сюжет получится предсказуемым. Чтобы ваша история была более увлекательной, первоначальный план противника должен провалиться. На этом этапе противник еще слишком силен. Герою придется постараться, чтобы разработать более совершенный план, который будет учитывать силу противника и оружие, которым тот обладает.

 

 

«Касабланка», фильм

 

Первоначальный план Рика вернуть Ильзу слишком амбициозен и не продуман: он уверен, что она придет сама, и открыто ей об этом заявляет.

Свой главный план Рик разрабатывает уже на довольно позднем этапе развития сюжета: Рик решает использовать проездные документы Угарте, чтобы помочь Ильзе и Ласло бежать от нацистов.

Преимущество того, что план появляется у героя поздно, – в невероятно быстром развитии сюжета (появлении все новых открытий) ближе к концу фильма, от которого у зрителей буквально захватывает дух.

 

«Тутси», фильм

 

План Майкла – продолжать притворяться женщиной, пока ему не удастся убедить Джулию расстаться со своим парнем, Роном. Одновременно ему приходится отбиваться от ухаживаний Леса и Джона, скрывая, что он мужчина. Кроме того, Майкл продолжает обманывать Сэнди насчет своих чувств к ней и своей роли в сериале.

 

Техника построения сюжета: обучение героя

 

Чаще всего у героя уже есть все навыки и знания, которые необходимы ему для достижения цели. Первоначальные неудачи героя объясняются его нежеланием заглянуть внутрь самого себя и признать свои слабости.

Однако для сюжетов определенного жанра обучение героя имеет большое значение, и именно эта часть фильма или книги нередко вызывает наибольший интерес. Чаще всего период обучения присутствует в спортивных или военных драмах, а также историях о супермиссиях (например «Грязная дюжина») или безумных авантюрах (чаще всего ограблениях, например «Двенадцать друзей Оушена»). Если в истории вашего героя есть период обучения, то, скорее всего, это этап между разработкой плана и началом основного действия / развитием основного конфликта.

 

План противника и главный контрудар

 

Противник точно так же, как и герой, разрабатывает свой план, чтобы одержать победу. У противника есть своя стратегия и своя линии атаки против героя; перед ним стоит собственная цель. Невозможно переоценить важность плана противника для построения сюжета, хотя далеко не все авторы об этом догадываются.

Как я уже говорил ранее, развитие сюжета в основном обеспечивается серией открытий. А чтобы в вашей истории были откровения, вам необходимо скрыть стратегию нападения противника от героя. Так что постарайтесь разработать для противника хитрый план с многочисленными западнями и ловушками. Тогда каждый неожиданный шаг противника станет новым открытием для героя.

 

Ключевой момент: чем сложнее план противника и чем лучше вам удастся его скрыть, тем интереснее ваш сюжет.

 

 

«Касабланка», фильм

 

• План противника: Ильза пытается убедить Рика, что у нее была веская причина бросить его на станции в Париже и что Ласло обязательно должен уехать из Касабланки.

План майора Штрассера заключается в том, чтобы заставить капитана Рено не выпустить Ласло из Касабланки и запугать любого, кто пытается помочь Ласло, в том числе и Рика.

• Основная контратака: когда Рик отказывается продать проездные документы Ласло, к нему приходит Ильза и угрожает ему пистолетом.

Штрассер наносит удар после того, как Ласло подговаривает музыкантов в баре сыграть «Марсельезу», надеясь вдохновить французов. Штрассер закрывает бар и предупреждает Ильзу и Ласло, что, если они не вернутся на территорию оккупированной Франции, Ласло либо посадят, либо убьют. Позже ночью по его приказу капитан Рено арестовывает Ласло.

 

«Тутси», фильм

 

В этой романтической фарсовой комедии у каждого антагониста Майкла‑Дороти есть план, который основывается на представлении этого противника о главном герое.

Развитие сюжета построено очень изобретательно; атаки противников по ходу действия становятся все активнее и острее: Дороти приходится спать в одной комнате с Джулией, затем успокаивать плачущего малыша Джулии, Джулия решает, что Дороти лесбиянка, Лес предлагает Дороти выйти за него замуж, Джон пристает к Дороти, Сэнди злится на Майкла, потому что он ей врет.

Такой «эффект урагана» – одна из причин популярности комедий‑фарсов. А «Тутси», кроме того, оказывает на зрителя сильное эмоциональное воздействие, что для фарсов довольно большая редкость. В этом фильме маскарад Майкла заставляет зрителей задуматься о любви, и чем быстрее развиваются события, тем больше зрители запутываются в своих представлениях об этом чувстве. Так что у этого фильма по‑настоящему хороший сценарий.

 

Движение

 

Движение – это комплекс действий, которые предпринимает герой, чтобы победить своего противника и достичь цели. Обычно оно составляет основу сценария: начинается после разработки героем своего плана (шаг 11) и заканчиваются его мнимым поражением (шаг 14).

Во время движения противник героя обычно еще слишком силен, так что герой проигрывает ему. В результате героя охватывает отчаяние и он совершает аморальные поступки, готовый на все, только бы добиться своего. (Поведение героя на этом этапе очень важно для нравственного посыла истории – см. главу 5.)

 

Ключевой момент: на этапе движения сюжету необходимо активно развиваться – события не должны повторяться, идти по кругу. Другими словами, в действиях героя что‑то должно коренным образом меняться. Не стоит пытаться снова и снова использовать один и тот же прием – одно и то же событие или действие.

 

Например, в любовной истории два влюбленных персонажа могут пойти на пляж, в кино, потом в парк, потом поужинать вместе. Может показаться, что это разные действия, но на самом деле это один и тот же прием построения сюжета. Это повторение, а не развитие.

Чтобы ваш сюжет развивался, герой должен реагировать на новую информацию о противнике (снова открытие) и корректировать свою стратегию.

 

«Касабланка», фильм

 

Уникальность этапа движения Рика является то, что он начинается ближе к концу действия. Это не означает, что сценарий плох. Позднее начало активных действий героя объясняется характером Рика, его слабостью и его целью. Рика парализуют горечь и разочарование: ему кажется, что в мире больше ничего не имеет ценности. Он хочет вернуть Ильзу, но она его противник, она с другим мужчиной. Так что в начале и середине фильма Рик, хотя и встречается с Ильзой несколько раз, не пытается ее вернуть. Напротив, даже отталкивает ее.

Хотя формирование у героя желания на столь позднем этапе фильма объясняется характером Рика, оно не может не иметь последствий для сюжета: местами его развитие идет слишком медленно, и интерес зрителей ослабевает. Это такие эпизоды, например, когда Ласло пытается получить проездные документы у Феррари, Ласло в полицейском участке, Ласло просит Рика продать документы, Ласло и Ильза, Ласло сбегает с тайного собрания. Все это отклонения от основной сюжетной линии.

Но более позднее начало движения героя имеет и свои положительные стороны. Во‑первых, рассказ о Ласло позволяет создать политический и исторический контекст для истории. Хотя действия Ласло никак не связаны с сюжетной линией главного героя, в этом фильме они необходимы, потому что именно они позволяют в полной мере оценить историческое значение прозрения и решения Рика в финале.

Во‑вторых, из‑за того, что Рик так медлит, прежде чем вступить на свой героический путь, последняя часть фильма только выигрывает: в ней кульминационные моменты и открытия следуют одно за другим.

Когда Ильза приходит к Рику и признается ему в любви, тот наконец‑то начинает действовать. История вспыхивает. Конечно, в той ситуации, в которой оказался Рик, заключается горькая ирония: ведь теперь он изо всех сил старается сделать так, чтобы Ильза уехала. Изменение мотива и цели героя (если раньше он хотел вернуть Ильзу, то теперь он помогает ей и Ласло бежать) происходит почти сразу после того, как он начинает добиваться возвращения Ильзы. Последняя часть фильма особенно интересна как раз потому, что мы не знаем до конца, какую же из двух целей на самом деле преследует Рик.

 

Ключевой момент: неопределенность относительно цели главного героя возможна только в течение очень небольшого времени и только потому, что она позволяет сделать еще интереснее прозрение героя в финале.

 

Движение героя в «Касабланке».

1. Рик вспоминает время, проведенное с Ильзой в Париже.

2. Рик называет Ильзу шлюхой, когда она приходит в кафе.

3. Рик пытается помириться с Ильзой на рынке, но она отказывается с ним разговаривать.

4. Рик отказывает передать Рено проездные документы.

5. После встречи с Ильзой Рик помогает болгарской паре выиграть достаточно денег, чтобы заплатить Рено.

6. Рик отказывается отдать документы Ласло. Он говорит, чтобы Ласло спросил у Ильзы о причинах отказа.

7. Рик отказывается отдать документы Ильзе. Ильза признается, что по‑прежнему любит его.

8. Рик говорит Ильзе, что поможет Ласло сбежать – одному.

9. Рик просит Карло вывести Ильзу из клуба, пока он разговаривает с Ласло, которого затем арестовывают.

 

Движение героя в «Тутси»:

1. Майкл покупает женскую одежду и рассказывает Джеффу, как сложно быть женщиной.

2. Майкл лжет Сэнди по поводу появившихся у него денег.

3. Майкл готовит все необходимое, чтобы самому делать укладку и макияж.

4. Майкл с трудом выпутывается из ситуации, когда ему едва не пришлось целоваться с мужчиной.

5. Майкл дружелюбен с Джулией.

6. Майкл лжет Сэнди о своей болезни.

7. Майкл договаривается о новом свидании с Сэнди.

8. Майкл помогает Эйприл репетировать.

9. Майкл помогает Джулии выучить роль и спрашивает, почему она мирится с поведением Рона.

10. Майкл врет Сэнди, когда опаздывает на свидание.

11. Майкл импровизирует и придумывает новые реплики, чтобы сделать характер персонажа Дороти сильнее.

12. Майкл импровизирует реплики с Джулией.

13. Майкл просит Джорджа подыскать для него более серьезные роли, ведь он так многому научился, пока притворялся женщиной.

14. Майкл «знакомится» с Джулией в своем настоящем обличье, но она его отталкивает.

15. Майкл в костюме Дороти запрещает Рону называть себя Тутси.

16. Майкл врет Сэнди, чтобы поехать за город с Джулией.

17. На ферме Майкл влюбляется в Джулию.

18. Продюсер сообщает Майклу, что они намерены продлить контракт с Дороти.

 

Нападение союзника

 

Во время движения героя к цели противник одерживает промежуточную победу, и герой впадает в отчаяние. Когда герой жертвует своими моральными принципами, чтобы добиться успеха, союзник пытается его остановить.

На этом этапе союзник как бы становится совестью героя. Союзник пытается сказать: «Я стараюсь помочь тебе достичь твоей цели, но не таким способом». Обычно герой находит оправдание своим поступкам и воспринимает критику союзника в штыки (см. главу 10, в которой подробно рассказывается о построении морального диалога в фильме).

Нападение союзника позволяет создать в сюжете вторую линию конфликта (первая – это герой против противника). Нападение союзника усиливает давление на героя и заставляет его задуматься о своих ценностях и допустимости того или иного способа достижения цели.

 

«Касабланка», фильм

 

• Нападение союзника: Рика критикует не союзник, а его основной противник Ильза. На рыночной площади она обвиняет его в том, что он изменился и перестал быть тем, кого она знала в Париже. Затем она говорит, что вышла замуж за Ласло еще до знакомства с Риком.

• Оправдание героя: Рик не предлагает никаких оправданий, кроме того, что перебрал накануне.

 

«Тутси», фильм

 

• Нападение союзника: когда Майкл притворяется больным, чтобы не встречаться с Сэнди и поехать за город с Джулией, Джефф спрашивает его, как долго он намерен врать всем вокруг.

• Оправдание героя: Майкл утверждает, что лучше врать женщине, чем говорить ей горькую правду.

 

Мнимое поражение героя

 

На этапе движения герой проигрывает противнику. Ближе к концу истории (примерно за треть или четверть до конца) происходит мнимое поражение героя. Он уверен, что проиграл, а его противник одержал победу. Это самый тяжелый этап для героя.

Мнимое поражение занимает важную часть в общей структуре сюжета. В этот момент герой опускается на самое дно. Прием позволяет сделать сюжет более драматичным: упав низко, герою приходится искать в себе силы, чтобы подняться и победить. Любой спортивный матч покажется зрителям более захватывающим, если их любимой команде удастся отыграться; то же самое происходит, когда полюбившемуся зрителям герою удается оправиться после, казалось бы, окончательного поражения и одержать победу.

 

Ключевой момент 1: мнимое поражение не должно быть незначительным эпизодом. Оно должно стать оглушительным ударом для героя. Необходимо создать впечатление, что оправиться от такого удара практически невозможно.

Ключевой момент 2: мнимое поражение должно быть одно. На пути герой может и должен сталкиваться с многочисленными трудностями и время от времени делать шаг назад, но только один раз его поражение может показаться окончательным. Иначе вы разрушите структуру вашей истории и лишите ее драматизма. Для сравнения представьте, как машина несется с горы на огромной скорости: она может потерять управление только на несколько секунд, иначе сорвется в пропасть или врежется в дерево.

 

 

«Касабланка», фильм

 

Мнимое поражение Рика происходит в начале его движения к цели, когда Ильза приходит к нему в бар после закрытия. Он пьян, вспоминает их роман в Париже и его ужасную развязку, когда она не пришла к отъезду поезда. Ильза пытается объяснить, что тогда произошло, но Рик полон горечи и злобы и отказывается ее выслушать.

 

«Тутси», фильм

 

Джордж говорит Майклу, что разорвать контракт с продюсерами сериала невозможно. Майклу придется по‑прежнему жить как в кошмарном сне, продолжая притворяться женщиной.

Если в финале вашей истории главного героя ждет настоящее поражение (например, рабство или смерть), этап мнимого поражения превращается в этап мнимой победы. В этом эпизоде герой должен добиться какого‑то успеха, оказаться на пике славы. А дальше события начнут развиваться трагически. На этом этапе герой часто обретает временную свободу (см. главу 6). Пример мнимой победы – фильм «Славные парни». Герои уверены, что ловко провернули самое громкое дело за всю свою жизнь: ограбление в аэропорту. На самом же деле это преступление становится началом их общего поражения и гибели.

 

15. Второе открытие и новое решение. Одержимость целью, новое желание и мотив

 

Почти всегда после мнимого поражения героя ждет важное открытие. В противном случае мнимое поражение превращается в настоящее, и история заканчивается. Поэтому на данном этапе герой должен получить новую информацию, которая заставит его поверить, что добиться победы возможно. И тогда он решает вернуться в игру и продолжить идти к своей цели.

Это новое открытие становится огромным стимулом для героя. Если раньше он хотел достичь своей цели (желание и движение), то теперь он буквально одержим ею.

На этом этапе он оказывается полностью во власти своего стремления к победе. С одной стороны, новое открытие делает его сильнее, а с другой – он по‑прежнему продолжает моральное падение, которое началось еще в начале его движения к цели. (Это следующий шаг в развитии морального конфликта в вашей истории.)

Кроме того, второе открытие меняет желание и мотив героя. В развитии сюжета происходит еще один поворот. Убедитесь, что в вашем сценарии присутствуют все эти пять элементов: открытие, важное решение, движение к цели, изменившееся желание и изменившийся мотив. Иначе ваша история потеряет драматизм, а сюжет – насыщенность.

 

«Касабланка», фильм

 

• Открытие: Ильза рассказывает Рику, что вышла замуж за Ласло задолго до встречи с Риком и именно поэтому она бросила Рика в Париже.

• Решение: непонятно, принимает ли Рик какое‑то решение. Но он говорит Рено, что, если кто‑то воспользуется проездными документами, это будет он сам.

• Новое решение: Рик больше не стремится причинить Ильзе боль.

• Одержимость движением к цели: первый раз одержимость Рика проявляется, когда Ильза приходит в бар и он пытается задеть ее, чтобы отомстить за ту боль, что она ему причинила. Это еще одна уникальная особенность «Касабланки»: желание Рика уже с самого начала фильма гораздо сильнее, чем это обычно бывает у главного героя. Но даже несмотря на это, его желание меняется – в конце фильма он отправляется спасать мир.

Кроме того, Рик только делает вид, что отказался от принципов и готов совершать аморальные поступки. На самом деле он решил помочь Ильзе и Ласло бежать вместе и готов даже пожертвовать собой ради этого.

• Изменившийся мотив: Рик простил Ильзу.

 

«Тутси», фильм

 

• Открытие: продюсер сериала намерен подписать с «Дороти» контракт еще на один год.

• Решение: Майкл просит Джорджа разорвать его контракт.

• Новое желание: Майкл хочет прекратить утомительный маскарад и поближе познакомиться с Джулией.

• Одержимость движением к цели: Майкл намерен во что бы то ни стало избавиться от Дороти.

• Изменившийся мотив: Майкл испытывает все более сильное чувство вины, потому что водит за нос Джулию и Леса, которые так по‑дружески обращаются с ним.

 

Дополнительное открытие

 

• Открытие: Лес предлагает Дороти выйти за него замуж.

• Решение: Дороти уходит, оставляя Леса в баре.

• Новое желание: перестать обманывать Леса.

• Изменившийся мотив: мотив не изменился. Майклу по‑прежнему стыдно за свои поступки.

Обратите внимание, что моральное падение Майкла продолжается, хотя он испытывает чувство вины и пытается найти какой‑то выход из сложившейся ситуации. Чем дольше он будет притворяться, тем больше боли причинит окружающим его людям.

 

Открытие для зрителей

 

Откровение для зрителей – это момент, когда зрители узнают какую‑то важную информацию, еще не известную герою. Часто на этом этапе проясняется, кто на самом деле является злодеем: им оказывается тот, кого до сих пор они принимали за союзника героя.

Чтобы зрители ни узнали на этом этапе, это откровение – важная часть фильма, и вот почему:

1. Откровение для зрителей позволяет оживить ту часть сюжета, которая иначе могла бы показаться несколько скучной;

2. Оно демонстрирует зрителям истинную мощь противника;

3. Оно позволяет зрителям понять некоторые моменты истории, которые до сих пор оставались скрытыми или непонятными.

В этот момент отношение зрителей / читателей к герою коренным образом меняется. До сих пор зрители узнавали новые сведения одновременно с героем (исключением из этого правила является фарс). Это создает между аудиторией и героем прямую связь, позволяя аудитории идентифицировать себя с ним.

На данном этапе зритель впервые получает информацию, недоступную герою. Это увеличивает дистанцию между ними, и зритель ощущает определенное превосходство над героем. Главное преимущество такого изменения в том, что оно дает зрителям возможность сделать шаг назад и взглянуть на развитие характера героя со стороны (процесс, финалом которого станет личное прозрение зрителя).

 

«Касабланка», фильм

 

Рик, угрожая пистолетом, заставляет капитана Рено позвонить в аэропорт. Зрители видят, что на самом деле Рено звонит майору Штрассеру.

 

«Тутси», фильм

 

Этого этапа в «Тутси» нет в первую очередь потому, что здесь сам Майкл обманывает других персонажей. Он водит всех за нос и держит ситуацию под контролем, а зрители узнают обо всем одновременно с главным героем.

 

17. Третье открытие и новое решение

 

Это открытие – еще один шаг героя к осознанию того, какие именно поступки ему необходимо совершить для победы над противником.

На этом этапе герой чаще всего узнает об истинных намерениях своего противника (зрителям они уже известны – шаг 16, открытие для зрителей). Герой постепенно узнает больше о том, насколько его противник силен. Осознание мощи врага могло бы заставить героя отступить, но теперь его, напротив, переполняет стремление к победе; герой становится сильнее, ведь он понимает, с кем именно ему приходится бороться.

 

«Касабланка», фильм

 

• Открытие: Ильза приходит к Рику за проездными документами и признается, что все еще любит его.

• Решение: Рик принимает решение отдать проездные документы Ильзе и Ласло, но им он об этом пока не говорит (зрители тоже пока ничего не знают).

• Новое желание: Рик намерен спасти Ильзу и Ласло от нацистов.

• Новый мотив: Рик понимает, что Ильза должна уехать с Ласло, чтобы продолжать помогать в его борьбе.

 

«Тутси», фильм

 

• Открытие: Майкл дарит Сэнди конфеты, которые Дороти подарил Лес. Сэнди обзывает его лгуном.

• Новое решение: Майкл решает попросить Джорджа расторгнуть его контракт с продюсерами телесериала.

• Новое желание: без изменений. Майкл по‑прежнему хочет прекратить сниматься в мыльной опере.

• Новый мотив: без изменений. Майкл не может больше врать всем вокруг.

 

Дополнительное открытие

 

• Открытие: Дороти дарит Джулии подарок. Джулия считает, что им не стоит больше видеться, потому что это будет нечестно по отношению к Дороти.

• Решение: Майкл собирается рассказать правду о себе.

• Новое желание: не изменилось. Майкл хочет встречаться с Джулией.

• Новый мотив: Майкл любит Джулию и понимает, что не сможет с ней встречаться, пока он продолжает притворяться Дороти.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.113.24 (0.017 с.)