Семь ключевых этапов создания истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семь ключевых этапов создания истории



 

«Крестный отец» – длинный и сложный фильм‑роман. «Тутси» – тщательно продуманный водоворот историй о безответной любви и смешных нелепостей. «Китайский квартал» – хитроумное кружево неожиданных поворотов и открытий. Все эти очень разные истории успешны благодаря глубоко органичной последовательности семи ключевых этапов развития сюжета.

Говоря о структуре сюжета, мы говорим о том, как он развивается во времени. Например, все живые существа растут, как нам кажется, постепенно и непрерывно, но, присмотревшись, можно заметить в этом росте определенные этапы, или вехи. То же можно сказать о повествовании.

Разворачиваясь от начала к концу, любая история проходит как минимум семь этапов:

1) слабость/нужда;

2) стремление;

3) противник;

4) план;

5) схватка;

6) прозрение;

7) новое равновесие.

 

Эти семь этапов не насаждаются извне, как искусственные структуры типа трехактной.

Это ядро, ДНК сюжета, и на нем держится успех рассказчика, потому что сами они опираются на человеческую природу. Эти шаги должен пройти человек, решающий какую‑то жизненную проблему. И поскольку эти семь этапов естественны – подразумеваются в вашем замысле, – их нужно соединить таким образом, чтобы история оказала как можно более мощное воздействие на публику.

Теперь посмотрим, что включает в себя каждый из этапов, как они связаны друг с другом в ткани повествования и каковы их функции в сюжете.

 

Слабость/нужда

 

С самого начала повествования герой подвержен одной или нескольким существенным слабостям. Ему не хватает чего‑то столь существенного, что этот недостаток определяет направление всей его жизни (я представляю героя мужчиной единственно потому, что мне так проще).

Недостаток (или психологическая и моральная нужда) – это то, что герой должен в себе исправить, чтобы жить лучше. Обычно здесь предполагается преодоление слабости и развитие личности или рост.

 

«Тутси», фильм

 

• Слабость: герой – черствый, себялюбивый, лживый человек.

• Нужда: Майклу нужно преодолеть высокомерие по отношению к женщинам, перестать врать и манипулировать ими в корыстных целях.

 

«Молчание ягнят», фильм

 

• Слабость: неискушенная, страдающая от навязчивых детских воспоминаний женщина в мужском мире.

• Нужда: Кларисе нужно избавиться от призраков прошлого и завоевать профессиональный авторитет в мужском сообществе.

 

Невозможно переоценить, насколько важна для успеха сценария нужда. Это источник повествования, всех дальнейших шагов и действий героев. И потому, обременяя своего героя нуждой, не упускайте из виду два важнейших момента:

 

Ключевой момент 1: герой не должен осознавать свой недостаток в начале истории, иначе она тут же окончится. Недостаток открывается герою на этапе прозрения, ближе к концу повествования, только после того, как он претерпел много страданий (в драме) и трудностей (в комедии).

Ключевой момент 2: у героя должна быть не только психологическая, но и этическая нужда – нравственный изъян. В посредственных сценариях герой страдает только от психологического несовершенства. Ему нужно преодолеть серьезный недостаток, но такой, от которого страдает лишь он сам.

 

В хороших сценариях есть еще и моральный изъян в характере главного героя. Герой должен преодолеть его в себе и научиться правильно вести себя с людьми. В начале истории «нравственно неполноценный» герой всегда так или иначе ранит ближних из‑за своей моральной ущербности.

 

«Вердикт», фильм

 

Психологическая нужда Фрэнка – покончить с пьянством и вернуть самоуважение. Этическая нужда – прекратить манипулировать ближними в корыстных целях и научиться поступать по справедливости. Мы понимаем, что у Фрэнка есть нравственный изъян, когда видим, как он обманом пробирается на чужие похороны, чтобы получить клиентов. Ему все равно, что он ранит чувства родных покойного. Ему нужно одно – заработать на этих людях.

Наделить героя не только психологическим, но и моральным изъяном важно еще и потому, что это расширяет его поле деятельности – в него вовлекаются люди, пострадавшие от нравственного несовершенства главного героя. А это трогает аудиторию.

Кроме того, наличие морального изъяна гарантирует, что герой не будет ни совершенством, ни жертвой. И то и другое – верный залог провала сценария. Совершенный герой не выглядит ни живым, ни достоверным. Когда герой морально безупречен, противник, далеко не безупречный, выглядит ярче и привлекательнее и повествование становится реактивным и предсказуемым.

Также с первых страниц в вашей истории присутствует проблема – это тоже сюжетный ключ, пусть и далеко не такой важный, как слабость / нужда. Все хорошие сценарии начинаются с толчка: герой уже участвует в какой‑то переделке. Проблема – это кризис, в котором герой обнаруживает себя в начале повествования. Он отлично понимает, в какие неприятности попал, но не знает, как ему из них выбраться.

Проблема не входит в число семи шагов, это отдельный аспект слабости, и аспект ценный. Кризис быстро очерчивает портрет героя. Это наглядная манифестация слабости / нужды. Кризис высвечивает для аудитории эту слабость и дает повествованию быстрый старт.

 

Ключевой момент: проблема должна быть простой и конкретной.

 

 

«Бульвар Сансет», фильм

 

• Слабость: Джо падок на деньги и комфорт. Он готов пожертвовать своей творческой и нравственной цельностью ради удовольствий жизни.

• Проблема: Джо Гиллис на мели. Кредиторы являются к нему домой конфисковать автомобиль. Джо бросается спасать машину.

 

«Тутси», фильм

 

• Слабость: заносчивость, своекорыстность, лживость главного героя.

• Проблема: Майкл – отличный актер, но он такой заносчивый, что его никуда не приглашают. Майкл в отчаянии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.239 (0.006 с.)