Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вселенная повествования и конструирующий принцип
Вселенная – это органичная часть повествования, и поэтому вам предстоит еще раз вернуться к ядру вашего сюжета – конструирующему принципу. Он задает замысел, действующих лиц и главную тему, а также собственно вселенную повествования. По целому ряду причин вывести из конструирующего принципа вселенную повествования труднее, чем замысел, персонажей и главную тему. Как мы уже говорили, история и «визуальный ряд» – это, по сути, два разных языка. Но языки поддаются изучению. Более существенная трудность в том, что конструирующий принцип и вселенная повествования создаются по правилам, которые противоположны друг другу. Конструирующий принцип обычно описывает линейное развитие действия, например эволюцию главного героя. Вселенная повествования – это среда, все, что окружает действующих лиц. Иначе говоря, все ее элементы и сущности вырастают синхронно. Чтобы их связать, нужно взять примерную последовательность событий, определенную в конструирующем принципе, и представить ее в трехмерном пространстве, создав вселенную. Начинать нужно с простого. Взгляните на конструирующий принцип и попробуйте прийти к единой визуальной идее, в которой бы выражался ваш сюжет. Давайте попрактикуемся: вернемся к сюжетам, которые мы обсуждали в главе о замысле, на этот раз затем, чтобы в одной фразе описать их вселенную.
«Моисей», библейский сюжет
Конструирующий принцип: человек, не знающий о своем великом предназначении, пытается вести свой народ к свободе и принимает новые нравственные заповеди, по которым будет жить и народ, и он сам. • Главная тема: человек, взявший на себя заботу о своем народе, вознаграждается откровением о том, как жить по Божьему Закону. • Вселенная: путешествие народа по пустыне под предводительством человека, который оказывается пророком и ему дается откровение с небес.
«Улисс», роман
Конструирующий принцип: современная одиссея в большом городе, все действие умещается в один день; один герой находит отца, а другой – сына. • Главная тема: настоящий герой – человек, страдающий от трудностей и неурядиц повседневности и сострадающий ближнему, попавшему в тяжелую ситуацию. • Вселенная: город в течение 24 часов, в каждой части которого героев ждут испытания сродни тем, что преодолевали герои мифов.
«Четыре свадьбы и одни похороны», фильм
Конструирующий принцип: компания друзей, каждый из которых пытается найти себе подходящего партнера для брака, переживает четыре счастливых дня (свадьбы) и один кошмар (похороны). • Главная тема: когда встречаешь любовь всей жизни, нужно отдаться ей целиком. • Вселенная: пасторальный мир, свадебные ритуалы.
«Гарри Поттер и…», серия романов
Конструирующий принцип: принц‑волшебник учится быть мужчиной и королем, обучаясь в школе для магов и чародеев. • Главная тема: если обладаешь великим даром и способностями, ты должен повести за собой других и идти на жертвы ради их блага. • Вселенная: волшебная школа в огромном чудесном замке средневековой архитектуры.
«Афера», фильм
Конструирующий принцип: построить рассказ об афере как аферу, провести и главного противника, и публику. • Главная тема: если хочешь победить злодея, можно соврать и схитрить. • Вселенная: бутафорский офис в запустелом городе времен Великой депрессии.
«Долгий день уходит в ночь», фильм
Конструирующий принцип: с приближением ночи семью осаждают призраки из прошлого. • Главная тема: прими правду о себе и близких и научись прощать. • Вселенная: мрачный дом со множеством закоулков, где таятся жуткие тайны его обитателей.
«Встреть меня в Сент‑Луисе», фильм
Конструирующий принцип: история семьи, показанная как четыре события, происходящие в каждом из четырех времен года. • Главная тема: жертвовать многим ради семьи достойнее, чем стремиться к личной славе. • Вселенная: великолепный особняк, меняющийся с каждым сезоном и с каждым событием в жизни хозяев.
«Копенгаген», фильм
Конструирующий принцип: заимствовать из физики принцип неопределенности Гейзенберга, чтобы показать двойственность нравственной природы человека. • Главная тема: никто не может быть до конца уверен в правильности собственных и чужих поступков, а также в мотивах, которые заставляют людей их совершать. • Вселенная: зал суда.
«Рождественская история», анимационный фильм
Конструирующий принцип: показать возрождение человека, который в сочельник увидел свое прошлое, настоящее и будущее. • Главная тема: в жизни намного счастливее тот, кто умеет отдавать. • Вселенная: контора и три частных дома – богатый, среднего достатка и бедный в Лондоне XIX века, показанные в прошлом, настоящем и будущем.
«Эта прекрасная жизнь», фильм
Конструирующий принцип: показать ценность отдельной личности, изобразив, какими были бы город и страна, если бы тот или иной человек не появился на свет. • Главная тема: богатство – не в деньгах, а в друзьях и семье, которым ты служишь. • Вселенная: два провинциальных американских городка, кардинально отличающихся друг от друга.
«Гражданин Кейн», фильм
Конструирующий принцип: используя нескольких рассказчиков, показать, что человек не способен узнать ближнего полностью. • Главная тема: тот, кто заставляет других любить себя, окажется в одиночестве. • Вселенная: особняк и личная «империя» американского медиамагната.
Место действия
С конструирующим принципом и кратким описанием вселенной повествования в руках вы переходите к очерчиванию границы места, где будут происходить события, – основное пространство драмы. Это цельное пространство, обведенное своего рода стеной. То, что внутри «стены», связано с повествованием. Все, что за стеной, – не нужно. Многие авторы, особенно романисты и сценаристы, полагают, что сочинитель может отправить героев куда угодно и эту возможность нужно использовать по максимуму. Это большая ошибка: если раздробить место действия, то само действие рассыплется. Несколько мест действия – это признак истории без структуры, без начала и конца, это несвязная последовательность эпизодов. Проще всего создать единое место действия в театре, где помогает пространство сцены, ограниченное занавесом. Литература и кино раздвигают границы, но от этого важность единого места действия для выстраивания драмы только возрастает. Я не призываю соблюдать цельность пространства в жестком понимании Аристотеля – с его концепцией «единого места», где происходят все события драмы. Есть четыре основных способа сохранить цельность пространства, не поступившись необходимым для увлекательного повествования разнообразием мест и событий.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.009 с.) |