Система персонажей действующих лиц: архетипы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система персонажей действующих лиц: архетипы



 

Другой способ связи персонажей в сюжете – создать систему архетипов. Архетипы – это глубинные психологические установки личности, они же роли, которые личность исполняет в социуме, сущностные формы взаимодействия с окружающей действительностью. И поскольку личностные архетипы универсальны, они понятны всем людям и не ведают культурных границ.

Вытачивая персонажей из «болванок» – архетипов, можно сразу сделать их объемными, ведь каждый архетип несет базовый набор черт, узнаваемый зрителем, и тот же набор отражается не только в персонаже, но и во взаимоотношениях внутри общества.

На архетипы зритель всегда отвечает сильными эмоциями. Но это грубое орудие в арсенале автора. Если не придать архетипу жизнеподобных деталей, он может превратиться в стереотип.

 

Ключевой момент: непременно придайте архетипическому герою своеобразие и индивидуальность, сделайте его уникальным.

 

Многие ученые, начиная с психолога Карла Юнга, писали о том, что означают разные архетипы и как они связаны между собой. Для авторов художественного произведения, пожалуй, главный момент концепции архетипов – понятие о тени – бессознательных установках и мотивациях, которые личность не приемлет в себе, но которые тем не менее существуют. Тень – это негативные черты архетипа, психологическая ловушка, в которую личность может угодить, играя ту или иную роль.

Каждый из основных архетипов нам предстоит использовать в практической плоскости – в создании сценария. Для этого рассмотрим каждый из существующих архетипов с точки зрения его пользы для повествования и слабости, свойственные связанному с каждым архетипом типу личности.

 

Король / отец

 

• Сила: возглавляет семью или управляет народом, своей мудростью, прозорливостью и решительностью помогая им выживать и развиваться.

• Сопутствующие слабости: иногда заставляет жену и детей или целый народ жить по жестоким законам, может полностью отойти от дел и замкнуться в себе или твердо верить, что семья или народ существуют единственно для его удовольствия и выгоды.

• Примеры героев и фильмов с подобными героями: Король Артур, «Буря» Шекспира, «Крестный отец», Рик в «Касабланке», «Король Лир», «Гамлет», Арагорн и Саурон во «Властелине колец», Агамемнон в «Илиаде», «Гражданин Кейн», «Звездные войны», Стэнли в «Трамвае "Желание"», «Американская красавица», Вилли Ломан в «Смерти коммивояжера», «Форт Апачи», «Встреть меня в Сент‑Луисе», «Мэри Поппинс», «Тутси», «Филадельфийская история», «Отелло», «Красная река», «Говардс Энд» и «Китайский квартал».

 

Королева / мать

 

• Сила: дает заботу и защиту детям или народу.

• Сопутствующие слабости: покровительство и защита легко переходят в надзор и тиранию; королева может ради собственного комфорта удерживать ребенка рядом, намеренно заставляя его стыдиться и чувствовать себя виноватым.

• Примеры героев и фильмов с подобными героями: «Гамлет», «Макбет», Стелла в «Трамвае "Желание"», «Елизавета», «Американская красавица», «Лев зимой», «Стеклянный зверинец», «Долгий день уходит в ночь» и «Ребро Адама».

 

Мудрый старец / мудрая старуха / наставник / учитель

 

• Сила: хранит мудрость и знание, помогающие людям жить лучше, а обществу – совершенствоваться.

• Сопутствующие слабости: может насаждать среди учеников свои воззрения или слишком заботиться о собственной славе.

• Примеры героев и фильмов с подобными героями: Йода в «Звездных войнах», Ганнибал Лектер в «Молчании ягнят», «Матрица», Гэндальф и Саруман во «Властелине колец», «Грозовой перевал», Полоний в «Гамлете», Оме в «Мадам Бовари», мисс Хэвишем в «Больших надеждах», мистер Микобер в «Дэвиде Копперфильде», «Илиада».

 

Воитель

 

• Сила: устанавливает справедливость.

• Сопутствующие слабости: живет согласно суровому девизу «Либо ты, либо они», верит, что слабых нужно уничтожать, может насаждать зло и несправедливость.

• Примеры героев и фильмов с подобными героями: Ахилл и Гектор в «Илиаде», Люк Скайуокер и Хан Соло в «Звездных войнах», «Семь самураев», король Артур, Тор, Арес, Тесей, Арагорн, Леголас и Гимли во «Властелине колец», «Паттон», «Крепкий орешек», Сонни в «Крестном отце», «Трамвай "Желание"», «Великий Сантини», «Шейн», «Взвод», Сандэнс в «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», «Терминатор», «Чужие».

 

Волшебник / шаман

 

• Сила: умеет показать суть вещей, способен призывать и направлять великие и тайные силы природы.

• Сопутствующие слабости: с помощью тайных сил порабощает ближних и нарушает естественный ход вещей.

• Примеры героев и фильмов с подобными героями: «Макбет», «Гарри Поттер и…», «Призрак оперы», Мерлин, «Звездные войны», «Китайский квартал», «Головокружение», Гэндальф и Саруман во «Властелине колец», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», «Разговор», сыщики типа Шерлока Холмса и Эркюля Пуаро, «Тонкий человек».

 

Трикстер

 

• Трикстер – разновидность архетипа волшебника, необычайно популярная в современном искусстве.

• Сила: добивается своего хитростью, обманом и ловкими речами.

• Сопутствующие слабости: легко превращается в законченного лжеца, заботящегося только о себе.

• Примеры героев и фильмов с подобными героями: Одиссей в «Одиссее», «Люди в черном», «Полицейский из Беверли‑хиллз», «Данди по прозвищу "Крокодил"», Локки в скандинавском эпосе, Яго в «Отелло», Индиана Джонс, «Один дома», «Поймай меня, если сможешь», Ганнибал Лектер в «Молчании ягнят», Братец Кролик, Буч в «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», сержант Билко в «Шоу Фила Сильвера», Майкл в «Тутси», «Американская красавица», Болтун в «Подозрительных лицах», «Оливер Твист», «Ярмарка тщеславия», «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна».

 

Художник / шут

 

• Сила: дает людям понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует представления о прекрасном и будущем, разоблачает уродство и глупость, кажущиеся многим красотой.

• Сопутствующие слабости: превращается в нетерпимого перфекциониста и циника, во всем пытающегося добиться совершенства, создает особый мир, где всем и всеми можно управлять, или все рушит и обесценивает.

• Примеры героев и фильмов с подобными героями: Стивен в «Улиссе» и «Портрете художника в юности», Ахилл в «Илиаде», «Пигмалион», «Франкенштейн», «Король Лир», «Гамлет», мастер меча в «Семи самураях», Майкл в «Тутси», Бланш в «Трамвае "Желание"», Болтун в «Подозрительных лицах», Холден Коулфилд в «Над пропастью во ржи», «Филадельфийская история», «Дэвид Копперфильд».

 

Любовник

 

• Сила: обладает заботливостью, пониманием и чувственностью, которые могут сделать жизнь другого человека наполненной и счастливой.

• Сопутствующие слабости: способен забыть себя ради другого или подмять другого под себя.

• Примеры героев и фильмов с подобными героями: Парис в «Илиаде», Хитклифф и Кэти в «Грозовом перевале», Афродита, «Ромео и Джульетта», Этта в «Буч Кассиди и Сандэнс Кид», «Филадельфийская история», «Гамлет», «Английский пациент», Кей в «Крестном отце», «Дама с камелиями», «Мулен Руж», «Тутси», Ильза и Рик в «Касабланке», «Говардс Энд» и «Мадам Бовари».

 

Бунтарь

 

• Сила: имеет смелость в одиночку пойти против системы, порабощающей людей.

• Сопутствующие слабости: часто не может или не хочет предложить лучшую альтернативу и выступает разрушителем.

• Примеры героев и фильмов с подобными героями: Прометей, Хитклифф в «Грозовом перевале», «Американская красавица», Холден Коулфилд в «Над пропастью во ржи», Ахилл в «Илиаде», «Гамлет», Рик в «Касабланке», «Говардс Энд» и «Мадам Бовари», «Бунтарь без идеала», «Преступление и наказание», «Записки из подполья» и «Красные».

Вот простая, но действенная расстановка персонажей, основанная на архетипических контрастах:

 

«Звездные войны», фильм

(сценарий Джорджа Лукаса, 1977)

 

Люк (+ R2D2 + C3PO) – принц‑воитель‑волшебник.

Дарт Вейдер – король‑воитель‑волшебник.

Хан Соло (+ Чубакка) – бунтарь‑воитель.

Принцесса Лея – принцесса.

 

 

Герои должны быть живыми

 

Связав основных персонажей повествования друг с другом, сделав их участниками общих конфликтов, вы должны оживить эти архетипы и сюжетные функции. Прорисовывая героев, нужно воспринимать их в комплексе: у зрителя не должно быть ощущения, будто они случайно оказались на одном холсте.

Главного героя, его противника и второстепенных действующих лиц вы создаете, помещая их в сравнительно‑оценочную парадигму относительно главной темы произведения и идей, ей противостоящих. Главную тему мы подробно разберем в главе 5. Но некоторые ключевые понятия, связанные с ней, затронем сейчас.

Главная тема – это авторское высказывание о ваших жизненных ценностях, выраженное через персонажей и их действия. Главная тема – это не то же самое, что общая тема, например «расизм» или «свобода». Главная тема – это нравственная позиция автора, его представления о достойной и недостойной жизни, и она уникальна для каждого произведения.

 

Ключевой момент: придание персонажам личностных черт начинается после того, как автор находит этическую проблему, лежащую в сердцевине замысла. И затем в повествовании показывает разные возможности ее осмысления.

 

Эти разные возможности проявляются в противостоянии героев.

Вы создаете группу противников (или союзников), вынуждающих героя решать ключевую этическую проблему. И каждый из противников – это своего рода вариация главной темы: все решают одну и ту же проблему, но каждый по‑своему.

Посмотрим, как это воплощается на практике.

1. Сформулируйте и запишите главную этическую проблему в вашем сюжете. Если вы правильно разработали замысел, это не составит труда.

2. Сравните главного героя с остальными действующими лицами с точки зрения:

• слабости;

• психологической и моральной нужды;

• стремления;

• ценностей;

• силы, статуса и возможностей;

• подхода к главной этической проблеме сюжета.

3. Сравните самую важную пару: героя и его противника. Во многих отношениях противник служит камертоном для «настройки» повествования: он не только дает наилучшую возможность обрисовать главного героя, но и таит в себе потенциал построения правильной системы действующих лиц.

4. Сравнив героя и его основного противника, переходите к сравнительному анализу героя со второстепенными противниками, затем – с союзниками. Наконец, сравните друг с другом каждого противника и каждого союзника.

 

Не забывайте, каждый из персонажей должен по‑своему подходить к решению главной этической проблемы героя (иметь свою трактовку главной темы).

Обратимся к примерам.

 

«Тутси», фильм

(сценарий Лари Гелбарта и Мюррея Шизгала, 1982)

 

Идеальный пример: он показывает, как, начав с «концептуального замысла», можно органично выстроить повествование.

«Тутси» – классический образец так называемой комедии с превращением. Существует такой тип сюжета, когда герой внезапно превращается в кого‑то другого.

Существуют сотни произведений в этом жанре, восходящем как минимум к Марку Твену (который был в нем большим мастером).

Однако подавляющее большинство «комедий с превращениями» проваливаются. Это происходит потому, что мало кому из авторов известен ключевой недостаток «слишком концептуального» замысла: на его основе можно создать не больше двух‑трех сцен. А вот авторы «Тутси» отлично владеют искусством разработки сюжетов, они знают, как правильно выстроить систему персонажей и придать неповторимость каждому герою, сопоставляя его с другими. Как во всех кинокартинах с четким концептуальным замыслом, в «Тутси» есть две‑три смешные сцены, показывающие превращение: когда персонаж Дастина Хоффмана первый раз одевается женщиной, блестяще проходит кастинг и встречается в ресторане со своим агентом.

Но авторы не ограничились тремя смешными сценами.

Сложный процесс создания художественного произведения они начинают с того, что определяют главную моральную проблему Майка: отношение к женщинам. Моральная нужда героя состоит в том, чтобы научиться достойно вести себя с женщинами, особенно с той из них, в которую влюблен. Затем авторы вводят в сюжет нескольких оппонентов героя, и каждый из них по‑своему ведет себя с женщинами, если это герой‑мужчина, и демонстрирует варианты женского поведения в случае героинь‑женщин.

• Например, Рон, режиссер сериала, врет Джулии, изменяет ей и оправдывает себя заявлениями, что правда об изменах лишь ранила бы Джулию.

• Джулия, в которую влюбляется Майкл, персонаж Дастина Хоффмана, – красавица и талантливая актриса, но позволяет мужчинам, особенно Рону, помыкать собой и сносит их издевательства.

• Джон, известный актер, играющий в сериале врача, – сластолюбец, использующий свою славу, чтобы домогаться актрис.

• Сэнди, девушка Майкла, так низко себя ценит, что, когда он ей врет и обижает ее, сама же просит за это прощения.

• Лес, отец Джулии, влюбляется в Дороти (переодетого Майкла) и ухаживает чрезвычайно уважительно, дарит цветы, танцует с ней.

• Продюсер Рита Маршалл – дама, которая ради положения и власти прячет и свою женскую природу, и сочувствие к другим женщинам.

• Майкл в образе Дороти помогает женщинам в сериале противостоять мужскому шовинизму и завоевывать уважение и любовь, которых они достойны. Но в своем мужском обличье он цепляется к каждой юбке, притворяется, что питает романтический интерес к Сэнди, и строит планы, как увести Джулию от Рона.

 

«Большие надежды», роман

(Чарльз Диккенс, 1861)

 

Диккенс – признанный мастер сюжета и выстраивания системы персонажей, знаменитый своими запоминающимися героями. Один из самых полезных для нас примеров – «Большие надежды»: система действующих лиц здесь в некоторых аспектах более совершенная, чем в других романах Диккенса.

«Большие надежды» примечательны тем, что Диккенс рисует здесь две зеркально отражающие друг друга пары героев: Мэгвич с Пипом и мисс Хэвиш с Эстеллой. Каждую пару связывают, по сути, одни и те же отношения – наставника и ученика, но характер этих отношений различается весьма существенно. Бывший каторжник Мэгвич тайно посылает Пипу деньги и дарит свободу, но не прививает чувства ответственности. На другом полюсе – мисс Хэвишем, надзирающая за каждым шагом Эстеллы и не забывшая обиду, нанесенную мужчиной, воспитывает девочку холодной и не способной любить.

 

«Ярмарка тщеславия», роман

(Уильям Теккерей, 1847)

 

Теккерей назвал «Ярмарку тщеславия» романом без героя, имея в виду положительный образ того, кому хочется подражать. Все персонажи в книге – хищники, карабкающиеся по головам в погоне за наживой, властью и положением. Этим сетка персонажей «Ярмарки» уникальна. Заметьте: эта сетка – один из главных у автора способов передать свою моральную позицию и придать ей оригинальность.

В пространстве романа главная пара контрастных характеров – это Бекки и Амелия. У них кардинально разные подходы к тому, как женщина должна искать мужчину. Амелия аморальна тем, что бесчувственна, а Бекки – тем, что интриганка.

 

«История Тома Джонса, найденыша», роман

(Генри Филдинг, 1749)

 

На примере плутовского романа Филдинга мы видим, насколько комплексное воздействие оказывает выбор системы персонажей на развитие главного героя. В этом комическом романе много действующих лиц. Множество событий происходит одновременно, и ни одно из них не раскрывается глубоко. Если такой подход применяется в комедии, правда характеров обнаруживается в нелепых или скверных поступках разных персонажей, в том числе в действиях главного героя.

Сделав Тома недалеким простаком и положив в основу сюжета то, что его настоящее происхождение никому не ведомо, Филдинг сам ограничил свои возможности в плане глубины образа героя и его прозрения. Но тем менее у Тома есть ключевая этическая проблема, и он бьется над ее решением: ему нужно быть верным главной любви всей своей жизни, но он не всегда властен над своими чувствами и желаниями.

 

Сотворение героя

 

Создать вымышленного героя, сполна обладающего качествами живого человека, – задача сложная и многоступенчатая.

Вы должны выписывать главного героя, словно искусный художник: слой за слоем.

Начав работу с построения общей системы персонажей, вы серьезно улучшаете свои шансы на успех. Какую бы систему вы ни сконструировали, она в значительной степени сформирует вашего главного героя и послужит бесценным руководством по проработке его образа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.088 с.)