Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система символов «наизнанку»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Применение готовой системы символов‑метафор плохо тем, что повествование получается безжизненным, слишком схематичным. Однако в этом недостатке кроются огромные возможности. Зная ожидания публики касательно жанра и системы символов, можно эту систему «вывернуть наизнанку». Есть такой прием: символы из некоей устоявшейся системы используются совершенно не в том в значении, которого ждет аудитория. И это побуждает зрителя или читателя пересматривать свои ожидания. Этот прием можно использовать в любом повествовании, где появляются известные символы. В некоторых родах художественного вымысла – мифе, хорроре, вестерне – это называется опрокидыванием жанра.
«Маккейб и миссис Миллер», фильм (литературная основа Эдмунда Нотона, сценарий Роберта Олтмана и Брайана Маккея, 1971)
«Маккейб и миссис Миллер» – великий фильм с отличным сценарием. Своей красотой он в значительной степени обязан методу выворачивания символов, проистекающему из классического вестерна. Вместо героев, несущих цивилизацию дикарям, мы видим предпринимателя‑хитреца, который строит город посреди пустыни и становится жертвой крупных бизнес‑воротил. Выворачивание символов начинается с главного героя. Маккейб – игрок‑картежник, заработавший состояние на торговле сексуальными услугами. Посреди пустоши он создает поселение, главной достопримечательностью которого становится публичный дом. Второй главный герой – вечная любовь Маккейба – хозяйка борделя, курильщица опия. В визуальном мире повествования тоже все вывернуто наизнанку. Город – не прямые улочки одинаковых домишек на сухой южной равнине. Это город‑табор из времянок и палаток, выросший в густом лесу на дождливом севере. Вместо бойкой жизни под благожелательным надзором шерифов, здесь царят разруха и разобщенность, апатичные, нелюдимые обитатели с подозрением смотрят на любого незнакомца. Главное символическое событие вестерна – это поединок, и в «Маккейбе» этот символ тоже перевернут с ног на голову. Классический поединок на Диком Западе происходит на главной улице на глазах у всего города. Герой ждет, когда «плохой парень» первым выхватит кольт, и все равно успевает спустить курок быстрее, утверждая справедливость и закон. В фильме герой, которого никак не назовешь приверженцем закона, в непроглядную снежную вьюгу убегает через весь город от трех наемных убийц. Никто не видит, достойно ли сражается Маккейб, да никого это и не заботит, как и то, останется ли герой в живых. Горожане заняты: тушат горящую церковь, в которую никто из них не ходит. Символические предметы классического вестерна в «Маккейбе» тоже поставлены с ног на голову. Закона не существует. Церковь пустует. Во время погони один из убийц, притаившись за углом, подстреливает Маккейба из дробовика. Маккейб, притворившись мертвым, стреляет убийце в лоб из карманного пистолета (в классическом вестерне – женское оружие!). Вместо широкополой ковбойской шляпы Маккейб носит строгий костюм и котелок. Авторы картины, применившие тактику выворачивания жанра наизнанку, показывают нам один из лучших способов обновления старых метафорических символов. Этот фильм – образец превосходного повествовательного искусства и веха в истории американского кинематографа.
Система символов: примеры
Лучший способ понять, как строятся системы символов, – увидеть их в работе. Мы рассмотрим несколько примеров, и вы увидите, что система символов одинаково успешно применяется в самом широком спектре форм и жанров.
«Экскалибур», фильм (литературная основа Томаса Мэлори, 1470, сценарий Роспо Палленберга и Джона Бурмана, 1981)
Если национальный миф США – это вестерн, то в Англии таким мифом можно признать легенды об Артуре. Их притягательность такова, что один оригинальный сюжет вдохновил авторов тысячи произведений. И хотя бы уже поэтому, мы, современные авторы, должны знать, как устроены главные символы этой истории. Как всегда, начнем с символических персонажей. Король Артур не просто человек и даже не просто король. Это первый Супермен и Человек‑из‑стали, чистейшая квинтэссенция мужского начала. Высшее воплощение воинской культуры. Олицетворение отваги, силы, честности, он утверждает справедливость в бою. Этот железный человек живет по рыцарскому кодексу, который возносит женщину на высокий пьедестал абсолютной чистоты. Женщина превращается в символ, а все женские образы, согласно христианской традиции, представляют собой или Мадонну, или блудницу. Король Артур также символизирует современного лидера в конфликтной ситуации. Он создал в Камелоте идеальное сообщество, построенное на идеалах чистоты, и лишился всего, когда его жена влюбилась в самого верного и отважного из его рыцарей. Конфликт долга и чувства – одна из самых продуктивных моральных дилемм в искусстве, и король Артур является ее воплощением. Союзник Артура – наставник‑волшебник Мерлин. Этот персонаж – носитель дохристианского магического мировоззрения, он символизирует тайные силы, движущие бытием. Это непревзойденный мастер и художник, чей материал – природа и глубинная связь человека со стихиями. Его советы и волшебство всегда начинаются с глубокого понимания нужд и чаяний человека, пришедшего за помощью. Противники Артура несут в себе символизм, который заимствовали сотни писателей разных эпох. Сын Артура Мордред – злое дитя. Союзница Мордреда – его мать Моргана (известная также под именем Морган ле Фей), злая колдунья. Рыцари – это тоже сверхлюди, которые превосходят обычных людей не только по воинским умениям, но и по благородству и величию души. Они живут по рыцарскому кодексу и ищут Святой Грааль, открывающий двери вечной жизни. В своих скитаниях рыцари поступают, как добрые самаритяне, помогая попавшим в беду и благородными деяниями подтверждая высоту своей души. «Экскалибур», как и другие истории о легендарном Артуре, полон символических миров и предметов. Среди символических миров главный – замок Камелот, утопия, обитатели которой смиряют в себе естественное стремление к личной славе ради общего спокойствия и благополучия. Это место в свою очередь символизирует Круглый стол. Круглый стол – собрание великих людей, где у всех рыцарей равное положение – рядом с королем. «Экскалибур» назван именем второго главного символа легенд об Артуре – меча. Меч Экскалибур – символ правого дела, и только король с чистым сердцем может извлечь его из камня и, сражаясь, построить идеальное общество. Символы из цикла историй о короле Артуре пронизывают нашу культуру, они встречаются в таких фильмах и книгах, как «Звездные войны», «Властелин колец», «Надежда и слава», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», «Король‑рыбак» и в тысячах американских вестернов. Если вы намерены использовать символы из этого цикла, не забудьте модифицировать их, чтобы они стали частью оригинальной истории.
«Подозрительные лица», фильм (Кристофер Маккуорри, 1995)
«Подозрительные лица» – уникальный пример истории, где главный герой по мере развития действия создает своего собственного символического персонажа, используя приемы, которые мы обсудили выше. Удачно прозванный Болтуном, он на первый взгляд мелкий жулик и шестерка, но на самом деле это одновременно и главный герой, и главный противник – преступник и рассказчик. Объясняя на допросе, что произошло, он описывает страшного и беспощадного мафиозного босса по имени Кайзер Созе. К этому персонажу Болтун применяет символ дьявола, и Кайзер у него приобретает такую сверхъестественную власть, что одно его имя нагоняет страх. В конце картины зритель узнает, что Болтун и есть Кайзер Созе и что преступником он стал отчасти потому, что был умелым рассказчиком. «Подозрительные лица» – образец отличного повествовательного искусства и высочайшего уровня в создании символов.
«Звездные войны», серия фильмов (сценарий Джорджа Лукаса, 1977)
Одна из главных причин всемирной популярности «Звездных войн» – эта лента построена на глубоком символизме главной темы. Простая приключенческо‑фантастическая история заключает в себе сильное послание, передаваемое символом лазерного меча. В мире «Звездных войн» люди путешествуют со скоростью света, а герой и противник сражаются световыми мечами. Это фантастика. Но световой меч стал предметом, который принимает на себя вес главной темы. Он символизирует самурайский кодекс и школу воинского искусства, которые могут служить и добру и злу. Невозможно переоценить роль, которую сыграли этот символ и тема, который он олицетворяет, во всемирном успехе «Звездных войн».
«Форрест Гамп» (литературная основа Уинстона Грума, сценарий Эрика Рота, 1994)
В этом фильме два предмета олицетворяют главную тему – перо и коробка конфет. Вы можете счесть, что авторы неуклюже соединяют символы с темой. В нашем обычном мире вдруг с неба спускается перо и падает у ног главного героя. Очевидно, что перо символизирует свободный дух Форреста и легкое, беззаботное отношение к жизни. Коробка конфет – еще более «очевидный» символ. Форрест объявляет: «Мама всегда говорила: "Жизнь – как коробка конфет. Никогда не знаешь, с какой начинкой тебе достанется"». Это прямая формулировка главной темы, выраженная метафорически. Однако эти два символа соединены с главной темой гораздо искуснее, чем кажется на первый взгляд. Во‑первых, «Форрест Гамп» – это сплав мифа и драмы, а действие растягивается примерно на 40 лет. Так что, подобно парящему перу, и само повествование петляет через обширные пласты времени и пространства без всякого видимого направления. Во‑вторых, герой повествования – простофиля, мыслящий простыми трюизмами. «Нормальный» герой, прямо заявляющий, что жизнь похожа на коробку конфет, выглядит ходульным. Но простачок Форрест радуется красивой мудрости, усвоенной от любимой мамы, и зритель радуется вместе с ним.
«Улисс», роман (Джеймс Джойс, 1922)
Джойс глубоко погружается в концепцию рассказчика‑волшебника, создающего символы и загадывающего загадки. Это не только преимущества, но и риски, главный из которых – замена эмоциональной реакции читателя на глубоко рассудочную. Если тысячей хитрых способов рассыпаешь тысячи сложных символов, ты заставляешь читателя превратиться в ученого‑литературоведа или ищейку, увлеченно идущую по следу и твердо намеренную разобраться, как же устроена эта божественно сконструированная головоломка. Как и «Гражданин Кейн», «Улисс» – это произведение, в котором восхищает техника исполнения, но которое вряд ли удастся полюбить. Разберем подробно приемы использования символов, которые мы встречаем в «Улиссе».
Главный символ и символы‑персонажи
Систему символических персонажей Джойс создает, вводя в свое повествование героев «Одиссеи», Библии и «Гамлета». Отсылки к этим системам образов он дополняет упоминаниями реальных людей и легендарных героев ирландской истории. Это выигрышный подход. Во‑первых, он позволяет связать персонажа с главной темой: из поступков своих героев Джойс пытается создать естественную, или гуманистическую, религию. Обычные люди вроде Блума, Дедала и Молли у него приобретают героические и даже божественные черты, и не только из‑за своих поступков, но благодаря постоянным ассоциациям с Одиссеем, Христом и Гамлетом. Кроме того, подход Джойса сразу помещает персонажей «Улисса» в мощную культурную традицию, одновременно показывая их бунт против этой традиции и формирование уникальной индивидуальности. По такой траектории развивается в романе образ Стивена. Скованный католическим воспитанием и британскими порядками, Стивен тем не менее ищет возможности быть собой и настоящим творцом. Кроме того, благодаря связи персонажей с известными литературно‑мифическими героями, в романе действует удобная система «дорожных указателей». А это весьма полезно, когда речь идет о таком длинном и сложном тексте, как «Улисс». Персонажи‑указатели позволяют автору отследить – путем отсылки к самым символическим персонажам: Одиссею, Христу и Гамлету, – насколько меняются от эпизода к эпизоду его ключевые герои.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.111.109 (0.009 с.) |