Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальный аудит и отчетностьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социальный аудит есть один из механизмов системы руководства и управления социальным развитием, а также способ мониторинга, предназначенный для наблюдения сферы социоэкономических отношений. Цель социального аудита - получение объективной информации о характере социоэкономических отношений в выбранной области исследований (т.е. оценка способности организации разрешать социальные проблемы, которые возникают внутри и за ее пределами, и управлять теми из них, которые оказывают непосредственное влияние на трудовую деятельность человека). Предметом социального аудита является достоверная и объективная информация, поступающая со всех уровней обследования социоэкономических отношений через анализ существующей нормативно-правовой документации (законы, указы, соглашения, договоры, приказы, положения, инструкции и другие нормативные акты), а также через полевые исследования, опросы, интервью, мониторинг, статистические данные и тому подобное. Объектом социального аудита становятся социоэкономические отношения в контексте разработки, принятия и реализации трех - и двусторонних соглашений и коллективных договоров, планов и программ социального развития, действующих на всех уровнях системы социального партнерства и управления социально-экономической сферой (т.е. на всех направлениях деятельности предприятия, связанных с формированием его корпоративного имиджа, обеспечением профессионального роста работников, созданием для них благоприятного социально-психологического климата, безопасных условий труда и т.д.). Однако следует обратить внимание на тот факт, что социальный аудит во многом сложнее, чем финансовый, экологический или другие виды аудита. Ведь предметом обследования здесь являются не просто материальные активы или финансово-экономическая и другая информация, а человеческий ресурс. Требования к общественному аудиту возрастают в связи с необходимостью для организации, а также государственных и общественных структур систематической оценки эффективности своих отношений с обществом. Термин «общественный аудит» был введен в Англии в 30-х гг. ХХ в., и с тех пор его содержание неоднократно менялось. В 1970-е гг. общественный аудит предполагал некие действия организационно-экономического характера, предпринятые в отношении предприятия критически настроенными неправительственными организациями или частными лицами (формирование негативного общественного мнения, реакции прессы, бойкот производимых товаров и т.д.). В 1990-е гг. ситуация изменилась и в настоящее время общественный аудит рассматривается как способ оценки достижений организации и основа для их распространения. Главная его задача – получение ответа на вопрос, достаточно ли эффективно работает фирма в данной области. Конечной целью процедуры аудита выступает улучшение взаимодействия компании и общества, а оценка взаимодействия и соответствующая отчетность позволяют оценить, происходит ли это на практике. Для оценки качества общественного аудита целесообразно использовать следующие принципы: • Участие в аудите всех заинтересованных лиц, включая тех, кто традиционно не обладает достаточным влиянием для принятия решений; • Оценка результатов социально значимой деятельности в процессе общения, открытости, честного обмена информацией между сторонами. Этот принцип охватывает отчетность, информационные потоки и двусторонние диалоги. Чем информированнее человек, тем проще ему участвовать в процессе аудита. Во многих случаях на его начальной стадии может возникнуть потребность в реализации программы распространения и изучения информации относительно задач и деятельности организации; • Сопоставимость. Важнейшая исходная точка общественного аудита – вовлечение всех основных заинтересованных лиц в процесс выбора применяемых показателей. Выбранные показатели должны не только точно характеризовать качество и быть удобными для использования, но, главное, давать возможность сопоставления с показателями деятельности аналогичных организаций, с нормами, установленными государством и обществом, а также с результатами оценки данной организации, проводимой спустя некоторое время. • Полнота, т.е. охват всех сторон деятельности организации, а не только тех, в которых она добилась успеха. • Регулярность и эволюционность. Это новый подход, при котором особое внимание обращается на развитие во времени отношений между организацией и обществом. Оценка не может быть одномоментной, она должна стать составной частью непрерывно совершенствуемого, эволюционного процесса, который постоянно углубляется и развивается. • Внешняя проверка служит важным средством усиления ответственности и законности общественного аудита. Для обеспечения ее легитимности органы, осуществляющие проверку, должны пользоваться доверием как со стороны оцениваемой организации, так и всех заинтересованных лиц. В противном случае организация не поверит представленным результатам, а остальные лица не будут полностью вовлечены в этот процесс. Твердые правила относительно выбора проверяющих, пока не разработаны и лица не обладающие необходимой квалификацией для проведения подобных проверок, часто затрудняют процедуры аудита. Выбор проверяющих иногда выступает предметом торга между организацией и обществом, а также между отдельными группами. • Непрерывное совершенствование. Главная цель общественного аудита – выявление областей, в которых организация способна со временем улучшить свои отношения с обществом, а также определение перечня задач, которые необходимо решить в ближайшем или отдаленном будущем, обеспечив непрерывность процедуры совершенствования. Социальная ответственность в рейтингах Согласно многочисленным исследованиям и регулярно проводимым опросам среди котирующихся на мировых рынках компаний, уровень корпоративного управления и капитализация компаний находятся, как правило, в прямо пропорциональной зависимости. Важную роль в определении объективных уровней корпоративного управления играют различные рейтинги, в которые ведущие рейтинговые компании уже прочно инкорпорировали элементы и показатели корпоративной социальной ответственности и нефинансовой отчетности. Так, Standard & Poors, имеющая четыре основных фактора анализа корпоративного управления, в двух из них («права акционеров и отношения с финансово заинтересованными лицами» и «прозрачность, раскрытие информации и аудит») использует все основные элементы и показатели современной корпоративной социальной ответственности. Новые стандарты корпоративной социальной ответственности улучшают качество корпоративного управления, положительно влияют на имидж и деловую репутацию, повышая таким образом инвестиционную привлекательность компаний, что в конечном итоге результируется в росте их капитализации. Общее определение социального аудита трудовых отношений: это эффективный инструмент национальной системы социального партнерства, позволяющий осуществить диалог и придти к социальному консенсусу между заинтересованными сторонами на основе достоверных результатов добровольного и прозрачного социального обследования, имеющего целью регулирование процесс воспроизводства и развития трудовых ресурсов. Практика показывает, что сегодня социальный аудит может быть внутренним и внешним, носить отраслевой, корпоративный, региональный или местный характер. Социальный аудит может отличаться масштабами (быть частичным, выборочным, развернутым, полным) и носить различный временной (краткосрочный, разовый, долгосрочный, периодический, непрерывный) характер. Он может использоваться как важный инструмент оперативного, тактического и стратегического менеджмента. В настоящее время социальный аудит превратился в довольно устойчивую систему с присущими ей характерными чертами, процедурами, технологиями, а также со своими специфическими методами анализа нефинансовой отчетности. Социальный аудит понимается как процедура диагностирования социоэкономических отношений, мониторинга состояния и хода реализации коллективных договоров и соглашений, планов и программ социального развития на предприятии. Как правило, социальное обследование становится желаемым или необходимым, если на предприятии ухудшается социальный климат. Чаще всего социальный аудит используется в оперативном или тактическом менеджменте, то есть к нему прибегают тогда, когда произошел острый социальный конфликт на предприятии или когда становится очевидным, что создаются условия для обострения социальных отношений и возникает необходимость выяснить причины ухудшения социального климата и наметить пути решения социальной напряженности. История социального аудита. История социального аудита началась в США в 1940-е гг., когда социальные рейтинги компаний стали регулярными. Эти рейтинги оценивали отношения с персоналом и профсоюзами, с местным сообществом, пожертвования, волонтерство и другие программы компаний в местных сообществах (community based programs). В 1960-е - 1970-е гг. стало возрастать общественное недовольство в отношении негативных последствий роста производства. Все чаще экономический рост осуществлялся за счет загрязнения окружающей среды, всякого рода дискриминации, снижения безопасности производства, ухудшения качества товаров. Львиная доля ответственности за социальную несправедливость и экономическое неравенство была возложена... на бизнес. Так рассудили правительство и общественное мнение. Общественное мнение и его лидеры стали меньше доверять корпорациям, и, как следствие, число покупателей сократилось. Результатом стало общественное давление на бизнес с целью регулирования социально значимых аспектов деятельности компаний. В ответ на это бизнес стал все чаще выступать инициатором «социально ответственного поведения». В последней трети ХХ в. При формировании инвестиционных портфелей стал учитываться уровень корпоративной социальной ответственности компаний - эмитентов ценных бумаг, появились индексы фондовых инвестиций в социально-ориентированные организации. C 1971 по 1977 г. число компаний из списка 500, представивших СА, увеличилось с 239 до 45667. Однако международных экологических и социальных стандартов в то время еще не существовало, а большинство имеющихся были разрознены, носили случайный и ответный характер (работа по обращениям, ответ на просьбы местных властей или требования профсоюзов). Ситуация стала меняться в 2000 г., когда около половины крупнейших мировых компаний представили глобальные доклады по экологическим программам (Global Environmental Reports), а 54% –по программам в области социальной ответственности и КГ68. В 2001 г. первой международной компанией, которая приняла решение о запуске программы социальной отчетности на глобальном уровне явилась «British American Tobaco». Таким образом, к началу XXI века в индустриально развитых странах социальный аудит выделяется в самостоятельное теоретическое и практическое направление предпринимательской деятельности и становится непременным элементом экономики. В этих странах формируется и успешно реализуется организационно-правовая основа социального аудита, создающая необходимые условия для работы социальных аудиторов. Сущность социального аудита заключается в предоставлении заказчику аудита независимой и адекватной информации, полученной в результате анализа проблем, очерченных заказчиком. Социальный аудит позволяет выявить существующие риски в социально-трудовой сфере на уровне предприятия и разработать меры по их устранению. Более того, в условиях стремительного процесса глобализации социальный аудит как осознанная социально-экономическая необходимость начал выходить за границы индустриально развитых государств и начал распространяться по всему миру. Создаются институты социального аудита в Алжире, Люксембурге, Марокко, Сенегале и в Тунисе. Большой интерес к социальному аудиту начинают проявлять в Китае. Социальный аудит в России. Становление социального аудита в России в значительной степени является результатом процесса глобализации социоэкономических отношений в контексте современного мирового рыночного хозяйства. Естественно, что и в формировании российской системы социального аудита, находит свое отражение и многие универсальные черты, характеризующие историческую эволюцию социально-трудовых отношений мирового сообщества. Не случайно, что социальный аудит возник первоначально в странах с развитой рыночной экономики и причем всего 25-30 лет назад. Безусловно, социальный аудит становится необходимым на определенной ступени зрелости рыночных отношений, когда уже не финансовые, а трудовые ресурсы становятся решающим фактором эффективной деятельности предприятия. В настоящее время в России начинает формироваться философия корпоративной социальной ответственности бизнеса, усиливается внимание к повышению положительного имиджа российских компаний, разрабатываются корпоративные этические стандарты. Все это направлено на изменение отрицательного отношения в обществе к бизнесу, формирование положительной репутации российского бизнеса на международной арене. Одной из оптимальных и универсальных технологий исследования и управления социальными процессами в нашей стране явилась Концепция российской модели социального аудита, разработанная в 2007 году по инициативе Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) коллективом ученых и преподавателей Академии труда и социальных отношений под руководством профессора Попова Ю.Н. (АТиСО). В начале 2008 года Концепция была обсуждена и получила одобрение на заседаниях рабочей группы Российской трехсторонней комиссии (РТК). Ценность Концепции состоит в том, что возникло желание установить общие Правила с ясными понятиями для всех сторон социального партнерства. И еще, если будут разработаны четкие социальные стандарты, работодатели будут заказчиками социального аудита, чтобы их предприятия соответствовали этим стандартам. Безусловной поддержки заслуживает предложение Академии труда и социальных отношений о необходимости разработки проекта федерального закона «О социальном аудите в Российской Федерации». В рамках реализации Концепции российской модели социального аудита Академия в октябре 2007 года учредила Национальный институт социального аудита (НИСА), одной из основных целей деятельности которого является апробация, внедрение и развитие на практике модели социального аудита в Российской Федерации. Организационно-правовой формой НИСА является автономная некоммерческая организация, что позволяет рассматривать НИСА как независимый институт гражданского общества. В ходе своей практической работы институт столкнулся со следующими проблемами: Во-первых, это недостаток квалифицированных специалистов, к которым должны быть предъявлены самые высокие требование, такие как: · подтверждение высокой квалификации научной степенью не ниже кандидата наук в своей сфере; · способность к обобщениям, конкретизации и уточнениям, которые могут и не содержаться в первоначальном задании; · опыт участия и компетентность в проведении социометрических и социологических исследованиях. Необходимо отметить и основные этические принципы изложенные, в разработанном этическом кодексе социального аудитора: Профессионализм, Объективность, Независимость. Во-вторых, это обвинение в исполнении социальными аудиторами функций государства (инспекций по труду, аттестации рабочих мест). Но, как мы уже знаем, социальный аудит представляет собой комплексное, охватывающее во взаимосвязях отдельных элементов, исследование социоэкономических отношений, куда составными частями входят и вопросы, находящиеся в ведении инспекции труда и встречающиеся при аттестации рабочих мест. Кроме того, можно констатировать, что работа инспекции труда и аттестация рабочих мест регламентированы российским законодательством, их главная цель заключается в контроле и надзоре, а также сертификации производственных объектов. Что же касается социального аудита, то он не имеет на сегодняшний день законодательной базы, сама процедура социального аудита носит добровольный характер, и он не является контролирующим и надзирающим инструментом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 3000; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.118.36 (0.01 с.) |