Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бухгалтерский учет, финансовый контроль и аудит↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Частное учреждение образования «Институт современных знаний имени А.М.Широкова» Т.А. Елисова Бухгалтерский учет, финансовый контроль и аудит Курс лекций
Минск, 2011 ПРЕДИСЛОВИЕ Дисциплина «Бухгалтерский учет, финансовый контроль и аудит» является одной из дисциплин, предусмотренных Образовательными стандартами высшего образования и изучаемых студентам и в рамках специальности «Культурология». Дисциплина «Бухгалтерский учет, финансовый контроль и аудит» включает в себя три раздела: 1) бухгалтерский учет; 2) финансовый контроль; Аудит. Цель изучения дисциплины – формирование у будущих специалистов знаний по организации, методологии и методикам ведения бухгалтерского учета, осуществления финансового контроля и аудита, умений использовать учетную информацию для принятия обоснованных решений в деятельности организаций культуры различных форм собственности. Задачи дисциплины: -формирование знаний у студентов о содержании бухгалтерского учета как функции управления, его предмете, объектах и методе, нормативно-правовом регулировании в Республике Беларусь; -изучение теоретических основ отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций организаций; -подготовка и представление бухгалтерской отчетности, удовлетворяющей требованиям внешних и внутренних пользователей; -использование информации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для разработки профессиональных суждений о финансовом положении и эффективности деятельности организации; -ознакомить студентов с теоретическими и организационными вопросами контрольно-ревизионной работы и аудита в Республике Беларусь; -ознакомить студентов с особенностями осуществления контрольно-ревизионной и аудиторской проверок в организациях культуры.
РАЗДЕЛ 1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В ОРГАНИЗАЦИЯХ КУЛЬТУРЫ Часть I. Бухгалтерский учет в коммерческих организациях культуры Тема 1. Понятие и виды хозяйственного учета 1.1 Понятие о хозяйственном учете. 1.2. Виды хозяйственного учета. 1.3. Измерители, применяемые в учете. 1.4. Задачи бухгалтерского учета. 1.5. Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету. 1.6. Государственное регулирование бухгалтерского учета. 1.7.Методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций культуры Министерством культуры Республики Беларусь.
Понятие о хозяйственном учете
Для получения необходимых сведений и обеспечения контроля за непрерывно повторяющимися хозяйственными процессами, а также для управления ими организуется хозяйственный учет. Сбор необходимой информации о ходе хозяйственных процессов начинается с наблюдения за ними. Наряду с наблюдением фактов и явлений хозяйственной деятельности, хозяйственный учет предполагает измерение, т.е установление их количественных характеристик. Для использования в процессе управления информации о деятельности организации, на протяжении определенного периода, её следует отражать путем регистрации сведений о качественной характеристике различных фактов и явлений хозяйственной деятельности. Следовательно, сбор, наблюдение, измерение и регистрация фактов и явлений хозяйственной деятельности в своем единстве представляет собой хозяйственный учет. Хозяйственный учет является основой управленческой деятельности организаций. Виды хозяйственного учета
В Республике Беларусь действует система хозяйственного учета, в которой выделяют три взаимосвязанных вида учета: оперативный, или оперативно-технический, статистический и бухгалтерский. Оперативный учет служит источником сведений о хозяйственных процессах в организациях по мере их совершения. Он осуществляет повседневный контроль за выполнением плана по отдельным показателям и на отдельных участках. Этот вид учета является простым по технике исполнения по сравнению с другими видами учета и осуществляется по мере необходимости. Его данные не обязательно фиксировать в документах, они могут быть получены в устной беседе или с помощью технических средств и устройств. Таким образом, оперативный учет – это своевременное отражение фактических результатов различных хозяйственных операций в ходе их совершения с целью принятия оперативных управленческих решений. Статистический учет собирает, обобщает и изучает социально-экономические явления в производственной и непроизводственной сферах, отраслях и экономике в целом. Статистический учет собирает, готовит, обрабатывает различную информацию (в частности, о численности населения, численности работающих, доходах населения, расходах на оплату труда и др.). Полученные данные используются органами власти и управления для принятия управленческих решений на государственном и региональном уровнях. Итак, статистика отражает экономические, социальные, демографические и другие стороны жизни и деятельности, необходимые для управления народным хозяйством государства в целом. Бухгалтерский учет - система непрерывного и сплошного документального отражения информации о хозяйственной деятельности организации методом двойной записи в денежном измерении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством РБ Измерители, применяемые в учете
Для количественного отражения и качественной характеристики хозяйственных средств и процессов организации в учете используют натуральные, трудовые и денежные (стоимостные) измерители. Натуральные измерители применяются в учете для отражения однородных объектов в натуре и выражаются счетом, мерой, весом и выбор их зависит от особенностей учитываемых объектов. Например: штуки, килограммы, тонны, метры, кубометры, литры и т.д. Применение в учете натуральных измерителей имеет важное значение для контроля за состоянием, движением, использованием и сохранностью материальных ценностей. В качестве обобщающих показателей натуральные измерители применять нельзя. Трудовые измерители используются для учета затрат труда и выражаются количеством затраченного времени в минутах, часах,днях. Эти показатели нужны при установлении норм выработки, начислении заработной платы, определении производительности труда и т.д. На практике трудовые измерители применяются вместе с натуральными. В процессе оценки натуральные и трудовые показатели, содержащиеся в документах переводятся в денежные с помощью цен, расценок, тарифных ставок и должностных окладов. Денежные измерители позволяют объединить, исчислить и обобщить в едином измерении средства и хозяйственные процессы, выраженные в различных других измерителях. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» организации ведут учет хозяйственных операций в денежной единице, эмитируемой Национальным банком РБ (белорусский рубль). Учет валютных операций ведется в национальной валюте на основании пересчета по курсу Национального банка РБ, действующему на дату совершения хозяйственной операции. Каждый из трех измерителей может применяться отдельно, а также в сочетании друг с другом. Задачи бухгалтерского учета
В соответствии с Законом РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» основными задачами бухгалтерского учета являются: · формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, полученных доходах и понесенных расходах; · обеспечение при совершении организацией хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении активов и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; · предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости.
Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету
В соответствии с Законом РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» к ведению бухгалтерского учета предъявляются следующие основные требования: · бухгалтерский учет активов, обязательств и хозяйственных операций ведется в белорусских рублях; · документирование активов, обязательств и хозяйственных операций, ведение регистров бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности осуществляются на русском или белорусском языке; · имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических и физических лиц, находящегося на бухгалтерском учете данной организации; · все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета; · хозяйственные операции фиксируются в бухгалтерском учете на дату их совершения и отражаются в бухгалтерской отчетности в тех периодах, к которым они относятся, независимо от времени проведения денежных или неденежных расчетов, связанных с этими операциями (допущение временной определенности хозяйственных операций); · в бухгалтерском учете организации раздельно учитываются: - текущие затраты на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг; - затраты, связанные с капитальными вложениями; - затраты, связанные с финансовыми вложениями. Все организации должны вести бухгалтерский учет непрерывно: с момента создания и до момента реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций культуры Министерством культуры Республики Беларусь Республиканские органы государственного управления, подчиненные Совету Министров РБ, осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасти экономики, осуществляют методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики и принимают нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, не противоречащие нормативным правовым актам по бухгалтерскому учету и отчетности, принятым Министерством финансов РБ. Этой работой занимаются управления (отделы) бухгалтерского учета и отчетности соответствующих министерств, ведомств и других органов, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь. Министерство культуры РБ осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций культуры, разрабатывает и утверждает соответствующие нормативные правовые акты: Постановления: - об особенностях состава затрат, включаемых в себестоимость услуг в организациях культуры. Методические рекомендации: - по калькулированию себестоимости услуг в организациях культуры и учреждениях образования в сфере культуры. Инструкции: - о порядке планирования расходов на содержание учреждений культуры; - о порядке организации бухгалтерского учета; - об утверждении перечня и форм ведомственной отчетности для организаций культуры; - о порядке заполнения форм ведомственной отчетности и другие нормативные правовые документы.
Варианты организации учетной работы в организации в зависимости от ее объема Руководитель организации вправе в зависимости от объема учетной работы организовать учетную работу следующим образом: - создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтеров; - ввести в штат должность бухгалтера; - передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, специалисту-бухгалтеру, являющемуся индивидуальным предпринимателем; - вести учет лично в случаях, предусмотренных законодательством.
2.3 Учетная политика организации, ее состав. Порядок ее формирования, оформления и внесения изменений Учетная политика – это совокупность способов и методов ведения бухгалтерского учета, используемых организацией. Ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно учетной политике, сформированной в соответствии с законодательством Республики Беларусь и утвержденной решением руководителя организации. Организации, руководствуясь нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из их структуры, отраслевых и иных особенностей хозяйственной деятельности. Учетная политика утверждается руководителем организации приказом. К учетной политике оформляется ряд приложений: - перечень форм первичных документов; - положение о структурных подразделениях; - положение о бухгалтерии; - график документооборота; - рабочий план счетов и другие. Учетная политика должна быть неизменной в течение длительного времени, своевременно доведена до налоговых органов и отвечать следующим требованиям: 1. Полнота – обеспечение отражения в бухгалтерском учете всех хозяйственных операций; 2. Своевременность – факты хозяйственной деятельности организации должны находить своевременное отражение в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности; 3. Непротиворечивость – обеспечение тождества показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета; 4. Рациональность – учетная политика должна строиться таким образом, чтобы обеспечить рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета в организации, исходя из условий хозяйственной деятельности. Изменения в учетной политике организации должны вводиться с начала отчетного года, быть обоснованными и оформленными соответствующим решением руководителя организации. Изменения в учетной политике организации могут иметь место в случаях: -реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) организации; - изменения законодательства Республики Беларусь; - изменения условий деятельности.
Формы бухгалтерского учета Строение учетных регистров, применяемых в бухгалтерском учете, их взаимосвязь, последовательность и способы записи в них хозяйственных операций определяются формой бухгалтерского учета. Форма бухгалтерского учета — это перечень учетных регистров и последовательность записей в них. В настоящее время в организациях всех форм собственности применяется пять форм учета: 1) упрощенная; 2) мемориально-ордерная; 3) сокращенная журнально-ордерная; 4) полная журнально-ордерная; 5) автоматизированная. В настоящеее время широко используются журнально-ордерная и автоматизированная формы бухгалтерского учета. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета получила свое название по основному регистру, используемому при этой форме, — журналу-ордеру. В настоящее время в организациях с большим количеством хозяйственных операций применяется 17 журналов-ордеров, в небольших организациях — 8 компактных журналов-ордеров. Автоматизированная форма бухгалтерского учета позволяет с помощью электронно-вычислительных машин автоматизировать рабочее место бухгалтера и поднять на новый уровень процесс измерения и регистрации хозяйственных операций. Бухгалтер работает на компьютере в диалоговом режиме, имея обратную связь в процессе обработки информации и получении соответствующих выходных документов. В соответствии с Законом РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» организации самостоятельно выбирают форму и методы бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования, устанавливает свои правила документооборота. Ответственность за организацию учета несет руководитель организации,а за правильность его ведения — руководитель и главный бухгалтер.
Первичный учетный документ – документ, подтверждающий факт совершения хозяйственной операции, составленный в момент ее совершения или непосредственно после ее совершения и предназначенный для отражения результата хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета. Инвентаризация — это проверка и документальное подтверждение фактического наличия имущества организации, ее обязательств, проводимая путем подсчета, взвешивания, взаимной сверки и сравнения полученных данных с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится в установленные сроки, по приказу руководителя, при смене материально-ответственного лица, ликвидации или реорганизации организации, перед составлением годового отчета, установлении фактов хищений или по иным причинам (пожар, наводнение и т.п.), по требованию аудиторов, следственных органов и в других случаях. Данные инвентаризации служат основанием для приведения показателей бухгалтерского учета в соответствие с действительностью. Документация и инвентаризация применяются, таким образом, для получения первичных данных об объектах бухгалтерского учета. Материалы документации и инвентаризации дают возможность наблюдать за действиями материально-ответственных лиц, законностью совершаемых операций, правильностью хранения и использования материальных ценностей, денежных средств и т.д. Оценка и калькуляция используются для выражения объектов бухгалтерского учета в обобщающем денежном измерителе. При помощи оценки осуществляется перевод натуральных и трудовых показателей в денежные. Перевод натуральных и трудовых показателей в денежный осуществляется через цены, тарифные ставки, сдельные расценки, должностные оклады. Калькуляция — это исчисление в денежном выражении себестоимости единицы услуг по установленной номенклатуре затрат. Бухгалтерский счет – это способ экономической группировки объектов бухгалтерского учета с целью получения необходимых показателей, необходимых для текущего наблюдения за хозяйственной деятельностью организации. Потребность в счетах вызвана тем, что сведения, содержащиеся в документах, дают разрозненную характеристику учетных объектов, которые необходимо сгруппировать и суммировать. Для этой цели используется система счетов, называемая планом счетов. Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета осуществляется с помощью двойной записи. Двойная запись — это способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Особенность двойной записи состоит в том, что сумма каждой хозяйственной операции отражается на двух счетах — по дебету одного и кредиту другого счета. Двойная запись обеспечивает взаимосвязанное отражение операций с объектами учета. Баланс и другие формы отчетности — это способ обобщения и представления бухгалтерской информации об объектах учета. Составление бухгалтерского баланса и отчетности является средством получения сведений о наличии и размещении имущества организации, источниках его формирования, а также об их использовании в денежном выражении. Тема 4. План счетов бухгалтерского учета коммерческих организаций культуры. Система счетов 4.1. Понятие бухгалтерского счета. 4.2.Счета синтетического и аналитического учета, их взаимосвязь. 4.3.Типовой план счетов бухгалтерского учета, план счетов организации. Их назначение и содержание.
Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности. Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности Составление и представление бухгалтерской отчетности производится в миллионах рублей без десятичных знаков после запятой. При несущественной форме активов и обязательств и во избежание трудностей использования данных бухгалтерской отчетности составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в миллионах белорусских рублей с одним или двумя знаками после запятой. По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года – отчетный и предшествующий отчетному. Показатели, по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, прочеркиваются. Организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года. Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации. Квартальную бухгалтерскую отчетность организации представляют своим пользователям не позднее 30 дней по окончании отчетного квартала. День представления организацией бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или по дате фактической передачи по принадлежности. В случаях, предусмотренных законодательством, организация публикует бухгалтерскую отчетность и итоговую часть аудиторского заключения не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. Внеоборотные активы. Оборотные активы. Статьи пассива объединены в три раздела: Капитал и резервы. Долгосрочные обязательства. Краткосрочные обязательства В балансе обязательно равенство итогов актива и пассива, так как обе части показывают одно и то же имущество, но сгруппированное по разным признакам: в активе — по составу и его функциональной роли, т.е. где оно размещено и какую функцию выполняет в организации; в пассиве — по источникам формирования, т.е. от кого и сколько получено средств. Баланс тесно связан с бухгалтерскими счетами: - большая часть статей баланса по названию соответствует названиям счетов; - остатки по счетам на конец отчетного периода переносятся в оборотную ведомость, затем - в главную книгу, а из последней — в соответствующие статьи баланса. Составляется бухгалтерский баланс нарастающим итогом с начала отчетного года по отчетный период включительно. Форма баланса, названия его разделов и статей являются типовыми и утверждаются Министерством финансов Республики Беларусь для всех организаций производственных отраслей. Отдельные формы балансов утверждаются для бюджетных организаций, что связано с особенностями их хозяйственной деятельности. Варианты организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях в зависимости от объема учетной работы Бюджетные организации организуют бухгалтерский учет исполнения смет расходов по бюджетным средствам, смет доходов и расходов по внебюджетным средствам, целевым поступлениям и иным источникам в соответствии с Законом Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности" и Инструкцией «О порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации». Руководители организаций несут ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение действующего законодательства при выполнении финансово-хозяйственных операций и хранение бухгалтерской документации в организациях. В организациях бюджетной сферы существуют две организационные формы учета: - самостоятельные бухгалтерии отдельных бюджетных организаций; - централизованные бухгалтерии. Руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляет главный бухгалтер, возглавляющий специальную службу - бухгалтерию. Бухгалтерия, как правило, является самостоятельной службой и состоит из нескольких групп или секторов: финансового; материального; учета расчетов с персоналом по оплате труда; учета расчетов с родителями за содержание детей; учета внебюджетных средств; учета операций по научно-исследовательским работам, выполняемым по договорам, и др. Бухгалтерский учет исполнения смет расходов по бюджетным средствам, смет доходов и расходов по внебюджетным средствам в зависимости от объема учетной работы может осуществляться как бухгалтерскими службами (бухгалтериями) учреждений, так и централизованными бухгалтериями, возглавляемыми главным бухгалтером (бухгалтером). Самостоятельные бухгалтерии имеют крупные организации. Централизованные бухгалтерии - самостоятельные структурные подразделения, созданные при государственных органах, бюджетных организациях, отделах (управлениях) органов местного управления и самоуправления по отраслевому (ведомственному) признаку, осуществляющие ведение бухгалтерского учета исполнения смет расходов по бюджету, смет доходов и расходов по внебюджетным средствам, целевым средствам, иным источникам соответствующих бюджетных организаций. Централизованные бухгалтерии могут обслуживать десятки бюджетных организаций. Они выполняют все функции по учету и отчетности этих организаций. Централизованные бухгалтерии (ЦБ) создаются при министерствах и ведомствах и их управлениях; при исполкомах или отделах (управлениях) исполкомов; при территориальных медицинских объединениях, центральных городских и районных больницах и других организациях. ЦБ могут создаваться по ведомственному или межведомственному признакам.
Тема 9. План счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций. Система счетов 9.1. План счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета. 9.2. Характеристика синтетических счетов (субсчетов) 9.3. Классификация счетов План счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета Бухгалтерский учет исполнения смет расходов по бюджетным средствам, смет доходов и расходов внебюджетных средств, по средствам целевого назначения и иным источникам ведется в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций,финансируемых из бюджета с составлением единого бухгалтерского баланса по всем источникам получения средств. План счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета, является типовым для всех организаций независимо от отраслевой принадлежности. На основании типового плана счетов организация утверждает план счетов бухгалтерского учета организации (рабочий план счетов), содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов. Организация выбирает те счета, которые ей необходимы для отражения хозяйственной деятельности. Порядок ведения аналитического учета устанавливается исходя из нормативных правовых актов по отдельным разделам учета. План счетов бухгалтерского учета организации – это систематизированный перечень счетов, разработанный организацией на основе типового плана счетов бухгалтерского учета с учетом отраслевых и других особенностей хозяйственной деятельности. Счета являются одним из основных и наиболее характерных элементов метода бухгалтерского учета, главным источником информации в бухгалтерском учете. Они позволяют осуществлять систематизированную группировку необходимой для управления информации, всесторонне характеризующей финансово-хозяйственную деятельность организаций. 9. 2 Характеристика синтетических счетов (субсчетов) В основу группировки счетов положены экономическое содержание учитываемых на них хозяйственных средств и особенности хозяйственных процессов. В соответствии с этим в Плане счетов выделяются 12 разделов. В каждом разделе приводится перечень синтетических счетов, объединенных определенной группой хозяйственных средств. Синтетическим счетам присвоены цифровые двузначные коды, построенные порядковым способом. Всего в План счетов включено 27 счетов. При этом некоторые коды не использованы и являются резервными. Для повышения аналитических возможностей учетной информации синтетические счета первого порядка подразделяются на синтетические счета второго порядка. Их называют субсчетами. Код субсчетатрехзначный и состоит из кода счета первого порядка и порядкового номера (начиная с нуля) в пределах одного синтетического счета первого порядка. Планом счетов предусмотрено 111 субсчетов. В Плане счетов предусмотрены счета: - для учета исполнения смет расходов, финансируемых из бюджета; - для учета внебюджетных средств и источников их формирования. Отдельные счета могут применяться для учета как бюджетных, так и внебюджетных средств. В связи с необходимостью раздельного учета операций, осуществляемых за счет бюджетных и внебюджетных источников, рекомендуется каждому субсчету, предусмотренному в рабочем плане счетов, присваивать отличительный признак в виде номера: - по бюджетным средствам – 1; - по предпринимательской деятельности – 2; - по целевым средствам и безвозмездным поступлениям - 3. Классификация счетов План счетов, в основу которого положена классификация поэкономическому признаку, показывающая, что учитывается на счете, не включает подразделений счетов на активные, пассивные и активно-пассивные. Вместе с тем такая группировка необходима для правильного отражения на счетах хозяйственных операций. Активные счета - 01, 03 - 13, 20, 21. Пассивные счета - 02, 23 - 27. Активно-пассивные счета - 14 - 19, 28, 41. В самостоятельную группу в Плане счетов выделены забалансовые счета. Они предназначены для учета хозяйственных средств и расчетов, которые исключены из оборота организации и не отражаются в балансе, но требуют специального контроля. На забалансовых счетах хозяйственные операции отражаются без применения двойной записи, т.е. учет на них ведется по простой системе. Все забалансовые счета активные.
РАЗДЕЛ 3. АУДИТ Тема 16. Сущность и содержание аудита 16.1 Понятие, сущность аудита и его место в рыночной экономике и системе контроля. Цели и задачи аудита. 16.2 Классификация и виды аудита. 16.3 Государственное регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь.
Классификация и виды аудита В экономической литературе выделяют два основных вида аудита: внешний и внутренний. Внешний аудит независим по отношению к контролируемой организации и несет ответственность перед внешними пользователями его информации (акционерами, учредителями, кредиторами, банками и т.д.). Целью внешнего аудита является проверка достоверности информации, реальности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также правильности ведения учета. Объектом внешнего аудита является финансово-хозяйственная деятельность субъекта хозяйствования. Внешний аудит проводится сотрудниками аудиторских организаций или аудиторами, занимающимися предпринимательской деятельностью, имеющие лицензию на право занятия аудиторской деятельностью. Внутренний аудит – необходимый элемент управленческого контроля в средних и крупных организациях. Объектом внутреннего аудита являются финансово-хозяйственная деятельность и производственная деятельность организации. Органами внутреннего контроля являются контрольно-ревизионные управления (отделы) соответствующих отраслевых министерств и ведомств, а также контрольно-ревизионные службы организаций. Внутренний аудит осуществляется специальными должностными лицами, состоящими в штате контрольно-ревизионной службы организации. Осуществление деятельности внутренними аудиторами регламентируется должностными инструкциями. Аудит может быть добровольным и обязательным. Добровольный аудит проводится по инициативе субъекта хозяйствования. Масштаб, характер, объем и содержание такого аудита определяются потребностью клиента. Обязательный аудит – внешний аудит организации или индивидуального предпринимателя, обязанность проведения которого установлена законодательно. Юридические лица с долей государственной собственности, в которых в отчетном периоде ведомственной контрольно-ревизионной службой проведены ревизии финансово-хозяйственной деятельности, освобождаются от проведения обязательного ежегодного аудита. Планирование аудита. Основные этапы аудиторской проверки Подготовка к проведению аудита включает в себя: - определение объема аудиторской проверки; - стоимость ее проведения; - заключение договора на оказание аудиторских услуг. Договору может предшествовать письмо-обязательство аудитора-индивидуального предпринимателя или аудиторской организации о согласии на проведение аудита. Правоотношения, возникающие между сторонами при проведении аудита, регулируются соответствующим договором оказания аудиторских услуг. Его содержание определено Законом РБ «Об аудиторской деятельности». Договор заключается в простой письменной форме и должен включать существенные условия, предусмотренные Законом. Планирование аудита в РБ регулируется соответствующим стандартом аудиторской деятельности, утвержденным Министерством финансов РБ. Планирование аудиторской проверки позволяет качественно и своевременно провести аудит бухгалтерской отчетности, законности и достоверности финансово-хозяйственных операций и правильности отражения их на счетах бухгалтерского учета. Планирование аудита является начальным этапом проведения аудиторской проверки. Аудитор самостоятельно определяет процедуры получения аудиторских доказательств. Основной работой аудитора является подготовка аудиторских доказательств по всем объектам аудита. Субъект хозяйствования несет ответственность за полноту и достоверность документов и другой информации, предоставленной аудитору на проверку. На основе анализа и обобщения доказательств аудитор делает соответствующие выводы. Аудитор должен документально оформлять все сведения и факты, полученные в результате аудиторской проверки. Документация – это рабочие документы, получаемые или составляемые аудитором самостоятельно в ходе аудиторской проверки, которые должны храниться у аудитора, а после завершения аудита передаваться в архив аудиторской организации на хранение. 17.2 Аудиторское заключение, содержание и виды
Последним этапом аудиторской проверки является составление аудиторского заключения, которое представляет соб
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.196.5 (0.019 с.) |