Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Кора больших полушарий. Условные рефлексы, их торможение .Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Актуальность темы: высшие психические функции человека – сознание, эмоции, мышление, память, речь и другие – выполняет кора больших полушарий головного мозга. Физиология изучает мозговые механизмы психических функций. Кроме того, кора контролирует функции низлежащих отделов ЦНС и всего организма в целом. Одним из основных элементарных актов ВНД является условный рефлекс. Биологическое значение условных рефлексов состоит в том, что они обеспечивают более тонкое приспособление организма к окружающей обстановке. Одним из важнейших свойств условных рефлексов является их непостоянство – они могут быть заторможены, если перестали быть нужными организму вследствие изменения условий. Механизмы выработки условных рефлексов и их торможение достаточно сложны, однако знания этих механизмов необходимы врачу любого профиля и специальности. Знания и понимание этих вопросов необходимы врачу любого профиля и специальности.
2. Цели занятия: - усвоить вопросы локализации функций в коре больших полушарий; - изучить основные методы исследования функций коры больших полушарий; - познакомиться с методом регистрации электроэнцефалограммы, научиться различать ритмы ЭЭГ; - наблюдать выработку у человека условного двигательного оборонительного рефлекса; - используя метод условных рефлексов исследовать процессы торможения в коре головного мозга и его взаимодействие с процессами возбуждения; - познакомить обучающихся с возможностью выработки условного рефлекса у человека при словесном подкреплении, а также с некоторыми видами внутреннего торможения.
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать: - морфологические основы динамической локализации функций в коре полушарий большого мозга; - цитоархитектоника коры больших полушарий; - понятие процессов возбуждения и торможения; - рефлексы, их виды, рефлекторные дуги; - центральное торможение, его виды.
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь: - регистрировать и анализировать результаты записи ЭЭГ; - определять индивидуальный профиль функциональной асимметрии полушарий моторной и сенсорной; - вырабатывать условный двигательный оборонительный рефлекс у человека;
- используя метод условных рефлексов исследовать процессы торможения в коре головного мозга и его взаимодействие с процессами возбуждения; - познакомить обучающихся с возможностью выработки условного рефлекса у человека при словесном подкреплении, а также с некоторыми видами внутреннего торможения. - и овладеть следующими компетенциями: - (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления; - (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики; - (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов. 3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: Вопросы для самоподготовки: 1. Роль коры в формировании системной деятельности организма, представление о кортикализации функций в процессе эволюции ЦНС; 2. Афферентные, эфферентные и ассоциативные области коры, современные представления о локализации функций в коре, полифункциональность корковых областей, колонковую организацию коры; 3. Парность в деятельности коры больших полушарий, функциональную асимметрию полушарий у человека; 4. Электрические явления в коре больших полушарий: происхождение ЭЭГ, основные виды волн (ритмов) ЭЭГ, их связь с функциональным состоянием; 5. Методы исследования функций коры больших полушарий: стереотаксический метод, электроэнцефалография (ЭЭГ), метод вызванных потенциалов, микроэлектродный метод регистрации активности клеток коры. 6. Врожденные формы поведения (безусловные рефлексы, инстинкты), их значение. 7. Условный рефлекс как форма приспособления животных и человека к изменяющимся условиям существования. Закономерности образования и проявления условных рефлексов. 8. Классификация условных рефлексов. Физиологические механизмы образования условных рефлексов, их структурно-функциональная основа. 9. Правила образования условных рефлексов. 10. Способы выработки условных рефлексов: наличные (совпадающие, отставленные, запаздывающие) и следовые. 11. Отличие условных рефлексов от безусловных.
12. Безусловное торможение условных рефлексов. Его виды и значение. 13. Условное (внутреннее, корковое) торможение условных рефлексов, его виды. Современные представления о механизмах коркового торможения. 14. Сон, его виды и фазы. Активный и пассивный сон. Теории о механизмах сна. Сновидения. Физиологические основы гипнотических состояний. 15. Сроки появления (выработки) условных рефлексов у новорожденного, условных рефлексов ребенка грудного возраста. 16. Условно-рефлекторная и познавательная деятельность ребенка ясельного периода. 17. Характеристики процессов возбуждения и торможения у детей дошкольного периода. 18. Особенности сна у детей разных периодов жизни. 19. ЭЭГ у детей различного возраста. 4. Вид занятия: практическое занятие.
5. Продолжительность: 4 академических часа.
6. Оснащение: 6.1. дидактический материал и оснащение (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебного фильма, таблицы, методическое пособие, электроэнцефалограф, шлем с электродами, гель, установка для выработки условного двигательно-оборонительного рефлекса); 6.2. ТСО (компьютеры).
7. Структура занятия: 7.1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов). 7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. 7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме. 7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя: - овладение методом регистрации и анализа ЭЭГ; - определение индивидуального профиля моторной и сенсорной функциональной асимметрии полушарий; - выработка условного двигательного оборонительного рефлекса у человека; - выработка условного рефлекса у человека на словесный раздражитель, а также некоторых видов внутреннего торможения (угасательного, дифференцировочного); Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами. 7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач. Место проведения самоподготовки: учебная комната.
Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.
Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов). Основная: Дополнительная: (См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)
Зав. кафедрой, профессор Каюмова А.Ф.
доцент Шамратова А.Р.
«31» августа 2018 г.
Практическое занятие № 29.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.251 (0.011 с.) |