Тема: группы крови. Свертывание крови. Гемолиз. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: группы крови. Свертывание крови. Гемолиз.



Актуальность темы:

    учение о группах крови приобретает особое значение в связи с частой необходимостью проведения гемотрансфузий. Кроме того, в современной медицине, данный вопрос учитывается при трансплантации органов и в акушерской практике.

    В живом организме функционируют системы, поддерживающие жидкое состояние крови и способные реагировать при нарушении целостности кровеносного сосуда. К таким системам относятся: противосвертывающая и свертывающая системы. Последняя - обеспечивает гемостаз.

    Разрушение оболочки эритроцитов приводит к выходу гемоглобина в плазму и развитию гемолиза. Причины гемолиза различны и определяют его вид. Знания механизмов развития гемолиза позволяют предупредить и предотвратить его возникновение.

 

2. Цель занятия:

- группы крови (система АВ0, резус-фактор, другие системы);

- правила переливания крови;

- кровезамещающие растворы;

- строение тромбоцитов, их количество, функции;

- процесс свертывания крови (А.А. Шмидт) и его значение;

- 6.современные представления об основных факторах, участвующих в свертывании крови (тканевые, плазменные, тромбоцитарные, эритроцитарные, лейкоцитарные);

- фазы свертывания крови;

- сосудисто-тромбоцитарный гемостаз;

- коагуляционный гемостаз;

- фибринолиз, его этапы;

- свертывающую, противосвертывающую и фибринолитическую системы крови как главные аппараты функциональной системы поддержания ее жидкого состояния;

- факторы, ускоряющие и замедляющие свертывание крови, регуляцию гемостаза;

- 13.наследование групп крови;

- 14. виды гемолиза, механизмы происхождения, понятие об аутогемолизе;

- 15. понятие осмотической резистентности эритроцитов, ее границы;

 

    Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать:

1. группы крови (система АВ0, резус-фактор, другие системы);

2. правила переливания крови;

3. кровезамещающие растворы;

4. строение тромбоцитов, их количество, функции;

5. процесс свертывания крови (А.А. Шмидт) и его значение;

6.современные представления об основных факторах, участвующих в свертывании крови (тканевые, плазменные, тромбоцитарные, эритроцитарные, лейкоцитарные);

7. фазы свертывания крови;

8. сосудисто-тромбоцитарный гемостаз;

9. коагуляционный гемостаз;

10.фибринолиз, его этапы;

11. свертывающую, противосвертывающую и фибринолитическую системы крови как главные аппараты функциональной системы поддержания ее жидкого состояния;

12. факторы, ускоряющие и замедляющие свертывание крови, регуляцию гемостаза;

13.наследование групп крови;

14. виды гемолиза, механизмы происхождения, понятие об аутогемолизе;

15. понятие осмотической резистентности эритроцитов, ее границы;

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть:

навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления (ОК-1);

навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики (ОК-5);

основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов (ОПК-9). 

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны уметь:

- определять группу крови и резус-принадлежность с помощью стандартных сывороток;

- определять группу крови и резус-принадлежность с помощью цоликлонов;

- определять время свертывания крови по Альтгаузену и Сухареву;

- воспроизводить некоторые виды гемолиза;

- определять минимальную и максимальную границы осмотической резистентности эритроцитов.

 

    3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. группы крови (система АВ0, резус-фактор, другие системы);

2. правила переливания крови;

3. кровезамещающие растворы;

4. строение тромбоцитов, их количество, функции;

5. процесс свертывания крови (А.А. Шмидт) и его значение;

6.современные представления об основных факторах, участвующих в свертывании крови (тканевые, плазменные, тромбоцитарные, эритроцитарные, лейкоцитарные);

7. фазы свертывания крови;

8. сосудисто-тромбоцитарный гемостаз;

9. коагуляционный гемостаз;

10.фибринолиз, его этапы;

11. свертывающую, противосвертывающую и фибринолитическую системы крови как главные аппараты функциональной системы поддержания ее жидкого состояния;

12. факторы, ускоряющие и замедляющие свертывание крови, регуляцию гемостаза;

13.наследование групп крови;

14. виды гемолиза, механизмы происхождения, понятие об аутогемолизе;

15. понятие осмотической резистентности эритроцитов, ее границы.

 

    4. Вид занятия: практическое занятие.

        

    5. Продолжительность занятия: 4 академических часа.

        

    6. Оснащение:

6.1. дидактический материал и оборудование (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебного фильма, таблицы, методическое пособие, предметные стекла, стеклянные палочки, вата, спирт, стандартные сыворотки I, II, III групп, цоликлоны анти-А, анти-В, анти-D, донорская кровь I, II, III, IV групп, часовое стекло, скарификатор, капилляр Панченкова, секундомер, дистиллированная вода, пробирки, штатив, пипетки, растворы поваренной соли 0,9%, 0,7%, 0,48%, 0,28%, эфир, донорская кровь),

 6.2. ТСО (компьютеры).

 

    7. Структура занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний  - компьютерное тестирование (тесты I и II типов).

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя:

 - определение групп крови с помощью стандартных сывороток,

- определение групп крови с помощью цоликлонов,

- определение резус-фактора,

 - определение времени свертывания крови по Альтгаузену и Сухареву,

- воспроизведение осмотического и химического гемолиза,

 - определение границ осмотической стойкости эритроцитов,

Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами.      

7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.

 

Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А.Ф.                                                                                       

 

доцент

Шамратова А.Р.

«28» августа 2018 г.   

 

 


Практическое занятие №3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.21.229 (0.013 с.)