Тема: Биоэлектрические явления в живых тканях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Биоэлектрические явления в живых тканях.



Актуальность темы:

возбудимые ткани способны в ответ на действие раздражителя генерировать специализированные формы колебаний электрического потенциала. Источником этих потенциалов служит движение ионов через клеточную мембрану. В результате у клетки даже в покое формируется трансмембранная разность потенциалов – мембранный потенциал (потенциал покоя). С помощью биопотенциалов осуществляется передача информации и местная ее обработка, поэтому знание и понимание этого вопроса очень важны и необходимы.

 

2. Цель занятия:

- помочь обучающимся усвоить вопрос о происхождении биоэлектрических явлений, показав биологический метод их обнаружения;

- воспроизвести классические опыты Л.Гальвани и К.Маттеучи;

- помочь обучающимся освоить мембранно-ионную теорию происхождения биопотенциалов.

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать:

- строение клеточной мембраны, ионные каналы и калий-натриевый насос

мембраны;

 - механизмы транспорта веществ через клеточную мембрану;

 - учение о трансмембранном электрохимическом градиенте и равновесном  

потенциале;

 - принципы работы электрорегистрирующих приборов.

 

   Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть:

    навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления (ОК-1);

    навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики (ОК-5);

    основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов (ОПК-9).

        

    Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны уметь:

1. воспроизводить классические опыты Гальвани и Маттеучи;

2. изображать графически соответствие фаз изменения возбудимости фазам потенциала действия.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. краткая история открытия биоэлектрических явлений;

2. современное представление о строении и функциях мембран, ионные каналы мембран, их классификация, активный и пассивный транспорт веществ через мембрану;

3. мембранный потенциал, его происхождение;

4. потенциал действия, его фазы, их происхождение;

5. соотношение фаз возбудимости с фазами потенциала действия, рефрактерность и ее причины;

6. следовые явления, их происхождение;

7. местное и распространяющееся возбуждение, локальный ответ, его свойства;

8. Особенности возбудимости, рефрактерности, хронаксии и лабильности возбудимых тканей у детей.

4.Вид занятия: практическое занятие.

 

5. Продолжительность занятия: 4 академических часа.

 

Оснащение:

6.1. дидактический материал и оснащение (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебных фильмов, таблицы, методические пособия, биметаллический крючок, состоящий из медной и цинковой пластин, электростимулятор, электроды, препаровальный набор, пипетка, вата, раствор Рингера, лягушка, стеклянная пластина);

6.2. ТСО (компьютеры).

 

    7. Структура занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов).

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя:

- воспроизвести «балконный» опыт Л.Гальвани;

- воспроизвести П опыт Гальвани «без металла»;

    - воспроизвести опыт Маттеучи.

Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами.      

7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.

 

Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А.Ф.                                                                                       

доцент

Шамратова А.Р.

«31» августа 2018 г.   

 

Практическое занятие №6.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.005 с.)