Тема: Общая физиология возбудимых тканей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Общая физиология возбудимых тканей.



Актуальность темы:

организм человека обладает выраженной способностью адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Все живые клетки и ткани способны реагировать на различные воздействия и изменять под их влиянием свою функциональную активность. Общие закономерности функционирования взаимодействующих факторов и живых образований изучает физиология возбуждения. К основным понятиям физиологии возбуждения относятся: раздражители и раздражение, возбудимость и возбуждение, торможение и лабильность. Возбудимыми тканями являются - нервная, мышечная и железистая. Знания и понимание специфических и неспецифических свойств возбудимых тканей необходимы в интерпретировании всех физиологических процессов живого организма.

 

    2. Цели занятия:

 - научить обучающихся готовить нервно-мышечный препарат лягушки, состоящий из седалищного нерва и икроножной мышцы, показать на этом препарате действие различных раздражителей (электрического, химического, термического, механического);

- познакомить обучающихся с методами определения возбудимости тканей;

- помочь обучающимся освоить законы раздражения возбудимых тканей.

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать:

1. понятия раздражения, раздражимости, возбуждения, возбудимости; виды раздражителей: адекватные и неадекватные;

2. прямое и непрямое раздражения мышц;

3. критерии оценки возбудимости: пороговая сила, пороговое время;

4. изменение возбудимости при возбуждении;

5. законы раздражения возбудимых тканей:

а) закон силы, закон «все или ничего»;

б) закон длительности;

в) соотношение между силой раздражителя и временем его действия на ткань. Кривая «силы - времени»; реобаза, полезное время, хронаксия, хронаксиметрия и ее клиническое значение;

г) закон крутизны нарастания тока, явление и механизм аккомодации.

 

    Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть:

    навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления (ОК-1);

    навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики (ОК-5);

    основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов (ОПК-9). 

        

    Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны уметь:

1) приготавливать нервно-мышечный препарат, исследовать действие на него раздражителей (механического, термического, химического, электрического тока), выяснять, какой из раздражителей является наилучшим в физиологическом эксперименте.

2) определять пороговую силу тока при раздражении нерва и мышцы и сравнивать их возбудимость;

3) объяснить метод электродиагностического исследования возбудимости нервов и мышц (двигательная хронаксия).

 

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. понятия раздражения, раздражимости, возбуждения, возбудимости; виды раздражителей: адекватные и неадекватные;

2. прямое и непрямое раздражения мышц;

3. критерии оценки возбудимости: пороговая сила, пороговое время;

4. изменение возбудимости при возбуждении;

5. законы раздражения возбудимых тканей:

а) закон силы, закон «все или ничего»;

б) закон длительности;

в) соотношение между силой раздражителя и временем его действия на ткань. Кривая «силы - времени»; реобаза, полезное время, хронаксия, хронаксиметрия и ее клиническое значение;

г) закон крутизны нарастания тока, явление и механизм аккомодации.

 

    4. Вид занятия: практическое занятие.

 

5. Продолжительность: 4 академических часа.

 

Оснащение:

6.1. дидактический материал и оснащение (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебных фильмов, таблицы, методическое пособие, электростимулятор, электроды, набор препаровальных инструментов, пипетка, раствор Рингера, чашка Петри, салфетка, вата, кристаллы поваренной соли, спиртовка, объект исследования - лягушка);

 6.2. ТСО (компьютеры).

 

7. Структура занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний  - компьютерное тестирование (тесты I и II типов).

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа  обучающихся под контролем преподавателя:

- приготовление нервно-мышечного препарата из лапок лягушки;

- исследование действия на этот препарат различных раздражителей с изучением свойств этих раздражителей;

- непрямое и прямое раздражение мышцы электрическим током и исследование порога раздражения нерва и мышцы;

- изучение метода определения двигательной хронаксии у человека (хронаксиметрия).

Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами.      

7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.

 

Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А.Ф.                                                                                       

доцент

Шамратова А.Р.

 

«28» августа 2018 г.   

 

Практическое занятие №5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.012 с.)