Тема: итоговое занятие по разделу «физиология возбудимых тканей» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: итоговое занятие по разделу «физиология возбудимых тканей»



Актуальность темы:

раздел «Общая физиология возбудимых тканей» является одним из наиболее важных в курсе нормальной физиологии, так как элементы живых систем, способные изменять свои свойства под влиянием разнообразных факторов, в конечном итоге определяют самые совершенные формы приспособительной активности.

Основные свойства и функции возбудимых структур проще всего изучать на примере структур, которые имеют относительно простую организацию: нервные и мышечные волокна и нервно-мышечные синапсы.

Возбудимые клетки играют важную роль в жизнедеятельности организма, входя в состав почти всех органов и систем. Только зная закономерности функционирования возбудимых структур – клеток, органов, синапсов и др., можно приступить к изучению большинства других разделов курса нормальной физиологии.

 

2. Цель занятия:

- проконтролировать и оценить качество овладения умениями и практическими

навыками по разделу «Физиология возбудимых тканей»;

 - обобщить знания по различным темам раздела и оценить их;

 - оценить умение решать ситуационные задачи и отвечать на тесты.

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать:

- понятие о физиологических функциях;

- специфические функции мышц и нервов, их основные физиологические

свойства;

- понятие о раздражителях;

- физические принципы работы приборов, которые используются в

физиологических исследованиях для стимуляции биологических структур и

для регистрации различных проявлений их жизнедеятельности;

- понятие об электрическом поле, его напряженности, силе тока, напряжении и

ЭДС;

- строение клеточной мембраны, ионные каналы и калий-натриевый насос

мембраны;

 - механизмы транспорта веществ через клеточную мембрану;

 - учение о трансмембранном электрохимическом градиенте и равновесном  

потенциале;

 - принципы работы электрорегистрирующих приборов;

- строение и функция нервных и мышечных волокон;

- строение нервно-мышечных синапсов;

- условия возникновения ПД в возбудимых клетках;

- ионная природа ПД, его характеристика и физиологическая роль;

- отличия местного возбуждения от - распространяющегося;

- законы Ома для замкнутых электрических цепей;

- строение скелетных мышц и особенности их иннервации двигательными

нервами;

- строение миофибрилл.

 

   Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть:

    навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления (ОК-1);

навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики (ОК-5);

    основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов (ОПК-9).   

 

    Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны уметь:

1. ответить на поставленные вопросы; 

2. решать ситуационные задачи и тесты.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1.понятия раздражения, раздражимости, возбуждения, возбудимости; виды раздражителей: адекватные и неадекватные;

2. прямое и непрямое раздражения мышц;

3. критерии оценки возбудимости: пороговая сила, пороговое время;

4. изменение возбудимости при возбуждении;

5. законы раздражения возбудимых тканей:

    а) закон силы, закон «все или ничего»;

    б) закон длительности;

    в) соотношение между силой раздражителя и временем его действия на ткань. Кривая «силы - времени»; реобаза, полезное время, хронаксия, хронаксиметрия и ее клиническое значение;

6. г) закон крутизны нарастания тока, явление и механизм аккомодации;

7. краткую историю открытия биоэлектрических явлений;

8. современное представление о строении и функциях мембран, ионные каналы мембран, их классификация, активный и пассивный транспорт веществ через мембрану;

9. мембранный потенциал, его происхождение;

10. потенциал действия, его фазы, их происхождение;

11. соотношение фаз возбудимости с фазами потенциала действия, рефрактерность и ее причины;

12. следовые явления, их происхождение;

13. местное и распространяющееся возбуждение, локальный ответ, его свойства;

14. классификацию нервных волокон и их характеристику;

15. механизм проведения нервного импульса по безмиелиновым и миелиновым нервным волокнам;

16. законы проведения возбуждения по нерву;

17. строение и классификация синапсов, механизм передачи возбуждения в них;

18. медиаторы, их синтез, секреция, переход в синаптическую щель, взаимодействие с рецепторами постсинаптической мембраны, постсинаптические потенциалы;

19. особенности строения и функции нервно-мышечного синапса;

20. классификация рецепторов, их основные свойства и особенности;

21. физические и физиологические свойства мышц, типы мышечных сокращений, одиночное сокращение и его фазы, суммацию сокращений и тетанус, его виды;

22. оптимум и пессимум частоты раздражения по Н.Е.Введенскому;

23. сила и работа мышц, их утомление, динамометриую, двигательные единицы и их особенности в разных мышцах;

24. современная теория мышечного сокращения и расслабления, теплообразование при сокращении, энергию сокращения.

25. основные отличия в строении и функционировании скелетной и гладкой мышц;

26. законы действия постоянного тока на ткани (Пфлюгер);

27. катодическая депрессия Вериго;

28. парабиоз Н.Е. Введенского;

29. особенности возбудимости, рефрактерности, хронаксии и лабильности возбудимых тканей у детей;

30. возбудимость, проводимость, сократимость, эластичность и лабильность мышц в период внутриутробного развития;

31. функции мышц в различные возрастные периоды (до периода полового созревания), особенности их свойств, дифференциация мышц на быстрые и медленные;

32. сила мышц мальчиков и девочек в различные возрастные периоды.

 

4.Вид занятия: практическое занятие.

 

5. Продолжительность: 4 академических часа.

 

6. Оснащение:

 6.1. дидактический материал (наборы контрольных вопросов, ситуационных задач);

6.2. ТСО (компьютеры).

 

7. Структура занятия:

контроль и коррекция знаний обучающихся по учебному материалу занятия:

- компьютерное тестирование;

- письменная контрольная работа;

- контроль и коррекция умений и практических навыков по разделу;

- устный опрос и обсуждение контрольных работ.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, выполнение практических работ и подведение итогов занятия.

 

Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А.Ф.                                                                                       

доцент

Шамратова А.Р.

«31» августа 2018 г.   

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

 «Башкирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.013 с.)