Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра нормальной физиологииСтр 1 из 33Следующая ⇒
Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра нормальной физиологии
УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой, профессор Каюмова А.Ф.
«31» августа 2018 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ к практическому занятию по модулю «Физиология крови»
Дисциплина: НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ Специальность: 31.05.02. - Педиатрия Курс II Семестр III Количество часов - 12
Уфа 2018 Темы модуля «Физиология крови» разработаны на основании рабочей программы по нормальной по специальности 31.05.02. – Педиатрия, утвержденной «28» августа 2018 г.
Рецензенты:
1. Ректор, зав. кафедрой нормальной физиологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, д.м.н., профессор Мирошниченко И.В. 2. Главный врач ГБУЗ РДКБ Ахметшин Р.З.
Авторы: зав. каф., д.м.н. профессор Каюмова А.Ф.
доцент каф., к.б.н. Шамратова А.Р.
Утверждено на заседании кафедры нормальной физиологии, протокол № 1 от «28» августа 2018 г.
Практическое занятие №1. Вид занятия: практическое занятие.
5. Продолжительность: 4 академических часа.
Оснащение: 6.1. дидактический материал и оборудование (таблицы, методические пособия, схемы, микроскоп, скарификатор, вата, спирт с эфиром, донорская кровь, предметное стекло с мазком крови, иммерсионное масло, гемометр Сали, 0,1N р-р HCl, дистиллированная вода, прибор Панченкова, часовое стекло, 5% р-р цитрата Na), 6.2. ТСО (компьютеры).
7.Структура занятия: 7.1.Контроль исходного уровня знаний и умений - компьютерное тестирование (тесты I и II типов). 7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. 7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме. 7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя по овладению:
- методом подсчета лейкоцитарной формулы в готовых мазках крови, - методом определения гематокрита, - определение СОЭ, - определение содержания гемоглобина в крови по методу Сали, - подсчет цветового показателя крови Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами. 7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.
Место проведения самоподготовки: учебная комната.
Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.
Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов). Основная: Дополнительная: (См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)
Зав. кафедрой, профессор Каюмова А.Ф. доцент Шамратова А.Р.
«31» августа 2018 г.
Практическое занятие №2. Практическое занятие №3. Министерства здравоохранения Российской Федерации Уфа 2018 Темы модуля «Физиология возбудимых тканей» разработаны на основании рабочей программы по нормальной физиологии по специальности 31.05.02. – Педиатрия, утвержденной «28» августа 2018 г.
Рецензенты:
1. Ректор, зав. кафедрой нормальной физиологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, д.м.н., профессор Мирошниченко И.В. 2. Главный врач ГБУЗ РДКБ Ахметшин Р.З.
Авторы: зав. каф., д.м.н. профессор Каюмова А.Ф.
доцент каф., к.б.н. Шамратова А.Р.
Утверждено на заседании кафедры нормальной физиологии, протокол № 1 от «28» августа 2018 г.
Практическое занятие №4. Оснащение: 6.1. дидактический материал и оснащение (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебных фильмов, таблицы, методическое пособие, электростимулятор, электроды, набор препаровальных инструментов, пипетка, раствор Рингера, чашка Петри, салфетка, вата, кристаллы поваренной соли, спиртовка, объект исследования - лягушка);
6.2. ТСО (компьютеры).
7. Структура занятия: 7.1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов). 7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. 7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме. 7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя: - приготовление нервно-мышечного препарата из лапок лягушки; - исследование действия на этот препарат различных раздражителей с изучением свойств этих раздражителей; - непрямое и прямое раздражение мышцы электрическим током и исследование порога раздражения нерва и мышцы; - изучение метода определения двигательной хронаксии у человека (хронаксиметрия). Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами. 7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.
Место проведения самоподготовки: учебная комната.
Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.
Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов). Основная: Дополнительная: (См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)
Зав. кафедрой, профессор Каюмова А.Ф. доцент Шамратова А.Р.
«28» августа 2018 г.
Практическое занятие №5. Оснащение: 6.1. дидактический материал и оснащение (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебных фильмов, таблицы, методические пособия, биметаллический крючок, состоящий из медной и цинковой пластин, электростимулятор, электроды, препаровальный набор, пипетка, вата, раствор Рингера, лягушка, стеклянная пластина); 6.2. ТСО (компьютеры).
7. Структура занятия: 7.1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов). 7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. 7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме. 7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя: - воспроизвести «балконный» опыт Л.Гальвани; - воспроизвести П опыт Гальвани «без металла»; - воспроизвести опыт Маттеучи. Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами. 7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.
Место проведения самоподготовки: учебная комната.
Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.
Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов).
Основная: Дополнительная: (См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)
Зав. кафедрой, профессор Каюмова А.Ф. доцент Шамратова А.Р. «31» августа 2018 г.
Практическое занятие №6. Оснащение: 6.1. дидактический материал и оснащение (таблицы, методические пособия, установка для регистрации потенциала действия нервного ствола: осциллограф, усилитель биопотенциалов, электростимулятор, влажная камера с электродами; препаровальный набор, лягушка; 6.2. ТСО (компьютеры).
7. Структура занятия: 7.1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов). 7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. 7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме. 7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя: - исследование законов проведения возбуждения по нерву; - определение скорости проведения возбуждения по нерву; Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами. 7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.
Место проведения самоподготовки: учебная комната.
Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.
Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов). Основная: Дополнительная: (См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)
Зав. кафедрой, профессор Каюмова А.Ф. доцент Шамратова А.Р. «31» августа 2018 г.
Практическое занятие №7. Оснащение: 6.1. дидактический материал и оснащение (таблицы, методические пособия, установка для регистрации мышечных сокращений: штатив, миограф, кимограф, электростимулятор; препаровальный набор, лягушка; динамометры: кистевой и становой); 6.2. ТСО (компьютеры).
7. Структура занятия: 7.1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов).
7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. 7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме. 7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя: - анализ кривой одиночного мышечного сокращения, - запись и анализ кривых зубчатого и гладкого тетанусов, - анализ оптимума и пессимума частоты раздражения по Введенскому, - определение силы, работоспособности, выносливости и утомляемости мышц с помощью динамометров. Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами. 7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.
Место проведения самоподготовки: учебная комната.
Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.
Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов). Основная: Дополнительная: (См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)
Зав. кафедрой, профессор Каюмова А.Ф. доцент Шамратова А.Р. «31» августа 2018 г.
Практическое занятие №8. Министерства здравоохранения Российской Федерации Уфа 2018 Темы модуля «Общая физиология ЦНС» разработаны на основании рабочей программы по нормальной физиологии по специальности 31.05.02. – Педиатрия, утвержденной «28» августа 2018 г.
Рецензенты:
1. Ректор, зав. кафедрой нормальной физиологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, д.м.н., профессор Мирошниченко И.В. 2. Главный врач ГБУЗ РДКБ Ахметшин Р.З.
Авторы: зав. каф., д.м.н. профессор Каюмова А.Ф.
доцент каф., к.б.н. Шамратова А.Р.
Утверждено на заседании кафедры нормальной физиологии, протокол № 1 от «28» августа 2018 г.
Практическое занятие №9 Цели занятия: - исследовать рефлекторный принцип деятельности нервной системы; - произвести анализ рефлекторной дуги лягушки; - исследовать спинальные рефлексы лягушки; - исследовать проприоцептивные рефлексы человека.
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать: . строение ЦНС (анатомия); . ультраструктуру нейрона и синапса (гистология); . метаболизм нейромедиаторов, механизм действия нейротропных ядов (биохимия); . основные принципы работы электрофизиологических приборов, иметь навык . обращения с компьютером (медицинская физика).
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть: навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления (ОК-1);
навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики (ОК-5); основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов (ОПК-9).
Для формирования профессиональных компетенций студенты должны уметь: 1. воспроизводить спинальный шок и спинальные рефлексы у лягушки; 2. проводить анализ рефлекторной дуги; 3. воспроизводить спинальные рефлексы у человека (коленный, ахиллов и др.). 3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: Вопросы для самоподготовки: 1. общая характеристика функций ЦНС в организме; 2. нейрон, как структурно-функциональную единицу ЦНС, способы исследования и классификации нейронов, понятия гематоэнцефалического барьера, глии, их функции; 3. синапсы, функциональную организацию, механизмы передачи информации в синапсах ЦНС, классификацию синапсов, нейромедиаторы; 4. рефлекторный принцип деятельности нервной системы, краткий исторический очерк (Декарт, Прохазка, Шеррингтон, И.М. Сеченов, И.П. Павлов); 5. рефлекторная дуга, ее звенья, виды рефлекторных дуг, виды рефлексов; 6. методы исследования функций ЦНС; 7. спинной мозг, функции передних и задних корешков спинного мозга, классификацию нервных волокон, взаимодействие нейронов спинного мозга, основные проводящие пути спинного мозга; 8. рефлексы спинного мозга и их рецептивные поля; 9. явление спинального шока, его механизм; 10. электрофизиологические характеристики нейронов; 11. концепция генетически детерминированных нервных сетей; 12. особенности гематоэнцефалического барьера у детей; 13. особенности кровоснабжения мозга у детей.
4.Вид занятия: практическое занятие.
5. Продолжительность: 4 академических часа.
6.Оснащение: 6.1. дидактический материал и оборудование (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебного фильма «Нервная клетка»), таблицы, методическое пособие, препаровальные наборы, штативы с пробкой, неврологический молоточек, стакан с водой, фильтровальная бумага 0,5х0,5 см., нитки, вата, растворы новокаина 0,5% и серной кислоты 1%, 0,5%, лягушка, электростимулятор, эфир, метроном, вата, растворы серной кислоты – 0,1; 0,25; 0,5; 1,0%; стаканчики для кислот, чашка для отбросов; 6.2. ТСО (компьютеры).
7. Структура занятия: 7.1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов). 7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. 7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме. 7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя: - воспроизведение спинального шока у лягушки; - воспроизведение спинальных рефлексов у лягушки; - анализ рефлекторной дуги у лягушки; - воспроизведение спинальных рефлексов у человека (коленный, ахиллов и др.); Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами. 7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.
Место проведения самоподготовки: учебная комната.
Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.
Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов). Основная: Дополнительная: (См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)
Зав. кафедрой, профессор Каюмова А.Ф. доцент Шамратова А.Р. «31» августа 2018 г.
Практическое занятие № 10 Цели занятия: - исследование некоторых свойств нервных центров; - изучение основных принципов координационной деятельности ЦНС.
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать: . строение ЦНС (анатомия); . ультраструктуру нейрона и синапса (гистология); . метаболизм нейромедиаторов, механизм действия нейротропных ядов (биохимия); . основные принципы работы электрофизиологических приборов, . иметь навык обращения с компьютером (медицинская физика).
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь: - воспроизводить на лягушке следующие свойства нервных центров: o - последовательную суммацию, o - иррадиацию возбуждения - определять время рефлекса по Тюрку и его зависимости от силы раздражителя; - изучить влияние эфира и стрихнина на ЦНС; - и овладеть следующими компетенциями: - (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления; - (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики; - (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов.
3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: Вопросы для самоподготовки: 1. понятие нервного центра; 2. свойства нервных центров: 3. одностороннее проведение возбуждения; 4. центральная задержка и время рефлекса; 5. суммация в нервных центрах, ее виды; 6. явления облегчения и последействия; 7. трансформация ритма возбуждения, механизмы; 8. посттетаническая потенциация; 9. тонус нервных центров; 10. утомление нервных центров; 11. чувствительность к недостатку кислорода и некоторым ядам (действие на тормозные синапсы); 12. основные принципы распространения процессов возбуждения и координации деятельности ЦНС: иррадиация возбуждения, принципы общего конечного пути, доминанты, обратной связи, субординации и др.
4.Вид занятия: практическое занятие.
5. Продолжительность: 4 академических часа.
6.Оснащение: 6.1. дидактический материал и оборудование (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебного фильма, таблицы, методическое пособие, препаровальные наборы, штативы с пробкой, стакан с водой, фильтровальная бумага 0,5х0,5 см., растворы новокаина 0,5% и серной кислоты 1%, 0,5%, лягушка, электростимулятор, эфир, метроном, вата, растворы серной кислоты – 0,1; 0,25; 0,5; 1,0%; стаканчики для кислот, чашка для отбросов. 6.2. ТСО (компьютеры). 7. Структура занятия: 7.1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов). 7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. 7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме. 7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя: - исследование временной суммации рефлексов у лягушки; - исследование времени рефлексов по Тюрку; - исследование зависимости времени рефлекса от силы раздражителя; - исследование явления иррадиации возбуждения; - изучение влияния стрихнина и эфира на нервную систему. Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами. 7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.
Место проведения самоподготовки: учебная комната.
Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.
Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов). Основная: Дополнительная: (См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)
Зав. кафедрой, профессор Каюмова А.Ф. доцент Шамратова А.Р. «31» августа 2018 г.
Практическое занятие №11. Тема: Торможение в ЦНС. Актуальность темы: наряду с механизмами возбуждения в ЦНС существуют механизмы торможения, которые проявляются в прекращении или уменьшении активности нервных клеток. В отличие от возбуждения торможение – локальный нераспространяющийся процесс, возникающий на клеточной мембране. Различают несколько видов центрального торможения. Знания механизмов торможения в ЦНС и их причины, позволят врачу любого профиля понять осуществление физиологических процессов в организме человека.
2. Цель занятия: исследование процессов торможения в ЦНС.
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать: - строение нейронов; - строение и виды центральных синапсов; - механизм и закономерности передачи возбуждения в нервно-мышечных синапсах; - ионная природа ПД, его параметры и условия возникновения; - отличия местного возбуждения от распространяющегося.
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь: - воспроизводить классические опыты Сеченова и Гольца; - и овладеть следующими компетенциями: - (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления; - (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики; - (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов. 3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: Вопросы для самоподготовки: 1. история открытия центрального торможения и работы И.М. Сеченова; 2. значение открытия И.М. Сеченовым центрального торможения для развития физиологии; 3. тормозной и возбудительный процессы как основа координации нервных функций; 4. тормозные структуры в ЦНС (тормозные клетки и синапсы); 5. тормозные медиаторы, действие их на постсинаптическую мембрану; 6. классификация видов центрального торможения; 7. современные представления о механизмах центрального торможения (Дж. Экклс, Реншоу); 8. постсинаптическое торможение, виды, механизмы; 9. пресинаптическое торможение, механизмы; 10. вторичное торможение, виды, механизмы; 11. явление индукции в ЦНС; 12. особенности процесса торможения в ЦНС.
4. Вид занятия: практическое занятие.
5. Продолжительность занятия: 4 академических часа.
Оснащение: 6.1. дидактический материал и оборудование (таблицы, методическое пособие, препаровальный набор, штатив с пробкой, стакан с водой, вата, кристаллическая соль, метроном, глазной пинцет, глазной скальпель, растворы серной кислоты 0,25; 0,5; 1%,стаканчики для кислот, лягушка, чашка для отбросов); 6.2. ТСО (компьютеры).
7. Структура занятия: 7.1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов). 7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. 7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме. 7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя: - воспроизведение классического опыта – «Центральное торможени рефлексов по И.М.Сеченову; - воспроизведение опыта – «Взаимное торможение спинальных рефлексов по Гольцу». Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами. 7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.
Место проведения самоподготовки: учебная комната.
Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.
Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов). Основная: Дополнительная: (См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)
Зав. кафедрой, профессор Каюмова А.Ф.
доцент Шамратова А.Р. «31» августа 2018 г.
Практическое занятие №12. Министерства здравоохранения Российской Федерации Уфа 2018 Темы модуля «Физиология кровообращения» разработаны на основании рабочей программы по нормальной физиологии по специальности 31.05.02. – Педиатрия, утвержденной «28» августа 2018 г.
Рецензенты:
1. Ректор, зав. кафедрой нормальной физиологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, д.м.н., профессор Мирошниченко И.В. 2. Главный врач ГБУЗ РДКБ Ахметшин Р.З.
Авторы: зав. каф., д.м.н. профессор Каюмова А.Ф.
доцент каф., к.б.н. Шамратова А.Р.
Утверждено на заседании кафедры нормальной физиологии, протокол № 1 от «28» августа 2018 г.
Практическое занятие №13. Оснащение: 6.1. дидактический материал и оборудование (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебного фильма, таблицы, методические пособия, установка для регистрации механокардиограммы (рычажок Энгельмана, кимограф, штатив, серфин), электростимулятор, электроды, препаровальные наборы, раствор Рингера, лигатуры, пипетка, вата, объект исследования – лягушка); 6.2. ТСО (компьютеры).
7. Структура занятия: 7.1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов). 7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. 7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме. 7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя: - подсчет продолжительности кардиоцикла у человека; - изучение фаз сердечного цикла лягушки; - изучение особенностей возбудимости сердца, получение экстрасистолы; - изучение автоматии различных отделов сердца лягушки (лигатуры Станниуса). Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами. 7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.
Место проведения самоподготовки: учебная комната.
Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.
Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов). Основная: Дополнительная: (См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)
Зав. кафедрой, профессор Каюмова А.Ф. доцент Шамратова А.Р. «31» августа 2018 г.
Практическое занятие №14. Оснащение: 6.1. дидактический материал и оборудование (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебного фильма, таблицы, методические пособия, рычажок Энгельмана, кимограф, штатив, серфин, электростимулятор, электроды, препаровальные наборы, растворы Рингера, растворы адреналина и ацетилхолина, объект исследования – лягушка); 6.2. ТСО (компьютеры).
7. Структура занятия: 7.1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов). 7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. 7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме. 7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя: - воспроизведение у лягушки рефлекса Гольца; - исследование влияния раздражения вагосимпатического нерва на деятельность сердца лягушки; - исследование влияния гуморальных факторов на деятельность изолированного сердца лягушки. Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами. 7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.
Место проведения самоподготовки: учебная комната.
Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.
Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов). Основная: Дополнительная: (См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)
Зав. кафедрой, профессор Каюмова А.Ф. доцент Шамратова А.Р. «31» августа 2018 г.
Практическое занятие №15. Практическое занятие №16. Практическое занятие №17. Министерства здравоохранения Российской Федерации Уфа 2018 Темы модуля «Частная физиология ЦНС» разработаны на основании рабочей программы по нормальной физиологии по специальности 31.05.02. – Педиатрия, утвержденной «28» августа 2018 г.
Рецензенты:
1. Ректор, зав. кафедрой нормальной физиологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, д.м.н., профессор Мирошниченко И.В. 2. Главный врач ГБУЗ РДКБ Ахметшин Р.З.
Авторы: зав. каф., д.м.н. профессор Каюмова А.Ф.
доцент каф., к.б.н. Шамратова А.Р.
Утверждено на заседании кафедры нормальной физиологии, протокол № 1 от «28» августа 2018 г.
Практическое занятие № 18 Оснащение: 6.1. дидактический материал и оборудование (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебного фильма, таблицы, методическое пособие, учебный фильм «Вегетативная нервная система», кушетка, секундомер, неврологический молоточек, стеклянная палочка, эфир); 6.2. ТСО (компьютеры).
7. Структура занятия: 7.1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов). 7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. 7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме. 7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя: - воспроизведение вегетативных рефлексов у человека, характеризующих состояние симпатического и парасимпатического отделов ВНС: - исследование глазо-сердечного рефлекса Данини-Ашнера; - исследование шейно-сердечного рефлекса Чермака; - исследование ортоклинопробы; - исследование дермографизма; - исследование пиломоторного рефлекса Тома. Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами. 7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.
Место проведения самоподготовки: учебная комната.
Учебно-исследовательская работа обучающихся по данн
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.156 (0.379 с.) |