Кафедра нормальной физиологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра нормальной физиологии



Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра нормальной физиологии

 

                                                                               УТВЕРЖДАЮ

                                                                               Зав. кафедрой,

                                                                                профессор Каюмова А.Ф.

 

                                                                                «31» августа 2018 г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

к практическому занятию по модулю «Физиология крови»

 

 

Дисциплина:      НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Специальность:   31.05.02. - Педиатрия   

Курс II   Семестр III

Количество часов - 12

 

 

Уфа

2018

Темы модуля «Физиология крови» разработаны на основании рабочей программы по нормальной по специальности 31.05.02. – Педиатрия, утвержденной  «28» августа 2018 г.

 

 

Рецензенты:

 

1. Ректор, зав. кафедрой нормальной физиологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, д.м.н., профессор Мирошниченко И.В.

2. Главный врач ГБУЗ РДКБ Ахметшин Р.З.

 

Авторы: зав. каф., д.м.н. профессор Каюмова А.Ф.

 

                             доцент каф., к.б.н. Шамратова А.Р. 

 

Утверждено на заседании кафедры нормальной физиологии, протокол № 1 от «28» августа 2018 г.

 

 

Практическое занятие №1.

Вид занятия: практическое занятие.

 

5. Продолжительность: 4 академических часа.

 

Оснащение:

6.1. дидактический материал и оборудование (таблицы, методические пособия, схемы, микроскоп, скарификатор, вата, спирт с эфиром, донорская кровь, предметное стекло с мазком крови, иммерсионное масло, гемометр Сали, 0,1N р-р HCl, дистиллированная вода, прибор Панченкова, часовое стекло, 5% р-р цитрата Na),

6.2. ТСО (компьютеры).

 

7.Структура занятия:

7.1.Контроль исходного уровня знаний и умений - компьютерное тестирование (тесты I и II типов).

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя по овладению:

- методом подсчета лейкоцитарной формулы в готовых мазках крови,

 - методом определения гематокрита,

 - определение СОЭ,

 - определение содержания гемоглобина в крови по методу Сали,

 - подсчет цветового показателя крови

    Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами.

7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.

 

Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А.Ф.                                                                                       

доцент

Шамратова А.Р.

 

«31» августа 2018 г.   

 


Практическое занятие №2.

Практическое занятие №3.

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Уфа

2018

Темы модуля «Физиология возбудимых тканей» разработаны на основании рабочей программы по нормальной физиологии по специальности 31.05.02. – Педиатрия, утвержденной «28» августа 2018 г.

 

 

Рецензенты:

 

1. Ректор, зав. кафедрой нормальной физиологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, д.м.н., профессор Мирошниченко И.В.

2. Главный врач ГБУЗ РДКБ Ахметшин Р.З.

 

Авторы: зав. каф., д.м.н. профессор Каюмова А.Ф.

 

                             доцент каф., к.б.н. Шамратова А.Р. 

 

Утверждено на заседании кафедры нормальной физиологии, протокол № 1 от «28» августа 2018 г.

 

 

 


Практическое занятие №4.

Оснащение:

6.1. дидактический материал и оснащение (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебных фильмов, таблицы, методическое пособие, электростимулятор, электроды, набор препаровальных инструментов, пипетка, раствор Рингера, чашка Петри, салфетка, вата, кристаллы поваренной соли, спиртовка, объект исследования - лягушка);

 6.2. ТСО (компьютеры).

 

7. Структура занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний  - компьютерное тестирование (тесты I и II типов).

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа  обучающихся под контролем преподавателя:

- приготовление нервно-мышечного препарата из лапок лягушки;

- исследование действия на этот препарат различных раздражителей с изучением свойств этих раздражителей;

- непрямое и прямое раздражение мышцы электрическим током и исследование порога раздражения нерва и мышцы;

- изучение метода определения двигательной хронаксии у человека (хронаксиметрия).

Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами.      

7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.

 

Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А.Ф.                                                                                       

доцент

Шамратова А.Р.

 

«28» августа 2018 г.   

 

Практическое занятие №5.

Оснащение:

6.1. дидактический материал и оснащение (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебных фильмов, таблицы, методические пособия, биметаллический крючок, состоящий из медной и цинковой пластин, электростимулятор, электроды, препаровальный набор, пипетка, вата, раствор Рингера, лягушка, стеклянная пластина);

6.2. ТСО (компьютеры).

 

    7. Структура занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов).

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя:

- воспроизвести «балконный» опыт Л.Гальвани;

- воспроизвести П опыт Гальвани «без металла»;

    - воспроизвести опыт Маттеучи.

Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами.      

7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.

 

Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А.Ф.                                                                                       

доцент

Шамратова А.Р.

«31» августа 2018 г.   

 

Практическое занятие №6.

Оснащение:

6.1. дидактический материал и оснащение (таблицы, методические пособия, установка для регистрации потенциала действия нервного ствола: осциллограф, усилитель биопотенциалов, электростимулятор, влажная камера с электродами; препаровальный набор, лягушка;

6.2. ТСО (компьютеры).

 

    7. Структура занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов).

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя:

- исследование законов проведения возбуждения по нерву;

- определение скорости проведения возбуждения по нерву;

Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами.      

7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.

 

Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А.Ф.                                                                                   

доцент

Шамратова А.Р.

«31» августа 2018 г.   

 

 

Практическое занятие №7.

Оснащение:

6.1. дидактический материал и оснащение (таблицы, методические пособия, установка для регистрации мышечных сокращений: штатив, миограф, кимограф, электростимулятор; препаровальный набор, лягушка; динамометры: кистевой и становой);

6.2. ТСО (компьютеры).

 

    7. Структура занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов).

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя:

- анализ кривой одиночного мышечного сокращения,

- запись и анализ кривых зубчатого и гладкого тетанусов,

- анализ оптимума и пессимума частоты раздражения по Введенскому,

- определение силы, работоспособности, выносливости и утомляемости мышц с помощью динамометров.

Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами.      

7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.

 

Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А.Ф.                                                                                       

доцент

Шамратова А.Р.

«31» августа 2018 г.   

 


Практическое занятие №8.

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Уфа

2018

Темы модуля «Общая физиология ЦНС» разработаны на основании рабочей программы по нормальной физиологии по специальности 31.05.02. – Педиатрия, утвержденной «28» августа 2018 г.

 

 

Рецензенты:

 

1. Ректор, зав. кафедрой нормальной физиологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, д.м.н., профессор Мирошниченко И.В.

2. Главный врач ГБУЗ РДКБ Ахметшин Р.З.

 

Авторы: зав. каф., д.м.н. профессор Каюмова А.Ф.

 

                              доцент каф., к.б.н. Шамратова А.Р. 

 

Утверждено на заседании кафедры нормальной физиологии, протокол № 1 от «28» августа 2018 г.

 


Практическое занятие №9

Цели занятия:

-   исследовать рефлекторный принцип деятельности нервной системы;

-   произвести анализ рефлекторной дуги лягушки;

-   исследовать спинальные рефлексы лягушки;

-   исследовать проприоцептивные рефлексы человека.

 

    Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать:

. строение ЦНС (анатомия);

. ультраструктуру нейрона и синапса (гистология);

. метаболизм нейромедиаторов, механизм действия нейротропных ядов

(биохимия);

. основные принципы работы электрофизиологических приборов, иметь навык

. обращения с компьютером (медицинская физика).

 

     Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть:

навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления (ОК-1);

навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики (ОК-5);

основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов (ОПК-9).

 

 Для формирования профессиональных компетенций студенты должны уметь:

1. воспроизводить спинальный шок и спинальные рефлексы у лягушки;

2. проводить анализ рефлекторной дуги;

3. воспроизводить спинальные рефлексы у человека (коленный, ахиллов и др.).

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. общая характеристика функций ЦНС в организме;

2. нейрон, как структурно-функциональную единицу ЦНС, способы исследования и классификации нейронов, понятия гематоэнцефалического барьера, глии, их функции;

3. синапсы, функциональную организацию, механизмы передачи информации в синапсах ЦНС, классификацию синапсов, нейромедиаторы;

4. рефлекторный принцип деятельности нервной системы, краткий исторический очерк (Декарт, Прохазка, Шеррингтон, И.М. Сеченов, И.П. Павлов);

5. рефлекторная дуга, ее звенья, виды рефлекторных дуг, виды рефлексов;

6. методы исследования функций ЦНС;

7. спинной мозг, функции передних и задних корешков спинного мозга, классификацию нервных волокон, взаимодействие нейронов спинного мозга, основные проводящие пути спинного мозга;

8. рефлексы спинного мозга и их рецептивные поля;

9. явление спинального шока, его механизм;

10. электрофизиологические характеристики нейронов;

11. концепция генетически детерминированных нервных сетей;

12. особенности гематоэнцефалического барьера у детей;

13. особенности кровоснабжения мозга у детей.

 

4.Вид занятия: практическое занятие.

 

5. Продолжительность: 4 академических часа.

        

6.Оснащение:

6.1. дидактический материал и оборудование (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебного фильма «Нервная клетка»), таблицы, методическое пособие, препаровальные наборы, штативы с пробкой, неврологический молоточек, стакан с водой, фильтровальная бумага 0,5х0,5 см., нитки, вата, растворы новокаина 0,5% и серной кислоты 1%, 0,5%, лягушка, электростимулятор, эфир, метроном, вата, растворы серной кислоты – 0,1; 0,25; 0,5;  1,0%; стаканчики для кислот, чашка для отбросов;

6.2. ТСО (компьютеры).

 

    7. Структура занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов).

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя:

- воспроизведение спинального шока у лягушки;

- воспроизведение спинальных рефлексов у лягушки;

- анализ рефлекторной дуги у лягушки;

- воспроизведение спинальных рефлексов у человека (коленный, ахиллов и

   др.);

Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами.      

7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.

 

Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А.Ф.                                                                                   

доцент

Шамратова А.Р.

«31» августа 2018 г.   

 

Практическое занятие № 10

Цели занятия:

-   исследование некоторых свойств нервных центров;

-   изучение основных принципов координационной деятельности ЦНС.

 

    Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать:

 . строение ЦНС (анатомия);

 . ультраструктуру нейрона и синапса (гистология);

 . метаболизм нейромедиаторов, механизм действия нейротропных ядов (биохимия);

 . основные принципы работы электрофизиологических приборов,

 . иметь навык обращения с компьютером (медицинская физика).

 

     Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь:

- воспроизводить на лягушке следующие свойства  нервных центров:

o - последовательную суммацию,

o - иррадиацию возбуждения

- определять время рефлекса по Тюрку и его зависимости от силы раздражителя;

- изучить влияние эфира и стрихнина на ЦНС;

- и овладеть следующими компетенциями:

- (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления;

- (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

- (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов.

 

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. понятие нервного центра;

2. свойства нервных центров:

3. одностороннее проведение возбуждения;

4. центральная задержка и время рефлекса;

5. суммация в нервных центрах, ее виды;

6. явления облегчения и последействия;

7. трансформация ритма возбуждения, механизмы;

8. посттетаническая потенциация;

9. тонус нервных центров;

10.  утомление нервных центров;

11.  чувствительность к недостатку кислорода и некоторым ядам (действие на тормозные синапсы);

12.  основные принципы распространения процессов возбуждения и координации деятельности ЦНС: иррадиация возбуждения, принципы общего конечного пути, доминанты, обратной связи, субординации и др.

                                                                                

4.Вид занятия: практическое занятие.

 

5. Продолжительность: 4 академических часа.

        

6.Оснащение:

6.1. дидактический материал и оборудование (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебного фильма, таблицы, методическое пособие, препаровальные наборы, штативы с пробкой, стакан с водой, фильтровальная бумага 0,5х0,5 см., растворы новокаина 0,5% и серной кислоты 1%, 0,5%, лягушка, электростимулятор, эфир, метроном, вата, растворы серной кислоты – 0,1; 0,25; 0,5; 1,0%; стаканчики для кислот, чашка для отбросов.

6.2. ТСО (компьютеры).

    7. Структура занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов).

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя:

- исследование временной суммации рефлексов у лягушки;

- исследование времени рефлексов по Тюрку;

- исследование зависимости времени рефлекса от силы раздражителя;

- исследование явления иррадиации возбуждения;

- изучение влияния стрихнина и эфира на нервную систему.

Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами.      

7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.

 

Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А.Ф.                                                                                       

доцент

Шамратова А.Р.

«31» августа 2018 г.   

 

 

Практическое занятие №11.

Тема: Торможение в ЦНС.

Актуальность темы:

наряду с механизмами возбуждения в ЦНС существуют механизмы торможения, которые проявляются в прекращении или уменьшении активности нервных клеток. В отличие от возбуждения торможение – локальный нераспространяющийся процесс, возникающий на клеточной мембране.

Различают несколько видов центрального торможения. Знания механизмов торможения в ЦНС и их причины, позволят врачу любого профиля понять осуществление физиологических процессов в организме человека.

 

2. Цель занятия:  исследование процессов торможения в ЦНС.

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать:

- строение нейронов;

- строение и виды центральных синапсов;

- механизм и закономерности передачи возбуждения в нервно-мышечных синапсах;

 - ионная природа ПД, его параметры и условия возникновения;

 - отличия местного возбуждения от распространяющегося.

 

    Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь:

- воспроизводить классические опыты Сеченова и Гольца;

- и овладеть следующими компетенциями:

- (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления;

- (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

- (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. история открытия центрального торможения и работы И.М. Сеченова;

2. значение открытия И.М. Сеченовым центрального торможения для развития физиологии;

3. тормозной и возбудительный процессы как основа координации нервных функций;

4. тормозные структуры в ЦНС (тормозные клетки и синапсы);

5. тормозные медиаторы, действие их на постсинаптическую мембрану;

6. классификация видов центрального торможения;

7. современные представления о механизмах центрального торможения (Дж. Экклс, Реншоу);

8. постсинаптическое торможение, виды, механизмы;

9. пресинаптическое торможение, механизмы;

10. вторичное торможение, виды, механизмы;

11. явление индукции в ЦНС;

12. особенности процесса торможения в ЦНС.

 

4. Вид занятия: практическое занятие.

 

5. Продолжительность занятия: 4 академических часа.

 

Оснащение:

6.1. дидактический материал и оборудование (таблицы, методическое пособие, препаровальный набор, штатив с пробкой, стакан с водой, вата, кристаллическая соль, метроном, глазной пинцет, глазной скальпель, растворы серной кислоты 0,25; 0,5; 1%,стаканчики для кислот, лягушка, чашка для отбросов);

6.2. ТСО (компьютеры).

 

7. Структура занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов).

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя:

- воспроизведение классического опыта – «Центральное торможени рефлексов по И.М.Сеченову;

 - воспроизведение опыта – «Взаимное торможение спинальных рефлексов по Гольцу».

Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами.      

7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.

 

Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А.Ф.                                                                                       

 

 

доцент

Шамратова А.Р.

«31» августа 2018 г.   

 

 


Практическое занятие №12.

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Уфа

2018

Темы модуля «Физиология кровообращения» разработаны на основании рабочей программы по нормальной физиологии по специальности 31.05.02. – Педиатрия, утвержденной «28» августа 2018 г.

 

 

Рецензенты:

 

1. Ректор, зав. кафедрой нормальной физиологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, д.м.н., профессор Мирошниченко И.В.

2. Главный врач ГБУЗ РДКБ Ахметшин Р.З.

 

Авторы: зав. каф., д.м.н. профессор Каюмова А.Ф.

 

                              доцент каф., к.б.н. Шамратова А.Р. 

 

Утверждено на заседании кафедры нормальной физиологии, протокол № 1 от «28» августа 2018 г.

 

 

 


Практическое занятие №13.

Оснащение:

6.1. дидактический материал и оборудование (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебного фильма, таблицы, методические пособия, установка для регистрации механокардиограммы (рычажок Энгельмана, кимограф, штатив, серфин), электростимулятор, электроды, препаровальные наборы, раствор Рингера, лигатуры, пипетка, вата, объект исследования – лягушка);

6.2. ТСО (компьютеры).

 

7. Структура занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов).

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя:

- подсчет продолжительности кардиоцикла у человека;

- изучение фаз сердечного цикла лягушки;

- изучение особенностей возбудимости сердца, получение экстрасистолы;

- изучение автоматии различных отделов сердца лягушки (лигатуры Станниуса).

    Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами.      

7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.

 

Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А.Ф.                                                                                       

доцент

Шамратова А.Р.

«31» августа 2018 г.   

 

Практическое занятие №14.

Оснащение:

6.1. дидактический материал и оборудование (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебного фильма, таблицы, методические пособия, рычажок Энгельмана, кимограф, штатив, серфин, электростимулятор, электроды, препаровальные наборы, растворы Рингера, растворы адреналина и ацетилхолина, объект исследования – лягушка);

6.2. ТСО (компьютеры).

 

    7. Структура занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов).

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя:

    - воспроизведение у лягушки рефлекса Гольца;

    - исследование влияния раздражения вагосимпатического нерва на деятельность сердца лягушки;

    - исследование влияния гуморальных факторов на деятельность изолированного сердца лягушки.

    Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами.      

7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.

 

Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А.Ф.                                                                                       

доцент

Шамратова А.Р.

«31» августа 2018 г.   

 

 

Практическое занятие №15.

Практическое занятие №16.

Практическое занятие №17.

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Уфа

2018

Темы модуля «Частная физиология ЦНС» разработаны на основании рабочей программы по нормальной физиологии по специальности 31.05.02. – Педиатрия, утвержденной «28» августа 2018 г.

 

 

Рецензенты:

 

1. Ректор, зав. кафедрой нормальной физиологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, д.м.н., профессор Мирошниченко И.В.

2. Главный врач ГБУЗ РДКБ Ахметшин Р.З.

 

Авторы: зав. каф., д.м.н. профессор Каюмова А.Ф.

 

                              доцент каф., к.б.н. Шамратова А.Р. 

 

Утверждено на заседании кафедры нормальной физиологии, протокол № 1 от «28» августа 2018 г.

 

 

 

 


Практическое занятие № 18

Оснащение:

6.1. дидактический материал и оборудование (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебного фильма, таблицы, методическое пособие, учебный фильм «Вегетативная нервная система», кушетка, секундомер, неврологический молоточек, стеклянная палочка, эфир);

6.2. ТСО (компьютеры).

 

7. Структура занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов).

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя:

- воспроизведение вегетативных рефлексов у человека, характеризующих состояние симпатического и парасимпатического отделов ВНС:

 - исследование глазо-сердечного рефлекса Данини-Ашнера;

 - исследование шейно-сердечного рефлекса Чермака;  

 - исследование ортоклинопробы;

 - исследование дермографизма;

 - исследование пиломоторного рефлекса Тома.

    Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами.      

7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.156 (0.379 с.)