Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: итоговое занятие по разделу «физиология анализаторов».↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 33 из 33 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Актуальность темы: сенсорная система воспринимает информацию, вводит в мозг и анализирует её. Работа любой сенсорной системы начинается с восприятия рецепторами внешней для мозга физической и химической энергии, трансформации ее в электрические сигналы и передачи их в мозг через цепи нейронов. Процесс передачи сенсорных сигналов сопровождается многократным их преобразованием и перекодированием и завершается высшим анализом и синтезом. Вся информация о внешней и внутренней среде организма, получаемая от сенсорных систем, используется для регуляции гомеостаза, адаптации, поведения и процессов познания. В этом и состоит физиологическая роль данных систем. Знание физиологических механизмов, составляющих основу специфических ощущений человека, и умение проводить простые клинические пробы позволяют врачу дифференцировать физиологические и патологические явления, связанные с восприятием определенного раздражителя.
2. Цель занятия: - обучающиеся должны показать умение излагать, объяснять и обобщать учебный материал по теме занятия; - преподаватель должен выявить и достоверно оценить уровень знаний студентов; - проконтролировать и оценить качество овладения знаниями по разделу «Физиология анализаторов».
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать: - общие принципы строения сенсорных систем; - анатомию и гистологию слухового анализатора; - строение внутреннего уха; - физиологические свойства возбудимых тканей; - механизм преобразования внешнего раздражения в электрический сигнал; - физические единицы измерения характеристик звука; - анатомия зрительного анализатора; - гистология сетчатки глаза; - биохимические процессы, происходящие в сетчатке.
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь: - отвечать на поставленные вопросы; - решать ситуационные задачи и тесты по разделу «Физиология анализаторов»; - владеть изученными методами исследования функций слухового и зрительного анализаторов; - и овладеть следующими компетенциями: - (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления; - (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;
- (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов. 3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: Вопросы для самоподготовки: 1. учение И.П. Павлова об анализаторах, понятие о сенсорных системах; 2. классификацию сенсорных систем (анализаторов); 3. основные свойства сенсорных систем, критерии оценки их чувствительности; 4. функциональную организацию анализаторов – общие принципы строения и функции отделов; 5. периферический (рецепторный) отдел анализаторов, классификацию рецепторов, их функциональные свойства и особенности, рецепторный и генераторный потенциалы, механизмы их возникновения; 6. проводниковый отдел анализаторов, особенности проведения афферентных возбуждений, специфические и неспецифические пути, участие подкорковых образований в проведении и переработке афферентных возбуждений; 7. корковый отдел анализаторов, локализацию афферентных функций, моно- и полимодальные нейроны, процессы высшего коркового анализа и синтеза афферентных возбуждений; 8. кодирование информации в различных отделах анализаторов; 9. слуховую сенсорную систему, её физиологическую роль в организме; 10. критерии оценки звукового раздражителя: сила, высота, громкость, тембр; 11. строение и функции наружного и среднего уха; 12. внутреннее ухо – строение, функции, механизм передачи звуковых колебаний в улитке, электрические явления в улитке; 13. проводниковый и корковый отделы слухового анализатора; 14. центральные механизмы анализа звуков, теории восприятия звуков (Г. Гельмгольц, Г. Бекеши и др.), бинауральный слух; 15. систему зрения – строение, основные функциональные элементы, их роль; 16. оптическую систему глаза – строение, роль основных звеньев, рефракцию и аккомодацию, аномалии рефракции; 17. рецепторный аппарат, характеристику фоторецепторов, фотохимические процессы в рецепторах сетчатки при действии света, функции биполярных и ганглиозных клеток сетчатки; 18. проводниковый и корковый отделы зрительного анализатора, переработку информации на разных его уровнях, формирование зрительного образа, роль правого и левого полушария в зрительном восприятии;
19. теории цветового зрения (трехкомпонентная теория Ломоносова – Гельмгольца; теория Э. Геринга), современное представление о восприятии цвета, аномалии цветового восприятия; 20. центральное и периферическое зрение, поля зрения, остроту зрения, способы их определения; 21. роль зрачка в зрительном акте, регуляцию просвета зрачка, зрачковые рефлексы, их клиническое значение; 22. вспомогательный аппарат глаза, глазные мышцы и нервы, глазодвигательные рефлексы, их роль; 23. внутренние жидкие среды глаза (внутриглазная и слезная жидкости): состав, функции; 24. понятие о ротовом анализаторе (И.П. Павлов); 25. рецепторы полости рта, их классификацию, функциональную взаимосвязь рецепторов слизистой оболочки полости рта; 26. обонятельный анализатор: рецепторы, их топографию, функциональную характеристику и свойства; проводниковый и корковый отделы, их особенности, свойства; 27. классификацию запахов, теорию их восприятия; 28. вкусовой анализатор, понятие «орган вкуса», структурно-функциональную организацию и его элементы (вкусовой сосочек, вкусовая почка); 29. рецепторный, проводниковый и корковый отделы вкусового анализатора – топографию, функциональную характеристику, свойства; 30. современное представление о механизме вкусового восприятия, вкусовые ощущения, их классификацию, зависимость вкусовых ощущений от деятельности обонятельной, тактильной, температурной и других сенсорных систем, нарушение вкусового восприятия, его виды; 31. функциональную взаимосвязь вкусового и висцерального анализаторов (гастролингвальный рефлекс); 32. рецепторный, проводниковый и центральный отделы тактильного и температурного анализаторов: топографию, функциональную организацию, свойства; роль в восприятии ощущений; 33. болевую сенсорную система; боль - определение, сущность, классификацию; физиологическое значение боли; 34. современные представления о ноцицептивной системе; 35. понятие об антиноцицептивной системе; нейрональные механизмы антиноцицепции; 36. взаимодействие ноцицептивной и антиноцицептивной систем как механизм регуляции болевой чувствительности. 37. Зрительный анализатор детей различного возраста. 38. Особенности слезообразования у детей до 2-х месяцев жизни. 39. Характеристика слухового анализатора плода и детей различного возраста, острота слуха. 4. Вид занятия: практическое занятие.
5. Продолжительность: 4 академических часа. 6. Оснащение: 6.1. дидактический материал (наборы контрольных вопросов, ситуационных задач); 6.2. ТСО (компьютеры).
7. Структура занятия: контроль и коррекция знаний обучающихся по учебному материалу занятия: - компьютерное тестирование; - письменная контрольная работа; - контроль и коррекция умений и практических навыков по разделу; - устный опрос и обсуждение контрольных работ.
Место проведения самоподготовки: учебная комната.
Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, выполнение практических работ и подведение итогов занятия.
Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов). Основная: Дополнительная: (См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)
Зав. кафедрой, профессор Каюмова А.Ф.
доцент Шамратова А.Р.
«31» августа 2018 г.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.237 (0.008 с.) |