Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра нормальной физиологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой, профессор Каюмова А.Ф.
«31» августа 2018 г.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ к практическому занятию по модулю «Физиология дыхания»
Дисциплина: НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ Специальность: 31.05.02. - Педиатрия Курс: II Семестр: IV Количество часов - 12
Уфа 2018 Темы модуля «Физиология дыхания» разработаны на основании рабочей программы по нормальной физиологии по специальности 31.05.02. – Педиатрия, утвержденной «28» августа 2018 г.
Рецензенты:
1. Ректор, зав. кафедрой нормальной физиологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, д.м.н., профессор Мирошниченко И.В. 2. Главный врач ГБУЗ РДКБ Ахметшин Р.З.
Авторы: зав. каф., д.м.н. профессор Каюмова А.Ф.
доцент каф., к.б.н. Шамратова А.Р.
Утверждено на заседании кафедры нормальной физиологии, протокол № 1 от «28» августа 2018 г.
Практическое занятие № 21. Тема: Внешнее дыхание. Актуальность темы: система дыхания обеспечивает поступление в организм кислорода, необходимого для окислительных процессов, и выделение из организма двуокиси углерода, образующегося в результате обмена веществ. Этот важнейший раздел в курсе физиологии необходим для понимания условий жизнедеятельности целостного организма, его органов и тканей, так как нарушения в обмене О2 и СО2 приводят к изменениям жизнедеятельности живого организма.
2. Цели занятия: - уметь охарактеризовать понятие системы дыхания, ее роль в организме, этапы процесса дыхания; - уметь оценить показатели внешнего дыхания у человека для последующего использования этих знаний, умений при оценке состояния системы дыхания во врачебной практике;
- знать закономерности диффузии газов на границе легкие – кровь и кровь – ткани, а также способы транспорта газов; - овладеть методами исследования показателей внешнего дыхания у человека; - уметь измерить с помощью приборов (спирографа, спирометра) показатели внешнего дыхания; - уметь оценить и дать объяснение функциональным возможностям аппарата внешнего дыхания у человека;
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать: . анатомо-гистологическое строение органов дыхания (носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие); . анатомия грудной клетки, дыхательные мышцы; . особенности кровообращения в легких; . плевра, средостение; . понятие парциального давления газов в воздухе и их напряжение в крови.
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь: - анализировать биомеханику вдоха и выдоха на модели Дондерса; - определять ЖЕЛ и ее составляющие методами спирометрии и спирографии; - и овладеть следующими компетенциями: - (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления; - (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики; - (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов. 3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: Вопросы для самоподготовки: 1. значение дыхания для организма, основные этапы процесса дыхания, дыхательный цикл, физиологию дыхательных путей; 2. механизм вдоха и выдоха, давление в плевральной полости, его изменение при дыхании, эластические свойства легких и стенок грудной полости; 3. газообмен в легких, состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха, напряжение газов, растворенных в крови, парциальное давление газов (О2 и СО2) в альвеолярном воздухе, газообмен в тканях; 4. транспорт газов (О2 и СО2) кровью, факторы, влияющие на образование и диссоциацию оксигемоглобина, содержание О2 и СО2 в артериальной и венозной крови, кислородную емкость крови;
5. кривые диссоциации оксигемоглобина и их зависимость от концентрации водородных ионов и температуры; 6. регуляция дыхания, дыхательный центр, структуры ЦНС, обеспечивающие дыхательную периодику; 7. влияние на частоту и глубину дыхания газового состава и рН артериальной крови; 8. центральные и периферические хеморецепторы, их значение в обеспечении газового гомеостаза, изменение вентиляции легких при гиперкапнии и гипоксии; 9. механорецепторы легких (растяжения, ирритантные, юкстаальвеолярные), их роль в саморегуляции дыхания, рефлекс Геринга-Брейера; 10. значение гипоталамуса и коры больших полушарий в регуляции дыхания, условно-рефлекторную и произвольную регуляцию дыхания; 11. структуры ЦНС, обеспечивающие дыхательную периодику, механизмы, обеспечивающие ритмическую смену дыхательных фаз. 12. Механизм первого вдоха новорожденного.
4. Вид занятия: практическое занятие.
5. Продолжительность: 4 академических часа.
Оснащение: 6.1. дидактический материал и оборудование (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебных фильмов, методическое пособие, таблицы, спирометр, спирограф, вата, спирт, модель Дондерса, пневмограф); 6.2. ТСО (компьютеры).
7. Структура занятия: 7.1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов). 7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. 7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме. 7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя: - демонстрация преподавателем модели Дондерса для понимания роли отрицательного давления в плевральной полости в механизме вдоха и выдоха; - проведение спирометрии для определения ЖЕЛ; - проведение спирографии с последующим анализом спирограммы и расчетом дыхательных объемов и ёмкостей. Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами. 7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.
Место проведения самоподготовки: учебная комната.
Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.
Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов). Основная: Дополнительная: (См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)
Зав. кафедрой, профессор Каюмова А.Ф.
доцент Шамратова А.Р.
«31» августа 2018 г.
Практическое занятие № 22. Тема: Регуляция дыхания. Актуальность темы: система дыхания обеспечивает поступление в организм кислорода, необходимого для окислительных процессов, и выделение из организма двуокиси углерода, образующегося в результате обмена веществ. Будущий специалист должен четко знать физиологию дыхания и механизмы его регуляции, необходимые для решения профессиональных задач, связанных с пониманием и оценкой роли системы дыхания в обеспечении жизнедеятельности и приспособительных реакций организма.
2. Цели занятия: - уметь оценить механизмы регуляции дыхания при различных функциональных состояниях организма и состояниях окружающей среды.
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать: . анатомо-гистологическое строение органов дыхания (носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие); . анатомия грудной клетки, дыхательные мышцы; . особенности кровообращения в легких;
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь: - анализировать пневмограмму; - и овладеть следующими компетенциями: - (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления; - (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики; - (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов. 3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: Вопросы для самоподготовки: 1. регуляция дыхания, дыхательный центр, структуры ЦНС, обеспечивающие дыхательную периодику; 2. влияние на частоту и глубину дыхания газового состава и рН артериальной крови; 3. центральные и периферические хеморецепторы, их значение в обеспечении газового гомеостаза, изменение вентиляции легких при гиперкапнии и гипоксии; 4. механорецепторы легких (растяжения, ирритантные, юкстаальвеолярные), их роль в саморегуляции дыхания, рефлекс Геринга-Брейера; 5. значение гипоталамуса и коры больших полушарий в регуляции дыхания, условно-рефлекторную и произвольную регуляцию дыхания; 6. структуры ЦНС, обеспечивающие дыхательную периодику, механизмы, обеспечивающие ритмическую смену дыхательных фаз; 7. Особенности регуляции дыхания; созревание дыхательного центра, устойчивость дыхательного центра новорожденного к гипоксии и низкая чувствительность к гиперкапнии. Созревание рефлексогенных зон и развитие произвольного изменения частоты и глубины дыхания.
4. Вид занятия: практическое занятие.
5. Продолжительность: 4 академических часа.
Оснащение: 6.1. дидактический материал и оборудование (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебных фильмов, методическое пособие, таблицы, спирометр, спирограф, вата, спирт, модель Дондерса, пневмограф); 6.2. ТСО (компьютеры).
7. Структура занятия: 7.1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов). 7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.
7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме. 7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя: - демонстрация преподавателем модели Дондерса для понимания роли отрицательного давления в плевральной полости в механизме вдоха и выдоха; - проведение спирометрии для определения ЖЕЛ; - проведение спирографии с последующим анализом спирограммы и расчетом дыхательных объемов и ёмкостей; - изучить метод регистрации дыхательных движений – пневмографию, уметь рассчитывать количество дыханий за 1 минуту при разных условиях регистрации пневмограммы. Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами. 7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.
Место проведения самоподготовки: учебная комната.
Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.
Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов). Основная: Дополнительная: (См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)
Зав. кафедрой, профессор Каюмова А.Ф. доцент Шамратова А.Р.
«31» августа 2018 г.
Практическое занятие № 23.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.207.143 (0.009 с.) |