Тема: Вкусовой, обонятельный, соматосенсорный (тактильная, температурная, болевая рецепция) анализаторы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Вкусовой, обонятельный, соматосенсорный (тактильная, температурная, болевая рецепция) анализаторы.



Актуальность темы:

анализаторы осуществляют восприятие и анализ информации явлений, происходящих как в окружающей организм среде, так и внутри самого организма. Вкусовая, обонятельная, соматосенсорная чувствительность имеет большое значение для выживания организма и входит в комплекс симптомов многих заболеваний. Знание физиологических процессов, лежащих в основе деятельности изучаемых на данном занятии анализаторов, необходимо для врача любой специальности.

2. Цель занятия:

овладеть знаниями структурно-функциональной организации данных анализаторов, их значения, роли в восприятии ощущений и формирования поведения.

 

 Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать:

- анатомия анализаторов;

- гистология анализаторов.

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь:

- определять порог вкусовой чувствительности (пороговая густометрия),

- определять роль обонятельного анализатора в возникновении вкусовых ощущений,

- проводить эстезиометрию (определение порога тактильной чувствительности);

- и овладеть следующими компетенциями:

- (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления;

- (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

- (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. понятие о ротовом анализаторе (И.П. Павлов);

2. рецепторы полости рта, их классификацию, функциональную взаимосвязь рецепторов слизистой оболочки полости рта;

3. обонятельный анализатор: рецепторы, их топографию, функциональную характеристику и свойства; проводниковый и корковый отделы, их особенности, свойства;

4. классификация запахов, теория их восприятия;

5. вкусовой анализатор, понятие «орган вкуса», структурно-функциональную организацию и его элементы (вкусовой сосочек, вкусовая почка);

6. рецепторный, проводниковый и корковый отделы вкусового анализатора – топографию, функциональную характеристику, свойства;

7. современное представление о механизме вкусового восприятия, вкусовые ощущения, их классификацию, зависимость вкусовых ощущений от деятельности обонятельной, тактильной, температурной и других сенсорных систем, нарушение вкусового восприятия, его виды;

8. функциональная взаимосвязь вкусового и висцерального анализаторов (гастролингвальный рефлекс);

9. рецепторный, проводниковый и центральный отделы тактильного и температурного анализаторов: топографию, функциональную организацию, свойства; роль в восприятии ощущений;

10. болевая сенсорная система; боль - определение, сущность, классификацию; физиологическое значение боли;

12. современные представления о ноцицептивной системе;

13. понятие об антиноцицептивной системе; нейрональные механизмы антиноцицепции;

14. взаимодействие ноцицептивной и антиноцицептивной систем как механизм регуляции болевой чувствительности.

4. Вид занятия: практическое занятие.

5. Продолжительность занятия:  4 академических часа.

 

6. Оснащение:

 6.1. дидактический материал и оснащение (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебного фильма, таблицы, методическое пособие), 4 серии флаконов, в каждом из которых – растворы сахара, хлорида сахара, лимонной кислоты и солянокислого хинина определенной концентрации (0,001%, 0,01%, 0,1%, 1%), глазные пипетки, стакан с водой, лоток, репчатый лук, эстезиометр (циркуль Вебера), вата 70% спирт;

6.2. ТСО (компьютеры).

 

7. Структура занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов).

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя:

        - определение порога вкусовой чувствительности – 15 минут;

       - определение роли обонятельного анализатора в возникновении вкусовых ощущений,

     - определение порога тактильной чувствительности.

     Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами.      

7.5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.

 

Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А.Ф.                                                                                   

доцент

Шамратова А.Р.

 

«31» августа 2018 г.   

 

 


Практическое занятие № 34.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.006 с.)