Формирование заемного капитала в форме облигационных займов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование заемного капитала в форме облигационных займов



 

Одной из форм привлечения долгосрочного заемного капитала является размещение облигационных займов.

Корпорации вправе размещать облигации по Реше­нию Совета директоров (Наблюдательного совета), если иной порядок не определен его уставом. Размещение обществом облигаций, конвертируемых в акции, и других эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, осуществляют по ре­шению общего собрания акционеров или по решению Совета директоров (Наблюдательного совета), если в соответствии с уставом ему принадлежит право принятия решения о разме­щении облигаций, конвертируемых в акции.

Облигация удостоверяет право владельца требовать ее погашения (выплату номинальной стоимости и процентов или номинальной стоимости по дисконтной облигации) в ус­тановленный срок.

В решении об эмиссии облигаций должны быть опреде­лены формы, сроки и другие условия их размещения. Разме­щение корпоративных облигаций - это длительный и сложный процесс, включающий в себя ряд последовательных процедур.

Выделяют следующие основные этапы эмиссии облига­ций, размещаемых путем подписки:

1) принятие и утверждение эмитентом решения о выпуске облигаций;

2) подготовку проспекта эмиссии;

3) государственную регистрацию выпуска облигаций и проспекта эмиссии;

4) изготовление сертификата облигаций;

5) раскрытие информации о регистрации проспекта эмиссии;

6) подписка на облигации;

7) регистрацию отчета об итогах выпуска облигаций;

8) раскрытие информации, которая включена в отчет об итогах выпуска облигаций.

Ключевым этапом является разработка проспекта эмис­сии, а на последующих этапах происходит реализация всех положений, представленных в данном документе.

В проспек­те эмиссии облигаций должны быть четко сформулированы следующие понятия: важнейшие характеристики и финансо­вые аспекты выпуска облигаций, права владельцев этих фи­нансовых инструментов, случаи и технология размещения облигаций, порядок определения цены размещения, условия и порядок их оплаты, порядок хранения и учета прав на обли­гации, механизм их погашения и выплаты процента, условия налогообложения доходов по облигациям.

Разработка финансовых аспектов эмиссии облигаций содержит следующие ключевые параметры: объем эмиссии, номинальную стоимость облигации, вид финансовых инстру­ментов и срок их обращения, процентную ставку, периодич­ность выплаты процента и др.

Наиболее сложной проблемой является выбор оптималь­ного варианта эмиссии облигаций, отвечающих по своим ин­вестиционным качествам интересам эмитента потенциальных вкладчиков (инвесторов).

Номинальная стоимость всех выпущенных облигаций не должна превышать размера уставного капитала общества либо величину обеспечения, предоставленного обществу тре­тьими лицами для цели их размещения. Общество может вы­пускать облигации с единовременным сроком погашения или облигации со сроком погашения по сериям в определенные сроки. Погашение облигаций осуществляют в денежной фор­ме или иным имуществом в соответствии с решением об их размещении.

Общество вправе выпускать облигации, обеспеченные залогом определенного имущества; облигации под обеспече­ние, предоставленное ему третьими лицами; облигации без обеспечения. В последнем случае их размещение допускается не ранее третьего года деятельности общества и при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых ба­лансов.

Облигации могут быть именными или на предъявите­ля. При размещении именных облигаций общество обязано вести реестр их владельцев. Общество вправе предусмотреть возможность досрочного погашения облигаций по желанию их владельцев. При этом в решении о размещении облигаций должны быть определены стоимость погашения и срок, на­чиная с которого они могут быть предъявлены к досрочному погашению.

Общество не может размещать облигации, конвертиру­емые в его акции, если количество объявленных акций оп­ределенных категорий и типов ниже количества акций этих категорий и типов, право на приобретение которых предо­ставляют подобные ценные бумаги (облигации).

Корпоративная облигация как финансовый инстру­мент позволяет:

- аккумулировать и перераспределять капитал в денеж­ной форме между различными отраслями хозяйства;

- обеспечивать получение инвесторами процентного дохода в заранее установленной форме и возврат ос­новной суммы долга;

- предоставлять инвесторам дополнительные права и гарантии (например, первоочередность при получении процентного дохода, обеспеченность облигационного займа имуществом эмитента и др.).

Вместе с тем облигация - это рисковое долговое обяза­тельство, требующее проведения взвешенной инвестицион­ной политики со стороны эмитента. На фондовом рынке всег­да существует вероятность того, что облигационный заем не будет успешным, так как наличие тщательно подготовленно­го проспекта эмиссии еще не гарантирует полного размеще­ния облигаций на предлагаемых эмитентом условиях.

В бухгалтерском учете затраты, связанные с размеще­нием облигационных займов, состоят из:

- процента, дисконта по причитающимся к оплате обли­гациям;

- комиссионного вознаграждения финансовому посред­нику (андеррайтеру);

- дополнительных расходов по выпуску и размещению долговых обязательств (например, осуществление ко­пировально-множительных работ, оплата налогов и сборов, проведение экспертиз, оплата услуг связи и т.д.).

Задолженность по размещенным заемным обязательствам показывают с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов согласно проспекту эмиссии об­лигаций. По размещенным облигациям акционерное обще­ство-эмитент отражает номинальную стоимость выпущенных и реализованных заемных обязательств как кредиторскую за­долженность. При начислении дохода по облигациям в форме процентов эмитент указывает кредиторскую задолженность по проданным заемным обязательствам с учетом причитающего­ся к оплате на конец отчетного периода процента по ним.

Начисление причитающегося дохода (процентов или дис­конта) по размещенным облигациям эмитент отражает в соста­ве операционных расходов в тех отчетных периодах, к которым относятся данные начисления. Для равномерного (ежемесяч­ного) включения сумм причитающегося к уплате заимодавцу дохода по процентным облигациям эмитент вправе предвари­тельно учесть указанные суммы в составе расходов будущих периодов. Включение заемщиком дополнительных трат, свя­занных с размещением облигационных займов, производят в том отчетном периоде, в котором были произведены указан­ные расходы. Дополнительные затраты могут предварительно учитываться как дебиторская задолженность последующим от­несением их в состав операционных расходов в течение срока погашения указанных выше заемных средств.

Стоимость заемного капитала, привлекаемого за счет эмиссии корпоративных облигаций, оценивают на основе ставки купонного процента, формирующего сумму периоди­ческих купонных выплат. Если облигацию продают на иных условиях, базой оценки выступает сумма дисконта по ней, выплачиваемая при погашении.

Оценка стоимости заемного капитала, привлекаемо­го и форме купонных облигаций, осуществляется по следу­ющей формуле:

 

где

СЗКко - стоимость заемного капитала, привлекаемого за счет эмиссии облигаций, %;

 Ско - ставка купонного процента по облигации, %;

Уэз - уровень эмиссионных затрат к объему эмиссии, доли единицы;

ЭЗ - эмиссионные затраты, д.е.;

ЭК - заемный капитал, привлекаемый в форме эмиссии купонных облигаций, д.е.

Оценка стоимости заемного капитала, привлекаемого в форме дисконтных облигации, определяется по следую­щей формуле:

где

СЗКдо - стоимости заемного капитала, привлекаемого в форме дисконтных облигаций, %;

Ндо - номинал облигаций, д.е.;

Д - средняя сумма дисконта по облигации, д.е.;  

ЗК - сумма привлеченных за счет эмиссии дисконтных облигаций средств, д.е.

Привлечение заемного капитала путем выпуска облига­ций обеспечивает корпорации следующие пре­имущества:

1. Эмиссия облигаций не приводит к утрате контроля над управлением корпорацией (как в случае с выпуском акций).

2. Облигации могут быть эмитированы при относитель­но невысоких финансовых обязательствах по процен­там (в сравнении со ставками процента за банковский кредит или дивидендами по акциям), так как они обес­печены имуществом корпорации и имеют приоритет в выплате процентов (за счет прибыли до налогообло­жения).

3. Облигации имеют большую возможность распростра­нения, чем акции, вследствие меньшего уровня риска для инвесторов, поскольку обеспечены имуществом корпорации.

4. Корпоративные облигации, как правило, обеспечива­ют привлечение капитала на длительный период (5 - 10 дет), что позволяет мобилизовать значительные финансовые ресурсы для реализации крупномасштаб­ных инвестиционных проектов.

5. Корпоративные облигации более устойчивы на фон­довом рынке по сравнению с другими видами ценных бумаг. Курс облигаций, как правило, не снижается при ухудшении деловой ситуации на финансовом рынке, что характерно для акций. Последние очень чувствительны к изменению конъюнктуры на рынке ценных бумаг.

6. В процессе подготовки проспекта эмиссии и выпуска облигаций в обращение главное внимание уделяют вопросам их качества и надежности для потенциаль­ных инвесторов; высокая инвестиционная привлека­тельность облигаций означает более низкий процент выплат по ним и, следовательно, более выгодные для корпорации-эмитента условия привлечения заемного капитала.

В то же время эмиссия облигаций имеет следующие нега­тивные последствия для акционерного общества:

1) облигации не могут быть эмитированы для форми­рования уставного капитала и покрытия временного недостатка денежных средств. Его удобнее покрыть за счет привлечения краткосрочного банковского или коммерческого кредита;

2) эмиссия облигаций часто связана со значительными дополнительными расходами эмитента и требует дли­тельного срока привлечения денежных средств;

 3) размещение облигаций на большую сумму могут поз­волить себе только известные акционерные компании (корпорации), имеющие высокий уровень кредитного рейтинга;

4) уровень финансовой ответственности акционерного общества за своевременную выплату процентов и основной суммы долга при погашении облигаций очень высок, так как взыскание этих сумм при длительной просрочке платежей осуществляют через процедуру банкротства;

5) после выпуска облигаций вследствие изменения конъ­юнктуры на финансовом рынке средняя ставка ссуд­ного процента может стать значительно ниже, чем установленный процент выплат по облигационному займу. Это ставит эмитента в невыгодные финансо­вые условия по сравнению с получателем банковского кредита.

Таким образом, в условиях современного финансового рынка эмиссия облигаций предпочтительна для высокорентабельных акционерных компаний нефтегазового комплекса, энергетики, связи, пищевой промышленности, торговли и некоторых других отраслей хозяйства в случае реализации ими крупномасштабных инвестиционных и ин­новационных проектов. Для финансирования таких проектов целесообразно использовать смешанный метод, т.е. наряду с долгосрочным заемным капиталом использовать собствен­ные средства корпораций в объеме не менее 40-50% от обще­го объема реальных инвестиций.

Развитие рынка корпоративных облигаций позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы в реальный сектор экономики не только за счет свободных денежных средств хозяйствующих субъектов, но и сбережений насе­ления.

Профессиональным участникам финансового рынка вы­пуск и обращение новых видов ценных бумаг (корпоратив­ных облигаций) предоставляет дополнительные возможности для их деятельности.

 

6.3. Эффект финансового рычага (левериджа) и его использование при управлении заемным капиталом

 

Для любой корпорации принципиально важ­но, чтобы как собственные, так и заемные средства обеспечи­вали доход.

Если корпорация в производственно-торговой деятель­ности использует как собственный, так и заемный капитал, то доходность (рентабельность) собственного капитала может быть повышена за счет привлечения банковских кредитов.

В теории финансового менеджмента такое повышение рентабельности собственного капитала называют эффектом финансового рычага (левериджа).

Эффект финансового рычага - это приращение к чистой рентабельности собственных средств корпорации (ЧРСС), получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на его платность.

Дифференциал не должен быть отрицательным. Эффект финансового рычага оптимально должен быть равен 1/3-1/2 (30-50%) экономической рентабельности активов.

В качестве примера рассмотрим два акционерных обще­ства с одинаковым уровнем рентабельности активов. Единс­твенное различие между ними - неодинаковая структура пас­сива баланса.

а) рассчитаем чистую рентабельность собственных средств при условии, что оба корпорации НЕ платят подо­ходный корпоративный налог

б) рассчитаем чистую рентабельность собственных средств при условии, что оба корпорации платят подоходный корпо­ративный налог:

Следовательно, в процессе управления заемными средс­твами финансистам корпорации следует определять необхо­димую сумму кредита, желательный процент по нему и влия­ние кредита на рентабельность собственных средств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.221 (0.017 с.)