Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование заемного капитала в форме облигационных займовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одной из форм привлечения долгосрочного заемного капитала является размещение облигационных займов. Корпорации вправе размещать облигации по Решению Совета директоров (Наблюдательного совета), если иной порядок не определен его уставом. Размещение обществом облигаций, конвертируемых в акции, и других эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, осуществляют по решению общего собрания акционеров или по решению Совета директоров (Наблюдательного совета), если в соответствии с уставом ему принадлежит право принятия решения о размещении облигаций, конвертируемых в акции. Облигация удостоверяет право владельца требовать ее погашения (выплату номинальной стоимости и процентов или номинальной стоимости по дисконтной облигации) в установленный срок. В решении об эмиссии облигаций должны быть определены формы, сроки и другие условия их размещения. Размещение корпоративных облигаций - это длительный и сложный процесс, включающий в себя ряд последовательных процедур. Выделяют следующие основные этапы эмиссии облигаций, размещаемых путем подписки: 1) принятие и утверждение эмитентом решения о выпуске облигаций; 2) подготовку проспекта эмиссии; 3) государственную регистрацию выпуска облигаций и проспекта эмиссии; 4) изготовление сертификата облигаций; 5) раскрытие информации о регистрации проспекта эмиссии; 6) подписка на облигации; 7) регистрацию отчета об итогах выпуска облигаций; 8) раскрытие информации, которая включена в отчет об итогах выпуска облигаций. Ключевым этапом является разработка проспекта эмиссии, а на последующих этапах происходит реализация всех положений, представленных в данном документе. В проспекте эмиссии облигаций должны быть четко сформулированы следующие понятия: важнейшие характеристики и финансовые аспекты выпуска облигаций, права владельцев этих финансовых инструментов, случаи и технология размещения облигаций, порядок определения цены размещения, условия и порядок их оплаты, порядок хранения и учета прав на облигации, механизм их погашения и выплаты процента, условия налогообложения доходов по облигациям. Разработка финансовых аспектов эмиссии облигаций содержит следующие ключевые параметры: объем эмиссии, номинальную стоимость облигации, вид финансовых инструментов и срок их обращения, процентную ставку, периодичность выплаты процента и др. Наиболее сложной проблемой является выбор оптимального варианта эмиссии облигаций, отвечающих по своим инвестиционным качествам интересам эмитента потенциальных вкладчиков (инвесторов). Номинальная стоимость всех выпущенных облигаций не должна превышать размера уставного капитала общества либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами для цели их размещения. Общество может выпускать облигации с единовременным сроком погашения или облигации со сроком погашения по сериям в определенные сроки. Погашение облигаций осуществляют в денежной форме или иным имуществом в соответствии с решением об их размещении. Общество вправе выпускать облигации, обеспеченные залогом определенного имущества; облигации под обеспечение, предоставленное ему третьими лицами; облигации без обеспечения. В последнем случае их размещение допускается не ранее третьего года деятельности общества и при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов. Облигации могут быть именными или на предъявителя. При размещении именных облигаций общество обязано вести реестр их владельцев. Общество вправе предусмотреть возможность досрочного погашения облигаций по желанию их владельцев. При этом в решении о размещении облигаций должны быть определены стоимость погашения и срок, начиная с которого они могут быть предъявлены к досрочному погашению. Общество не может размещать облигации, конвертируемые в его акции, если количество объявленных акций определенных категорий и типов ниже количества акций этих категорий и типов, право на приобретение которых предоставляют подобные ценные бумаги (облигации). Корпоративная облигация как финансовый инструмент позволяет: - аккумулировать и перераспределять капитал в денежной форме между различными отраслями хозяйства; - обеспечивать получение инвесторами процентного дохода в заранее установленной форме и возврат основной суммы долга; - предоставлять инвесторам дополнительные права и гарантии (например, первоочередность при получении процентного дохода, обеспеченность облигационного займа имуществом эмитента и др.). Вместе с тем облигация - это рисковое долговое обязательство, требующее проведения взвешенной инвестиционной политики со стороны эмитента. На фондовом рынке всегда существует вероятность того, что облигационный заем не будет успешным, так как наличие тщательно подготовленного проспекта эмиссии еще не гарантирует полного размещения облигаций на предлагаемых эмитентом условиях. В бухгалтерском учете затраты, связанные с размещением облигационных займов, состоят из: - процента, дисконта по причитающимся к оплате облигациям; - комиссионного вознаграждения финансовому посреднику (андеррайтеру); - дополнительных расходов по выпуску и размещению долговых обязательств (например, осуществление копировально-множительных работ, оплата налогов и сборов, проведение экспертиз, оплата услуг связи и т.д.). Задолженность по размещенным заемным обязательствам показывают с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов согласно проспекту эмиссии облигаций. По размещенным облигациям акционерное общество-эмитент отражает номинальную стоимость выпущенных и реализованных заемных обязательств как кредиторскую задолженность. При начислении дохода по облигациям в форме процентов эмитент указывает кредиторскую задолженность по проданным заемным обязательствам с учетом причитающегося к оплате на конец отчетного периода процента по ним. Начисление причитающегося дохода (процентов или дисконта) по размещенным облигациям эмитент отражает в составе операционных расходов в тех отчетных периодах, к которым относятся данные начисления. Для равномерного (ежемесячного) включения сумм причитающегося к уплате заимодавцу дохода по процентным облигациям эмитент вправе предварительно учесть указанные суммы в составе расходов будущих периодов. Включение заемщиком дополнительных трат, связанных с размещением облигационных займов, производят в том отчетном периоде, в котором были произведены указанные расходы. Дополнительные затраты могут предварительно учитываться как дебиторская задолженность последующим отнесением их в состав операционных расходов в течение срока погашения указанных выше заемных средств. Стоимость заемного капитала, привлекаемого за счет эмиссии корпоративных облигаций, оценивают на основе ставки купонного процента, формирующего сумму периодических купонных выплат. Если облигацию продают на иных условиях, базой оценки выступает сумма дисконта по ней, выплачиваемая при погашении. Оценка стоимости заемного капитала, привлекаемого и форме купонных облигаций, осуществляется по следующей формуле:
где СЗКко - стоимость заемного капитала, привлекаемого за счет эмиссии облигаций, %; Ско - ставка купонного процента по облигации, %; Уэз - уровень эмиссионных затрат к объему эмиссии, доли единицы; ЭЗ - эмиссионные затраты, д.е.; ЭК - заемный капитал, привлекаемый в форме эмиссии купонных облигаций, д.е. Оценка стоимости заемного капитала, привлекаемого в форме дисконтных облигации, определяется по следующей формуле: где СЗКдо - стоимости заемного капитала, привлекаемого в форме дисконтных облигаций, %; Ндо - номинал облигаций, д.е.; Д - средняя сумма дисконта по облигации, д.е.; ЗК - сумма привлеченных за счет эмиссии дисконтных облигаций средств, д.е. Привлечение заемного капитала путем выпуска облигаций обеспечивает корпорации следующие преимущества: 1. Эмиссия облигаций не приводит к утрате контроля над управлением корпорацией (как в случае с выпуском акций). 2. Облигации могут быть эмитированы при относительно невысоких финансовых обязательствах по процентам (в сравнении со ставками процента за банковский кредит или дивидендами по акциям), так как они обеспечены имуществом корпорации и имеют приоритет в выплате процентов (за счет прибыли до налогообложения). 3. Облигации имеют большую возможность распространения, чем акции, вследствие меньшего уровня риска для инвесторов, поскольку обеспечены имуществом корпорации. 4. Корпоративные облигации, как правило, обеспечивают привлечение капитала на длительный период (5 - 10 дет), что позволяет мобилизовать значительные финансовые ресурсы для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов. 5. Корпоративные облигации более устойчивы на фондовом рынке по сравнению с другими видами ценных бумаг. Курс облигаций, как правило, не снижается при ухудшении деловой ситуации на финансовом рынке, что характерно для акций. Последние очень чувствительны к изменению конъюнктуры на рынке ценных бумаг. 6. В процессе подготовки проспекта эмиссии и выпуска облигаций в обращение главное внимание уделяют вопросам их качества и надежности для потенциальных инвесторов; высокая инвестиционная привлекательность облигаций означает более низкий процент выплат по ним и, следовательно, более выгодные для корпорации-эмитента условия привлечения заемного капитала. В то же время эмиссия облигаций имеет следующие негативные последствия для акционерного общества: 1) облигации не могут быть эмитированы для формирования уставного капитала и покрытия временного недостатка денежных средств. Его удобнее покрыть за счет привлечения краткосрочного банковского или коммерческого кредита; 2) эмиссия облигаций часто связана со значительными дополнительными расходами эмитента и требует длительного срока привлечения денежных средств; 3) размещение облигаций на большую сумму могут позволить себе только известные акционерные компании (корпорации), имеющие высокий уровень кредитного рейтинга; 4) уровень финансовой ответственности акционерного общества за своевременную выплату процентов и основной суммы долга при погашении облигаций очень высок, так как взыскание этих сумм при длительной просрочке платежей осуществляют через процедуру банкротства; 5) после выпуска облигаций вследствие изменения конъюнктуры на финансовом рынке средняя ставка ссудного процента может стать значительно ниже, чем установленный процент выплат по облигационному займу. Это ставит эмитента в невыгодные финансовые условия по сравнению с получателем банковского кредита. Таким образом, в условиях современного финансового рынка эмиссия облигаций предпочтительна для высокорентабельных акционерных компаний нефтегазового комплекса, энергетики, связи, пищевой промышленности, торговли и некоторых других отраслей хозяйства в случае реализации ими крупномасштабных инвестиционных и инновационных проектов. Для финансирования таких проектов целесообразно использовать смешанный метод, т.е. наряду с долгосрочным заемным капиталом использовать собственные средства корпораций в объеме не менее 40-50% от общего объема реальных инвестиций. Развитие рынка корпоративных облигаций позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы в реальный сектор экономики не только за счет свободных денежных средств хозяйствующих субъектов, но и сбережений населения. Профессиональным участникам финансового рынка выпуск и обращение новых видов ценных бумаг (корпоративных облигаций) предоставляет дополнительные возможности для их деятельности.
6.3. Эффект финансового рычага (левериджа) и его использование при управлении заемным капиталом
Для любой корпорации принципиально важно, чтобы как собственные, так и заемные средства обеспечивали доход. Если корпорация в производственно-торговой деятельности использует как собственный, так и заемный капитал, то доходность (рентабельность) собственного капитала может быть повышена за счет привлечения банковских кредитов. В теории финансового менеджмента такое повышение рентабельности собственного капитала называют эффектом финансового рычага (левериджа). Эффект финансового рычага - это приращение к чистой рентабельности собственных средств корпорации (ЧРСС), получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на его платность. Дифференциал не должен быть отрицательным. Эффект финансового рычага оптимально должен быть равен 1/3-1/2 (30-50%) экономической рентабельности активов. В качестве примера рассмотрим два акционерных общества с одинаковым уровнем рентабельности активов. Единственное различие между ними - неодинаковая структура пассива баланса. а) рассчитаем чистую рентабельность собственных средств при условии, что оба корпорации НЕ платят подоходный корпоративный налог б) рассчитаем чистую рентабельность собственных средств при условии, что оба корпорации платят подоходный корпоративный налог: Следовательно, в процессе управления заемными средствами финансистам корпорации следует определять необходимую сумму кредита, желательный процент по нему и влияние кредита на рентабельность собственных средств.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.47.194 (0.011 с.) |