Формы организации и преимущества корпоративных структур 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы организации и преимущества корпоративных структур



 

В индустриально развитых странах (США, Канада, Япо­ния) корпоративная форма предпринимательской деятельности является ключевой.

Основное отличие корпорации от других форм организа­ции бизнеса состоит в том, что она существует независимо от её собственников.

Организация корпоративного хозяйствования может вы­ступать в таких экономических формах, как:

- горизонтальная корпоратизации;

- вертикальная корпоратизация:

- диверсификационная корпоратизация.

Горизонтальная корпоратизация формируется на основе расширения масштабов производства на рынке однород­ной продукции. Она стимулирует борьбу за укрепление кон­курентных позиций в отрасли на длительную перспективу, устраняя возможность ущерба долгосрочных интересов. При этом потенциал конкурентоспособности не отождествляется с показателями текущей прибыли, а рассматривается как дол­госрочные преимущества на рынке однородной продукции.

Среди них необходимо выделить качество и цену продажи изделий; инновационный потенциал; достаточность произ­водственных и сбытовых мощностей; наличие долгосрочной стратегии деятельности, обеспечивающей сохранение или рост объемов продаж,  

Вертикальная корпоратизации строится на базе интег­рации производств от добычи сырья до изготовления конеч­ной продукции и ее реализации. Она исходит из принципов технологической взаимозависимости производств и последовательности процессов, совпадающих во времени и пространстве. 

Вертикальная корпоратизация наиболее эффективна в непрерывном производстве (химическая, металлургическая, нефтяная и газовая промышленность и т.д.), где достигается концентрация капитала и углубление общественного разделения труда под воздействием научно-технического прогресса.

Порогом вертикальной корпоратизации является снижение нормы прибыли от дальнейшего расширения технологичес­ких и кооперационных связей.

Диверсифицированная корпоратизация формируется за счет объединения различных производств. Преимуществами данной формы корпоратизации являются снижение рисков от предпринимательской деятельности в зависимости от ко­нъюнктуры рынка («одноименной продукции», обеспечение более широкой экономической основы, смягчение влияния структурных сдвигов в экономике, создание конкурентных преимуществ в новой сфере деятельности, обладание емким рынком получение высокой прибыли в долгосрочной перс­пективе.

 Порогом развития диверсифицированной корпоратизации является снижение нормы прибыли от расширения крута деятельности. Затраты при создании нового производс­тва не должны быть настолько высоки, чтобы существенно снизить возможности получения прибыли и повлиять на благосостояние акционеров.

В целях достижения эффективной сбалансированности производств при диверсифицированной корпоратизации при­меняется портфельная стратегия, которая позволяет добиться разумного баланса активов и операционной стабильности в целом.

Если рассмотреть формы корпоратизации по критерию эффективности, то трудно судить — какая из них наиболее эф­фективна. Хотя бытует мнение, что эффективными являются диверсифицированные и вертикальные, а неэффективными - горизонтальные схемы.

Однако мировой опыт не дает од­нозначной оценки рангов их эффективности. Каждая из этих форм имеет право па экономическую «жизнь» и проявляет свою эффективность при определенных условиях и среде, оп­ределенной организации производства.

Развитие корпоративных групп за счет масштаба и ин­теграции производственной, технологической, финансовой деятельности обеспечивает следующие преимущества:

1) неограниченный период жизни корпорации (акции могут передаваться другим лицам, а предприятие мо­жет существовать вечно);

2) ограниченную ответственность (корпорация вправе привлекать капитал в денежной форме от своего име­ни, не возлагая на своих собственников неограничен­ную ответственность. Следовательно, для удовлетво­рения претензий к корпорации невозможно конфиско­вать личное имущество акционеров);

3) экономию трансакционных издержек;

4) синергию за счет комбинирования достоинств отде­льных участников группы, координации дополняю­щих активов;

5) инновационные преимущества, обусловленные усиле­нием мотиваций участников группы за счет имущест­венных связей между ними;

6) инвестиционные преимущества, связанные с реинвес­тированием большей доли прибыли, мотивацией роста курсовой стоимости акций, с большими возможностя­ми привлечения заемного капитала (кредиты и обли­гационные займы);

7) информационные преимущества, обеспечиваемые ин­тенсивным информационным обменом между участ­никами группы, что благоприятствует адаптации ин­новаций в производстве, повышает надежность инвес­тиционных решений;

8) расширение сферы влияния квалифицированных пред­принимателей;

9) фактическое взаимострахование друг друга-частниками одной и той же деловой группы и

Корпоративная форма имеет один существенный недоста­ток, который заключается в двойном налогообложении (подо­ходный корпоративный налог и налог на дивидендный доход), но малые корпорации, работающие в форме товарищества, уп­лачивают только подоходный корпоративный налог.

Акционерная компания в форме корпорации имеет много разновидностей по всему миру. Правила поведения на рын­ке меняются от страны к стране, но главные характеристики - коллективная (публичная) форма собственности и ограни­ченная ответственность — остаются.

Одной из ведущих форм организации корпораций явля­ются холдинговые компании (промышленность, транспорт, торговля, банковское дело и др.).

Холдинговая (держательская) компания — это особый тип финансовой компании, которая создается для владения конт­рольными пакетами акций других компаний с целью контро­ля и управления их деятельностью (США, Канада, Япония).

Существует два типа холдинговых компаний:

1) чистый холдинг, выполняющий только контрольно-управленческие и финансовые функции;

2) смешанный холдинг, занимающийся, кроме указан­ных функций, также определенной предприниматель­ской деятельностью - производственно-торговой, кре­дитно-финансовой и др.

Холдинги могут располагать капиталом, во много раз превосходящим собственный. Холдинги, приобретая конт­рольный пакет акций той или иной компании, получают возможность назначать своих представителей в Совет директоров и другие органы управления подконтрольной компании.     

Преимущества холдинговых компаний состоят в следую­щем:

- значимый контроль в виде доли в собственном капита­ле (10-51%)

- элиминирование (нейтрализация) рисков. Снижение рисков достигается за счет того, что отдельные компании о внутри системы холдинга являются самостоятельными с юридическими лицами, и обязательства любой из них % отделены от обязательств других компаний. (Однако на а практике материнская компания часто вынуждена оказывать финансовую помощь своим филиалам ради удержания покупателей товаров (услуг), осуществления про­граммы начальных инвестиций, предоставления гарантий банку-кредитору своей дочерней компании и т.д.)

Слияние — один из способов объединения потенциала двух и более компаний. При слиянии объединяются все активы вовлекаемых в сделку компаний.

Корпоративные альянсы позволяют компаниям создать структуру, которая концентрирует свои усилия на определен­ном виде бизнеса (освоение новых технологий и рынков сбы­та). Альянсы существуют во многих формах: от соглашения, непосредственно ориентированного на рынок, до совместной собственности и операций международного масштаба. Одной из форм корпоративного альянса является совместное пред­приятие, в котором ряд компаний объединяется для дости­жения определенных целей (перекрестное лицензирование, консорциумы, совместная заявка на торги и т.д.).

Транснациональные компании (ТНК) - это, как правило, крупные корпорации, осуществляющие операции за рубе­жом. Головной холдинг ТНК выполняет следующие функ­ции: разработка экономической и маркетинговой стратегии, координация финансовой политики всех филиалов, проведе­ние крупномасштабных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В индустриально развитых странах (США, Канада, ЕЭС,Япония) корпорации становятся транснациональными последующим причинам:

1) поиск и освоение новых рынков сбыта товаров;

2) поиск источников сырья и энергоресурсов;

3) поиск новых технологий;

4) диверсификация экономических и политических рисков, что достигается путем организации производства и сбытовой сети по всему миру;

5) обход политических барьеров и мер по контролю (обход импортных квот на автомобили, электронику и т.д.);

6) поиск путей повышения эффективности производства (перемещение производства в страны, где издержки производства ниже расходов на сырьё, материал, оп­лату труда и др.).

В процессе управления финансами корпорации её руко­водство может ставить перед собой различные цели:

- недопущение банкротства и больших финансовых по­терь;

- лидерство в конкурентной борьбе;

- максимизация «цены фирмы» (максимизация стоимости собственного капитала) через рост курсовой стоимости акций;

- рост объема производства и продаж;

- максимизация прибыли и минимизация расходов; обеспечение достаточного уровня доходности (отда­чи) активов, собственного капитала и продаж и др.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) представляет собой совокупность юридических лиц, действующих как ос­новное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные акти­вы (система участия) на основе договора о создании финан­сово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынка сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Участниками группы признаются юридические лица, подписавшие договор о её создании, включая учрежденную ими центральную компанию (ЦК). Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере про­изводства товаров и услуг, а также банков и иных кредитных организаций. В состав участников могут входить инвестици­онные институты, пенсионные фонды, страховые компании, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвес­тиционного процесса в ФПГ.

Центральная компания - юридическое лицо, учрежден­ное всеми участниками договора о создании ФПГ или являю­щееся по отношению к ним основным обществом и уполно­моченным в силу договора на ведение дел группы. Централь­ная компания выступает от имени участников в отношениях, связанных с созданием и деятельностью ФПГ, ведет свод­ные (консолидированные) учет, отчетность и баланс груп­пы. Корпорации и организации несут солидарную ответс­твенность по обязательствам ЦК. Роль ЦК часто сводится к представительским функциям, отвечающим за лоббирование интересов группы в органах исполнительной власти и получение различных льгот.

1. Центральная компания - основное производство: це­левое финансирование, кредиты и займы, дивиденды и проценты по финансовым вложениям, денежные средства на оплату машин и оборудования, прочие платежи. Основное производство (товаропроизводи­тели) - центральная компания: выручка от продаж, дивиденды и проценты по займам, оплата приобретен­ных товаров (работ, услуг), прочие платежи (расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами).

2. Основное производство - покупатели: дивиденды и проценты по займам, прочие платежи. Покупатели — основное производство: денежные средства за реали­зованную продукцию, инвестиции в инвестиционные ценные бумаги и др.

3. Центральная компания - инвестиционные институты: средства на финансовые вложения, доходы (дивиден­ды, проценты) по финансовым вложениям.

4. Центральная компания - торговые фирмы: доходы по финансовым вложениям, прочие платежи.

5. Центральная компания - покупатели: ценные бумаги (акции и корпоративные облигации), доходы по цен­ным бумагам. Покупатели - центральная компания: денежные средства за эмиссионные ценные бумаги.

6. Центральная компания — сервисные фирмы: целевое финансирование, займы, прочие платежи. Сервисные фирмы — центральная компания: выручка от оказания услуг, проценты по займам, прочие платежи.

7. Центральная компания - коммерческий банк: финан­совые вложения, дивиденды и проценты по креди­там и Займам, возврат основной суммы долга, оплата услуг банка и др. Коммерческий банк — центральная компания: финансовые вложения кредиты, дивиденды и проценты по финансовым вложениям, другие перечисления.

1.4. Финансовая политика корпорации: содержание и основные задачи

 

Финансовая политика выражает целенаправленное ис­пользование финансов для достижения стратегических и тактических задач, определенных учредительными докумен­тами (уставом) корпорации.

Например, усиление позиций на рынке товаров (услуг), достижение приемлемого объема продаж, прибыли и рентабельности активов и собственно­го капитала, сохранение, платежеспособности и ликвид­ности баланса, увеличение благосостояния собственников (акционеров).

Содержание финансовой политики включает в себя следующие звенья:

1) разработку оптимальной концепции управления фи­нансами, обеспечивающую сочетание высокой доход­ности и защиты от коммерческих рисков;

2) выявление основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий период;

3) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Основные задачи финансовой политики:

1) максимизация прибыли как источника экономическо­го роста;

2) оптимизация структуры и стоимости капитала, обес­печение финансовой устойчивости и деловой актив­ности корпорации;

3) достижение финансовой открытости корпорации для собственников (акционеров, учредителей), инвесто­ров и кредиторов;

4) использование рыночных механизмов привлечения капитала с помощью эмиссии корпоративных ценных бумаг, финансового лизинга, проектного финансиро­вания;

5) разработка эффективного механизма управления фи­нансами (финансового менеджмента) на основе диаг­ностики финансового состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности корпорации, адек­ватных рыночным условиям, и поиска путей их дости­жения.

Исходя из продолжительности и характера решаемых за­дач, финансовая политика классифицируется на финансовую стратегию и тактику.

Финансовая стратегия это долговременный курс финан­совой политики, рассчитанный на перспективу и предполага­ющий решение крупномасштабных задач корпорации. Составной частью финансовой стратегии является пер­спективное финансовое планирование, ориентированное на достижение основных параметров деятельности корпорации: объем и себестоимость продаж, прибыль и рентабельность, Финансовая устойчивость и платежеспособность.

К важнейшим направлениям разработки финансовой стратегии корпорации относятся следующие:

1) анализ и оценка финансово-экономического состоя­ния;

2) разработка учетной и налоговой политики;

3) выработка кредитной политики;

4) управление основным капиталом и принятие аморти­зационной политики;

5) управление оборотными активами и кредиторской за­долженностью;

6) управление заемными средствами;

7) управление текущими издержками, сбытом продук­ции и прибылью;

8) ценовая политика;     

9) выбор дивидендной и инвестиционной политики;

10) оценка достижений корпорации и её рыночной стои­мости (цены).

Финансовая тактика направлена на решение частных за­дач конкретного этапа развития корпорации путем своевре­менного изменения способов организации финансовых свя­зей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.041 с.)