Тема 2. Затраты на производство и реализацию продукции корпорации и их финансирование (3лк,3пз) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Затраты на производство и реализацию продукции корпорации и их финансирование (3лк,3пз)



Дисциплина «Корпоративные финансы»

Лек., 36 пр.зан.

Тема 1. ФИНАНСЫ КОРПОРАЦИЙ: ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ ИХ ФИНАНСОВОЙ СРЕДЫ (3лк,3пз)

1. Финансы корпораций как стоимостная категория. Функции корпоративных финансов.

2. Принципы организации корпоративных финансов

3. Формы организации и преимущества корпоративных структур

4. Финансовая политика корпорации: содержание и основные задачи

5. Понятие, задачи и направления финансовых служб корпорации

 

Тема 2. ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ КОРПОРАЦИИ И ИХ ФИНАНСИРОВАНИЕ (3лк,3пз)

1. Общая характеристика затрат корпораций

2. Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) корпорации

3. Планирование (прогнозирование) текущих издержек корпорации

Тема 3. ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ КОРПОРАЦИЙ (3лк,3пз)

1. Совокупный доход корпораций. Модель финансового механизма

2. Доход от реализации продукции (работ и услуг) как основной источник финансирования корпораций

3. Доход (убыток) от неосновной и чрезвычайной деятельности корпораций

4. Чистый доход корпораций: понятие, значение и распределение

5. Система показателей рентабельности, методы ее определения и пути повышения

Тема 4. СТОИМОСТЬ И СТРУКТУРА КАПИТАЛА КОРПОРАЦИИ(3лк,3пз)

1. Экономическая природа капитала корпорации: понятие, значение и классификация

2. Способы и источники привлечения капитала корпорации

3. Методологический подход к формированию капитала корпорации

4. Средневзвешенная стоимость капитала и важнейшие аспекты ее использования в деятельности корпорации

5. Методы расчета оптимальной структуры капитала корпорации

Тема 5. СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ КОРПОРАЦИИ (3лк,3пз)

1. Собственный капитал: понятие, состав, структура и роль в деятельности корпорации

2. Уставный капитал как основной первоначальный источник собственных средств корпорации

3. Добавочный капитал корпорации: понятие, значение и элементы

4. Резервный капитал и нераспределенный доход корпорации

5. Политика формирования собственного капитала корпорации

6. Поэлементная оценка стоимости собственного капитала (доклад)

Тема 6. ЗАЕМНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ КОРПОРАЦИИ (3лк,3пз)

1. Понятие, состав заемного капитала корпорации

2. Формирование заемного капитала в форме облигационных займов

3. Эффект финансового рычага и его использование при управлении заемным капиталом корпорации

4. Организация процесса кредитования заемщика

5. Показатели эффективности заемного капитала корпорации

 

Тема 7. ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ КОРПОРАЦИЙ (3лк,3пз)

1. Основной капитал корпораций: экономическая природа, состав и структура

2. Амортизация и ее роль в обновлении основного капитала корпораций

3. Показатели движения и использования основного капитала корпораций

4. Источники финансирования воспроизводства основных средств корпораций

Тема 8. ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ КОРПОРАЦИЙ (3лк,3пз)

1. Экономическое содержание оборотного капитала корпораций

2. Классификация оборотного капитала корпораций

3. Источники финансирования оборотного капитала корпораций

4. Определение потребности корпораций в оборотном капитале

5. Показатели эффективности использования оборотного капитала и пути ускорения его оборачиваемости

Тема 9. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРПОРАЦИЙ(4лк,4пз)

1. Содержание и задачи финансового планирования

2. Принципы финансового планирования корпораций

3. Методы финансового планирования корпораций

4. Виды и содержание финансовых планов

5. Планирование потоков денежных средств корпораций

Тема 1. ФИНАНСЫ КОРПОРАЦИЙ: ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ ИХ ФИНАНСОВОЙ СРЕДЫ

1. Финансы как стоимостная категория. Функции финансов

2. Принципы организации корпоративных финансов

3. Формы организации и преимущества корпоративных структур

4. Финансовая политика корпорации

5. Задачи финансовых служб корпорации

 

Планирование (прогнозирование) текущих издержек по обычным

Видам деятельности

 

Основным методом управления эксплуатационными (те­кущими) издержками является планирование.

Главной целью планирования является установление целесообразной струк­туры издержек и их объема на предстоящий период.

Основ­ной формой планирования текущих издержек служит бюдже­тирование. Составление плановых бюджетов осуществляют по предприятию в целом, в разрезе отдельных подразделений и центров ответственности (расходов, доходов и прибыли). Бюджет затрат включают в план доходов и расходов по теку­щей деятельности.

Важнейшими этапами планирования эксплуатационных издержек являются:

- анализ издержек за отчетный период;

- подготовка необходимой исходной базы для планиро­вания;

- прогноз изменения факторов, влияющих на объем и структуру издержек;

- составление плановых калькуляций на виды изделий;

- разработка плановых бюджетов по центрам ответ­ственности;

- разработка сводного плана (бюджета) по предприятию в целом.

Особое внимание в процессе операционного анализа уделяют причинам возникновения излишних издержек, не обус­ловленных нормальным ходом производственного цикла. К ним, в частности, относятся:

- сверхнормативные затраты сырья, материалов и энер­горесурсов;

- перерасход средств по оплате труда;

- затраты по содержанию излишних запасов материаль­ных ценностей;

- изменение амортизационной политики;

- уровень ставок налогообложения и тарифов взносов во внебюджетные фонды;

- уровень процентных ставок по привлекаемым заем­ным средствам;

- изменение уровня цен на закупаемые материальные ресурсы, энергоносители и тарифов на транспортные перевозки;

- иные факторы, оказывающие существенное влияние на величину текущих (операционных) затрат.

Расчеты по сопоставлению плановых калькуляций на от­дельные изделия (группу однородных изделий) осуществля­ют в разрезе установленных статей учетной номенклатуры эксплуатационных затрат. В процессе составления плановой калькуляции на изделие определяется система калькулиро­вания издержек (позаказная, попередельная, нормативная) и размеры прямых и непрямых (косвенных) операционных затрат. Перечень калькуляционных единиц предприятие ус­танавливает самостоятельно исходя из особенностей своей эксплуатационной деятельности.

В западных корпорациях широкое распространение полу­чила система калькулирования переменных издержек - «директ-костинг».

Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития производства, обеспечива­ющая превышение выручки от реализации продукции над затратами (издержками) по ее производству и сбыту.

Главная факторная цепочка, формирующая прибыль, может быть представлена схемой:

Затраты —> Объем производства —> Прибыль.

Составляющие этой схемы должны находиться под пос­тоянным вниманием и контролем. Эта задача решается на ос­нове организации учета затрат по системе «директ-костинг», значение которой возрастает в связи с переходом к рыночной экономике.

Оптимизация прибыли корпорации в условиях рыночных отношений требует постоянного притока оперативной информации не только внешнего характера (о состоянии рынка, спроса на продукцию, ценах и т.п.), но и внутреннего (о формировании затрат на производство и себестоимость продукции). Эта информация опирается на систему произ­водственного учета расходов по местам их возникновения и видам изделий, на выявленные отклонения расхода ресур­сов от стандартных норм и смет, на данные о калькуляции себестоимости отдельных видов продукции, учете резуль­татов реализации по видам изделий. Важно отметить, что в зависимости от учетной политики, проводимой предприяти­ем в области производственного учета, степень детализации учета затрат, а следовательно, и анализ различны для разных предприятий. Методика анализа прибыли и себестоимости зависит также от полноты включения затрат в себестои­мость, наличия раздельного учета переменных и постоян­ных затрат.

Теоретической базой оптимизации прибыли и анализа за­трат является система учета прямых затрат «директ-костинг», которую называют еще системой управления себестоимос­тью, или системой управления предприятием.

Система «директ-костинг» является атрибутом рыночной экономики. В ней достигнута высокая степень интеграции учета, анализа и принятия управленческих решений. Глав­ное внимание в этой системе уделяется изучению поведения затрат ресурсов в зависимости от изменения объемов произ­водства.

Для целей управления прибылью и себес­тоимостью затраты классифицируются по различным призна­кам.

Сущностью системы «директ-костинг» является разде­ление затрат на производство на переменные и постоянные в зависимости от изменений объема производства.

К перемен­ным относятся затраты, величина которых изменяется с изме­нением объема производства: затраты на сырье и материалы, заработная плата основных производственных рабочих, топ­ливо и энергия на технологические цели и другие расходы. В зависимости от соотношения темпов роста объема произ­водства и различных элементов переменных затрат послед­ние, в свою очередь, подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и дегрессивные.

К постоянным затратам принято относить такие затраты, величина которых не меняется с изменением объема произ­водства, например арендная плата, проценты за пользование кредитами, начисленная амортизация основных фондов, не­которые виды заработной платы руководителей корпорации, фирмы и другие расходы.

Следует отметить, что разделение затрат на постоянные и переменные несколько условно, поскольку многие виды затрат носят полупеременный (полупостоянный) характер (смешанные издержки).

Дописать……..Для повышения объективности разделения смешенных издержек на постоянные и перемен­ные предложен ряд эффективных практических методов:

- ме­тод максимальной и минимальной точки объема производс­тва за период;

- метод статистического построения сметного уравнения;

- графический метод и др.

Степень реагирования издержек на изменения объема продукции может быть оценена с помощью коэффициента реагирования затрат. Этот коэффициент вы­числяется по формуле:

      DZ

К = -----------

       DN

где К - коэффициент реагирования затрат на изменения объ­ема производства;

DZ - изменение затрат за период, в %;

DN - изменение объема производства, в %.

В зависимости от значения коэффициента реагирования выделяют типовые хозяйственные ситуации:

Таблица. Реагирование постоянных и переменных затрат в зависимости от объема производства продукции

Значение коэффициента реагирования затрат Характер затрет
К = 0 Постоянные
0 < К > 1 Дегрессивпые переменные
К= 1 Пропорциональные переменные
К> 1 Прогрессивные переменные

 

Чтобы обеспечить снижение себестоимости и повыше­ния прибыльности корпорации необходимо выполнить сле­дующие условие: темпы снижения дегрессивных расходов должны превышать темпы роста прогрессивных и пропорци­ональных расходов.

Кроме того, необходимо помнить о характере движения издержек (суммарных и на единицу продукции) в ответ на из­менения объема производства и продаж в релевантном диа­пазоне (табл.)

Таблица. Поведение переменных и постоянных издержек при изменениях объема производства (сбыта) в релевантном диапазоне (краткосрочном периоде)

Объем производства (сбыта)

Переменные издержки

Постоянные издержки

Суммарные На единицу продукции Суммарные На единицу продукции
Растет Увеличиваются Неизменны Неизменны Умень­шаются
Падает Уменьшаются Неизменны Неизменны Увеличи­ваются

 

Важным аспектом анализа постоянных расходов явля­ется деление их на полезные и бесполезные (холостые). Это деление связано со скачкообразным изменением большинс­тва производственных ресурсов.

Например, предприятие не может приобрести полстанка. В связи с этим затраты ресур­сов растут не непрерывно, а скачкообразно, в соответствии с размерностью того или иного потребляемого ресурса. Таким образом, постоянные затраты можно представить как сумму полезных затрат и бесполезных, не используемых в произ­водственном процессе.

Величину полезных и бесполезных затрат можно исчис­лить имея данные о максимальном и фактическом объ­еме производимой продукции.

Анализ и оценка бесполезных затрат дополняется изуче­нием всех непроизводительных расходов корпорации.

Разделение затрат на постоянные и переменные, а пос­тоянных - на полезные и бесполезные является первой осо­бенностью «директ-костинга». Ценность такого разделения в упрощении учета и повышении оперативности получения данных о прибыли.

Второй особенностью системы «директ-костинг» являет­ся соединение производственного и финансового учета. По системе «директ-костинг» учет и отчетность на корпорациих организованы таким образом, что появляется возможность регулярного контроля данных по схеме «затраты – объем - прибыль».

Основная модель отчета для анализа прибыли выглядит следующим образом: Объем реализации, Переменные затраты, Маржинальный доход, Постоянные расходы, Прибыль (чистый доход).

Маржинальный доход представляет собой разность меж­ду выручкой от реализации и переменными затратами или сумму постоянных расходов и чистого дохода. Это обстоя­тельство позволяет строить многоступенчатые отчеты, что важно для детализации анализа.

Многостадийность составления отчета о доходах явля­ется третьей особенностью системы «директ-костинг». Так, если в приведенном выше отчете переменные затраты под­разделить на производственные и непроизводственные, то отчет станет трехступенчатым. При этом сначала определя­ется производственный маржинальный доход, затем доход в целом, затем чистый доход.

Например: Объем реализации, Переменные производственные затраты, Производственный маржинальный доход, Переменные непроизводственные затраты, Маржинальный доход, Постоянные расходы, Прибыль (чистый доход).

Четвертой особенностью системы «директ-костинг» яв­ляется разработка методики экономико-математического и графического представления и анализа отчетов для прогноза чистых доходов.

Преимуществами данной системы калькулирования се­бестоимости продукции являются:

- простота и доступность для практического примене­ния;

- минимум осуществления расчетных операций, связан­ных с распределением непрямых (косвенных) затрат, которые учитываются по предприятию в целом;

- высокая надежность полученных результатов, так как исключаются погрешности отнесения непрямых затрат на отдельные изделия в процессе их распределения;

- возможность управления как переменными издержка­ми, так и маржинальным доходом.

Основным недостатком системы «директ-костинг» яв­ляется неполное отражение всей совокупности издержек, связанных с производством и реализацией отдельных видов продукции.

Система калькулирования «стандарт-костинг» реализует­ся на базе разработанных предприятием норм и нормативов за­трат. При этом фактические текущие издержки сопоставляют с нормативными для отражения в учете величины отклонений.

Данную систему часто называют «управление затратами по отклонениям». К преимуществам данной системы кальку­лирования себестоимости продукции можно отнести:

- внедрение в эксплуатационную деятельность прогрес­сивных норм и нормативов затрат;

- неразрывная связь этих нормативов с ценовой полити­кой корпорации;

- повышение эффективности контроля над отклонения­ми отчетных показателей от нормативных;

- получение более объективных результатов калькули­рования.

Внедрение данной системы можно осуществить только в условиях стабильной экономической среды, преодоления вы­сокой инфляции и внедрения менеджмента на корпорациих и в корпоративных группах (холдингах и т.д.).

Составление плановых бюджетов осуществляют в разре­зе отдельных центров ответственности (затрат, прибыли, до­ходов и инвестиций), и разрабатывают на период до одного года в разрезе видов продукции и элементов затрат (помесяч­но или поквартально).

Система плановых операционных бюджетов включает в себя:

- бюджет материальных затрат;

- бюджет потребления топлива и энергии;

- бюджет фонда оплаты труда;

- бюджет амортизационных отчислений;

- бюджет прочих затрат.

Все вместе это составляет бюджет структурного подразделе­ния (филиала) корпорации (на месяц, квартал, полугодие, год).

Разработка планового бюджета текущих (операционных) затрат по предприятию в целом завершает процесс их плани­рования. Основное внимание на данном этапе уделяют обес­печению сбалансированности показателей плановых кальку­ляций на отдельные виды продукции и плановых бюджетов центров ответственности (центров финансового учета, ЦФУ) как по общей сумме, так и по элементам затрат.

Результаты расчета объема и состава текущих затрат по предприятию в целом целесообразно дополнить расчетом ко­эффициентов затратоемкости, затратоотдачи и рентабельнос­ти продукции, а также группировкой общей суммы издержек на переменные и постоянные для последующего использова­ния системы «взаимосвязь издержек производства, объема продаж и прибыли».

Расходы сводного бюджета рассчитывают на базе:

- сводного бюджета на производство и реализацию про­дукции;

- бюджета материальных затрат;

- бюджета потребления топлива и энергии;

- бюджета фонда оплаты труда;

- бюджета амортизационных отчислений;

- бюджета прочих затрат;

- плана-графика платежей в бюджетную систему;

- плана-графика взносов во внебюджетные фонды;

- плана-графика погашения кредитов и займов;

- иной информации, имеющейся в экономических служ­бах корпорации (корпорации).

Консолидированный бюджет доходов и расходов коррек­тируют в течение года исходя из изменений условий произ­водства и реализации продукции (работ, услуг), а также с уче­том финансовой и денежно-кредитной политики государства.

Для обеспечения контроля над формированием и испол­нением бюджета корпорации используют четкий набор уп­равленческих процедур, который включает в себя:

- оперативный анализ фактических отклонений от пла­новых значений (сумм) сводного бюджета, в том числе анализ по отклонениям функциональных (локальных) бюджетов;

- разработку мероприятий по ликвидации непроизводс­твенных затрат и потерь и иных удорожающих про­дукцию факторов, выявленных в процессе анализа;

- оформление и представление руководству корпорации аналитических материалов по исполнению свод­ного и функциональных бюджетов для принятия уп­равленческих решений и корректировки отдельных статей бюджета.

Основными исходными материалами для планирования текущих затрат являются:

- план выпуска продукции в разрезе отдельных видов в натуральном и стоимостном выражении (бюджет про­изводства);

- плановый объем продаж (реализации) продукции в физическом и денежном выражении;

- план закупок материальных ресурсов;

- нормы расхода и запаса материальных ресурсов, раз­работанные производственными и экономическими службами корпорации;

- нормы затрат труда на единицу продукции и иная нор­мативная база.

К числу важнейших факторов, которые учитываются в процессе планирования текущих расходов, относятся:

- изменение объема производства и продажи продук­ции;

- колебания ее номенклатуры и ассортимента;

- ценовые и иные факторы.

Таким образом, главной целью управления затратами на предприятии является оптимизация их суммы и уровня, кото­рая обеспечивает высокие темпы развития текущей деятель­ности и получение достаточной прибыли, необходимой для выплаты дивидендов, финансирования капиталовложений, пополнения оборотных средств и выполнения обязательств перед бюджетом по налоговым платежам.

КОРПОРАЦИЙ

1. Совокупный доход корпорации. Модель финансового механизма

2. Доход от реализации продукции, работ и услуг - основной источник финансирования корпораций

3. Доход (убыток) от неосновной и чрезвычайной деятельности корпораций

4. Чистый доход корпораций, его значение и распределение

5. Система показателей рентабельности, методы ее определения и пути повышения

Деятельности корпорации

 

Собственный капитал - это часть капитала корпорации, сформированная за счет собственных источников финансиро­вания.

Основу финансового потенциала корпорации составляет собственный капитал, включающий в себя следующие эле­менты:

1. Уставный капитал

- простые акции;

- привилегированные акции;

- вклады и взносы в уставный капитал.

2. Изъятый капитал (собственные акции (паи), выкуп­ленные акционерным обществом у их владельцев для после­дующего аннулирования или перепродажи).

3. Добавочный капитал:

- эмиссионный доход акционерного общества (суммы, полученные сверх номинальной стоимости размещен­ных акций, за вычетом расходов по их продаже) (до­полнительный оплаченный капитал);

- суммы от дооценки внеоборотных активов (дополни­тельный неоплаченный капитал);

- от переоценки основных средств;

- от переоценки инвестиций;

- от переоценки прочих активов;

- имущество, безвозмездно полученное от других орга­низаций;

- поступление средств целевого финансирования в фор­ме инвестиционных ресурсов и другие поступления.

4. Резервный капитал.

5. Нераспределенный доход (непокрытый убыток):

- нераспределенный доход (непокрытый убыток) отчет­ного года;

- нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) пре­дыдущих лет.

Собственный капитал служит источником покрытия вне­оборотных активов и образования собственных оборотных средств корпорации. Они необходимы для поддержания его постоянной платежеспособности в течение отчетного пери­ода. По прогнозному балансу активов и пассивов (бюджету по балансовому листу) определяют планируемую величину собственных оборотных средств на конец предстоящего пе­риода (квартала, года), т.е. прогнозируют будущую платежес­пособность акционерного общества, а также величину при­роста этих средств.

Структура собственного капитала характеризует удель­ный вес каждой статьи в его общем объеме.

На структуру собственного капитала влияют как внутренние, так и внешние факторы.

Внутренние факторы (состояние менеджмента, мар­кетинга, финансовая устойчивость) находятся под контролем руководства корпорации.

Внешние факторы целесообразно учитывать при формировании целевой структуры собствен­ного капитала. К ним, в частности, относят состояние финан­сового рынка, налоговую и денежно-кредитную политику го­сударства.

Структуру собственного капитала изучают за ряд отчет­ных периодов (кварталов, лет) и по результатам изучения со­ставляют прогноз на будущее.

 

Добавочный капитал

 

Добавочный капитал отражает прирост стоимости иму­щества при его переоценке, эмиссионный доход, безвозмезд­но полученные ценности и другие поступления.

В состав добавочного капитала включают следующие элементы:

1) эмиссионный доход корпорации (суммы, полученные сверх номинальной стоимости размещен­ных акций, за вычетом расходов по их продаже) (До­полнительно оплаченный капитал);

2) суммы от дооценки внеоборотных активов (дополни­тельный неоплаченный капитал):

- от переоценки основных средств;

- от переоценки инвестиций;

- от переоценки прочих активов.

3) имущество, безвозмездно полученное от других орга­низаций;

4) поступление средств целевого финансирования в фор­ме инвестиционных ресурсов и другие поступления;

Под дополнительно оплаченным капиталом понимают суммы, которые получила корпорация в результа­те реализации собственных акций по ценам, превышающим их номинальную стоимость (эмиссионный доход). Учет тако­го капитала (дохода) ведется на пассивном счете 531 «Допол­нительный оплаченный капитал».

По кредиту счета 531 отражается сумма, полученная от продажи собственных акций, при этом дебетуют следующие счета:

- подразделов 43 «Наличность на валютном счете» (сче­та 431, 432), 44 «Наличность на расчетном счете» (счет 441), 45 «Наличность в кассе» (счета 451, 452) - при поступлении выручки от реализации собственных ак­ций на валютный и расчетный счета, а также в кассу;

- 334 «Прочая дебиторская задолженность» - при предъявлении к оплате счетов за проданные акции (номинальная стоимость проданных акций отражает­ся по дебету счета 334 и кредиту счета 723 «Доход от реализации ценных бумаг»). Сумма дополнительно оплаченного капитала не может быть направлена на нужды потребления АО.

Затраты, связанные с реализацией собственных акций (оплата труда, отчисления на социальное страхование и др.), списываются в дебет счета 843 «Расходы по реализации цен­ных бумаг» с кредита счетов 681, 652, 653, 655 и др.

Суммы дополнительно оплаченного капитала направля­ются в установленном порядке, как правило, на увеличение уставного капитала (дебет счета 531, кредит счетов 501, 502).

Счет 531 «Дополнительный оплаченный капитал» явля­ется простым; аналитический учет по нему не ведется. Остат­ки на начало и конец месяца, и обороты за месяц отражаются непосредственно в Главной книге.

Дополнительный неоплаченный капитал - суммы капитала, полученного от переоценок основных средств, ин­вестиций и других активов в связи с инфляцией.

Для учета данного вида капитала предназначены счета подраздела 54 «Дополнительный неоплаченный капитал». Дополнительный неоплаченный капитал включает в себя сле­дующие элементы (синтетические счета):

1) «Дополнительный неоплаченный капитал от пере­оценки основных средств» (541);

2) «Дополнительный неоплаченный капитал от пере­оценки инвестиций» (542);  

3) «Прочий дополнительный неоплаченный капитал» (543).

Переоценка основных средств, включая долгосрочно арендуемые основные средства, незавершенные капитальные вложения и оборудование, предназначенное для установки, производится в связи с повышением уровня инфляции. Хо­зяйствующие субъекты самостоятельно принимают решения о порядке и правилах индексации основных фондов в соот­ветствии с законодательством. При дооценке основных фон­дов (кроме земли) составляется следующая корреспонденция счетов:

- дебет счетов подраздела 12 «Основные средства» (сче­та 122- 125),

- кредит счета 541 «Дополнительный неоплаченный ка­питал от переоценки основных средств».

На сумму износа основных средств, повышаемую в связи с дооценкой основных средств:

- дебет счета 541 «Дополнительный неоплаченный ка­питал от переоценки основных средств»,

- кредит счетов подраздела 13 «Износ основных средств» (счета 131-134).

Следует иметь в виду, что предпринимателям предо­ставлено право осуществлять индексацию основных средств путем прямого пересчета их балансовой стоимости примени­тельно к ценам, складывающимся на рынке на соответствую­щие виды основных фондов. Цены должны быть подтверж­дены документами или экспертным путем. Суммы дооценки, начисленные сверх установленных индексов инфляции, под­лежат отражению в налоговом учете как совокупный годовой доход налогоплательщика.

Записи по переоценке основных фондов путем прямого пе­ресчета отражаются на счетах аналогично приведенным выше.

Если будет производиться индексация оборудования, предназначенного для установки, и незавершенных капи­тальных вложений, то дебетуется счет 126 «Незавершенное строительство» и кредитуется счет 541 «Дополнительный не­оплаченный капитал от переоценки основных средств».

По мере эксплуатации основных средств суммы дооценки переносятся на нераспределенный доход в размерах, опреде­ляемых в соответствии с применяемым методом начисления амортизации.

Указанная в расчете сумма дооценки основных средств отражается на счетах:

- дебет счета 541 «Дополнительный неоплаченный ка­питал от переоценки основных средств»,

- кредит счета 561 «Нераспределенный доход (непок­рытый убыток) отчетного года».

Вся сумма переоценки переносится на нераспределенный доход только в момент выбытия объекта основных средств, независимо отпричины выбытия.

Дооценка инвестиций производится в установленном порядке. Суммы дооценки инвестиций находят отражение по кредиту счета 542 «Дополнительный неоплаченный капитал от переоценки инвестиций» и дебету следующих счетов:

- подраздела 14 «Инвестиции» (счета 141-144) — на суммы, полученные от переоценки инвестиций в уставные капиталы дочерних, зависимых, совместно контроли­руемых и прочих хозяйственных товариществ;

- подраздела 40 «Финансовые инвестиции» (счета 401-403) — на суммы, полученные от дооценки финансо­вых инвестиций.

Сумма переоценки по выбывшим долгосрочным финан­совым инвестициям отражается по дебету счета 542 «Допол­нительно неоплаченный капитал от переоценки инвестиций» и кредиту счета 561 «Нераспределенный доход (непокрытый убыток) отчетного года» или 723 «Доход от реализации цен­ных бумаг».

Увеличение дохода от реализации ценных бумаг (в час­ти проданных инвестиций): дебетуют счет 542 и кредитуют счет 723 «Доход от реализации ценных бумаг»; увеличение нераспределенного дохода отчетного года (в части возврата инвестиционного капитала): дебет счета 542, кредит счета 561 «Нераспределенный доход (непокрытый убыток) отчет­ного года».

Для учета операций по переоценке (дооценке) других ви­дов активов (сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, топлива, готовой продукции, товаров и др.) используется счет 543 «Прочий дополнительный неоплаченный капитал».

При дооценке указанных выше активов дебетуют счета подразделов 20 «Материалы» (счета 201-208), 22 «Товары» (счета 221-223) и кредитуют счет 543. Сумма дооценки других видов активов направляется на увеличение нераспределенного дохода отчетного года (дебет счета 543, кредит счета 561).

 

КОРПОРАЦИИ

1. Понятие, состав заемного капитала

2. Формирование заемного капитала в форме облигационных займов

3. Эффект финансового рычага (левериджа) и его использование при управлении заемным капиталом

4. Организация процесса кредитования заемщика

5. Показатели эффективности заемного капитала

 

Банковского кредита

 

Заемный капитал - это часть капитала корпорации, сформированного за счет заемных источников финансирова­ния.

В состав заемного капитала корпорации входят:

1) краткосрочные кредиты и займы;

2) долгосрочные кредиты и займы;

3) кредиторская задолженность (в форме привлеченных средств).

Краткосрочные кредиты и займы служат источником покрытия оборотных активов.

Предоплата рассматривается как беспроцентный кредит поставщикам, который часто становится причиной неплате­жей в хозяйстве. Западные корпорации редко применяют дан­ный вид оплаты товаров (услуг).

Задолженность компании-заемщика заимодавцу по полу­ченным кредитам и займам в бухгалтерском учете разделяют на краткосрочную и долгосрочную. Задолженность может быть срочной и просроченной.

Краткосрочной считают задолженность по полученным займам и кредитам, срок погашения которой согласно усло­виям договора не превышает 12 месяцев.

К долгосрочной относят задолженность по полученным займам и кредитам, срок погашения которой по условиям до­говора превышает 12 месяцев.

Срочной считают задолженность по полученным займам и кредитам, срок погашения которой по условиям договора не наступил или продлен (пролонгирован) в установленном порядке.

Просроченной считают задолженность по полученным займам и кредитам, договорный срок погашения долга по ко­торым истек.

Исходя из учетной политики корпорации заемщик вправе осущест­влять перевод долгосрочной задолженности в краткосроч­ную или учитывать находящиеся в его распоряжении заем­ные средства, срок погашения которых по договору займа или кредита превышает 12 месяцев, до истечения указанно­го срока в составе долгосрочной задолженности. При выбо­ре первого варианта перевод долгосрочной задолженности по полученным займам и кредитам в краткосрочную заем­щик производит в момент, когда по условиям кредитного договора до возврата основной суммы долга остается один год. Заемщик обязан по истечении срока платежа перевести срочную задолженность в просроченную. Такой перевод за­емщик осуществляет в день, следующий за днем, когда по условиям договора займа или кредита он должен возвратить основную сумму долга. Акционерным компаниям предо­ставлено право осуществлять привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи корпоративных облигаций, которые называют выданными заемными обяза­тельствами.

Задолженность по предоставленному займу или креди­ту, полученному или выраженному в иностранной валюте (в условных денежных единицах), заемщик считывает в тенге по курсу Национального банка РК, действовавшему на дату фактического совершения кредитной операции. Возврат за­емщиком полученного от банка кредита отражают в бухгал­терском учете как уменьшение (погашение) его кредиторской задолженности. Затраты, связанные с получением и исполь­зованием кредитов, включают в себя проценты, причитаю­щиеся к оплате банкам-кредиторам. Затраты по полученным кредитам принимают расходами того периода, в котором они произведены. Заемщик учитывает их в составе операционных расходов.

Краткосрочные кредиты и займы показывают в бухгалтер­ском балансе как краткосрочные обязательства, которые фор­мируют оборотные активы заемщика. Сумму задолженности по полученным кредитам и займам отражают с учетом причи­тающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.

Начисленные суммы процентов учитывают обособленно. Аналитический учет краткосрочных кредитов и займов ведут по их видам, кредитным организациям и другим заимодав­цам, предоставляющим заемные средства.

Долгосрочный привлеченный капитал (в форме креди­тов и займов) направляют, как правило, на финансирование внеоборотных активов.

К внеоборотным (инвестиционным) активам относят объ­екты основных средств, имущественные комплексы и другие аналогичные активы, требующие больших затрат на приобре­тение и (или) строительство.

Указанные объекты, приобре­таемые непосредственно для перепродажи, учитывают как товары и к инвестиционным активам не относят. Затраты по полученным кредитам и займам, непосредственно относящи­еся к приобретению и (или) строительству инвестиционного займа, включают в его стоимость и погашают посредством начисления амортизации, кроме случаев, когда правилами бухгалтерского учета начисление амортизации актива не пре­дусмотрено.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.164 с.)