Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Показатели эффективности использования оборотного капитала и пути ускорения его оборачиваемости
Для оценки оборачиваемости оборотного капитала используются следующие показатели: 1) оборачиваемость оборотного капитала в днях; 2) прямой коэффициент оборачиваемости (количество оборотов); 3) обратный коэффициент оборачиваемости (коэффициент закрепления оборотных средств на 1 руб. реализованной продукции). 1. Оборачиваемость оборотного капитала в днях: где L - длительность периода обращения оборотного капитала (в днях); Е - оборотный капитал (средства); Т - отчетный период (дни); N - объем реализации продукции. 2. Прямой коэффициент оборачиваемости (количество оборотов): 3. Обратный коэффициент оборачиваемости (коэффициент закрепления оборотных средств на 1 тенге реализованной продукции): Возможно определение частных показателей оборачиваемости, когда вместо оборотного капитала используются отдельные составляющие элементы. Частные показатели оборачиваемости могут рассчитываться по особому обороту. Особым оборотом для материальных запасов является их расход на производство, для незавершенного производства - поступление товаров на склад, для готовой продукции - отгрузка, для отгруженной продукции - ее реализация. Для оценки оборачиваемости запасов используются те же показатели оборачиваемости оборотного капитала. Для более точной оценки в формулах вместо показателя объем реализации можно использовать показатель затраты на производство реализованной продукции. Большинство предприятий впервые встало перед необходимостью объективной оценки финансового состояния, платежеспособности и надежности своих партнеров, постоянного контроля за качеством расчетно-финансовых операций и платежной дисциплины. Согласно действующему положению, чрезмерный рост долговых обязательств корпорации на сумму, в два раза превышающую стоимость его имущества, является одним из условий для применения к нему процедуры банкротства. Тем не менее, в деятельности многих предприятий укоренилась порочная практика злоупотребления заемными средствами. Парадоксом жизни стала ситуация, когда предприятие, которое считается безнадежным должником, в то же время имеет солидный валютный счет, осуществляет активные финансовые вложения в акции и другие ценные бумаги, в уставные капиталы других предприятий и банков. Используя механизм беспроцентной товарной ссуды, корпорации-партнеры получают продукцию без предоплаты, превращают ее в деньги и задействуют в качестве оборотных средств. Если на протяжении длительного времени стороны не проявляют стремления к взысканию (погашению) задолженности, то в их действиях можно усмотреть признаки сознательного умысла не расплачиваться. Так, феномен массовых неплатежей обращается в аморальную выгоду некоторых хозяйствующих субъектов, совершающих ничтожные сделки.
Состояние дебиторской и кредиторской задолженности, их размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние предприятий. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности осуществляется по данным аналитического учета по соответствующим счетам ежемесячно. Основная цель анализа оборачиваемости дебиторской задолженности - это поиски путей её ускорения. Для улучшения состояния дебиторской и кредиторской задолженности необходимо: 1) Систематически следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости корпорации и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования. 2) По возможности ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком. 3) Контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям. В условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости выполненных работ. Поэтому необходимо расширить систему авансовых платежей. 4) Своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской и кредиторской задолженности, к которым относятся: просроченная задолженность поставщикам, в бюджет и др.; кредиторская задолженность по претензиям; сверхнормативная задолженность по устойчивым пассивам; товары отгруженные, не оплаченные в срок; поставщики и покупатели по претензиям; задолженность по расчетам возмещения материального ущерба; задолженность по статье «прочие дебиторы».
Показатели эффективности использования оборотного капитала. Рост оборачиваемости капитала способствует: - экономии этого капитала (сокращению потребности в оборотном капитале); - приросту объемов продукции; - увеличению получаемой прибыли. Для определения величины относительной экономии (перерасхода) оборотного капитала может быть использовано два подхода. При первом подходе эта величина находится как разница между фактически имевшей место в отчетном периоде величиной оборотного капитала и его величиной за период, предшествующий отчетному, приведенному к объемам производства, имевшим место в отчетном периоде: где Ео - величина оборотных средств корпорации на конец базового года (периода) работы; Еь - величина оборотных средств корпорации на конец отчетного года (периода) работы; КN - коэффициент роста продукции. В этом выражении Еб - значение величины оборотного капитала пересчитывается с помощью КN - коэффициента роста продукции. В результате получается значение величины оборотных средств, которые были бы необходимы предприятию при сохранении неизменными объемов производства. Полученное значение сопоставляется с фактическим значением этого показателя в отчетном периоде. При втором подходе, рассчитывая величину относительной экономии оборотных средств, исходят из сравнения оборачиваемости оборотных средств в различные отчетные периоды: Где N / 360 - однодневная реализация: 360 LБ - оборачиваемость оборотного капитала в базисном периоде; LО - оборачиваемость оборотного капитала в отчетном периоде. В этом выражении разница в оборачиваемости оборотных средств приводится к объему реализованной продукции с помощью коэффициента однодневной реализации. Для определения величины прироста объема продукции за счет увеличения оборачиваемости оборотных средств (при прочих равных условиях) воспользуемся зависимостью N - объема реализации продукции корпорации, от E - величины необходимых для функционирования оборотных средств. В рыночной экономике основным ограничителем являются финансы. Если имеются финансовые ресурсы, то остальные ресурсы, необходимые для обеспечения роста объемов реализации продукции могут быть приобретены.
Тема 9. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРПОРАЦИЙ 1. Содержание и задачи финансового планирования 2. Принципы финансового планирования 3. Методы финансового планирования 4. Виды и содержание финансовых планов 5. Планирование потоков денежных средств
9.1. Содержание и задачи финансового планирования
Устойчивая работа корпораций в рыночных условиях невозможна без использования современных методов управления финансами. Одним из основных направлений повышения эффективности финансового менеджмента является совершенствование внутрифирменного финансового планирования и контроля. Отечественный и зарубежный практический опыт свидетельствует о том, что проблема совершенствования финансового планирования на микроуровне продолжает оставаться актуальной. Планирование стабилизирует деятельность корпорации в условиях непредсказуемости рыночных отношений.
Планирование деятельности корпорации имеет два тесно связанных и взаимообусловленных аспекта: общеэкономический - сточки зрения теории фирмы; управленческий - как функция менеджмента, которая заключается в умении прогнозировать деятельность корпорации и использовать этот прогноз в целях ее развития. Планирование помогает устранить излишние трансакционные издержки внутри корпорации по торговым сделкам (контрактам), например на поиск покупателей и поставщиков, проведение переговоров о предмете сделки, оплату услуг консультантов и др. Планирование дает ответы на вопросы: 1. На каком уровне развития находится корпорации (его экономический потенциал) и каковы результаты его финансово-хозяйственной деятельности? 2. При помощи каких ресурсов, включая и финансовые, могут быть достигнуты цели корпорации? На основе системы долгосрочных и оперативных планов осуществляют организацию запланированных работ, мотивацию персонала, контроль результатов и их оценку с помощью плановых показателей. Корпорация не в состоянии полностью устранить предпринимательский риск, но может снизить его негативные последствия с помощью умелого прогнозирования. Преимущества планирования следующие: - планирование обеспечивает использование благоприятных возможностей в условиях изменяющейся рыночной конъюнктуры; - в результате планирования проясняются многие возникающие проблемы; - планирование стимулирует управленческую деятельность; - обеспечивается четкая координация действий между структурными подразделениями (филиалами) корпорации; - руководство обеспечивается необходимой информацией; - оптимизируется распределение ресурсов. Разработка корпорациими (корпорациями) финансовых планов (бюджетов) занимает важное место в системе мер по стабилизации их денежного хозяйства. Определим основные понятия, связанные с финансовым планированием. финансовый план — это обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств на текущий и долгосрочный период. Этот план необходим для получения качественного прогноза будущих денежных потоков. Данный плановый документ предполагает составление текущих и капитальных бюджетов, а также прогнозирование финансовых ресурсов на один - три года. По определению Р. Брейли и С. Майерса, финансовое планирование - это процесс, включающий в себя:
- анализ инвестиционных возможностей и возможностей текущего финансирования, которыми располагает корпорация; - прогнозирование последствий принимаемых решений; - обоснование выбора варианта из ряда возможных решений для включения его в окончательный план; - оценку соответствия результатов, достигнутых корпорацией, параметрам, установленным в финансовом плане. Отметим также, что в основе прогнозирования лежат наиболее вероятные события и результаты. В процессе планирования специалисты должны предусмотреть не только оптимистический, но и пессимистический варианты развития событий. Кроме того, по мнению указанных авторов, финансовое планирование не призвано минимизировать риски. Напротив, в этот процесс входит и планирование рисков: какие риски следует принять, а какие отвергнуть. Ф.Ли Ченг и Д.И. Финнерти финансовое планирование понимают как процесс анализа дивидендной, финансовой и инвестиционной политики, прогнозирования их результатов, воздействия этих результатов на экономическое окружение корпорации и принятия решений о допустимом уровне риска и выборе проектов. Модели финансового планирования предназначены для уточняющего прогнозирования путем определения взаимосвязи решений о дивидендах, инвестициях, источниках и методах финансирования корпорации. Задачи финансового планирования заключаются: 1) в использовании экономической, правовой, учетной и рыночной информации, а также сведений о финансовой и инвестиционной политике корпорации; 2) в анализе и оценке взаимосвязи решений о дивидендах, финансировании и инвестициях; 3) в прогнозировании последствий управленческих решений с целью избежать влияния негативных событий и четко представлять взаимосвязь оперативных и долгосрочных решений; 4) в выборе решений, которые выполнимы в рамках принятых финансового и инвестиционного планов; 5) в сравнительной оценке результатов реализации выбранных решений и целей, установленных финансовым планом. В процессе финансового планирования западные финансисты часто используют метод сценариев. Например, один сценарий может предусматривать высокие процентные ставки на кредиты и займы, приводящие к замедлению темпов роста национальной экономики и падению цен на товары и услуги. В основу второго сценария могут быть заложены нарастающий спад экономики страны, высокая инфляция и слабая национальная валюта и др. Бюджет - это оперативный финансовый план, составленный, как правило, на срок до одного года (месяц, квартал, полугодие), отражающий расходы и поступления средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности корпораций. В практике управления корпоративными финансами используют два вида бюджетов - операционные и финансовые. Бюджетирование - это процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования (например, бюджета доходов и расходов на предстоящий месяц или квартал).
Бюджетирование капитала - процесс разработки конкретных бюджетов по управлению капиталом корпорации - по источникам формирования капитала (пассивы баланса) и их размещению (активы баланса). Например, бюджет по балансовому листу (прогноз баланса активов и пассивов) на предстоящий квартал, полугодие, год; бюджет оборотных активов. Бюджетный контроль - это текущий контроль над исполнением отдельных показателей доходов и расходов, определенных плановым бюджетом. Смета - это форма планового расчета, определяющая потребности корпорации в денежных ресурсах на предстоящий период (квартал, год) и последовательность действий по исчислению показателей. Например, смета (бюджет) затрат на производство и реализацию продукции. Данный термин широко применялся в плановой экономике при разработке техпромфинплана корпорации на предстоящий год. В наличной смете (Cash Budget) отражают ожидаемое значение поступлений и выплат при различных сценариях будущего движения денежных средств. Смета не является простой суммой доходов и расходов, а представляет собой прогноз сроков поступления и расходования средств. Точность прогноза зависит от особенностей деятельности компании; степени неопределенности среды, в которой она функционирует, и способности финансовых менеджеров предвидеть будущее движение средств. Аналогом данной сметы в казахстанской практике служит бюджет доходов и расходов. Значение корпоративного финансового планирования заключается в следующем: 1. Намеченные стратегические цели корпорации находят отражение в финансово-экономических показателях: объеме продаж, себестоимости проданных товаров, прибыли, инвестициях, денежных потоках и др. 2. Стандартизируется поступающая финансовая информация, приобретая форму финансовых планов и отчетов об их исполнении. 3. Определяются границы финансовых ресурсов, необходимых для реализации долгосрочных и оперативных планов корпорации. 4. Оперативные финансовые планы (на месяц, квартал) предоставляют информацию для разработки и корректировки корпоративной финансовой стратегии на рынке товаров, денег и капитала. В современных условиях роль финансового планирования принципиально изменилась. В отличие от положения, существовавшего в период централизованно управляемой экономики, корпорации теперь сами заинтересованы в том, чтобы реально представлять свое финансовое положение как сегодня, так и в ближайшем будущем, чтобы: - преуспеть в своей хозяйственной деятельности; своевременно выполнять обязательства перед бюджетом, государственными внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами и тем самым защитить себя от штрафных санкций; - координировать и контролировать деятельность структурных подразделений (филиалов), дочерних и зависимых обществ в рамках корпоративной группы. В связи с этим целесообразно заранее рассчитывать доходы и расходы, прибыль, учитывать последствия инфляции, изменения рыночной конъюнктуры, возможные нарушения договорных обязательств партнерами. Главной целью финансового планирования является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины денежных потоков за счет собственных, заемных и привлеченных с фондового рынка источников финансирования. Данная цель подразумевает: - обеспечение производственного, научно-технического и социального развития корпорации, прежде всего, за счет собственных средств; - увеличение прибыли преимущественно за счет роста объема продаж и снижения издержек производства и обращения; - обеспечение финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности баланса корпорации, особенно в период реализации крупномасштабных инвестиционных проектов. Финансовый план взаимосвязан с планами по производству продукции, закупкам материальных ресурсов, маркетингу, инвестициям, научным исследованиям и разработкам и др. Назначение финансового плана состоит: - в прогнозировании среднесрочной финансовой перспективы. Среднесрочный финансовый план составляют, как правило, на год с распределением показателей по кварталам; - в определении текущих доходов и расходов. Оперативный финансовый план составляют на квартал с разбивкой по месяцам или на месяц с разбивкой по декадам или пятидневкам. В рамках годового и квартального финансовых планов не проявляется влияние происходящих в течение месяца отклонений от плановых показателей, которые отражаются на финансовом состоянии компании, и, прежде всего, на ее ликвидности. Такие отклонения чаще случаются в течение первых 15-20 дней месяца из-за сбоев в платежах за отгруженную продукцию и в оплате закупок материальных ресурсов. Поэтому рекомендуют разрабатывать ежемесячные финансовые планы с разбивкой валовых доходов и расходов по декадам, а также отчеты об их исполнении, что позволяет осуществлять детальный анализ финансовой деятельности компании за более короткие временные лаги и принимать оперативные решения. Важнейшие объекты финансового планирования: - выручка (нетто) от продажи продукции (товаров, работ, услуг); - прибыль и ее распределение; - фонды специального назначения и их использование; - объем платежей в бюджетную систему в форме налогов и сборов; - взносы в государственные внебюджетные фонды; - объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка; - плановая потребность в оборотных средствах и источниках финансирования их пополнения; объем капитальных вложений и источники их финансирования и др. В условиях конкуренции при необходимости прогнозной оценки рынка сбыта товаров приобретают значение перспективные финансовые планы, охватывающие 2-3 года, например бизнес-план инвестиционных проектов с длительными сроками реализации. В западных корпорациях (США, Канада, ЕЭС, Япония) при разработке финансовых планов рассматриваются сводные (интегральные) финансовые показатели по каждому виду деятельности с последующей их детализацией в отдельных мелких проектах. Мелкие инвестиционные проекты сводятся воедино и затем рассматриваются как единый проект. На начальном этапе планирования руководство корпорации может потребовать от каждого подразделения представить три альтернативных бизнес-плана на ближайшие пять лет: 1. План агрессивного роста подразделения, включающий в себя крупные капиталовложения на развитие новых видов продукции и освоение передовых технологий, увеличение доли уже освоенных рынков или проникновение на новые рынки. 2. План нормального развития, при котором подразделение корпорации развивается в соответствии с изменениями на рынке сбыта, а не за счет активного вытеснения конкурентов. 3. План снижения расходов и сужения специализации, в котором ставится задача минимизации капиталовложений, с учетом возможного падения объема производства и продажи данного подразделения. Возможен и четвертый вариант плана — реорганизация, продажа или ликвидация подразделения. Каждый вариант связан с определенным потоком денежных средств. Следовательно, эти варианты можно рассматривать как четыре взаимоисключающие проекта инвестиций. Специалисты в области финансового планирования обычно воздерживаются от составления плана капиталовложений в не приоритетные для компании проекты. Обычно инвестиционные проекты рассматриваются в совокупности, как единое целое. Однако крупномасштабные проекты, связанные с освоением новых месторождений минерального сырья, строительством электростанций, обеспечением экологической безопасности, расширением производственного потенциала, требуют составления отдельных бизнес-планов. Такие проекты финансируются, как правило, в рамках долгосрочного финансового плана корпорации. Основу финансовой стратегии компании составляет самофинансирование. Самофинансирование предусматривает использование, прежде всего, собственных источников (чистой прибыли и амортизационных отчислений - более 50% от объема финансовых ресурсов), а также привлеченных средств из соответствующих бюджетов, включая государственные. Так, аэрокосмические, авиастроительные и иные крупные корпорации США работают по заказам федерального правительства. Привлеченные средства (например, кредиты банков, эмиссия облигаций и т.д.), являясь платными, сужают рамки самофинансирования корпорации. Необходимость повышения доли собственных источников в общем объеме финансовых ресурсов требует от компании гибкой технической, кадровой, маркетинговой, финансовой и инвестиционной политики. Для составления финансовых планов используются следующие информационные источники: - договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов и услуг; - результаты анализа бухгалтерской отчетности и выполнения финансовых планов за предшествующий период (месяц, квартал, год); - прогнозные расчеты по реализации продукции или планы сбыта продукции исходя из заказов, прогнозов спроса, уровня продажных цен и других условий рыночной конъюнктуры, включая поставку продукции за наличные деньги и в порядке бартерного обмена. Исходя из показателей сбыта рассчитывают объем производства, затраты на выпуск продукции, прибыль, рентабельность активов, собственного капитала и продаж; экономические нормативы, утверждаемые законодательными актами (налоговые ставки, тарифы взносов в государственные внебюджетные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента, минимальная месячная оплата труда и др.); принятая руководством компании учетная политика. Разработанные на основе этих данных финансовые планы (бюджеты) служат руководством (ориентиром) для финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных программ и проектов и других мероприятий, обеспечивающих развитие корпорации.
9.2. Принципы финансового планирования
Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в корпорации: 1. Принцип системного планирования подразумевает: - существование совокупности элементов (подразделений); - взаимосвязь этих элементов; - наличие единого направления развития подразделений, входящих в систему, в соответствии с целями корпорации. Единое направление плановой деятельности, общность целей всех подразделений становятся возможными в рамках вертикального единства фирмы. 2. Принцип координации планов отдельных подразделений выражается в том, что: - нельзя эффективно планировать деятельность одних подразделений вне связи с другими; - всякие изменения в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других. Следовательно, взаимосвязь и одновременность — ключевые особенности координации планирования в корпорации. 3. Принцип участия означает, что каждый специалист (менеджер) корпорации становится участником плановой деятельности независимо от занимаемой должности и выполняемой им функции. 4. Принцип непрерывности заключается в том, что: - процесс планирования осуществляют систематически в рамках установленного цикла; - разработанные планы непрерывно сменяют друг друга (план закупок - план производства - план по маркетингу (сбыту) - план движения денежных средств). В то же время неопределенность внешней среды и наличие непредсказуемых изменений внутренней обстановки требует корректировки и уточнения планов корпорации. 5. Принцип гибкости тесно связан с принципом непрерывности. В соответствии с этим принципом допускается вероятность наступления непредвиденных обстоятельств, в связи с которыми корпорация будет вынуждена выйти за рамки плановой деятельности. Поэтому планы должны содержать так называемые резервы безопасности (производственных мощностей, ресурсов и т.п.). 6. Принцип точности предполагает, что корпоративные планы должны быть детализированы и конкретизированы в той степени, в какой позволяют внутренние и внешние условия деятельности корпорации. Исходя из этих общих положений, целесообразно конкретизировать принципы финансового планирования: 1. Принцип финансового соотношения сроков («золотое банковское правило») заключается в том, что получение и использование средств должно происходить в установленные сроки, т.е. капитальные вложения с длительными сроками окупаемости следует финансировать за счет долгосрочных заемных средств (долгосрочных банковских кредитов и облигационных займов). 2. Принцип платежеспособности предполагает, что планирование денежных средств должно обеспечить платежеспособность корпорации в любое время года. У корпорации должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обеспечить погашение первоочередных краткосрочных обязательств. При этом оборотные активы всегда выше краткосрочных пассивов, а собственные оборотные средства должны превышать наиболее срочные обязательства перед поставщиками материальных ценностей и услуг. Для достижения такого благоприятного соотношения между оборотными активами и краткосрочными пассивами необходимо: - соблюдать графики производства и сбыта продукции; - свести к минимуму расходы на финансирование компании; - поддерживать ее ликвидность на достаточно высоком уровне. В этих целях необходимо стремиться к тому, чтобы сроки погашения кредитов и займов совпадали с продолжительностью жизни активов. При отсутствии такого совпадения у компании возрастает риск потери ликвидности. Например, если долгосрочные активы финансируют за счет краткосрочных обязательств, то менеджерам корпорации придется постоянно находить источники рефинансирования, поскольку необходимые в данный момент денежные средства могут оказаться недоступными или их можно привлечь только по более высокой цене. Что касается финансирования текущих потребностей за счет долгосрочных кредитов и займов, то оно может привести к тому, что издержки долгосрочного финансирования могут оказаться выше, чем доходы от кратковременного вложения оборотных активов, что в конечном итоге приведет к снижению прибыли компании. Параметры ликвидности (абсолютной, текущей и общей) имеют для корпорации приоритетное значение. Поэтому финансовые менеджеры всегда должны быть готовы своевременно оплачивать обязательства и использовать благоприятные возможности для выгодного инвестирования средств. 3. Принцип рентабельности капиталовложений заключается в том, что для капитальных вложений следует выбирать самые дешевые способы финансирования (самофинансирование, финансовую аренду - лизинг, инвестиционный селенг и др.). Заемные средства выгодно привлекать лишь в том случае, если они повышают рентабельность собственного капитала. При этом обеспечивается действие эффекта финансового рычага (левериджа). Леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме привлекаемого капитала, позволяющий получить дополнительную прибыль на собственный капитал. 4. Принцип сбалансированности рисков. Особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств (чистой прибыли, амортизационных отчислений и др.). 5. Принцип приспособления к потребностям рынка. Для корпорации важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от получения кредитов и займов, так как не во всех случаях собственных средств достаточно для финансирования текущей и инвестиционной деятельности. 6. Принцип предельной рентабельности указывает на то, что целесообразно выбирать такие капиталовложения, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность на инвестированный капитал при допустимом уровне риска. Финансовое планирование в западных компаниях ориентировано на извлечение приемлемой прибыли и сохранение позиций на товарном и финансовом рынках. Под прибылью понимают чистую прибыль, оставшуюся в распоряжении корпорации после налогообложения. Поэтому при разработке финансовых планов руководство корпорации должно учитывать как налоговое бремя, так и возможности его понижения.
9.3. Методы финансового планирования
Стратегия финансового планирования предусматривает определение центров доходов (прибыли) и центров затрат корпорации. Центр доходов - это подразделение, которое приносит корпорации максимальную прибыль. Центр затрат - это подразделение с максимумом издержек или имеющее убыток, но играющее важную роль в производственно-коммерческом процессе. Например, многие западные компании придерживаются правила «двадцать на восемьдесят», т.е. 20% затрат капитала должно обеспечивать 80% прибыли. Следовательно, остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли. Планирование финансовых показателей осуществляют с помощью нескольких методов. Методы планирования - это конкретные способы и приемы плановых расчетов. К таким методам относятся: • расчетно-аналитический; • нормативный; • балансовый; • оптимизации плановых решений; • экономико-математическое моделирование. Расчетно-аналитический метод планирования заключается в том, что на основе достигнутой величины финансовых показателей прогнозируют их уровень на будущий период. Данный метод применяют в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямым способом, а косвенно, на основе изучения их динамики за ряд периодов (месяцев, лет). С помощью этого метода может быть установлена потребность в оборотных средствах, вложенных в запасы товарно-материальных ценностей, величина амортизационных отчислений и прибыли. При использовании расчетно-аналитического метода часто прибегают к экспертным оценкам. Нормативный метод планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов определяют потребность корпорации в денежных ресурсах и источниках их образования. Такими нормативами являются ставки налогов, тарифы взносов в государственные внебюджетные фонды, нормы амортизации основного капитала и нематериальных активов, учетная ставка банковского процента и др. В финансовом планировании применяется целая нормативная система, которая включает в себя следующие нормы и нормативы: - федеральные; - местные - отраслевые; - нормативы самого корпорации. Федеральные нормативы являются обязательными для всей территории РФ. К ним относятся: - ставки налогов и сборов; - нормы амортизационных отчислений по отдельным группам основных средств; - ставки рефинансирования коммерческих банков; - тарифы взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, а также в накопительные пенсионные фонды; - минимальная месячная оплата труда; - месячный расчетный показатель; - минимальный размер уставного капитала для акционерных обществ. Местные нормативы действуют в отдельных областях и утверждаются представительными и исполнительными органами власти. Они включают в себя, как правило, ставки местных налогов и сборов. Отраслевые нормативы применяют в рамках отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм предприятий. Нормативы корпорации разрабатываются хозяйствующими субъектами и используются для регулирования производственно-коммерческого процесса, а также для контроля над эффективным использованием ресурсов. К этим нормативам относятся: - нормативы плановой потребности в оборотных средствах; - нормативы кредиторской задолженности (начислений), постоянно находящейся в обороте корпорации; - нормы запасов сырья и материалов, заделов незавершенного производства, запасов готовой продукции на складе и товаров в днях; - нормативы распределения чистой прибыли на потребление, накопление и в резервные фонды; норматив отчислений в ремонтный фонд (в процентах к среднегодовой стоимости основных средств) и др. Нормативный метод планирования является самым простым и доступным. Зная норматив и объемный показатель, можно легко вычислить планируемый финансовый показатель. Поэтому актуальной проблемой управления корпоративными финансами является разработка экономически обоснованных норм и нормативов для формирования и использования денежных ресурсов и организация контроля над их соблюдением каждым структурным подразделением корпоративной группы. Балансовый метод планирования финансовых показателей состоит в том, что достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяют при прогнозировании поступлений и выплат из денежных фондов (накопления и потребления), квартального плана доходов и расходов, месячного платежного баланса (календаря) и др. Содержание метода оптимизации плановых решений сводится к составлению нескольких вариантов плановых расчетов, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом можно использовать различные критерии выбора: - минимум приведенных затрат; - минимум текущих затрат; - минимум вложения капитала при наибольшей эффективности его использования; - минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости авансированных средств; - максимум приведенной прибыли; - максимум дохода на 1 руб. вложенного капитала; - максимум доходности капитала (сумма прибыли на 1 руб. вложенного капитала); - максимум сохранности финансовых ресурсов, т.е. минимум денежных потерь в результате снижения финансового, кредитного, процентного, валютного и иных рисков.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.124 с.) |