Показатели эффективности использования оборотного капитала и пути ускорения его оборачиваемости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели эффективности использования оборотного капитала и пути ускорения его оборачиваемости



 

Для оценки оборачиваемости оборотного капитала ис­пользуются следующие показатели:

1) оборачиваемость оборотного капитала в днях;

2) прямой коэффициент оборачиваемости (количество оборотов);

3) обратный коэффициент оборачиваемости (коэффици­ент закрепления оборотных средств на 1 руб. реали­зованной продукции).

1. Оборачиваемость оборотного капитала в днях:

где L - длительность периода обращения оборотного капита­ла (в днях);

Е - оборотный капитал (средства);

Т - отчетный период (дни);

N - объем реализации продукции.

2. Прямой коэффициент оборачиваемости (количество оборотов):

3. Обратный коэффициент оборачиваемости (коэффици­ент закрепления оборотных средств на 1 тенге реализованной продукции):

Возможно определение частных показателей оборачи­ваемости, когда вместо оборотного капитала используют­ся отдельные составляющие элементы. Частные показатели оборачиваемости могут рассчитываться по особому оборо­ту. Особым оборотом для материальных запасов является их расход на производство, для незавершенного производства - поступление товаров на склад, для готовой продукции - от­грузка, для отгруженной продукции - ее реализация.

Для оценки оборачиваемости запасов используются те же показатели оборачиваемости оборотного капитала. Для более точной оценки в формулах вместо показателя объем реализа­ции можно использовать показатель затраты на производство реализованной продукции.

Большинство предприятий впервые встало перед необхо­димостью объективной оценки финансового состояния, пла­тежеспособности и надежности своих партнеров, постоянно­го контроля за качеством расчетно-финансовых операций и платежной дисциплины.

Согласно действующему положению, чрезмерный рост долговых обязательств корпорации на сумму, в два раза пре­вышающую стоимость его имущества, является одним из ус­ловий для применения к нему процедуры банкротства. Тем не менее, в деятельности многих предприятий укоренилась порочная практика злоупотребления заемными средствами. Парадоксом жизни стала ситуация, когда предприятие, кото­рое считается безнадежным должником, в то же время имеет солидный валютный счет, осуществляет активные финансо­вые вложения в акции и другие ценные бумаги, в уставные капиталы других предприятий и банков. Используя механизм беспроцентной товарной ссуды, корпорации-партнеры полу­чают продукцию без предоплаты, превращают ее в деньги и задействуют в качестве оборотных средств. Если на протяже­нии длительного времени стороны не проявляют стремления к взысканию (погашению) задолженности, то в их действиях можно усмотреть признаки сознательного умысла не распла­чиваться. Так, феномен массовых неплатежей обращается в аморальную выгоду некоторых хозяйствующих субъектов, совершающих ничтожные сделки.

Состояние дебиторской и кредиторской задолженности, их размеры и качество оказывают сильное влияние на финан­совое состояние предприятий.

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности осу­ществляется по данным аналитического учета по соответс­твующим счетам ежемесячно. Основная цель анализа обора­чиваемости дебиторской задолженности - это поиски путей её ускорения.

Для улучшения состояния дебиторской и кредиторс­кой задолженности необходимо:

1) Систематически следить за соотношением дебитор­ской и кредиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской задолженности создает уг­розу финансовой устойчивости корпорации и делает необходимым привлечение дополнительных источни­ков финансирования.

2) По возможности ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком.

3) Контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям. В условиях инфляции всякая отсроч­ка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости выполненных работ. Поэтому необходимо расширить систему авансовых платежей.

4) Своевременно выявлять недопустимые виды дебитор­ской и кредиторской задолженности, к которым от­носятся: просроченная задолженность поставщикам, в бюджет и др.; кредиторская задолженность по пре­тензиям; сверхнормативная задолженность по устой­чивым пассивам; товары отгруженные, не оплаченные в срок; поставщики и покупатели по претензиям; за­долженность по расчетам возмещения материального ущерба; задолженность по статье «прочие дебиторы».

Показатели эффективности использования оборотно­го капитала. Рост оборачиваемости капитала способствует:

- экономии этого капитала (сокращению потребности в оборотном капитале);

- приросту объемов продукции;

- увеличению получаемой прибыли.

Для определения величины относительной экономии (пе­рерасхода) оборотного капитала может быть использовано два подхода.

При первом подходе эта величина находится как разни­ца между фактически имевшей место в отчетном периоде величиной оборотного капитала и его величиной за период, предшествующий отчетному, приведенному к объемам про­изводства, имевшим место в отчетном периоде:

где

Ео - величина оборотных средств корпорации на конец базового года (периода) работы;

Еь - величина оборотных средств корпорации на конец отчетного года (периода) работы;

КN - коэффициент роста продукции.

В этом выражении Еб - значение величины оборотного капитала пересчитывается с помощью КN - коэффициента роста продукции.

 В результате получается значение величи­ны оборотных средств, которые были бы необходимы пред­приятию при сохранении неизменными объемов производс­тва. Полученное значение сопоставляется с фактическим зна­чением этого показателя в отчетном периоде.

При втором подходе, рассчитывая величину относительной экономии оборотных средств, исходят из сравнения оборачивае­мости оборотных средств в различные отчетные периоды:

Где N / 360 - однодневная реализация: 360

LБ - оборачиваемость оборотного капитала в базисном периоде;

LО - оборачиваемость оборотного капитала в отчетном периоде.

В этом выражении разница в оборачиваемос­ти оборотных средств приводится к объему реализованной продукции с помощью коэффициента однодневной реализации.

Для определения величины прироста объема продукции за счет увеличения оборачиваемости оборотных средств (при прочих равных условиях) воспользуемся зависимостью  N - объема реализации продукции корпорации, от E - величины необходимых для функционирования оборотных средств.

В рыночной экономике основным ограничителем явля­ются финансы. Если имеются финансовые ресурсы, то ос­тальные ресурсы, необходимые для обеспечения роста объ­емов реализации продукции могут быть приобретены.

 

 

Тема 9. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРПОРАЦИЙ

1. Содержание и задачи финансового планирования

2. Принципы финансового планирования

3. Методы финансового планирования

4. Виды и содержание финансовых планов

5. Планирование потоков денежных средств

 

9.1. Содержание и задачи финансового планирования

 

Устойчивая работа корпораций в рыноч­ных условиях невозможна без использования современных методов управления финансами. Одним из основных направ­лений повышения эффективности финансового менеджмента является совершенствование внутрифирменного финансово­го планирования и контроля.

Отечественный и зарубежный практический опыт свидетельствует о том, что проблема со­вершенствования финансового планирования на микроуров­не продолжает оставаться актуальной. Планирование стаби­лизирует деятельность корпорации в условиях непредсказу­емости рыночных отношений.

Планирование деятельности корпорации имеет два тес­но связанных и взаимообусловленных аспекта: общеэкономический - сточки зрения теории фирмы; управленческий - как функция менеджмента, которая заключается в умении прогнозировать деятельность корпорации и использовать этот прогноз в целях ее раз­вития.

Планирование помогает устранить излишние трансакционные издержки внутри корпорации по торговым сделкам (контрактам), например на поиск покупателей и поставщи­ков, проведение переговоров о предмете сделки, оплату услуг консультантов и др.

Планирование дает ответы на вопросы:

1. На каком уровне развития находится корпорации (его экономический потенциал) и каковы результаты его финансово-хозяйственной деятельности?

2. При помощи каких ресурсов, включая и финансовые, могут быть достигнуты цели корпорации?

На основе системы долгосрочных и оперативных пла­нов осуществляют организацию запланированных работ, мотивацию персонала, контроль результатов и их оценку с помощью плановых показателей. Корпорация не в состоя­нии полностью устранить предпринимательский риск, но может снизить его негативные последствия с помощью уме­лого прогнозирования.

Преимущества планирования следующие:

- планирование обеспечивает использование благопри­ятных возможностей в условиях изменяющейся ры­ночной конъюнктуры;

- в результате планирования проясняются многие воз­никающие проблемы;

- планирование стимулирует управленческую деятель­ность;

- обеспечивается четкая координация действий между структурными подразделениями (филиалами) корпо­рации;

- руководство обеспечивается необходимой информа­цией;

- оптимизируется распределение ресурсов. Разработка корпорациими (корпорациями) финансовых планов (бюджетов) занимает важное место в системе мер по стабилизации их денежного хозяйства.

Определим основные понятия, связанные с финансовым планированием.

финансовый план — это обобщенный плановый доку­мент, отражающий поступление и расходование денежных средств на текущий и долгосрочный период. Этот план необходим для получения качественного прогноза будущих денежных потоков. Данный плановый документ предполагает составление текущих и ка­питальных бюджетов, а также прогнозирование финансовых ресурсов на один - три года.

По определению Р. Брейли и С. Майерса, финансовое планирование - это процесс, включающий в себя:

- анализ инвестиционных возможностей и возможнос­тей текущего финансирования, которыми располагает корпорация;

- прогнозирование последствий принимаемых решений;

- обоснование выбора варианта из ряда возможных ре­шений для включения его в окончательный план;

- оценку соответствия результатов, достигнутых кор­порацией, параметрам, установленным в финансовом плане.

Отметим также, что в основе прогнозирования лежат на­иболее вероятные события и результаты. В процессе плани­рования специалисты должны предусмотреть не только оп­тимистический, но и пессимистический варианты развития событий. Кроме того, по мнению указанных авторов, финан­совое планирование не призвано минимизировать риски. На­против, в этот процесс входит и планирование рисков: какие риски следует принять, а какие отвергнуть.

Ф.Ли Ченг и Д.И. Финнерти финансовое планирование понимают как процесс анализа дивидендной, финансовой и инвестиционной политики, прогнозирования их результатов, воздействия этих результатов на экономическое окружение корпорации и принятия решений о допустимом уровне риска и выборе проектов.

Модели финансового планирования предназначены для уточняющего прогнозирования путем определения взаимо­связи решений о дивидендах, инвестициях, источниках и ме­тодах финансирования корпорации.

Задачи финансового планирования заключаются:

1) в использовании экономической, правовой, учетной и рыночной информации, а также сведений о финансо­вой и инвестиционной политике корпорации;

2) в анализе и оценке взаимосвязи решений о дивиден­дах, финансировании и инвестициях;

3) в прогнозировании последствий управленческих ре­шений с целью избежать влияния негативных событий и четко представлять взаимосвязь оперативных и долгосрочных решений;

4) в выборе решений, которые выполнимы в рамках при­нятых финансового и инвестиционного планов;

5) в сравнительной оценке результатов реализации вы­бранных решений и целей, установленных финансо­вым планом.

В процессе финансового планирования западные финан­систы часто используют метод сценариев. Например, один сценарий может предусматривать высокие процентные став­ки на кредиты и займы, приводящие к замедлению темпов роста национальной экономики и падению цен на товары и услуги. В основу второго сценария могут быть заложены на­растающий спад экономики страны, высокая инфляция и сла­бая национальная валюта и др.

Бюджет - это оперативный финансовый план, состав­ленный, как правило, на срок до одного года (месяц, квартал, полугодие), отражающий расходы и поступления средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности кор­пораций. В практике управления корпоративными финанса­ми используют два вида бюджетов - операционные и фи­нансовые.

Бюджетирование - это процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирова­ния (например, бюджета доходов и расходов на предстоящий месяц или квартал).

Бюджетирование капитала - процесс разработки кон­кретных бюджетов по управлению капиталом корпорации - по источникам формирования капитала (пассивы баланса) и их размещению (активы баланса). Например, бюджет по балансовому листу (прогноз баланса активов и пассивов) на предстоящий квартал, полугодие, год; бюджет оборотных ак­тивов.

Бюджетный контроль - это текущий контроль над ис­полнением отдельных показателей доходов и расходов, опре­деленных плановым бюджетом.

Смета - это форма планового расчета, определяющая потребности корпорации в денежных ресурсах на предстоя­щий период (квартал, год) и последовательность действий по исчислению показателей. Например, смета (бюджет) затрат на производство и реализацию продукции. Данный термин широко применялся в плановой экономике при разработке техпромфинплана корпорации на предстоящий год.

В наличной смете (Cash Budget) отражают ожидаемое значение поступлений и выплат при различных сценариях бу­дущего движения денежных средств.

Смета не является простой суммой доходов и расходов, а представляет собой прогноз сроков поступления и расхо­дования средств. Точность прогноза зависит от особенностей деятельности компании; степени неопределенности среды, в которой она функционирует, и способности финансовых ме­неджеров предвидеть будущее движение средств. Аналогом данной сметы в казахстанской практике служит бюджет до­ходов и расходов.

Значение корпоративного финансового планирования заключается в следующем:

1. Намеченные стратегические цели корпорации находят отражение в финансово-экономических показателях: объеме продаж, себестоимости проданных товаров, прибыли, инвестициях, денежных потоках и др.

2. Стандартизируется поступающая финансовая информация, приобретая форму финансовых планов и отчетов об их исполнении.

3. Определяются границы финансовых ресурсов, необ­ходимых для реализации долгосрочных и оперативных планов корпорации.

4. Оперативные финансовые планы (на месяц, квартал) предоставляют информацию для разработки и кор­ректировки корпоративной финансовой стратегии на рынке товаров, денег и капитала.

В современных условиях роль финансового планирова­ния принципиально изменилась. В отличие от положения, существовавшего в период централизованно управляемой экономики, корпорации теперь сами заинтересованы в том, чтобы реально представлять свое финансовое положение как сегодня, так и в ближайшем будущем, чтобы:

- преуспеть в своей хозяйственной деятельности; своевременно выполнять обязательства перед бюд­жетом, государственными внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами и тем самым защи­тить себя от штрафных санкций;

- координировать и контролировать деятельность струк­турных подразделений (филиалов), дочерних и зави­симых обществ в рамках корпоративной группы. В связи с этим целесообразно заранее рассчитывать до­ходы и расходы, прибыль, учитывать последствия инфляции, изменения рыночной конъюнктуры, возможные нарушения договорных обязательств партнерами.

Главной целью финансового планирования является оп­ределение возможных объемов финансовых ресурсов, капи­тала и резервов на основе прогнозирования величины денеж­ных потоков за счет собственных, заемных и привлеченных с фондового рынка источников финансирования. Данная цель подразумевает:

- обеспечение производственного, научно-техническо­го и социального развития корпорации, прежде всего, за счет собственных средств;

- увеличение прибыли преимущественно за счет роста объема продаж и снижения издержек производства и обращения;

- обеспечение финансовой устойчивости, платежеспо­собности и ликвидности баланса корпорации, особен­но в период реализации крупномасштабных инвести­ционных проектов. Финансовый план взаимосвязан с планами по произ­водству продукции, закупкам материальных ресурсов, мар­кетингу, инвестициям, научным исследованиям и разработ­кам и др.

Назначение финансового плана состоит:

- в прогнозировании среднесрочной финансовой перс­пективы. Среднесрочный финансовый план составля­ют, как правило, на год с распределением показателей по кварталам;

- в определении текущих доходов и расходов. Опера­тивный финансовый план составляют на квартал с разбивкой по месяцам или на месяц с разбивкой по декадам или пятидневкам. В рамках годового и квартального финансовых планов не проявляется влияние происходящих в течение месяца откло­нений от плановых показателей, которые отражаются на фи­нансовом состоянии компании, и, прежде всего, на ее ликвид­ности. Такие отклонения чаще случаются в течение первых 15-20 дней месяца из-за сбоев в платежах за отгруженную продукцию и в оплате закупок материальных ресурсов. По­этому рекомендуют разрабатывать ежемесячные финансовые планы с разбивкой валовых доходов и расходов по декадам, а также отчеты об их исполнении, что позволяет осуществлять детальный анализ финансовой деятельности компании за бо­лее короткие временные лаги и принимать оперативные ре­шения.

Важнейшие объекты финансового планирования:

- выручка (нетто) от продажи продукции (товаров, ра­бот, услуг);

- прибыль и ее распределение;

- фонды специального назначения и их использование;

- объем платежей в бюджетную систему в форме нало­гов и сборов;

- взносы в государственные внебюджетные фонды;

- объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка;

- плановая потребность в оборотных средствах и источ­никах финансирования их пополнения; объем капитальных вложений и источники их финан­сирования и др.

В условиях конкуренции при необходимости прогнозной оценки рынка сбыта товаров приобретают значение перспек­тивные финансовые планы, охватывающие 2-3 года, напри­мер бизнес-план инвестиционных проектов с длительными сроками реализации.

В западных корпорациях (США, Канада, ЕЭС, Япония) при разработке финансовых планов рассматриваются свод­ные (интегральные) финансовые показатели по каждому виду деятельности с последующей их детализацией в отдельных мелких проектах. Мелкие инвестиционные проекты сводятся воедино и затем рассматриваются как единый проект.

На на­чальном этапе планирования руководство корпорации может потребовать от каждого подразделения представить три аль­тернативных бизнес-плана на ближайшие пять лет:

1. План агрессивного роста подразделения, включающий в себя крупные капиталовложения на развитие новых видов продукции и освоение передовых технологий, увеличение доли уже освоенных рынков или проник­новение на новые рынки.

2. План нормального развития, при котором подразделе­ние корпорации развивается в соответствии с измене­ниями на рынке сбыта, а не за счет активного вытесне­ния конкурентов.

 3. План снижения расходов и сужения специализации, в котором ставится задача минимизации капиталовло­жений, с учетом возможного падения объема произ­водства и продажи данного подразделения. Возможен и четвертый вариант плана — реорганизация, продажа или ликвидация подразделения. Каждый вариант связан с определенным потоком денежных средств. Следова­тельно, эти варианты можно рассматривать как четыре взаи­моисключающие проекта инвестиций.

Специалисты в области финансового планирования обыч­но воздерживаются от составления плана капиталовложений в не приоритетные для компании проекты. Обычно инвести­ционные проекты рассматриваются в совокупности, как еди­ное целое. Однако крупномасштабные проекты, связанные с освоением новых месторождений минерального сырья, стро­ительством электростанций, обеспечением экологической безопасности, расширением производственного потенциала, требуют составления отдельных бизнес-планов. Такие про­екты финансируются, как правило, в рамках долгосрочного финансового плана корпорации.

Основу финансовой стратегии компании составляет са­мофинансирование. Самофинансирование предусматривает использование, прежде всего, собственных источников (чис­той прибыли и амортизационных отчислений - более 50% от объема финансовых ресурсов), а также привлеченных средств из соответствующих бюджетов, включая государственные. Так, аэрокосмические, авиастроительные и иные крупные корпорации США работают по заказам федерального прави­тельства.

Привлеченные средства (например, кредиты банков, эмис­сия облигаций и т.д.), являясь платными, сужают рамки са­мофинансирования корпорации. Необходимость повышения доли собственных источников в общем объеме финансовых ресурсов требует от компании гибкой технической, кадровой, маркетинговой, финансовой и инвестиционной политики.

Для составления финансовых планов используются сле­дующие информационные источники:

- договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов и услуг;

- результаты анализа бухгалтерской отчетности и вы­полнения финансовых планов за предшествующий пе­риод (месяц, квартал, год);

- прогнозные расчеты по реализации продукции или планы сбыта продукции исходя из заказов, прогнозов спроса, уровня продажных цен и других условий рыночной конъюнктуры, включая поставку продукции за наличные деньги и в порядке бартерного обмена.

Исходя из показателей сбыта рассчитывают объем производства, затраты на выпуск продукции, при­быль, рентабельность активов, собственного капитала и продаж; экономические нормативы, утверждаемые законодательными актами (налоговые ставки, тарифы взносов в государственные внебюджетные фонды, нормы амор­тизационных отчислений, учетная ставка банковского процента, минимальная месячная оплата труда и др.);

принятая руководством компании учетная политика. Разработанные на основе этих данных финансовые планы (бюджеты) служат руководством (ориентиром) для финанси­рования текущих финансово-эксплуатационных потребнос­тей, инвестиционных программ и проектов и других мероп­риятий, обеспечивающих развитие корпорации.

 

9.2. Принципы финансового планирования

 

Принципы планирования определяют характер и содер­жание плановой деятельности в корпорации:

1. Принцип системного планирования подразумевает:

- существование совокупности элементов (подразделе­ний);

- взаимосвязь этих элементов;

- наличие единого направления развития подразделе­ний, входящих в систему, в соответствии с целями корпорации.

Единое направление плановой деятельности, общность целей всех подразделений становятся возможными в рамках вертикального единства фирмы.

2. Принцип координации планов отдельных подразде­лений выражается в том, что:

- нельзя эффективно планировать деятельность одних подразделений вне связи с другими;

- всякие изменения в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других.

Следовательно, взаимосвязь и одновременность — ключе­вые особенности координации планирования в корпорации.

3. Принцип участия означает, что каждый специалист (менеджер) корпорации становится участником плановой де­ятельности независимо от занимаемой должности и выполня­емой им функции.

4. Принцип непрерывности заключается в том, что:

- процесс планирования осуществляют систематически в рамках установленного цикла;

- разработанные планы непрерывно сменяют друг друга (план закупок - план производства - план по марке­тингу (сбыту) - план движения денежных средств). В то же время неопределенность внешней среды и нали­чие непредсказуемых изменений внутренней обстановки тре­бует корректировки и уточнения планов корпорации.

5. Принцип гибкости тесно связан с принципом непре­рывности. В соответствии с этим принципом допускается ве­роятность наступления непредвиденных обстоятельств, в свя­зи с которыми корпорация будет вынуждена выйти за рамки плановой деятельности. Поэтому планы должны содержать так называемые резервы безопасности (производственных мощностей, ресурсов и т.п.).

6. Принцип точности предполагает, что корпоративные планы должны быть детализированы и конкретизированы в той степени, в какой позволяют внутренние и внешние усло­вия деятельности корпорации.

Исходя из этих общих положений, целесообразно конкре­тизировать принципы финансового планирования:

1. Принцип финансового соотношения сроков («золо­тое банковское правило») заключается в том, что получение и использование средств должно происходить в установленные сроки, т.е. капитальные вложения с длительными сроками окупаемости следует финансировать за счет долгосрочных заемных средств (долгосрочных банковских кредитов и обли­гационных займов).

2. Принцип платежеспособности предполагает, что планирование денежных средств должно обеспечить пла­тежеспособность корпорации в любое время года. У корпо­рации должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обеспечить погашение первоочередных краткосрочных обя­зательств. При этом оборотные активы всегда выше кратко­срочных пассивов, а собственные оборотные средства долж­ны превышать наиболее срочные обязательства перед постав­щиками материальных ценностей и услуг.

Для достижения такого благоприятного соотношения между оборотными активами и краткосрочными пассивами необходимо:

- соблюдать графики производства и сбыта продукции;

- свести к минимуму расходы на финансирование ком­пании;

- поддерживать ее ликвидность на достаточно высоком уровне.

В этих целях необходимо стремиться к тому, чтобы сроки погашения кредитов и займов совпадали с продолжительнос­тью жизни активов. При отсутствии такого совпадения у ком­пании возрастает риск потери ликвидности. Например, если долгосрочные активы финансируют за счет краткосрочных обязательств, то менеджерам корпорации придется посто­янно находить источники рефинансирования, поскольку не­обходимые в данный момент денежные средства могут ока­заться недоступными или их можно привлечь только по более высокой цене. Что касается финансирования текущих потреб­ностей за счет долгосрочных кредитов и займов, то оно может привести к тому, что издержки долгосрочного финансирова­ния могут оказаться выше, чем доходы от кратковременного вложения оборотных активов, что в конечном итоге приве­дет к снижению прибыли компании. Параметры ликвидности (абсолютной, текущей и общей) имеют для корпорации при­оритетное значение. Поэтому финансовые менеджеры всегда должны быть готовы своевременно оплачивать обязательства и использовать благоприятные возможности для выгодного инвестирования средств.

3. Принцип рентабельности капиталовложений за­ключается в том, что для капитальных вложений следует выбирать самые дешевые способы финансирования (самофи­нансирование, финансовую аренду - лизинг, инвестиционный селенг и др.). Заемные средства выгодно привлекать лишь в том случае, если они повышают рентабельность собственно­го капитала. При этом обеспечивается действие эффекта фи­нансового рычага (левериджа).

Леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме привлекаемого капитала, позволяющий по­лучить дополнительную прибыль на собственный капитал.

4. Принцип сбалансированности рисков. Особенно рис­ковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансиро­вать за счет собственных средств (чистой прибыли, амортиза­ционных отчислений и др.).

5. Принцип приспособления к потребностям рын­ка. Для корпорации важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от получения кредитов и займов, так как не во всех случаях собственных средств достаточно для финан­сирования текущей и инвестиционной деятельности.

6. Принцип предельной рентабельности указывает на то, что целесообразно выбирать такие капиталовложения, ко­торые обеспечивают максимальную (предельную) рентабель­ность на инвестированный капитал при допустимом уровне риска.

Финансовое планирование в западных компаниях ори­ентировано на извлечение приемлемой прибыли и сохране­ние позиций на товарном и финансовом рынках. Под при­былью понимают чистую прибыль, оставшуюся в распоря­жении корпорации после налогообложения. Поэтому при разработке финансовых планов руководство корпорации должно учитывать как налоговое бремя, так и возможности его понижения.

 

9.3. Методы финансового планирования

 

Стратегия финансового планирования предусматривает определение центров доходов (прибыли) и центров затрат корпорации.

Центр доходов - это подразделение, которое приносит корпорации максимальную прибыль.

Центр за­трат - это подразделение с максимумом издержек или име­ющее убыток, но играющее важную роль в производствен­но-коммерческом процессе.

Например, многие западные ком­пании придерживаются правила «двадцать на восемьдесят», т.е. 20% затрат капитала должно обеспечивать 80% прибыли. Следовательно, остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли.

Планирование финансовых показателей осуществляют с помощью нескольких методов. Методы планирования - это конкретные способы и приемы плановых расчетов. К таким методам относятся:

• расчетно-аналитический;

• нормативный;

• балансовый;

• оптимизации плановых решений;

• экономико-математическое моделирование.

Расчетно-аналитический метод планирования заклю­чается в том, что на основе достигнутой величины финансо­вых показателей прогнозируют их уровень на будущий пери­од. Данный метод применяют в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямым способом, а косвенно, на основе изучения их динамики за ряд периодов (месяцев, лет). С помощью этого метода может быть установ­лена потребность в оборотных средствах, вложенных в запасы товарно-материальных ценностей, величина амортизационных отчислений и прибыли. При использовании расчетно-аналитического метода часто прибегают к экспертным оценкам.

Нормативный метод планирования финансовых пока­зателей заключается в том, что на основе заранее установлен­ных норм и нормативов определяют потребность корпорации в денежных ресурсах и источниках их образования. Такими нормативами являются ставки налогов, тарифы взносов в го­сударственные внебюджетные фонды, нормы амортизации основного капитала и нематериальных активов, учетная став­ка банковского процента и др.

В финансовом планировании применяется целая норма­тивная система, которая включает в себя следующие нормы и нормативы:

- федеральные;

- местные

- отраслевые;

- нормативы самого корпорации.

Федеральные нормативы являются обязательными для всей территории РФ. К ним относятся:

- ставки налогов и сборов;

- нормы амортизационных отчислений по отдельным группам основных средств;

- ставки рефинансирования коммерческих банков;

- тарифы взносов в государственные социальные вне­бюджетные фонды, а также в накопительные пенсион­ные фонды;

- минимальная месячная оплата труда;

- месячный расчетный показатель;

- минимальный размер уставного капитала для акцио­нерных обществ.

Местные нормативы действуют в отдельных областях и утверждаются представительными и исполнительными органа­ми власти. Они включают в себя, как правило, ставки местных налогов и сборов.

Отраслевые нормативы применяют в рамках отдельных отраслей или по группам организационно-право­вых форм предприятий.

Нормативы корпорации разрабатываются хозяйствую­щими субъектами и используются для регулирования произ­водственно-коммерческого процесса, а также для контроля над эффективным использованием ресурсов. К этим норма­тивам относятся:

- нормативы плановой потребности в оборотных средст­вах;

- нормативы кредиторской задолженности (начисле­ний), постоянно находящейся в обороте корпорации;

- нормы запасов сырья и материалов, заделов незавер­шенного производства, запасов готовой продукции на складе и товаров в днях;

- нормативы распределения чистой прибыли на потреб­ление, накопление и в резервные фонды; норматив отчислений в ремонтный фонд (в процентах к среднегодовой стоимости основных средств) и др.

Нормативный метод планирования является самым прос­тым и доступным. Зная норматив и объемный показатель, можно легко вычислить планируемый финансовый показа­тель. Поэтому актуальной проблемой управления корпора­тивными финансами является разработка экономически обос­нованных норм и нормативов для формирования и исполь­зования денежных ресурсов и организация контроля над их соблюдением каждым структурным подразделением корпо­ративной группы.

Балансовый метод планирования финансовых пока­зателей состоит в том, что достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяют при прогнозировании поступлений и выплат из денежных фондов (накопления и потребления), квартального плана доходов и расходов, месяч­ного платежного баланса (календаря) и др.

Содержание метода оптимизации плановых решений сводится к составлению нескольких вариантов плановых расчетов, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом можно использовать различные критерии выбора:

- минимум приведенных затрат;

- минимум текущих затрат;

- минимум вложения капитала при наибольшей эффек­тивности его использования;

- минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости авансированных средств;

- максимум приведенной прибыли;

- максимум дохода на 1 руб. вложенного капитала;

- максимум доходности капитала (сумма прибыли на 1 руб. вложенного капитала);

- максимум сохранности финансовых ресурсов, т.е. минимум денежных потерь в результате снижения финансового, кредитного, процентного, валютного и иных рисков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.124 с.)