Финансовая стратегия корпорации, ее роль и задачи в достижении финансовой устойчивости корпорации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовая стратегия корпорации, ее роль и задачи в достижении финансовой устойчивости корпорации



 

Финансовая стратегия представляет собой один из важ­нейших видов функциональной стратегии корпорации, обес­печивающей все основные направления развития его финан­совой деятельности и финансовых отношений путем форми­рования долгосрочных финансовых целей, выбора наиболее эффективных путей их достижения, адекватной корректиров­ки направлений формирования и использования финансовых ресурсов при изменении условий внешней среды

Разработка финансовой стратегии играет большую роль в обеспечении эффективного развития корпорации. Эта роль заключается в следующем:

1. Разработанная финансовая стратегия обеспечивает механизм реализации долгосрочных общих и финан­совых целей предстоящего экономического и социаль­ного развития корпорации в целом и отдельных его структурных единиц.

2. Она позволяет реально оценить финансовые возмож­ности корпорации, обеспечить максимальное исполь­зование его внутреннего финансового потенциала и возможность активного маневрирования финансовы­ми ресурсами.

3. Она обеспечивает возможность быстрой реализации новых перспективных инвестиционных возможнос­тей, возникающих в процессе динамических измене­ний факторов внешней среды.

4. Разработка финансовой стратегии учитывает заранее возможные варианты развития не контролируемых предприятием факторов внешней среды и позволяет свести к минимуму их негативные последствия для деятельности корпорации.

5. Она отражает сравнительные преимущества корпорации в финансовой деятельности в сопоставлении с его конкурентами.

6. Наличие финансовой стратегии обеспечивает четкую взаимосвязь стратегического, текущего и оперативного управления финансовой деятельностью корпорации.

7. Она обеспечивает реализацию соответствующего мен­талитета финансового поведения в наиболее важных стратегических финансовых решениях корпорации.

8. В системе финансовой стратегии формируется значе­ние основных критериальных оценок выбора важней­ших финансовых управленческих решений.

9. Разработанная финансовая стратегия является одной из базисных предпосылок стратегических изменений общей организационной структуры управления и организационной культуры корпорации.

Разработка основных элементов стратегического набора в сфере финансовой деятельности корпорации базируется на результатах стратегического финансового анализа.

Стратегический финансовый анализ представляет собой процесс изучения влияния факторов внешней и внутренней сре­ды на результативность осуществления финансовой деятельнос­ти корпорации с целью выявления особенностей и возможных направлений ее развития в перспективном периоде.

Конечным продуктом стратегического финансового ана­лиза является модель стратегической финансовой позиции корпорации, которая всесторонне и комплексно характери­зует предпосылки и возможности его финансового развития в разрезе каждой из стратегических доминантных сфер (на­правлений) финансовой деятельности.

Основу проведения стратегического анализа составляет изучение влияния на хозяйственную деятельность корпорации отдельных факторов и условий среды его функциони­рования. С учетом содержания направлений и объектов стра­тегического финансового анализа предметом его изучения является финансовая среда функционирования корпорации. Под финансовой средой функционирования корпорации по­нимается система условий и факторов, влияющих на органи­зацию, формы и результаты его финансовой деятельности.

В зависимости от характера влияния отдельных условий и факторов, а также возможностей их контроля со стороны корпорации в процессе осуществления финансовой деятель­ности в составе общей финансовой среды его функциониро­вания следует выделять отдельные виды:

1) внешнюю финансовую среду непрямого влияния;

2) внешнюю финансовую среду непосредственного влия­ния;

3) внутреннюю финансовую среду.

Внешняя финансовая среда непрямого влияния харак­теризует систему проявляемых на макроуровне, условий и факторов, воздействующих на организацию, формы и резуль­таты финансовой деятельности корпорации в долгосрочном периоде, прямой контроль над которыми оно осуществлять не имеет возможности. В формировании условий внешней фи­нансовой среды непрямого влияния существенную роль игра­ет государственная финансовая политика и государственное регулирование финансовой деятельности корпорации.

Внешняя финансовая среда непосредственного вли­яния характеризует систему условий и факторов, воздейс­твующих на организацию, формы и результаты финансовой деятельности, которые формируются в процессе финансовых отношений корпорации с контрагентами по финансовым операциям и сделкам и на которые оно может оказывать вли­яние в процессе непосредственных коммуникативных связей. Осуществление эффективных финансовых отношений с та­кими контрагентами по финансовой деятельности позволяет предприятию управлять системой соответствующих условий и факторов в благоприятном для него направлении.

Внутренняя финансовая среда характеризует систему условий и факторов, определяющих выбор организации и форм финансовой деятельности с целью достижения наилуч­ших ее результатов, которые находятся под непосредствен­ным контролем руководителей и специалистов финансовых служб корпорации. Она заключает в себе тот финансовый потенциал, который позволяет предприятию достигать пос­тавленных целей и задач в стратегическом периоде.

Содержание каждого из этих методов рассматривается далее. Стратегический финансовый анализ осуществляется в такой последовательности:

- на первом этапе проводится анализ внешней финансо­вой среды непрямого влияния;

- на втором этапе — анализ внешней финансовой среды непосредственного влияния;

- на третьем этапе - анализ внутренней финансовой сре­ды;

- на четвертом этапе осуществляется комплексная оцен­ка стратегической финансовой позиции корпорации.

Анализ факторов внешней финансовой среды непрямо­го влияния базируется на основном методе стратегического анализа - SWOT-анализе. Этот простой в использовании ме­тод позволяет быстро оценить стратегическую финансовую позицию корпорации в основных ее контурах. В процессе анализа факторов финансовой среды этого вида выявляют­ся внешние благоприятные возможности и угрозы для фи­нансового развития корпорации, которые генерируются на макроуровне. К благоприятным относятся такие возможнос­ти, которые обеспечивают возрастание рыночной стоимости корпорации в процессе его стратегического финансового развития, а к угрозам - соответственно препятствия на пути этого возрастания.

Предварительным условием осуществления такого ана­лиза является группировка факторов внешней финансовой среды непрямого влияния по отдельным признакам.

В стратегическом финансовом анализе в этих целях ис­пользуется принцип группировки факторов этого уровня, рассматриваемый в системе PEST-анализа (эта система кон­центрирует стратегический анализ только на факторах макро­уровня). Группы таких факторов разделяют макросреду фун­кционирования корпорации на следующие четыре ее разно­видности, характеризуемые аббревиатурой PEST:

Р - политико-правовая среда (political and legal envi­ronment);

E - экономическая среда (economic environment);

S - социокультурная среда (sociocultural environment);

T - технологическая среда (technological environment).

Рассмотрим состав важнейших факторов системы PEST-анализа, которые играют наиболее важную роль в стратеги­ческом развитии корпорации.

В политико-правовой среде основное влияние на разви­тие финансовой деятельности в стратегической перспективе оказывают формы и методы государственного регулирования финансового рынка, финансовой деятельности корпорации, денежного обращения в стране; политика государственной -поддержки отдельных отраслей и сфер деятельности; госу­дарственная политика подготовки высококвалифицирован­ных специалистов; политика привлечения и защиты иностран­ных инвестиций; правовые аспекты регулирования процедур финансовой санации и банкротства предприятий; стандарты финансовой отчетности предприятий.

В экономической среде наиболее ощутимое влияние на стратегическое финансовое развитие корпорации оказывают темпы экономической динамики (измеряемые показателями валового внутреннего продукта и национального дохода); соотношение параметров потребления и накопления исполь­зуемого национального дохода; темпы инфляции; система налогообложения юридических и физических лиц; скорость денежного обращения; динамика валютных курсов; динамика учетной ставки национального банка.

В социо-культурпой среде на развитие финансовой де­ятельности корпорации наибольшее влияние оказывают об­разовательный и культурный уровень трудоспособного насе­ления; уровень «подготовки специалистов в области финансо­вой деятельности в системе высшего образования; отношение населения к осуществляемым рыночным реформам.

В технологической среде наибольшее влияние на страте­гическое финансовое развитие корпорации оказывают инно­вации в сфере технических средств управления, финансовых технологий и инструментов.

В процессе оценки отдельных факторов финансовой сре­ды непрямого влияния уровень их позитивного («благопри­ятных возможностей») или негативного («угроз») воздействия на стратегическое финансовое развитие корпорации оцени­вается обычно по пятибалльной системе (с обозначением бла­гоприятных возможностей знаком «+», а угроз знаком «-»). Такая факторная оценка проводится по каждому из сегментов отдельных доминантных сфер (направлений) стратегическо­го финансового развития корпорации. Учитывая, что часть факторов внешней финансовой среды непрямого влияния ха­рактеризуется высокой степенью неопределенности развития, система SWOT-анализа и PEST-анализа может дополняться оценкой методами сценарного (в вариантах «пессимистичес­кого», «реалистического» или «оптимистического» прогноза) или экспертного стратегического финансового анализа.

По результатам оценки важнейших факторов внешней финансовой среды непрямого влияния составляется «матрица возможностей и угроз».

Анализ факторов внешней финансовой среды непос­редственного влияния также базируется на SWOT-анализе. Предварительным условием осуществления стратегического финансового анализа по этому виду среды функционирова­ния корпорации является группировка субъектов финансо­вых отношений с предприятием, с одной стороны, и выделе­ние основных факторов, влияющих на эффективность этих отношений в стратегическом периоде, с другой.

Как показывают результаты проведенного автором ис­следования, в процессе стратегического анализа факторов внешней финансовой среды непосредственного влияния це­лесообразно выделять следующие шесть основных групп субъектов финансовых отношений с предприятием:

- поставщики сырья, материалов и полуфабрикатов; покупатели готовой продукции;

- кредиторы корпорации, предоставляющие различные формы финансового кредита;

- инвесторы - институциональные и индивидуальные;

- страховщики; финансовые посредники.

Учитывая то, что факторы этого вида финансовой среды носят преимущественно экономический характер, их группи­ровка по системе PEST-анализа не осуществляется. Экономи­ческие факторы индивидуализируются с учетом особеннос­тей финансовых отношений корпорации с вышеперечисленными контрагентами.

Процедура оценки отдельных факторов финансовой сре­ды непосредственного влияния аналогична оценке факторов финансовой среды непрямого влияния, рассмотренной ранее. Результаты оценки отдельных факторов рассматриваемой фи­нансовой среды методами SWOT-анализа дополняются при необходимости их оценкой методами портфельного (в разрезе портфелей отдельных операций с контрагентами), сценарно­го или экспертного стратегического финансового анализа. По результатам оценки важнейших факторов внешней финансо­вой среды непосредственного влияния составляется «матрица возможностей и угроз».

Анализ факторов внутренней финансовой среды при­зван характеризовать не только объем финансового потен­циала корпорации, но и эффективность его использования. Исследование факторов внутренней финансовой среды в про­цессе разработки финансовой стратегии корпорации тради­ционно базируется на SWOT-анализе, направленном на вы­явление сильных и слабых сторон финансовой деятельности корпорации.

В последние годы развитие этого подхода получило от­ражение в SNW-анализе, используемом исключительно при анализе факторов внутренней среды корпорации. Аббревиа­тура SNW отражает характер позиции корпорации по иссле­дуемому фактору;

S — сильная позиция (strenghtposition);

N - нейтральная позиция (neutral position);

W - слабая позиция (weakness position).

Сопоставление SNW-анализа и SWOT-анализа по харак­теру оценки влияния отдельных факторов внутренней среды корпорации показывает, что система этой оценки в SNW-анализе дополняется нейтральной позицией (сильная и сла­бая оценка позиции присуща обоим методам). Нейтральная позиция оценки того или иного фактора внутренней среды корпорации соответствует, как правило, среднеотраслевым его значениям по аналогичным корпорациим. Такой под­ход позволяет рассматривать нейтральную позицию того или иного фактора, влияющего на финансовую деятельность корпорации, как критерий минимально необходимого стра­тегического его состояния.

Систему исследуемых факторов внутренней финансо­вой среды каждое предприятие формирует самостоятельно с учетом специфики своей финансовой деятельности. Факто­ры, которые характеризуют отдельные аспекты финансовой деятельности корпорации, рассматриваются обычно в ком­плексе и отражают его финансовую политику по тому или иному из этих аспектов.

Характер факторов, определяющих сильные и слабые стороны финансовой деятельности корпорации оценивается по пятибалльной системе (оценка нейтральной позиции при­нимается за нулевую). Результаты оценки отдельных факто­ров внутренней финансовой среды, полученные в процессе SWOT-анализа и SNW-анализа, дополняются при необходи­мости их оценкой методами портфельного (портфеля деби­торской задолженности, портфеля кредиторской задолжен­ности, портфеля инвестиций, портфеля финансовых рисков и т.д.) сценарного и экспертного стратегического финансового анализа. По результатам оценки важнейших факторов внут­ренней финансовой среды составляется матрица сильных и слабых сторон финансовой деятельности корпорации.

Комплексная оценка стратегической финансовой по­зиции корпорации интегрирует результаты анализа всех ви­дов финансовой среды функционирования корпорации. Осу­ществление такой оценки позволяет:

1) четко идентифицировать основные особенности осу­ществления финансовой деятельности на данном предприятии, определить его «финансовое лицо»;

2) оценить достигнутые результаты управления финан­совой деятельностью корпорации;

3) выявить проблемные зоны в финансовом развитии корпорации и системе управления его финансовой деятельностью;

4) объективно оценить возможности предстоящего фи­нансового развития корпорации с учетом факторов внешней и внутренней среды;

5) зафиксировать стартовые позиции стратегических финансовых инициатив корпорации.

Модель стратегической финансовой позиции корпорации базируется на результатах оценки отдельных факторов в процессе SWOT-анализа и SNW-анализа (с углублением отдельных оценок в процессе использования других методов стратегического анализа). В этой модели должны быть пред­ставлены все сегменты каждой из доминантных сфер (направ­лений) финансового развития корпорации. Для интеграции оценок по доминанте в целом факторам отдельных сегментов может быть присвоен соответствующий «вес». Факторы каж­дого сегмента располагаются по степени их влияния на пред­стоящее финансовое развитие корпорации.

С учетом возможностей стратегической финансовой по­зиции корпорации осуществляются формулировка стратеги­ческих финансовых целей и обоснование соответствующих стратегических решений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.027 с.)