Чистый доход корпораций, его значение и распределение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чистый доход корпораций, его значение и распределение



 

Чистая прибыль (доход) - это прибыль после налого­обложения, она является источником дальнейшего развития корпорации и источником доходов собственника (предпринимателя).

Схема распределения чистой (нераспределенной) прибы­ли представлена на рис. (распечатать).

Распределение и использование чистого дохода корпорации регулируется государством косвенными методами. Чистый доход находится в полном распоряжении собственника корпорации и одновременно является пред­метом управления финансами в части государственного ре­гулирования инвестиционной деятельности, использования свободных денежных средств на финансовом рынке, налого­обложения имущества, доходов физических лиц и др.

Чистый доход, остающийся в распоряжении корпорации, распределяется по решению собственников (акционеров, пайщиков, участников). По представлению менеджеров в начале года собственники утверждают смету распределения прибыли на прогнозируемый год, квартал. Следует иметь в виду, что некоторые налоги и сборы по действующему зако­нодательству уплачиваются из чистого дохода, остающегося в распоряжении корпорации (например, налог на сверхпри­быль и др.).

Чистый доход, остающийся в распоряжении корпорации, делится на две части: распределяемую в течение года на цели, предусмотренные в его уставе, и нераспределенную часть. Последняя часть показывает размер прогнозируемого остатка нераспределенной прибыли на конец года (квартала). По ре­шению собственников можно прогнозировать распределение всей прибыли, остающейся в распоряжении корпорации.

В акционерных обществах из распределяемой прибыли после уплаты налогов в первую очередь обеспечивается вы­плата фиксированных дивидендов. Это дивиденды на приви­легированные акции и облигации, размер которых объявлен при их выпуске. Кроме того, акционерные общества и това­рищества с ограниченной ответственностью обязаны обеспе­чить образование резервного фонда в размере, установленном в уставе с учетом действующего законодательства и норма­тивных актов. Поэтому до достижения суммы, утвержденной учредительными документами, часть прибыли должна на­правляться в этот фонд в первоочередном порядке.

Пропорции распределения плановой прибыли, остаю­щейся в распоряжении корпорации после уплаты дивиден­дов и образования резервного фонда, определяются стратеги­ческими и тактическими задачами корпорации. Среди них: перспективы корпорации (нацеленность на развитие или свертывание производств, от которых зависят пропорции при распределении прибыли на инвестиции и потребление), необ­ходимость привлечения новых инвесторов (для этого целесообразно в предстоящем году увеличить выплату дивидендов) и наемных работников (направление прибыли на социально-культурные мероприятия, в фонд средств социальной сферы, на содержание детских учреждений) и др.

В течение года прибыль может направляться в фонды специального назначения, на целевое финансирование (со­держание детских дошкольных учреждений и объектов со­циальной инфраструктуры), покрытие убытков по жилищно-коммунальному хозяйству, пополнение уставного фонда, по­гашение процентов по краткосрочным ссудам сверх уровня, предусмотренного действующим законодательством, уплату процентов за долгосрочную аренду основных средств, выпла­ту дивидендов по паям и обычным акциям и др. Часть прибы­ли может оставаться нераспределенной.

Направления использования прибыли в течение года пре­дусмотрены в уставе конкретного корпорации, а суммы от­числений от прибыли по каждому из них ежегодно определя­ются собственниками корпорации.

В течение года фактическая прибыль используется в соот­ветствии с утвержденной сметой. Кроме плановых расходов за счет прибыли, остающейся в распоряжении корпорации, уплачиваются некоторые платежи во внебюджетные фонды, производятся представительские расходы, расходы на рек­ламу, подготовку и переподготовку кадров при превышении установленных норм и нормативов, штрафные санкции за на­рушение налогового законодательства и др.

В конце года составляется отчет о доходах и расходах корпорации и о использовании прибыли в отчетном году, определяется сумма нераспределенной прибыли.

В АО этот отчет (как и бухгалтерский баланс) проверя­ется независимой аудиторской организацией и публикуется в печати.

После утверждения собственниками предъявленного отче­та производится реформация бухгалтерского баланса: списы­вается сумма прибыли, использованной за отчетный год, одно­временно собственники принимают решение об использовании нераспределенной прибыли. За счет этой прибыли производят­ся платежи по добровольному имущественному страхованию, выплачиваются дивиденды по паям и акциям, пополняются ре­зервный фонд и фонды специального назначения сверх сумм, предусмотренных по смете распределения прибыли, увеличи­ваются отчисления на целевое финансирование.

 

3.5. Система показателей рентабельности, методы ее определения и пути повышения

 

Показатели рентабельности являются относительны­ми характеристиками финансовых результатов и эффектив­ности деятельности корпорации. Они измеряют доходность корпорации с различных позиций и группируются в соот­ветствии с интересами участников экономического процесса.

Показатели рентабельности являются важными харак­теристиками факторной среды формирования прибыли (и дохода) предприятий. По этой причине они являются обяза­тельными элементами сравнительного анализа и оценки фи­нансового состояния корпорации. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент ин­вестиционной политики и ценообразования.

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

1) показатели рентабельности продукции;

2) показатели рентабельности капитала (активов);

3) показатели, рассчитанные на основе потоков налич­ных денежных средств.

Первая группа показателей формируется на основе рас­чета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли (дохода), отражаемым в отчетности корпорации. Данные показатели характеризует прибыльность (доход­ность) продукции базисного и отчетного периодов. Влияние фактора изменения объема продукции определяется расчетом (по методу цепных подстановок).

Вторая группа показателей рентабельности формирует­ся на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств: все активы корпорации; инвестиционный капитал (собствен­ные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал.

Несовпадение уровней рентабельности по этим показате­лям характеризует степень использования предприятием фи­нансовых рычагов для повышения доходности долгосрочных кредитов и других заемных средств.

Данные показатели весьма практичны. Они отвечают ин­тересам участников. Например, администрацию корпорации интересует отдача (доходность) всех активов (всего капита­ла), потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на ин­вестируемый капитал; собственников и учредителей - доход­ность акций и т.д.

Каждый из показателей легко моделиру­ется по факторным зависимостям. Они раскрывают связь между рентабельностью всех активов (или производственных активов), рентабельнос­тью реализации и фондоотдачей (показателей оборота произ­водственных фондов).

Экономическая связь заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельнос­ти: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов.

Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности (Формула Дюпона) (найти вставить)

Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменений уровня рентабельности продук­ции, скорости оборота активов и соотношения собственного и заемного капитала. Изучение подобных зависимостей имеет большую доказательную силу для оценки финансового состоя­ния корпорации, оценки степени результатов своей деятельнос­ти. Из этой зависимости следует, что при прочих равных услови­ях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.

Третья группа показателей рентабельности формируется на базе расчета уровня рентабельности аналогично показателям первой и второй групп, однако вместо чистого дохода (прибыли) в расчет принимается чистый приток денежных средств.

Данные показатели дают представление о степени возмож­ности корпорации обеспечить кредиторов, заемщиков и акци­онеров наличными денежными средствами в связи с исполь­зованием имеющегося у него производственного потенциала.

Концепция рентабельности, исчисляемая на основе притока денежной наличности, широко применяется в странах с разви­той рыночной экономикой. Она более приоритетна, потому что операции с денежными потоками являются существенным при­знаком интенсивного типа производства, признаком «здоровья» экономики и финансового состояния корпорации. Переход на использование этой концепции требует перестройки отчетности предприятий. Эта работа находится лишь в начальной стадии.

Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выяв­ления и оценки производственных резервов.

При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляе­мых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность (доходность) продаж находятся между собой в тесной функциональной связи.

Крупные корпорации главное внимание обращают на проблемы контроля за изменениями промышленной произ­водительности и стараются снижать роль внешнего фактора, или финансовой производительности.

Одним из условий процветания корпорации является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены за предла­гаемые товары. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формировании доходности корпорации понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий ру­ководства на контроль за изменениями промышленной про­изводительности, т.е. за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости продукции, повышение отдачи основных фондов, машин и оборудования и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.250.223 (0.011 с.)