Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятия №20-21 «Доверие к себе»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель: Содействовать отказу от позиций «жертвы» или «агрессора» (развивать веру в себя и в свои возможности отстоять себя и свою безопасность неагрессивным способом), развивать доверие к группе (учить видеть мир «не угрожающим»). Материалы: мягкий ковер.
Ход занятия:
Вводная часть 1. Упражнение «Доверяющее падение». В помещении, где выполняется игра, нужен мягкий ковер, простор и страхующий взрослый. - Стоя в полный рост, покружитесь на месте так, чтобы расслабленные руки отлетели в стороны, а кисти налились тяжестью. Затем резко остановитесь и падайте, куда поведет тело. В таких случаях падение, как правило, идет с закручиванием, по спирали. Несколько участников в этот момент подхватывают падающего. Ведущий просит ответить на вопросы по кругу: В каких ситуациях в первую очередь проявляется доверие или недоверие человека к себе и своему телу? Как способ падения человека связан с его доверием/недоверием к себе и другим? - Отношение человека к физическому падению символически отражает, как он относится к жизненным падениям — неудачам, насколько боится их и насколько тяжело из них выходит. Ведь травму вызывает не само падение, а напряженное сопротивление, за которым проглядывает страх потери точки опоры. Страх и напряжение ограничивают естественную психологическую приспособляемость к ситуации. Расслабленное же тело никогда не травмируется от падения.
Работа по теме 2. Упражнение «Меня заставили». Упражнение выполняется в парах. - Вспомните ситуацию, когда вы отчетливо чувствовали и осознавали: «Меня заставили делать то, что я вовсе не хотел...» Думаю, подобные ситуации найдутся в опыте каждого из вас. Кто заставил? Возможно, это родители? Или учителя? Или приятели? Или жизненные обстоятельства? Если не вспомнили, придумайте такую ситуацию, поверьте в ее реальность и работайте с ней. Расскажите своему партнеру о случае, когда вас заставили сделать что-либо вопреки вашему желанию, и о тех чувствах, которые вы при этом испытывали. После того как первый участник завершает свой рассказ, роль рассказчика переходит к его партнеру. - Что вы чувствовали во время своего рассказа? Как звучал ваш голос? Комментарий для специалиста: Возможно, участники упражнения сами обратят внимание на те изменения, которые произошли с ними во время погружения в ситуацию. Если они не сумеют или не решатся этого сделать, обратите их внимание на эти изменения, произнеся примерно такую фразу: «Возможно, что во время «погружения в ситуацию» у кого-то из вас поникли плечи, безвольно опустились руки, в голосе зазвучали жалостливые детские нотки... А может быть, у вас участилось дыхание, сжались кулаки, напряглось тело? Или наоборот, кому-то захотелось сжаться в комочек и заплакать?» Скорее всего те, кто глубоко вошел в ситуацию, подтвердят, что почувствовали себя во время выполнения упражнения маленькими, жалкими, обиженными, бессильными, нуждающимися в утешении и защите. Попросите участников запомнить это состояние и перейдите ко второй части упражнения. - А теперь встряхнитесь и сбросьте с себя пережитое. Приготовьтесь к неожиданному. Давайте мысленно изменим свой взгляд на эту ситуацию и представим, что и здесь у вас был выбор. Вы сами решали, подчиниться или нет, сами выбирали способ действия. Если вы выбрали смирение, подчинение требованиям, то лишь потому, что трезво взвесили все обстоятельства, оценили возможные последствия и решили, что в этой ситуации такое поведение более уместно и разумно. Вы сами выбрали этот вариант поведения. Ведущий вновь просит участников обратить внимание на свое состояние: как оно изменилось по сравнению с первой частью? Как изменилась поза, выражение лица, жесты, интонация голоса? Как обстоит дело с чувствами? - Если человек сознательно делает свой выбор, то чувствует себя «хозяином своих поступков и своей судьбы». Даже если он после трезвого размышления сознательно выбрал смирение, то он сам отвечает за все, что с ним происходит. 3. Упражнение «Счастливый случай». Участники выбирают партнера для работы в паре. - Вспомните ситуацию из вашей жизни, которую можно было бы назвать «везением» или «счастливым случаем». Как и в предыдущем упражнении, расскажите об этом случае своему партнеру, а потом, в ходе осмысления, отметьте особенности своей позы, голоса, ощущений, внутреннего состояния. - После обмена ролями и рефлексии участникам предлагается рассказать о той же самой ситуации, но с иной позиции: «Я сам обеспечил себе успех». При этом ведущий предлагает участникам добросовестно вспомнить все, что они сделали, чтобы достичь блестящих результатов. Комментарий ведущего: - Тяжелое «чувство жертвы», и приятное состояние, которое возникло у них во время выполнения упражнения «Счастливый случай», — это две стороны одной медали. Все это — уже знакомая им позиция «пешки»: не «я делаю», а «со мной делают» или «со мной случается». Итог такой позиции печален: человек оказывается не хозяином своей судьбы, а игрушкой в ее руках. Он снимает с себя ответственность за все, что происходит в его жизни. Крайний, негативный вариант такой позиции носит название «выученная беспомощность»: человек, сталкиваясь с малейшим жизненным затруднением, заранее говорит себе: «Все равно ничего не получится». Ощутив свою беспомощность и бессилие, он прекращает всякие попытки достичь чего-либо, заранее отказывается от любых действий, способных что-то изменить в его жизни, в его отношениях с другими людьми. Именно поэтому важно понять, что позиция пешки — это социальный стереотип, который искажает восприятие мира и себя в нем и удерживает человека от изменений, от активного участия в жизни. Каждому из нас необходимо самостоятельно решить, выбирает ли он свои поступки и судьбу сам или ждет, когда его заставят поступить определенным образом.
Заключительная часть 5. Визуализация «Я-капитан». - Представьте, что вы смотрите фильм о вашей жизни... Вот ваше детство... Вы смотрите на пленку и видите то, что происходило с вами давным-давно... Сейчас вы понимаете, почему вы имеете такие взгляды на жизнь... Теперь вы знаете, почему вы так думаете о жизни... Но вы знаете и другое: это случилось в прошлом... Теперь вы выросли и почувствовали себя сильным человеком, способным самостоятельно решать, какой будет ваша жизнь и ваши отношения с людьми... Вы понимаете, что режиссер вашей жизни — вы сами. И вы вольны изменить свою жизнь... Вы напишете новые страницы своей жизни. Вы можете вернуться назад и мысленно вырезать кадр из фильма... Вы можете и другое (это самое важное) — снимать дальше новый фильм... Вы видите перед собой безбрежное синее море... Вы чувствуете много света и солнца. Дует свежий морской ветерок... И вы видите перед собой белый прекрасный корабль... И вы видите свежий лак на его деревянных частях... Вы вступаете на палубу этого корабля... И чувствуете, как она раскачивается на волнах... Вы замечаете две или три мачты... Видите паруса, наполненные ветром... Корабль чистый и красивый... И все здесь вам нравится... Вы задумываетесь о том, кто же ведет этот корабль? И видите рубку, где стоит капитан в белой фуражке... Он стоит у руля... Вы подходите к нему... И происходит нечто удивительное: вы видите, что он снимает фуражку, кладет ее на палубу, подходит к борту и... прыгает в воду, машет вам рукой и вы слышите его голос: «Корабль — твой... Я оставляю его тебе...» Это ваш корабль... Вы можете сами выбирать, что делать... Вы можете спуститься вниз и предаться сладкой лени... Вы можете выпустить руль из рук... А можете взять штурвал в свои руки... Вы поднимаетесь, берете капитанскую фуражку, надеваете ее на свою голову... Вы становитесь за штурвал... Вы стали капитаном этого корабля... Вы ведете его к своей цели через шторм и бурю навстречу солнцу и людям... Берите на себя ответственность за свой курс! Ведите свой корабль уверенно! Имя вашего корабля — жизнь... Вы спокойны. А когда вы спокойны — вы красивы, когда вы красивы — вас любят... Когда вас любят — вы счастливы... Вы спокойны... Вы уверены... Вы свободны... Вы — хозяин своей жизни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.224 (0.007 с.) |