Развитие навыков социального поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие навыков социального поведения



 

Цель: Обучение навыкам эффективного поведения.

                                                                                                                                                        Ход занятия:

 

1.Мини-лекция.

Ведущий: «Общаясь с учениками, их родителями, коллегами, администрацией, учитель занимает определенные коммуникационные позиции: «над» (тип А), «наравне» (тип Б), «под» (тип В).

Взаимодействие типа А отличается тем, что активным, доминирующим субъектом общения выступает учитель. Он проявляет инициативу, управляет, контролирует и планирует ситуацию, осуществляет свои цели. Партнер по коммуникации зависит от учителя как ведущего объекта общения. Описанный тип коммуникации характерен для взаимодействия «ученик- учитель».

Взаимодействие типа Б осуществляется в общении равных партнеров, при котором оба проявляют инициативу и активность, стараются учитывать интересы друг друга. Чаще этот тип взаимодействия реализуется в общении «учитель- учитель».

Взаимодействие типа В, в котором учитель занимает подчиненное положение относительно партнера по общению, характерно в его коммуникации с администрацией.

Для успешной педагогической деятельности учитель должен уметь занимать коммуникативные позиции в зависимости от того, с кем и когда он вступает в контакт».

 

2.Упражнение, направленное на достижение эмоционального комфорта педагога в классе.

Ведущий: «Представьте, что входите в класс: постарайтесь еще за дверью почувствовать бодрость во всем теле. Входите в класс. Поищите удобную позу и место в классе, если найденное положение не устраивает Вас, перемените его. Не мешает ли Вам что-нибудь? Руки некуда девать? Займите их чем-нибудь необходимым. Пройдите по классу, поищите удобный темп ходьбы, ритм. Нашли? Идите. А можно ли найти еще лучшее положение именно для Вас? Ищите. Вы ходите, сложив руки за спиной, нет, Вам неудобно – на груди; ищите. Удобная поза, наиболее свойственный Вам темп движения будут способствовать Вашему самочувствию в классе».

 

3. Упражнение, направленное на развитие навыков общения.

Ведущий: «Войдите в воображаемый класс и поздоровайтесь с учениками; привлеките к себе внимание без речевого общения – средством мимики, пантомимики. Обратитесь к ученику, применив разные способы взаимодействия (просьбу, похвалу, требование, предупреждение, юмор, вопрос, намек, приказ, пожелание и т. п.). Используйте разную интонацию, мимику, пластику, следите при этом за мышечной свободой движений. Найдите способы поведения в неожиданных ситуациях, например, Вы входите в класс, раздается смех.

Какие из способов общения были более эффективными?»

 

4.Упражнение «Техника интонирования».

Ведущий предлагает участникам произнести фразы с различными оттенками в зависимости от педагогической ситуации: «кто дежурный?», «идите сюда», «прошу внимания», «вы выполнили задание?»

 

5. Упражнение «Контракт с самим собой».

 Ведущий: «Приступая к усовершенствованию своего жизненного стиля, необходимо предъявить себе ряд требований, составив контракт с самим собой. В нем необходимо отметить следующее.

· Перемены, которые вы хотите осуществить.

· Фиксация успехов.

· Вознаграждение за выполнение каждой части контракта.

· Критерии завершения контракта.

· Условия на случай невыполнения контракта.

Предметом договора может быть любой вид деятельности. Изменять надо поведение человека, а не его самого. Такой подход не оставляет места рассуждениям о комплексах неполноценности. Акцент делается на тех действиях, которые не приводят к желаемым последствиям. Если человек боится экзамена, то ему необходимо выработать специфические навыки, необходимые для успешного прохождения испытания.

Неэффективное поведение бывает обусловлено различными причинами, в том числе недостатком необходимых социальных навыков и высоким уровнем тревожности».

Участники составляют контракты с собой, затем происходит их обсуждение.

 

6.Упражнение «Комплименты».

Ведущий: «Для создания хорошего настроения необходимо себе и другим чаще говорить комплименты. Заканчивая нашу встречу, выскажем друг другу что-то очень приятное. Прокомментировать можно:

· То, что человек носит

· Внешность человека

· Умения

· Особенности личности

Научитесь с удовольствием принимать комплименты, никогда их не отвергайте, благодарите. Наилучшим ответом было бы выражение и вашего собственного положительного чувства: «Спасибо, мне и самому нравится…»

 

                                             Литература

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

2. Галицких Е. О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций педагогов и школьников. – СПб, 2003.

3. Маркова А. К. Психология труда учителя. – М., Просвещение, 1993.

4.Митина Л. М. Формирование профессионального самосознания учителя //Вопросы психологии – 1990, №3.

5.Самоукина Н. В. Психологический тренинг. – Дубна, Феникс, 2000.

6.Самоукина Н. В. Игры, в которые играют… Психологический практикум. – Дубна, Феникс, 1996.

7. Педагогическая практика в начальной школе /Под ред. Г. М. Коджаспировой, Л. В. Боровиковой. – М.: «Академия», 2000.

7.Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников. – М., ВЛАДОС, 2001.

8.Зимбардо Ф. Застенчивость. – М., Педагогика, 1991.

9.Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. – М, Просвещение, 1991.

10.Субботина Л. Ю. Психологические защиты. – Ярославль, 2000.

11.Квинн В. Прикладная психология. – СПб., Питер, 2000.

 

Приложение

Проверь себя!

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.132 (0.009 с.)