Проявление эмоциональной устойчивости в сфере 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проявление эмоциональной устойчивости в сфере



«Учитель – учитель»

 

Цель: содействовать осознанию педагогами своего позитивного потенциала во взаимодействии с коллегами, обучить эффективным способам саморегуляции в процессе общения.

 

Ход занятия.

 

1. Приветствие. Обсуждение дневника самоанализа.

 

2. Психологическая копилка (упражнение на снятие эмоционального напряжения) (Приложение № 2).

 

3. Дискуссия «Проявление эмоций в сфере учитель-учитель».

- Что вызывает положительные эмоции во взаимодействии с коллегами? Какое состояние при этом испытывает человек?

- Что вызывает отрицательные эмоции во взаимодействии с коллегами? Какое состояние при этом испытывает человек?

- Каково соотношение между положительными и отрицательными эмоциями в сфере взаимодействия «учитель- учитель»?

- Как это влияет на Вашу жизнь?

 

4.Упражнение «Резервуар» (автор Т.Г. Григорьева)

Ведущий: «Представьте пустую форму, резервуар, в который ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои слова, состояние, мысли, чувства. Постарайтесь достигнуть внутреннего состояния «резервуара»: вы - форма, вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в свое внутреннее пространство. Отбросьте свои личные оценки - вас как - бы нет в реальности, есть только пустая форма!

Потренируйтесь, повторив 2 - 3 раза. Затем, когда вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог и постарайтесь беспристрастно и нетенденциозно отнестись к собеседнику. Это поможет вам лучше понять его».

 

5.Упражнение «Пять минут» (автор Н.Самоукина)

Ведущий: «Представьте, что вы идете к автобусной остановке и видите, как подъезжает нужный вам автобус. Что вы сделаете? Спокойно скажете себе, что не будете торопиться, вскоре подойдет другой, или резко побежите к нему, чтобы сэкономить пять минут? Подумайте о том, что вам удалось успеть в автобус и, тяжело дыша, вы протискиваетесь между пассажирами. Пять минут у вас в запасе. Что вы будете делать в течение этих пяти минут, которые вам удалось сэкономить, затратив определенные усилия?»

В ходе группового обсуждения часто выясняется, что учителя находятся в постоянной спешке, стремясь сэкономить каждую минуту даже тогда, когда в этом нет особой необходимости. Многие в действительности не могут представить, что они будут делать в эти сэкономленные пять минут, и приходят к выводу о бесполезности «стресса торопливости» и его вредном влиянии на свое самочувствие.

 

6. Упражнение «Замедление» (авт. Н.Самоукина)

Ведущий: «Многие женщины-учителя, имеющие семьи и детей, находятся в постоянном напряжении из-за того, что они стремятся сделать много дел одновременно и везде успеть. Некоторые составляют для себя списки дел, которые вычеркивают по мере их выполнения. Учителя говорят о том, что испытывают постоянный страх, что «они не успеют», ускоряют ритм собственной жизни, стараясь ценить каждую минуту и, не разрешая себе, «отвлекаться по пустякам». К таким «пустякам» они часто относят минуты отдыха, созерцания или наслаждения маленькими радостями жизни. Как следствие этого, женщины начинают раздражаться, испытывать переутомление, жалуются на головные боли, бессонницу.

Снимите наручные часы и отложите их в сторону. В течение 15-20 минут фиксируйте свободные ассоциации на чистом листе бумаги: слова и фразы, которые первыми приходят в голову».

В парах партнеры прочитывают друг другу ассоциации и обмениваются впечатлениями. Беседы длятся 20-30 минут. Психолог рекомендует говорить медленно, как бы «взвешивая» каждое слово, не следить за временем, а постараться насладиться каждой минутой общения.

Рефлексия:

-Кто испытал удовольствие от беседы со своим партнером?

-Кто почувствовал, что отдохнул?

-Как вы думаете, сколько прошло времени с начала нашего упражнения?

 

7.Визуализация «Янтарный замок»

Ведущий просит участников группы занять удобное положение в креслах, закрыть глаза, сосредоточиться на своем дыхании и представлять в воображении те образы, которые предлагает ведущий.

Ведущий: «Сегодня я увижу янтарный замок. С этой мыслью я спешу к синему морю. Уже издали я вижу золотую рыбку. Она, выпрыгивая из воды, светится на солнышко. Золотаярыбка предлагает мне опуститься на морское дно. Именно этого я больше всего хочу сегодня. Я делаю глубокий вдох- медленно выдох. Вдох -выдох, вдох - выдох.

Несколько мгновений — я уже в морском царстве, и не где-нибудь, а на морском дне.

Мне интересно асе, что окружает меня. Под нами белый-белый песок. Он скорее всего похож на мел, которым пишут в школе на доске. Рыбка объясняет мне, что песок становится белым в честьсамых почтенных гостей. Я понимаю, что сна имеет в виду меня, и расплываюсь в улыбке. Улыбка не только на моих губах, но и все внутри меня улыбается. Мое тело расслабляется, а я переполняюсь необыкновенным чувством тепла и любви, дышится легко, ровно, глубоко.

Нас окружают невиданные розовые и сиреневые растения: стебли и листья их настолько гибкие, что шевелятся от малейшего движения воды. Коралловые белые и бирюзовые рифы расположены слева от нас. Это своеобразные морские горы, такой причудливой конфигурации, что трудно оторвать от них глаз. Мы проплываем над ними, разглядывая их сверху.

Впереди нас ярко освещено пространство. Это и есть янтарный замок. Он светится, как тысячи маленьких солнышек. А смотреть на него одно удовольствие. Это свечение обращено ко мне. Таинственные лучи нежно проникаютв меня и заполняют светом. И становлюсь маленьким солнышком. Дышится легко, ровно, глубоко...  (Пауза.)      

Я возвращаюсь из замка и дарю тепло маленького солнышка окружающим меня людям, цветам».

 

8. Рефлексия занятия.

9.

 

Занятие № 6

Экспрессивность в сфере

«Учитель- учитель»

Цель: обучить способам эффективного взаимодействия сфере «учитель- учитель», способствовать развитию невербальных средств общения.

 

 Ход занятия.

 

1. Приветствие. Обсуждение дневника.

 

3. Психологическая копилка (упражнение на снятие эмоционального напряжения) (Приложение № 2).

 

4. Информирование. Бессловестный язык доверия.

Техника установления доверия без слов состоит из шести шагов: 1 — проверить, доверяете ли вы собеседнику; 2 — проверить, доверяет ли собеседник вам; 3 — подстроиться под тон и темп голоса собеседника; 4 — установить соответствие дыханию собеседника; 5 — использовать соответствующий ритм движений; 6 — установить соответствие позе.

Первый шаг: необходимо проверить, доверяете ли вы собеседнику. Если не доверяете, определите, какая часть личности выражает недоверие. Внимательно выслушайте ее аргументы, поблагодарите ее.

Спросите голос, заявивший о недоверии: что вы можете сделать, чтобы поверить в вашего собеседника? И сделайте то, что этот «голос» просит. Будьте гибкими. Не добившись согласия, лучше не продолжать общения с собеседником.

Второй шаг: удостоверьтесь, доверяет ли собеседник вам. Доверие возможно лишь в состоянии «совместимости», «созвучности». У одних людей появляется ощущение покоя, у других — чувство разделенного взаимопонимания.

Доверие, если оно есть, наполнит силой и уверенностью все тело — и это видно. Прямая спина, расправленные плечи, поднятая голова, ритмичная, равномерная походка выдает человека открытого, у которого «душа нараспашку». Недоверие тоже имеет достаточно отчетливые знаки. Напряженная осанка, запрокинутая либо, наоборот, напряженно опущенная или втянутая в плечи голова - так выглядят люди, склонные к недоверию.

У рук есть свои «доверительные» знаки; рука (иногда обе) на груди или прямо на сердце означают искренность чувств и высказываний; поднятая в приветственном салюте - знак, подчеркивающий равенство позиций; ладони, раскрывающиеся сверху вниз и вперед - жест открытости; руки, мягко обнимающие друг друга сверху — знак искренности; легкое прикосновение к руке или плечу партнера — жест близости.

Недоверие и склонность к самозащите выражает поза, когда ладони рук вытягиваются вперед, а верхняя часть тела при этом отклоняется назад. Скрытые намерения выражают руки, сложенные в виде пирамиды.

Однако самые верные знаки доверия – на лице: их трудно контролировать сознательно, а некоторые просто невозможно подделать. Прежде всего, глаза. и улыбка. Взгляд сбоку, отворачивание лица в сторону, «глаза в землю» — все это проявление тайного страха, скрытности: собеседник хочет спрятать свои чувства. Он может смотреть и прямо; но недоверие, если оно есть, читается в излишней твердости взгляда, и в легком отклонении головы и тела назад.

Улыбка может помочь окончательно убедиться в искренности собеседника. Если он доверяет нам, чувствует себя уверенно, то улыбнется свободно и открыто; и, главное, естественно.

Неподвижное лицо, избегание взгляда и отсутствие маленькой складочки под глазами безошибочно укажут, что такая улыбка фальшива, искусственна и означает притворную радость, а свои настоящие чувства ребенок при этом тщательно скрывает, потому что не доверяет собеседнику.

Речь доверяющего ритмична и спокойна. В плавно изменяющихся высоте и тоне голоса, постоянных ритмических колебаниях мелодии звучат открытость и спонтанность чувств. Голос очень трудно подделать, фальшь легко улавливается: изменяются интонации, сбивается ритм, колеблется скорость.

У людей часто возникает множество причин, чтобы не доверять своим собеседникам. Самая распространенная — страх осуждения, наказания или просто неосознанный «животный» страх, пережитый когда-то в прошлом, но сохранившийся в памяти. И если уж мы действительно хотим доверия, надо признать за собеседником (и за собой, впрочем, тоже) право на негативные проявления: лень, ложь, фальшь, трусость и прочие слабости, не говоря уже об ошибках. Все это имеет право быть просто потому, что оно уже есть. И само по себе не исчезнет; избавиться от всего этого можно, лишь идя по пути самосовершенствования и роста — и опираясь на доверие окружающих.

Осознание своего права на ошибку, признание такого права и за другими людьми не умаляет, а способствует росту доверия; а вместе с ним — и ответственности за свое собственное поведение.

Третий шаг: подстроиться под тон и темп голоса собеседника требует освоения техники «зеркала». «Зеркало» — это установление соответствия и гармонии с поведением другого человека. Соответствие тону или темпу голоса партнера по общению — лучший путь установления доверия с собеседником. Мы обычно следуем привычному для нас тону и темпу; но прислушайтесь — и вы заметите: если сами вы, к примеру, говорите тихо и медленно, громкая и быстрая манера собеседника будет вами восприниматься, как нападение. А у него и в мыслях этого не было! Найдите голосовой «общий знаменатель»; большинство людей и не заметят, что кто-то подстраивается под их голос. Однако не перестарайтесь, подстраиваясь под партнера: резкая смена темпа и тона голоса может показаться ему и насмешкой.

Потренируйтесь в парах. Ваша цель — соответствовать темпу и тону и слышать содержание, все это — одновременно. Ваш коллега говорит вам что-то в течение трех минут, а вы слушаете. Затем вы рассказываете то же самое — тем же самым тоном, в том же темпе и с тем же уровнем громкости: важно не столько содержание, сколько подражание.

Обсуждение: Что вызвало затруднения в этом упражнении? Какие чувства Вы испытывали по отношению к партнеру, когда он говорил Вашим голосом?

Четвертый шаг: соответствие дыханию собеседника — также требует освоения «зеркальной» техники. Бывает, что уловить ритм дыхания трудно, тогда необходимо сосредоточиться на верхней линии плеч собеседника и попытаться различить довольно заметные движения вверх и вниз. Если вам удалось уловить ритм дыхания партнера, вы можете соответственно подстроиться под него.

Потренируйтесь в парах.

Пятый шаг: установление соответствия ритму движения. Заметьте какое-нибудь движение, которое собеседник постоянно повторяет, и сопровождайте его всякий раз каким-то другим своим движением. Например, каждый раз, когда ваш партнер по общению касается своего подбородка, вы можете тихонечко постукивать карандашом по столу. Или, если он взволнованно ходит взад и вперед по комнате, вы можете сопровождать его хождение чуть заметным постукиванием ноги. При каждом его повороте вы просто меняете темп постукивания.

Попробуйте, как работает эта техника.

Шестой шаг: соответствие позе собеседника — основан на технике простого отражения, на подражании. Использовать эту технику надо очень осторожно, чтобы не оскорбить человека. Полезно также наблюдать, как люди «отражают» позы друг друга в ресторане, аэропорту или других местах. Внешнее соответствие подчеркивает сходство и смягчает различия в результате — взаимопонимание между людьми усиливается.

 

4. Визуализация «Лес»

«Недалеко от моего дома есть лес. Я люблю бывать в нем. Свежий воздух, лесная прохлада всегда притягивали меня. Я быстро надеваю брюки, теплый свитер, на ноги кроссовки и отправляюсь в лес.

Я напрягаю ноги, живот, спинку, руки, лицо. Сильно-сильно...

А сейчас я расслабляю ноги, спинку, руки, лицо...

Дышится легко, ровно, глубоко...

Дорога не утомляет меня, а, наоборот, придает уверенность и силы. Вот он, мой любимый лес!

Все тропинки в нем мне знакомы. Вот эта ведет в березовую рощу. Я направляюсь туда. Дышится легко, ровно, глубоко...

Легкий ветерок качает верхушки деревьев, они раскланиваются со мной в знак приветствия.

Кругом тишина, только где-то стучит дятел, а птички поют свои незатейливые песни, радуясь каждому новому мгновению дня. Дышится легко, ровно, глубоко…

(Пауза.)

Я вхожу в березовую рощу. Белые стволы стройных берез напоминают мне свечи на праздничном торте. Мое внимание привлекает гриб в коричневом платочке. Это подберезовик. Я наклоняюсь к нему и вижу еще два маленьких грибочка. Да здесь целая семейка подберезовиков уютно устроилась на зеленой кочке! Свежий воздух пронизывает все вокруг. Дышится легко, ровно, глубоко...

(Пауза.)

Насладившись лесной прохладой и тишиной, я возвращаюсь домой».

 

5. Рефлексия занятия.

 

6. Д/задание – использовать способы языка доверия, в общении с близкими людьми, записать в дневнике самоанализа свои наблюдения.

 

 

Занятие № 7.

 Проявление эмоционально гибкости в сфере

«Учитель – администрация»

Цель: содействовать осознанию эмоциональных трудностей во взаимодействии с администрацией, расширению репертуара поведенческих реакций.

 

Ход занятия.

 

1. Приветствие.

 

2. Проверка домашнего задания.

 

3. Психологическая копилка (Приложение № 2).

 

 

4. Дискуссия «Проявление эмоций в сфере «учитель- администрация»

- Что вызывает положительные эмоции во взаимодействии с администрацией? Какое состояние при этом испытывает человек?

- Что вызывает отрицательные эмоции во взаимодействии с администрацией? Какое состояние при этом испытывает человек?

- Соотношение между положительными и отрицательными эмоциями в сфере взаимодействия «учитель- администрация»

- Как это влияет на Вашу профессиональную деятельность?

 

5. Рисунок- ассоциация «Мой директор».

- Что ты хотел (а) нарисовать?

- Что ты чувствовал (а), когда рисовал (а)?

- Что ты чувствуешь сейчас, почему?

- Что было самым трудным в рисовании, почему?

- Сформулируй свою эмоциональную проблему, возникающую в напряженных ситуациях в сфере «Учитель- администрация».

 

6. Игра «Администратор гостиницы»

Ведущий: «Дело происходит в маленьком городке, в котором только одна гостиница. Обычно она пустует, но сейчас переполнена по случаю съезда лучших учителей района.

За стойкой — администратор. Мест нет, но он остается на своем посту. К нему время от времени подходят люди и пытаются все-таки получить номер,

Сейчас мы решим, кто из участников побудет в роли администратора, а кто — в роли приезжих, решивших посетить этот славный город. Посетители договорившись со мной, будут использовать разные поведенческие стратегии. Администратор же поведет себя в этой ситуации так, как сочтет нужным. В распоряжении каждой из групп туристов — пять минут. По их истечении (если, конечно, ситуация логически не завершиться раньше) администратор сообщит нам, готов ли он ли он идти им навстречу.»

Далее ведущий просит поднять руки тех, кто хотел бы попробовать себя в роли администратора. Оптимальное количество - четыре человека. Остальные участники произвольно разбиваются на четыре группы. Администраторов просят на некоторое время выйти из комнаты.

Ведущий предлагает каждой группе решить, с помощью какой коммуникативной позиции — «сверху», «снизу» или «на равных» - она будет решать поставленную задачу. Три группы из четырех определяются с позицией, кроме этого они придумывают некоторую "легенду", с которой придут в гостиницу. Четвертая группа работает в «свободном режиме»: она тоже создает свою игровую «легенду», но при этом может использовать любую коммуникативную позицию и имеет право менять ее в процессе игры.

Каждая группа вольна задействовать в игре любое количество участников. Если в группе четыре человека, они могут «приехать» в город все вместе, могут выдвинуть для игры одного, двух или трех человек. У тех, кто не играет, всегда остается возможность повлиять на ход событий: можно взять «тайм-аут», для того чтобы напутствовать игроков, и даже заменить их другими.

Пока группы приезжих разрабатывают свои легенды, ведущий дает инструкцию администраторам. Им сообщается, что каждый из них будет работать с одной из групп посетителей и действовать по ситуации. Но мест в гостинице действительно нет. Ни одного, весь резерв исчерпан. Конечно, остается личная «каморка» дежурного распорядителя, остается диван в холле, в конце концов, собственная жилая площадь администратора... Но это те резервы, которые администратор может задействовать, а может про них даже не вспоминать. Все зависит от тех отношений, которые у него сложатся с просителями.

Администраторы готовят рабочее место, определяются с тем, будут ли в холле гостиницы свободные стулья, и если да, то где и сколько. Между собой договариваются об очередности и сообщают ее участникам.

У зрителей есть свои задачи. Они должны внимательно следить за развитием событий, отслеживать вербальные и невербальные реакции игроков. Ведущий обязательно должен подчеркнуть важность такого наблюдения. Цель зрителей наблюдать, как в поведении реализуются различные коммуникативные позиции, как позиция одного участника взаимодействий влияет на его партнера, какова эффективность той или иной коммуникативной позиции, какие чувства она вызывает у самого исполнителя и окружающих его людей.

Каждой группе отводится пять минут. Обсуждение после каждой сценки проводить не целесообразно. Важно только спросить администратора (если в ходе игры это стало очевидным), подействовали ли него аргументы приезжих и если да, что он готов для них сделать.

После завершения всех игровых эпизодов проводится общее обсуждение.

Какие чувства Вы испытывали во время игры?

Что помогло Вам добиться цели?

Какое поведение Вы считаете наиболее эффективным?

 

7. Визуализация «Бабочка».

«Какой сегодня солнечный день! Все вокруг залито солнечным светом.

Я делаю глубокий вдох и медленно выдох, вдох - выдох, вдох - выдох.

Я превращаюсь в бабочку, у которой нижние маленькие крылышки оранжевого цвета, а верхние большие крылья похожи на розовые веер с зелеными краями. Бабочка легко и изящно перелетает с одного колокольчика на другой. Как приятно сидеть на колокольчике и раскачиваться, как на качелях, на его тонком стебельке. Дышится легко, ровно, глубоко...

Нежный ветерок ласкает мои крылышки, словно играет с ними. Кругом тишина, все замерло в мир солнца и тепла.

(Пауза.)   

Подул легкий ветерок и превратил меня вновь в человека.

Я чувствую, что я многое могу».

 

8. Рефлексия занятия

 

 

Занятие № 8.

Итоговое занятие

 

Цель: содействовать осознанию полученного на занятиях опыта и возможностей его применения в профессиональной деятельности.

 

Ход занятия.

 

1. Приветствие.

 

2. Обсуждение домашнего задания.

 

3. Психологическая копилка. (упражнение на снятие эмоционального напряжения) (Приложение № 2)

 

4. Ассоциативные цепочки.

Психолог помещает на плакат, который вывешивается в аудитории (лучше всего возле двери), некое импульсное понятие, связанное с тематикой занятия и имеющее для слушателей эмоциональную окраску. Плакат дополняется вопросительным знаком и следующим понятиям, пародирующим первое.               

Слушатели продолжают понятийный ряд фразами через паузу, для чего в большинстве случаевне требуется дополнительной просьбы психолога.

На данном этапе используется понятие «Успех».

 

5. Дискуссия «Мой путь к успеху»

- Какое из перечисленных слов ближе к понятию «успех»?

- Могу ли я сказать о себе, что я успешный человек? Почему?

- Что необходимо для достижения успеха в жизни?

 

6. Игра «Чемодан».

Ведущий: «Наши занятия подходят к концу, за это время мы подружились, хорошо узнали друг друга. Каждому в дорогу жизни мы соберем чемодан, в который положим те качества, которые, на наш взгляд, необходимы этому человеку»

Участник группы для которого «собирают чемодан», выходит за дверь. В это время другие участники обсуждают и записывают необходимые качества. Индивидуальный список качеств вручается каждому участнику группы.

 

7. Визуализация «Волшебная поляна».

«Старый мудрый волшебник обещал мне показать волшебную поляну: «Она предстанет перед тобой во всей краев, если ты встанешь рано-рано утром, на рассвете, когда первые лучи солнца освещаю горизонт, а солнышко вот-вот ложится. Ни секундой раньше, ни секундой позже надо быть на той полянке. В тот миг все, что на ней есть, - волшебное. Сегодня или никогда мы будем там»        

Я напрягаю ноги, живот, спинку, руки, лицо. Сильно-сильно...

А сейчас я расслабляю ноги, спинку руки, лицо...                       

Дышится легко, ровно, глубоко... (Пауза)                       

Вот она, эта удивительная поляна, я весь в ожидании чуда. Звезды и месяц поблекли на небе, первые лучи солнца пробиваются сквозь густые заросли могучих деревьев. Тело мое расслаблено, мне легко и спокойно.             

Я ощущаю свежесть и прохладу раннего утра. Дышится легко, ровно, глубоко... (Пауза.)                         

Кругом еще темно, но поляна освещена, как днем. В руке волшебника горсть зерен пшеницы ярко-желтого цвета. Он бросает их на поляну, и вдруг из них вырастают разноцветные чудесные цветы, похожие на тюльпаны. Лепестки их плотно сжаты, как у нераспустившихся бутонов. Я подхожу к одному из них и дотрагиваюсь до него. «Дзинь - дзинь» - отзывается цветок и полностью раскрывается. В ярко-желтой серединке цветка стоит голубая скамеечка с резной спинкой, напоминающей кружевное полотно. (Пауза.)                          

Я становлюсь совсем крохотным, подхожу к скамеечке и сажусь на иве. Лепестки цветка закрываются, нежно обнимая меня.       

(Пауза)                  

Дышится легко, ровно, глубоко».

 

8. Групповое обсуждение итогов работы:

- Какие задачи я ставила перед собой в начале курса?

- Чего мне удалось достичь?

- Какие из предложенных техник мне больше всего подходят?

- Что по-прежнему вызывает трудности и требует дальнейшей работы над собой?

- Ваши предложения по совершенствованию данного курса.

 

Приложение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.006 с.)