Занятие №31- 32 «Психологическая робинзонада» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие №31- 32 «Психологическая робинзонада»



 

Цель: Активизировать развитие групповой сплоченности и саморазвитие подростков через создание экстремальных условий в игре; развить навыки компромисса и договора в условиях неструктурированной дискуссии.

 

Ход занятия:

 

Вводная часть

1. Настрой на игру.

Звучит песня «Остров невезения».

 

Работа по теме

2. Игра «Необитаемый остров» (3 часть).

А) - Ваши острова оказались весьма комфортными. Однако проходят дни, а на морском горизонте не видно ни одного корабля и в небе - ни одного самолета. Вы начинаете догадываться, что острова оказались удаленными от оживленных морских и воздушных путей и, может статься, спасатели уже прекратили поиски пассажиров корабля, посчитав их погибшими. Прошел месяц. Похоже, пребывание на острове может затянуться и оказаться гораздо более долгим, чем вы предполагали. Надо как-то обустраиваться. Итак, что же вы предпринимаете?

На этой стадии работы происходит более глубокое погружение в игровую реальность. Обозначаются приоритеты в целях и смыслах жизни на острове, предлагаются разнообразные способы добывания пищи и организации досуга. Некоторые «поселенцы» создают кружки художественной самодеятельности, некоторые — лектории по всем областям знаний, дабы не растерять культурный багаж.

После сообщений каждой группы о своей жизни на острове ведущий может задать следующие вопросы: Как вы строите отношения друг с другом? Есть ли у вас вожак, лидер? Кто он? Каким образом вы решаете наиболее сложные вопросы вашей жизни? Как происходит разделение труда, обязанностей? Кто за что отвечает?

Фактически участники групп начинают проектировать новое устройство мира, создавать его по тем законам, которые они считают правильными и необходимыми.

Б) - Вы вполне обжились на острове, наладили свой быт. А между тем прошло два года... И однажды волны прибоя вынесли на берег остов небольшой яхты. Вероятно, она пострадала во время шторма и восстановлению не подлежала. Однако в ней чудом сохранился отсек, где лежали плотницкие инструменты — топоры, пилы, гвозди и прочее, а кроме того вы обнаружили на яхте пустую бутылку. Последняя находка, разумеется, породила у вас идею отправить письмо, доверив его волнам, и сообщить людям о том, что вы живы и здоровы. Пожалуйста, напишите письмо, которое вы положите в эту бутылку. Напоминаю на всякий случай, что координат своего острова вы не знаете. После обсуждения письма зачитайте вслух.

В) - Письмо отправлено. Но ведь теперь у вас появились плотницкие инструменты. Что вы с ними будете делать? Воспользуетесь ли этим подарком судьбы?

Посовещавшись, команды, как правило, решают строить плот, чтобы попытаться на нем добраться до материка. С этого момента сценарии событий на двух островах могут существенно различаться. Возникает несколько линий развития, и ведущий должен быть готов к неожиданным поворотам и импровизациям. Дело в том, что, например, часть какой-то команды захочет отправиться в рискованное плавание на плоту, а часть может воспротивиться этой идее. Ведущий предлагает участникам каким-то образом решить эту проблему. Если «мореплаватели» все-таки настаивают и готовы «отколоться» от основной массы, ведущий просит их сесть в стороне от круга («вы в пути»).
В другой команде, возможно, такого раскола не происходит и они едины в своем решении, плыть или не плыть. Если на островах кто-то остался, ведущий дает новую инструкцию.

Г) - Через некоторое время очень далеко на горизонте вы увидели силуэт большого корабля. Но он прошел мимо, и люди с него не заметили подаваемых вами отчаянных сигналов. Через сутки к берегу прибило маленький одноместный катер. Он был абсолютно новенький, с полным баком бензина. По-видимому, его случайно обронили с борта проходившего ранее корабля, а может быть, его смыло волной. Так или иначе, у вас появился еще один шанс. Воспользуетесь ли вы им и как?

Это один из самых интересных моментов в игре. Участники быстро приходят к мысли, что отправиться на поиски земли на маленьком одноместном катере — занятие очень рискованное. Ведь если бензин закончится раньше, чем встретится земля, храбрец-одиночка вынужден будет дрейфовать по бескрайнему океану, пока не умрет от голода и жажды. Кто решится на это? Драматический выбор. Почти всегда находятся люди, готовые к самопожертвованию. Некоторые предлагают компромиссный вариант: искать землю до тех пор, пока бак не опустеет наполовину, после этого возвращаться — впрочем, риск все равно остается. С этого момента практически всегда возникает необходимость разных инструкций для жителей каждого из островов. Опытный ведущий может придумать собственные ходы. Предлагаю несколько вариантов (при любом из них участники обязательно должны принять какое-то определенное решение).

Первый вариант (кто-то уплыл на плоту)

- Вы не успели удалиться от острова на слишком большое расстояние, как увидели движущееся прямо к вам судно. Ваши крики были услышаны, не прошло и нескольких минут, как вы уже были подняты на борт. Радость переполняла вас, вы взахлеб рассказывали капитану о годах, проведенных на острове, просили его изменить маршрут, чтобы забрать с острова ваших товарищей. Капитан согласился. Однако радость ваша оказалась, увы, преждевременной: это было судно современных пиратов-работорговцев. Наивно указав путь к острову, вы превратили ваших друзей в пленников.

Между тем, как это бывает свойственно жестоким людям, капитан-пират вдруг проявил сентиментальность. Приняв во внимание пережитые вами злоключения, он решил сделать благородный жест и оставить вас на острове, но не всех: двоих — по вашему выбору — он заберет с собой, чтобы продать наркодельцам для работы на маковых плантациях. Он дал вам время до утра, а утром эти двое должны явиться к нему на корабль. Решайте, как быть в такой ситуации!

Второй вариант (все остались на острове)

- Однажды утром вы увидели входящее в бухту острова судно. Вы не поверили своим глазам: наконец-то сбылась ваша мечта о встрече с людьми. Вы бросились к берегу навстречу отошедшей от корабля шлюпке. Как только шлюпка причалила, вы бросились к морякам и стали взахлеб рассказывать о своей судьбе... Далее события сходны с описанными в первом варианте.

 Бывает, что участники решают сдаться пиратам вместе. Возможен и вариант, когда участники приходят к мысли вступить с пиратами в бой. Ведущий, разумеется, не вмешивается и не комментирует происходящее, однако ему придется придумывать дальнейшие сюжетные ходы в задаваемой логике.

Третий вариант

(все участники группы становятся пленниками пиратов)

- Капитан запер вас в трюме, и судно отправилось в море. Не прошло и двух суток, как по суете и крикам наверху вы поняли: что-то произошло. Загремели выстрелы. Пиратское судно догоняли полицейские катера. Не зная о том, что у пиратов есть пленники, полицейские открыли огонь из пушек и пулеметов. В трюме вспыхнул пожар, но, на ваше счастье, из-за попадания снаряда образовалась пробоина в потолке. Через узкое отверстие можно по очереди вылезти на палубу. Но огонь полыхает вовсю. Нельзя сказать, все ли успеют выбраться из горящего помещения. Тот, кто окажется первым, наверняка спасется, а чем дальше от начала очереди, тем меньше шансов спастись. Решайте, как вы будете выбираться, в каком порядке?

Четвертый вариант

(находятся двое, которых отдают пиратам, или участники решают вступить с пиратами в схватку)

- Вы укрылись от врагов в пещере. Но вот незадача: именно в этот момент внезапно проснулся давно спавший вулкан. Начавшееся извержение сопровождалось мощными подземными толчками, от которых стали рушиться своды пещеры. Камнями почти завалило вход — осталось только совсем небольшое отверстие, в которое едва можно протиснуться. В любую минуту потолок пещеры обвалится, и вы все можете погибнуть. Тот, кто окажется первым, наверняка спасется, а чем дальше от начала очереди, тем меньше шансов спастись. Решайте, как вы будете выбираться, в каком порядке?

Совершенно очевидно сходство возникающих ситуаций, которые задают пространство для выбора — социометрического и морального. То, как поведут себя участники группы, во многом отразит систему отношений, возникших между ними, и ясно высветит многие жизненные ценности и ориентации людей. Эта процедура довольно жесткая, но, мне кажется, в группах старшеклассников можно рискнуть. Разумеется, по окончании игры следует особенно подробно обсудить чувства и мысли ребят именно в этот момент, все высказанные предложения и те критерии, на которые они опирались при выборе линии поведения. Эта ситуация является кульминационной. После нее надо переходить к последнему этапу игры. Игру необходимо завершить мажорно. Ведущему важно не забыть всех персонажей и «вернуть» их домой тем или иным образом.

Пример завершения игры

- Вам всем удалось выбраться на палубу (из пещеры). И вы сразу увидели приближающихся к вам вооруженных людей. Но пугаться уже не стоит: это полицейские из специального отдела по борьбе с наркомафией и российские моряки. Над вашей головой ревел двигателями вертолет. Эти люди появились неслучайно: в открытом море они встретили плот, на котором плыли ваши друзья (одноместный катер, на котором отправился за помощью N), и узнали о постигших вас злоключениях. Через несколько дней вы были уже дома.

После поздравлений в связи с окончанием приключений следует перейти к обсуждению игры.

 

Заключительная часть

3. Анализ игры.

Участники обсуждают игровой процесс по вопросам: Довольны ли вы пережитыми приключениями? Какие эпизоды игры оказались для вас наиболее интересными? В каких ситуациях вам было особенно трудно принять решение? Как вы относились к решениям, к которым приходила группа? Почему вы решились (не решились) отправиться в плавание на плоту (на одноместном катере)? Почему это рискнул сделать N? Что вы чувствовали, когда оказались в ситуации выбора, кого отдать в жертву пиратам? Легко ли вы согласились с местом, которое вам отвели в очереди к спасению во время пожара (землетрясения)? Проявляли ли вы сами активность во время жизни на острове и других событий или предпочитали следовать за лидерами?
Кто был лидером? Почему? Было ли ему дано это право группой или он сам взял инициативу в свои руки?

 

 

Занятие №33 «Сердце класса»

 

Цель: создать условия для получения подростками психологической поддержки от одноклассников, предоставить возможность ощутить себя уважаемым, достойным любви и внимания;

Материалы: бумага, карандаши, фломастеры и большое сердце, вырезанное из красного картона.

 

Ход занятия:

 

Вводная часть

1. Круг общения.

Игра «Приветствие по кругу».

 

Работа по теме

2. Упражнение «Сердце класса».

- Знаете ли вы, что у нашего класса есть свое сердце? Я хочу, чтобы сейчас вы сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листке бумаги и сложите его, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Обязательно проверьте, не вытащили ли вы свое собственное имя, в таком случае вы можете поменять бумажку. Я принесла с собой большое сердце, которое и станет сердцем класса. Придумайте дружескую и приятную фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. Возьмите лист бумаги и запишите на нем то, что вы придумали. Может быть, вы напишите: «Мне нравится то, что Петя такой веселый», «У Юли всегда очень интересные мысли», «Женя всегда готов придти на помощь». Если составленная вами фраза придется вам по душе, возьмите фломастер и запишите ее на красном сердце класса.

Анализ упражнения: Понравилась ли тебе эта игра? Что тебе нравится в этом сердце? Легко ли было сказать что-нибудь приятное о другом ребенке? Нравится ли тебе то, что написано на сердце про тебя?

 

Заключительная часть.

3. Анализ работы группы по программе.

На листочках бумаги дети пишут ответы на вопросы: Что тебе больше всего запомнилось на наших занятиях? Какое занятие на твой взгляд было самым интересным?

 

 

П риложение

Тематический план занятий

«Родительского клуба»

 

Задача психолога — научить родителей самостоятельно творчески (без шаблонов) конструировать собственное поведение при взаимодействии с ребенком.

Занятия проводятся в течение года один раз в месяц. Программа рассчитана на семь встреч по два часа. Каждое занятие состоит из двух частей: теоретической и практической.

 

№ занятия Тема Цели Кол-во часов
1 Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания. Поддержка. как стратегия конструктивного взаимодействия с детьми. Создать психологически безопасной атмосферы в группе; дать представление о психологической поддержке как стратегии конструктивного взаимодействия с детьми; развитие навыков поддержки как стратегии поведения, формирующего у ребёнка уважение к себе. 2
2 Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье. Рассмотреть типы воспитания в семье; определить причины и формы отклонений в воспитании; показать возможности изменения стиля родительского отношения к детям. 2
3 Как найти путь к бесконфликтной дисциплине: правила о правилах. Выявить условия формирования дисциплинированности ребёнка без конфликтов; развивать навыки бесконфликтного общения в семье. 2
4 “Нам не жить друг без друга”.

Занятия проходят совместно с детьми (согласно программе «Нам не жить друг без друга», занятия № 18-19, 22-23, 25-26).

5 “Дети и родители глазами друг друга”.
6 “Родители – дети”.
7 Мотивы “плохого поведения” детей. Причины стойкого непослушания. Дать представление о мотивах деструктивного поведения детей; развивать социальную перцепцию родителей в общении с детьми; формировать навыки выстраивания родительского поведения на основе понимания внутренних мотивов подростка. 2
8   Поощрение и похвала.. Дать представление о похвале и поощрении в воспитании, их психологическом смысле и назначении, видовом многообразии; развивать навыки родителей в использовании похвалы и поощрения как воспитательного средства. 2

 

Литература

1. Байард Р. Т. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер 1997

3. Вачков В.И. психологические основы группового тренинга. Психотехники. (учебное пособие) М: издательство «Ось-89», 2000

4. Дубровина И. В. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М., 1995

5. Конн И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989

6. Кривцова С. В., Мухаматулина Е. А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М., 1997

7. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения Екатеринбург., АРД ЛТД, 1997

8. Паренс Г. Агрессия наших детей М.:Издательский дом «Форум», 1997

9. Психология развивающей личности (Под редакцией Петровского А. В.) М.: Педагогика, 1987

10. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Диагностика и развитие позиции ненасилия у педагога. М., 1997

11. Фопель К. Как научить детей сотрудничать (1-4 ч) М., 1998

12. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: Ильин В. П., 1996

13. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 1992.

14. Материалы газеты «Школьный психолог».

 

2.4. КУДИНОВА С.В., ШАРОВА И.Н.

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ

АЛКОГОЛЕМ И НАРКОТИКАМИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ      

“Я ВЫБИРАЮ СВОБОДУ, ИЛИ ПОЧЕМУ ЗАЦВЕТАЮТ КАКТУСЫ”

 

Пояснительная записка

 

За последние 25 лет употребление алкоголя в мире удвоилось, причем это произошло в основном за счёт промышленно развитых стран. В России употребление алкоголя в 80-х годах было примерно на уровне Великобритании (8,5 литров абсолютного алкоголя на одного человека в год), т. е. близко к среднему по Европе. В настоящее время Россия на одном из первых мест (12-13 литров на одного человека в год), причём в России употребляют преимущественно крепкие напитки, в отличие от стран, в которых употребляют больше вина (Франция, Португалия) или пива (Германия, Великобритания).

     Упоминания об употреблении алкоголя имеются с 5-го века. В XIV в. введена государственная монополия на продажу крепких напитков. Царские кабаки стали центрами пьянства и алкоголизма: водку можно было получить в долг. Несостоятельные должники попадали в рабство и лишались имущества. Позже государство использовало различные способы контроля за доходами от продажи спиртного. Первое движение за трезвость возникло в 1858 году и имело характер протеста: рабочие и крестьяне отказались пить водку. В начале XX в. движение за трезвость стало более активным. Был проведён даже Всероссийский съезд по борьбе с алкоголизмом с участием врачей.

     XX в. оказался для России веком войн, революций, репрессий и геноцида. В 1919 г. была сделана первая попытка ввести запрет на производство крепких напитков (кроме вина и пива). Это привело к вспышке самогоноварения и, как следствие, к репрессиям против изготовителей. К 1925 году запреты отменили. Производство водки возрастало в 2 раза за каждый год до 1928 г. Сразу вслед за этим начались массовые репрессии, затронувшие почти каждую семью, затем – война. После войны было почти 10 лет разрухи и голода, в течение которых была очень высокая смертность от алкоголизма. В течение 40 лет после войны страна находилась в состоянии «холодной войны», действовали запреты на демократические свободы, в том числе свободы печати, собраний, участие в управлении селом, городом, страной и т.д. Производство алкоголя в эти годы удваивалось каждые 10 лет. В 1972 и в 1986 гг. были сделаны новые попытки государственного ограничения употребления спиртного. Обе попытки вызвали серию протестов и быстро потеряли всякий эффект и смысл. Незаконное изготовление алкоголя вновь возникло и уже не исчезло [8, с. 4-5].

Е.Н. Шарова, нарколог детско–подростковой службы Кировского областного наркологического диспансера, размышляя о влиянии общественных процессов на алкоголизацию подростковой среды, говорит: «На протяжении российской истории коренные и болезненные перестройки общественно–государственной системы принимали характер народной трагедии, и в первую очередь становились испытанием на жизнестойкость для наших детей. В результате «перестроечных» процессов сегодняшнего времени, как у взрослого, так и у подросткового населения нарастает психологическое напряжение, особенно трудно несовершеннолетним, которые по тем или иным критериям принадлежат к «группе риска». Нередко для снятия эмоционального напряжения они приобщаются к психоактивным веществам (алкоголь, наркотики, токсические вещества)».

По статистическим данным детско-подростковой наркотической службы г. Кирова, на начало 2000 года более 70% подростков, наблюдаемых у подростковых наркологов, были из неблагополучных семей; 70% - имели отклонения в поведении до возникновения наркологической проблемы и 65% - несовершеннолетние, имеющие в анамнезе перинатальную энцефалопатию, органические поражения ЦНС. Учитывая данную статистику, можно выделить 3 группы повышенного риска заболевания алкоголем, наркоманией и токсикоманией.

1-я группа - социальная.

Социальные факторы риска употребления подростком наркотических веществ:

1. Неблагополучная семья (алкоголизм родителей, безработица, низкий материальный уровень, изменение социального статуса).

2. Дефекты в воспитании:

а) гипоопека (безнадзорность). В семьях многодетных, неполных, алкоголизирующихся у родителей не остаётся времени заниматься проблемами ребёнка, в результате чего несовершеннолетние стараются справиться со своими проблемами самостоятельно, ищут поддержку у сверстников и нередко попадают в асоциальные группировки. Разновидность гипоопеки – так называемая депривация, т.е. отвержение, холодность, отсутствие тепла и ласки;

б) гиперопека (чрезмерное внимание к подростку, постоянный присмотр, надзор за ним, стремление воспитать по своему подобию), что впоследствии может вызывать у подростка протестную реакцию. Следствие гиперопеки – инфантилизм растущего человека, его затянувшаяся «детскость», неподготовленность к жизненным трудностям, неумение самостоятельно принимать решения, что может легко подтолкнуть его под влияние более опытных приятелей. Существует разновидность гиперопеки, которую называют воспитанием по типу «кумир семьи». Ребёнок в такой семье - всеобщий любимец, объект восхищения. Результат такого воспитания – эгоизм, эгоцентризм ребёнка, привычная вседозволенность;

в) сочетание гипо- и гиперопеки. Такое воспитание характерно для семей, в которых превыше всего ценится материальное благополучие. В таких семьях нередко появляется полное безразличие к личности, к духовной жизни ребёнка и, естественно, отсутствие глубокого внутреннего контакта между ним и родителем. Нередко подростки из таких семей становятся лидерами асоциальных группировок.

     3. Подростково - молодёжная субкультура, последствия воздействия неформальной среды и тех, кто попал под это воздействие.

2-я группа - психологическая.

Предпосылки употребления подростками наркотических веществ:

1) последствия насилия любого характера, тяжелой психологической травмы (По статистике, 70% психологических травм носят семейно-бытовой характер, а жизнь детей в кризисных семьях принимает всё более острые формы);

2) последствия травмирующего воздействия школы, образовательной среды, ведущие к формированию патологических черт личности и характерологическим отклонениям;

3) интеллектуальные отклонения, наличие черт лёгкой дебильности; психический инфантилизм; психологические черты и собственно психопатии.

3-я группа - биологическая.

Известными её предпосылками служат:

1) экзогенные вредности – патология беременности и родов у матери; перенесенные в детском и подростковом возрасте многочисленные инфекционные заболевания, также тяжёлые операции и черепно-мозговые травмы;

2) отягощённая алкоголизмом наследственность;

3) перенесённый гепатит, ослабляющий детоксицирующие функции печени.

Е.Н. Шарова подчеркивает, что все вышеперечисленные факторы риска являются благоприятной почвой для активизации наркотических проблем у подростков, которые становятся всё актуальнее, так как именно сегодня разрушаются традиционные условия выживания для многих несовершеннолетних в результате смены государственной, политической и экономической системы. Немаловажным фактором роста социальной дезадаптированности несовершеннолетних стала проблема образования, общественно–полезной занятости и профессионально-творческой ориентации детей.

Преобразования образовательных учреждений в лицеи, гимназии, колледжи и обычные школы с обязательным конкурсным отбором, с обилием платных форм профессионального обучения; коммерциализация системы подросткового и детского досуга, закрытие и продажа помещений детских клубов, - привели к росту категории неработающих и неучащихся подростков. Дети, вынужденые самостоятельно организовывать свой досуг, нередко начинают принимать психоактивные вещества в кругу сверстников.

Если на начало 1999 г. по злоупотреблению алкоголем подростков 15-18 лет на учёте состояло по г. Кирову 135 человек, то на начало 2000 г. - 146, а по области – до 500 человек. Наблюдается омоложение возраста начала алкоголизации. Если на начало 1999 года в поле зрения подростковых наркологов г. Кирова попало 14 человек в возрасте до 15 лет, то на начало 2000 г.– 16. По области в 2002 г. наблюдается 40 детей до 15 лет, злоупотребляющих алкоголем.

Высокими остаются показатели по злоупотреблению токсическими веществами:        в г. Кирове – 85 человек, из них 20 - в возрасте до 15 лет; по области – 102 подростка, из них 40 - в возрасте до 15 лет.

В настоящее время наблюдаются наиболее высокие темпы роста злоупотреблений наркотическими веществами. На начало 2000 г. подростков, злоупотребляющих наркотическими веществами как по г. Кирову, так и по области - в 2 раза больше, чем в начале 1999 г., и в 3 раза больше, чем в 1997-98 гг. И эта цифра увеличивается с каждым днём. За 6 месяцев с начала 2000 года за стационарной помощью с диагнозом «наркомания» обратилось подростков в 3 раза больше, чем за весь 1999 год.

Важность проблемы наркотических заболеваний у несовершеннолетних нельзя недооценивать, поскольку злоупотребление психоактивными веществами вызывает у подрастающего поколения быструю утрату психического и нравственного здоровья, расстройства поведения, включая девиантность, а также отклонения со стороны физического здоровья. Однако борьба с пристрастием к психоактивным веществам среди несовершеннолетних довольно сложная задача, она должна носить комплексный характер и складываться из индивидуально-биологической, психологической и социальной профилактики. Осуществление такой работы возможно при участии всех заинтересованных учреждений, при тесном сотрудничестве. Если не обратить на эту проблему внимания сегодня, завтра мы будем нацией без будущего.

     О программе. Программа работы психолога с подростками по профилактике наркозависимостей является результатом деятельности творческой группы психологов более 30 учреждений образования г. Кирова и области на базе Кировского областного центра службы практической психологии образования.

Программа представляет собой модифицированный вариант курса по профилактике злоупотребления алкоголем и наркотиками среди подростков Павловой Ю.С. и Твороговой Ю.А. «Будущее без наркотиков». С сентября 1999 г. по май 2000 г. творческий коллектив школьных психологов на базе школ г. Кирова и области апробировал в условиях нашего региона профилактический курс Павловой Ю.С. и Твороговой Ю.А.

Практика показала, что основная идея курса о наркотиках как средстве ухода от решения психологических проблем, заложенная авторами в программу, актуальна для нашей области. Однако условия нашего региона убеждают в необходимости адаптации программы, созданной для подростков столичного города. Провинциальный подросток не сталкивается с нелегальными наркотиками в такой степени, как подросток крупных городов, и поэтому поурочная программа по профилактике наркотиков, рассчитанная на 36-40 часов, утомляет школьников, и интерес к проблеме быстро снижается. Мы пришли к выводу, что мотивация к изучению курса у провинциальных детей формируется не столько из-за наркотических реалий подростковой среды, сколько из-за психологических трудностей и отсутствия навыков их преодоления.

Максимально сохранив содержание программы «Будущее без наркотиков» Ю.С. Павловой и Ю.А. Твороговой, мы выдвигаем на первый план идею свободной личности, способной «осознанно выбирать свой путь, самостоятельно принимать решения, отстаивать свою позицию, противостоять общественному и групповому подавлению, устанавливать доверительные отношения с людьми, обращаться за помощью, принимать помощь, оказывать поддержку тем, кто в ней нуждается» [12, с. 10].

Практика показала, что низкая мотивация школьников к изучению курса объясняется и тем, что тема наркотиков вызывает у детей, которые в большинстве своём не употребляли нелегальных наркотиков, только негативные эмоции. Мы обогатили содержание упражнениями, связанными с позитивным восприятием себя и своего будущего; что позволило создать эмоциональный контраст между здоровым образом жизни и наркотической зависимостью.

Основные отличия программы «Я выбираю свободу…» от программы «Будущее без наркотиков»:

- сокращена информационная часть о наркотиках и расширен блок, связанный с осмыслением личностных и возрастных проблем подростка,

- отказ от урока как формы в пользу тренинга, который предполагает большую опору на возрастные потребности подростка и активизирует работу над собой.

Основные идеи курса. Основная идея программы - к будущему без наркотиков через профилактику психологических трудностей школьников. Какую альтернативу зависимости предлагает программа? Осознанный выбор свободной личности. Какую альтернативу наркотикам мы имеем в виду, когда говорим «будущее без наркотиков»? Счастливое будущее, полноценная радостная жизнь.

     А.Л. Лихтарников отмечает, что «путь выхода - создание здорового сообщества», которым может являться группа общения сверстников, позволяющая делать практические шаги в преодолении проблемы злоупотребления алкоголем [12, с. 9]. Очень важный шаг – увидеть себя глазами других. В этом зеркале содержится творческое начало, означающее осознание своей ответственности насилие. В группе можно научиться устанавливать отношения с другими, находить границы между собой и другими, начать сотрудничать.

Как показывает исторический опыт, запреты не снижают тенденцию к употреблению химических веществ и развитию зависимости. Мы не можем заставить подростков не употреблять вещества, изменяющие психическое состояние и вызывающие зависимость, но важно, чтобы они научились осознанно принимать решение в условиях дискуссии в группе: курить или не курить, колоться или нет, пить или не стоит.

Кризис идентичности, проживаемый подростком в 15 - 17 лет, заставляет его подвергать сомнению ценности, социальные роли, интериоризированные извне, из опыта собственной семьи. Если процесс обретения идентичности осложнён какими-то неблагоприятными факторами, подросток попадает в кризисное состояние. Феноменология кризиса такова, что подросток не видит связи своего будущего с сегодняшним днём, он старается не думать о завтрашнем дне. Инфантильная попытка подростка как можно дольше оставаться в детском состоянии естественным образом приводит к необязательности, так как только дальнейшие жизненные планы проясняют смыслы любых дополнительных усилий [6, с. 134]. Таким образом, ответственность за своё настоящее и будущее, за своё здоровье в этом случае лежит вне личностной сферы подростка.

Работу по профилактике наркомании должна идти через помощь подростку в установлении соответствия между целями на будущее и реальными потребностями подростка, его личным представлением о счастье (о полноценной радостной жизни); через преодоление страха перед любымцелеполаганием у тех подростков, которые имеют большой травмирующий опыт неудач. Страх перед будущим – распространённая подростковая проблема, в основе которой лежит «закон отмораживания мотивации», объясняющий, почему многие подростки находят тысячу способов «спрятать голову под крыло» и не ставят жизненно важных для себя целей [6, с.143].

Представляя и моделируя счастливое своё будущее, добавляя туда переживание успеха из имеющегося опыта переживаний, опираясь на имеющиеся ресурсы, в направленном воображении подросток может создать яркий образ жизненно важной цели, образ, который имеет тенденцию притягивать к себе “настоящее” [6, с.146].

У каждого человека есть трудности, и каждый порой ощущает свою беспомощность и безнадежность ситуации. Наркотики дают возможность ограждать себя от страданий, но в то же время лишают свободы выбора своих поступков. Осознание себя как свободной личности, способной к принятию решений, открывающих пути к проектированию счастливого будущего.

В ситуации принятия решения в силу своего незначительного жизненного опыта подросток не видит многообразия возможных поведенческих перспектив, сделав выбор, он не в состоянии оценить его позитивные стороны и возможный риск. Средствами потенциала группы необходимо обогатить этот опыт.

Есть разные способы справиться с депрессией, апатией, горем, страхом, отчаянием, скукой, напряжением, способы помочь себе чувствовать себя комфортно и уверенно Проблема состоит в том, что у ребёнка может не быть в личном опыте ни одного из подобных способов, их он должен почерпнуть в группе. Работа с эмоциональными и личностными проблемами способствует поиску новых решений в кризисных ситуациях, возвращает в состояние душевного равновесия и хорошего самочувствия, в котором не возникает потребности в употреблении химических веществ.

Опыт показывает, что зачастую подросток, обладая необходимой информацией о вреде наркотиков и, имея глубокую убеждённость в необходимости здорового образа жизни, при этом не владеет навыками уверенного поведения и не имеет опыта противостояния групповому давлению сверстников. Тренинг создаёт условия для саморазвития подростка в этом направлении, давая возможность в будущем сознательно избирать модель поведения в различных ситуациях.

 «Курс позволяет заговорить о том, что происходит в жизни, признать, что наркотики существуют, что существуют проблемы, связанные с ними и позволяет научиться жить реальной жизнью, а не иллюзиями; активно выбирать свой путь, видеть хорошее в каждом дне, не бояться принимать решения» [12, с.11-12].

Основные понятия курса: наркотики (легальные, нелегальные), реклама (наркотики как товар), привыкание, зависимость, последствия, симптомы (признаки), опасность, болезнь, беспомощность, отрицание, алкоголизм, наркомания, созависимость, факторы риска, психологические потребности, принципы свободной жизни (выбор, ответственность, самодисциплина, честность, принятие решений), эмоции, чувства, эмоциональная разрядка, поддержка, счастье, гармоничная семья.

 Цель программы сохранение здоровья подростков через построение позитивного образа будущего и профилактику психологических трудностей.

Задачи:

1. Формировать позитивный образ будущего и учить подростков выстраивать шаги для его успешного осуществления.

2. Научить самостоятельному определению своей проблемы, умению отделять её от личности и предпринимать шаги для работы с этой проблемой.

3. Формировать навыки принятия решения, объективно оценивая позитивные стороны выбора и возможный риск.

4. Создать условия для практической проработки подростками в группе таких состояний как беспомощность, безнадёжность, страхи, агрессия, недоверие к себе, изоляция, чувство вины, обиды, стыда.

5. Формировать навыки саморегуляции эмоционального состояния, в том числе в эмоционально трудных ситуациях, без помощи химических веществ.

6. Развивать уверенные формы поведения подростка в ситуациях взаимодействия со сверстниками.

7. Предоставить учащимся конкретную, фактическую, правдивую информацию о наркотиках и о том, как они воздействуют на организм, как возникает зависимость.

Информация необходима для того, чтобы преодолеть механизм отрицания, который появляется как симптом возникновения зависимости или её существования, а также для того, чтобы разрушить существующие мифы о наркотиках, о том, что такое свобода и зависимость, ответственность за своё будущее, своё здоровье, сила и слабость.

Осуществление целей программы должно способствовать личностному росту и саморазвитию учащихся.

Технология обучающего процесса.Программа рассчитана на 12 часов и состоит из    4-х занятий продолжительностью по 4 часа. В массовой школе необходимо деление класса на 2-3 подгруппы численностью не более 12 человек. Программа может быть использована для работы с подростками ввозрасте 15 – 17 лет.

Занятия проходят в режиме структурированного тренинга, при этом используются все формы работы совместимые с ним (большая группа, малая группа, групповая дискуссия, игры, различные виды психологических упражнений, домашние задания, письменные работы на уроке, рисунки и другое).

 Обязательно вводятся групповые правила, соблюдение которых обеспечивает комфортную атмосферу в группе и обучает новой модели взаимодействия. Индивидуальные и групповые достижения учащихся фиксируются как результат.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.097 с.)