Путешествие к Великому Инквизитору 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Путешествие к Великому Инквизитору



1. уЭпоха господства Инквизиции… Свобода людей жестоко растоптана церковью. По всей Европе горят на кострах ведьмы и колдуны… Великие ученые осуждены за поход против бога… Священники предписывают людям, что есть хорошо, что – плохо. И карают за непослушание… Страх… Жестокость… Кровь… и безраздельная власть церкви над человеком.

Иисус спустился на землю, чтобы посмотреть, как живут люди. Он пришел в замок к Великому Инквизитору. Послушаем, о чём они говорят…

Великий Инквизитор: Нет ничего для человека невыносимее свободы! А что дал ты Иисус людям кроме обета свободы? Помнишь, искушал тебя дьявол в пустыне: «А видишь ли ты сии камни у дороги? Обрати их в хлеба, и человек побежит за тобой, как стадо, благодарное и послушное, хотя и вечно трепещущее, что отымешь руку свою и прекратятся им хлеба твои! И скажут: «Лучше поработите нас, но накормите!»

Молчит Иисус.

Великий Инквизитор :Нет ничего мучительнее для человека, чем свобода его совести, чем мучительный поиск добра и зла в каждый момент жизни. Мы дали людям твёрдый закон: вот это – добро (делай так), это – зло (не делай или будешь наказан как грешник). Человек отказался бы от тебя, угнетенный таким страшным бременем как свобода выбора.

Молчит Иисус.

Великий Инквизитор :Разве не любили мы человека, лишая его свободы. Мы дали ему тихое смиренное счастье, счастье слабосильных существ, какими они и созданы… Не осуждай меня Иисус, ты знаешь, что я сам жил в пустыне, я вынес на себе всё бремя свободы… Но не всем дано это вынести… Ты собираешь, Иисус сильных, способных быть свободными, а нам дороги все, нам дороги и слабые… Нет ничего для человека невыносимее свободы! Разве не правильно я говорю Иисус?

Молчит Иисус. Бесшумно подошел он к Инквизитору, поцеловал холодными губами и удалился.

Это твой выбор Инквизитор. Ты тоже свободен.

Подумайте над словами Великого Инквизитора и молчанием Иисуса…

 

2. Попробуем представить эту ситуацию. Для этого закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и последите за дыханием…Мы посетим с вами мрачный средневековый замок.. Запах сырости и церковных свечей… Высокие потолочные своды, тёмные стены и маленькие окна… Изредка в полумраке мелькают по углам тени в монашеских одеждах. В центре зала, освещенном массивными канделябрами, на высоком кресле восседает Великий Инквизитор в черной мантии… Рядом с ним в скромном одеянии путника – человек. Приглядитесь к нему – это Иисус.

Ты можешь подойти к седому Инквизитору, оставшемуся здесь в зале в полном одиночестве, и спросить у него о себе, о своей свободе, о своём будущем и будущем людей. А если хочешь, ты можешь выйти во двор и увидеть, как среди улицы беседует с прохожими Иисус, и поговорить с ним. У тебя есть несколько минут, это может показаться много, но этого вполне достаточно, чтобы услышать необходимые ответы…(5 мин.)

 

Приложение 7

Уверенность

     Закрой глаза и последи за дыханием… Мы отправляемся в путешествие на восток. Слепит полуденное горячее южное солнце … Небольшой оазис в песках… Здесь среди зелени благоухающей растительности… и журчащих серебристых струй фонтанов… расположился небольшой восточный город… Посмотри, сегодня на площади перед городскими воротами много народу… Прислушаемся, о чем все спорят. Ах, вот в чём дело, в государстве состарился визирь и отошел от дел. Халиф решил избрать нового визиря… Он собрал свой народ. Видишь: городские ворота плотно закрыты, и на них - огромный замок?.. Халиф объявил: «Я сделаю визирем того человека, который сможет открыть эти ворота без ключа»… Толпа безмолвствует… А ты?.. Ты хочешь попробовать свои силы?.. Как ты поступил бы сейчас?…

Люди по очереди стали подходить к замку. Вот, посмотри, подошел к воротам умудренный опытом старец, покачал седой головой и сказал: «Да, я имею большой жизненный опыт, но я слишком стар и слабы мои руки, чтобы открыть этот замок». А вот … рядом с тобой стоящий … молодой силач негромко произнес: «Да, у меня есть сила, но чтобы открыть этот замок без ключа, нужна какая-то хитрость. Мне не справиться с этим»… Мудрец достал свои умные книги и начал искать решение в них. «Нет, - пожал плечами он, - мои книги не дают ответа». Изобретатель принялся составлять чертежи механизма, который помог бы открыть ворота. Он долго трудился и, наконец, изрек: «Устройство этого замка слишком сложное, и открыть его не в моих силах».

Я вижу, что многие поочередно подходят к воротам, заходят и слева, и справа, заглядывают в замочную скважину, однако, каждый лишь разводит руками: «Я не смогу открыть этот замок». Есть и такие, кто и не приближается к воротам. Оставаясь на месте, со всех сторон от тебя, большинство переговаривается: «Этого сделать не сможет никто».

Мы оставим тебя здесь ненадолго, в толпе, на площади восточного города… Понаблюдай за событиями, а потом расскажешь нам о том, удалось ли кому-то преодолеть эту преграду, достигнуть славы и почёта - стать визирем… (5 мин.)

Нам пора возвращаться… Простись с этим городом, с этими людьми… Мы невольно своим воображением помешали им, нарушив ход их истории… Но он не заметят нашего исчезновения… Откройте глаза.

Приложение 8

Карточки к упражнению №5

Карточка 1.

Твой гость – это не просто твой товарищ, это лидер во дворе среди ребят. Если отказать ему, то не только он отвернётся от тебя, будет считать предателем, но и другие - тоже. Ты рискуешь остаться совсем один.

Карточку вслух читать нельзя.

 

Карточка 2.

Этот приятель тебе вовсе не друг. Наркоман несчастный! У тебя есть своё мнение относительно наркотиков: этот человек губит себя, он слабый. Ты убеждён, что такому, как ты, позорно общаться с отбросами общества, и пусть он убирается с твоей кухни со своими грязными пробирками и шприцами.

Карточку вслух читать нельзя.

 

Карточка 3.

Ты не позволишь вовлечь себя в приготовление «отравы» для твоих товарищей. Ты не стесняешься, что гордишься своим здоровьем. Это модно и ты будешь здоровым и впредь. Но тебе не свойственно сидеть, сложа руки, и равнодушно смотреть, как другие губят себя. Ты хочешь помочь им, но варить зелье – дудки.

Карточку вслух читать нельзя.

 

Литература

1. Аверин А.В. Психология детей и подростков. - СПб., 1994.

2. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркомании. – СПб., Университетская книга, 1997.

3. Бретт Д. «Жила была девочка, похожая на тебя…»: Психотерапевтические истории для детей. – М.: Класс, 1996.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ./ Общ. ред. М.С. Мацковского. СПб., 1992.

5. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. – М.: Мир, 1992.

6. Кривцова С.В. Подросток на перекрёстке эпох. М., 1997.

7. Кривцова С.В. Тренинг «Учитель и проблемы дисциплины» (практическое руководство для школьного психолога). М., 1997.

8. Легальные и нелегальные наркотики. Российско-германское учебное пособие. Ред. Ананьева В.А. – СПб., 1995.

9. Лихтарников А.Л. Железная маска трудного подростка. – СПб., 1997.

10. Норвуд Р. Надо ли быть рабой любви. – СПб., 1997.

11. Осятинский Б. Алкогольная зависимость: Болезнь или порок? – СПб., 1997.

12. Павлова Ю.С., Творогова Ю.А. Будущее без наркотиков. Курс профилактики злоупотребления алкоголем и наркотиками в образовательных учреждениях. – СПб., 1998.

13. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. – М.: Медицина, 1997.

14. Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия. – М.: Прогресс, 1992.

15. Психодрама: вдохновение и техника. – М.: Класс, 1997.

16. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М.: Мир, 1994.

17. Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц. – М.: Д. Литература, 1996.

18. Снайдер Ди. Практическая психология, или Как найти свое место в жизни. – М.: АСТ-Пресс, 1997.

19. Тимофеев И.Я. Трезвый алкоголик. – СПб., Открытое общество, 1997.

20. Информационный бюллетень СПС Адмиралтейского р-на, №№ 2, 3, 4, 1996.

21. Семинар: Психотерапия зависимостей. – Модель Минненсона (12 шагов в наркологии). Вед. Эва Войдылло Осятинская, Богдан Воронович (Польша). – СПб., 1 – 3 ноября 1997.

22. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т.1 – М., 1998.

23. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т.3 – М., 1998.

24. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. М., 2003.

 

 

РАЗДЕЛ 3.

ПРОГРАММЫ СОХРАНЕНИЯ

 ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ

3.1. ПОНИКАРОВСКАЯ Е.А., КОСНЫРЕВА Г.В.

 ПРОГРАММА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ПО СОХРАНЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА

 

Пояснительная записка

Педагогическая деятельность предъявляет повышенные требования не только к уровню физического, но и психологического здоровья педагога.

В сферу условий сохранения психологии здоровья входят вопросы создания личностных условий индивидуального развития, обеспечение психологической адаптации личности в обществе, что предусматривает развитие личностных свойств, которые нужны индивидууму для установления гармоничных социальных связей, самореализации и всестороннего совершенствования человека.

После пребывания в напряженных педагогических ситуациях многие учителя чувствуют разбитость, подавленность, желание лечь и уснуть. В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента, результатом которого является потеря самообладания и контроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья. Зачастую педагоги сдерживают, преодолевают вспышки гнева, раздражительности, отчаяния, оправдывая это педагогическим долгом, тактом. Внешнее сдерживание эмоций при внутреннем бурном эмоциональном процессе не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье, вызывая разного рода психосоматические заболевания.

В психологической литературе в последнее время появляются работы, в которых ставится проблема психологического здоровья педагога и указывается на большую степень зависимости здоровья подрастающего поколения от здоровья педагога.

В исследованиях Л. М. Митиной и Е. С. Асмаковец раскрываются понятия «эмоциональной гибкости» и «эмоциональной устойчивости педагога», которые связывают уровень актуального состояния здоровья учителя с его способностью эффективно осуществлять профессиональную деятельность.

Под эмоциональной гибкостью, вслед за Л. М. Митиной, мы понимаем оптимальное (гармоничное) сочетание эмоциональной экспрессивности и эмоциональной устойчивости учителя. Психологическим условием развития эмоциональной гибкости является осознание учителем роли и значения аффективной сферы личности в оптимизации деятельности, общения, психического и физического здоровья и учителя, и учеников. Динамика эмоциональной гибкости учителя определяется гармонизацией и усложнением его аффективных проявлений: способностью «оживлять» подлинные эмоции в многократно повторяющимся учебно-воспитательном процессе, вызывать положительные эмоции, контролировать отрицательные, т.е. проявлять гибкость поведения, нестандартность, творчество [6].

Эмоциональная устойчивость – системное качество, приобретаемое человеком и проявляющееся у него в напряженной деятельности в единстве рациональных, эмоциональных и телесных компонентов. Обеспечение эмоциональной устойчивости связано с формированием тех способов и приемов эмоциональной саморегуляции, которые соответствуют ярко выраженным индивидуальным особенностям, адекватны ситуациям [6].

Термин экспрессия обозначает выразительность, яркое проявление чувств, настроений. Экспрессия толкуется также как предъявление вовне (другому человеку, группе лиц) скрытых для непосредственного наблюдения психологических особенностей личности. Экспрессивность означает степень выраженности того или иного чувства, настроения, состояния, отношения и т.д. [6]. В представлении Л. М. Митиной и Е. С. Асмаковец «эмоциональная экспрессивность - это выразительность, заложенная в движениях, жестах, походке, в мимике, в речи, ее интонациях, которая позволяет передать не только особенности характера учителя, но и его образ мыслей, его отношение к различным социальным ценностям (нравственным, гражданским, художественным), его отношение к ученикам и другим людям и, конечно, владеющие им переживания» [6].

Цель программы: cохранение психологического здоровья педагогов посредством обучения способам регулирования эмоционального состояния и средствам выражения эмоций и чувств.

Задачи:

1. Обучающая:

· Обучить приемам распознавания признаков стресса, синдрома эмоционального выгорания;

· Обучить способам эффективной работы со своим эмоциональным состоянием, возникающим в напряженных ситуациях;

· Обучить эффективным способам саморегуляции в процессе педагогической деятельности.

· Обучение адекватным способам выражения позитивных и негативных эмоций и чувств.

2. Развивающая:

· Создать условия для развития способности осознания себя, своих чувств, своего внутреннего мира;

· Создать условия для развития вербальных и невербальных сторон экспрессии.

3. Терапевтическая:

· Преодоление эмоциональных трудностей, мешающих принятию и пониманию своих чувств и использованию своих возможностей;

· Профилактика синдрома эмоционального выгорания.

Методика реализации программы. Курс предназначен для педагогов, имеющих трудности в регулировании своего эмоционального состояния, а также для тех, кто хотел бы сохранить свое психологическое здоровье в условиях реализации профессиональной деятельности.

Основной формой работы является тренинг как наиболее эффективный метод работы с группой.

Программа тренинга рассчитана на 8 встреч по три часа каждая. Оптимальной является группа из 10-12 человек (количество участников — четное), в которой работают незнакомые или малознакомые люди различного пола, возраста и т.п. Работа с группой учителей одной школы возможна, но более трудна. В таких случаях следует помнить, что сопротивление и психологические защиты участников будут весьма мощными и следует больше времени и сил уделить созданию атмосферы поддержки и доверия, возможно, даже посвятить этому специальное занятие. Эффективной формой работы является ведение дневника самоанализа участниками группы. Каждое занятие начинается с обсуждения записей, сделанных педагогами вне тренинговых занятий.

Часто психолог вынужден работать с группой, созданной администрацией без учета желаний учителей. В этом случае стоит иметь в виду, что первые два-три занятия уйдут только на работу с сопротивлением и агрессией группы. Понятно, что, работая с такими группами, не стоит рассчитывать на глубокое самораскрытие, в таких случаях особый упор стоит сделать на индивидуальную работу каждого участника над собственными проблемами.

Время может изменяться в зависимости от особенностей конкретной группы: количества участников, глубины осознания членами группы собственных профессиональных проблем. Количество и продолжительность перерывов определяет ведущий.

Частота встреч устанавливается участниками группы. Поскольку существенной частью тренинга является выполнение домашнего задания и последующее обсуждение его, участники группы должны в перерыве между встречами иметь возможность профессионального общения. Поэтому наиболее рациональным является также режим работы, при котором встречи проходят 2 раза в неделю. Такие перерывы между встречами, с одной стороны, достаточно малы, чтобы у членов группы сохранялся настрой на психологическое общение, с другой стороны, достаточно велики, чтобы иметь возможность применять в профессиональной работе изучаемые навыки и анализировать их.

Условия реализации программы. Занятия должны проводиться в отдельном помещении. Для предотвращения возможных помех желательно, чтобы оно запиралось изнутри (особенно, если тренинг проходит в помещении школы). Помещение должно быть просторным, чтобы участники группы могли сесть в круг и имели достаточно места для выполнения упражнений. Некоторые упражнения, особенно на групповое сплочение, требуют перемещения участников, многие упражнения выполняются в парах — места должно быть достаточно для того, чтобы пары не мешали друг другу.

Подготовка группы к работе. Перед тем, как начать работать с группой, стоит провести предварительную беседу со всем коллективом школы (если Вы набираете группу самостоятельно) или, если группа уже набрана, с будущими участниками. Имеет смысл рассказать об основных целях и задачах вашей совместной работы, о форме работы, о возможных результатах. Безусловно, работа будет более эффективной, если все участники придут на группу добровольно, поэтому особый упор стоит сделать на то, что результат может быть достигнут только при условии активной и интенсивной работы самих участников.

Психологический тренинг как форма совместной работы большинству педагогов незнаком, чтобы ожидания традиционных форм обучения — семинаров, лекций, уроков, не снизили эффективность работы, стоит рассказать о психологическом тренинге как форме взаимодействия, целью которого являются, прежде всего, совместные переживания, возникающие в результате определенных видов общения участников группы друг с другом.     

Иногда педагоги осторожно относятся к психологам, видя в них, прежде всего оценивающую и контролирующую инстанцию. Будет хорошо, если уже в первой беседе педагог поймет, психолог не собирается «учить жизни». Функция психолога-ведущего не означает, что он знает больше. Его задача — не критиковать стиль взаимоотношений педагогов, а дать дополнительную информацию, помочь участникам группы в решении профессиональных проблем.

Распространенной ошибкой психолога является убежденность в наличии психологических проблем у всех учителей. Недопустимо приходить с такой установкой к педагогам и тем более необязательно говорить об этом, особенно при первичной беседе.

Потенциальных участников группы стоит познакомить с режимом работы, предупредив о том, что работа в тренинге предполагает жесткое подчинение правилам. Имеет смысл сказать, что работа в группе не всегда вызывает положительные эмоции.

 

Тематический план занятий

Темы занятий  
  Введение в работу 3
  Моя реакция на стресс   3
  Моя профессиональная роль 3
  Проявление эмоциональной гибкости в сфере «учитель-ученик» 3
  Проявление эмоциональной устойчивости в сфере «Учитель – учитель» 3
  Экспрессивность в сфере «Учитель- учитель» 3
  Проявление эмоциональной гибкости в сфере «Учитель – администрация» 3
  Итоговое занятие 3
  ИТОГО: 24

 

Конспекты занятий

Занятие №1.

Введение в работу.

 

Цель: создать мотивацию к совместной работе, способствовать сплочению группы, создать условия для анализа актуального эмоционального состояния педагога, реакции на раздражители, познакомить с приемами распознавания признаков стресса.

 

Ход занятия:

1. Ведущий приветствует педагогов, а затем просит участников определить цели своего пребывания на занятиях. Ведущий информирует участников группы о цели и задачах, формах работы, возможностях и предполагаемых результатах.

 

2. Коллективное обсуждение и принятие правил работы в группе.

 

3. Самодиагностика учителя и анализ результатов по методике «Типовое состояние» и опроснику Г. Айзенка.

 

4. Рисование. «Моя эмоциональная проблема»

Инструкция: Нарисуйте свою эмоциональную проблему в виде какого-либо образа.

Вопросы для обсуждения:

- Что ты нарисовал(а)?

- Что ты чувствовал(а), когда рисовал(а)?

- Что ты чувствуешь сейчас, почему?

- Что было самым трудным в рисовании, почему?

 

5. Ведущий: «Чтобы выявить привычные реакции на стресс или его скрытые источники, рекомендуем в течение двух-трех недель вести дневник стрессов. Записи необходимо делать сразу, чтобы ничего не забыть или не пропустить. Заметив признак стресса, немедленно запишите его, время, когда он имел место, свое действие и мысли в этот момент, а также предшествующие мысли и действия. Очень важно наряду с физическими действиями записывать мысли, поскольку потенциальным источником стресса могут быть именно они.

Не менее важно фиксировать предшествующие мысли и действия. Реакция на стресс не всегда возникает в момент стресса. Чтобы четко отследить это, надо вспоминать, что с вами случилось за прошедшие несколько часов.

После недели ведения дневника стрессов, приступайте к поиску стереотипов реагирования на стресс. Проявляются ли симптомы в определенное время дня? Появляется ли симптом каждый раз при выполнении конкретного действия или при определенной мысли? Ощущаете ли вы плохое самочувствие в течение часа   после этого действия или дольше?                   

Здесь следует превратиться в «детектива» и пристально искать «улики», которые приведут вас к собственным скрытым источникам стрессов. Например, заметили, что почти ежедневно в 9.30 утра у вас появляется страшная головная боль. При ближайшем рассмотрении выясняется, что каждый день в 9 утра вы провожаете детей в школу. В понедельник, четверг и пятницу вы с трудом засыпали. Дневник подсказывает, что в эти дни вы много думали о проблемах на работе. В 7 часов вечера в среду и четверг у вас наблюдалось расстройство желудка. По свидетельству дневника, в эти дни в 5.30 вы были озабочены тем, что надо идти на еженедельное собрание сотрудников, а детей оставить не с кем. Независимо от того, насколько несущественными кажутся вам ваши мысли, чувства или действия, их необходимо записывать: именно они могут оказаться основной причиной стрессовых симптомов.

Заметив признаки стресса и связав их с его источниками, приступайте к определению того, что именно вызывает эти симптомы: время деятельности (днем или ночью); причина, по которой вы заняты этой деятельностью; способ выполнения этой деятельности; продолжительность времени занятия этой деятельностью.

Во-первых, нужно выяснить, создает ли проблемы именно время суток, в которое вы выполняете свои действия. Исчезают ли симптомы, при смене времени деятельности? Не лучше ли ночное время, чем дневное? Не становится ли ваше занятие менее стрессовым при изменении распорядка дня? Затем необходимо понять, почему вы делаете то, что делаете. Насколько это нужно? Нельзя ли без этого обойтись? Потом рассмотрите способ ваших действий. Не слишком ли вы напряжены? Не испытываете ли постоянного беспокойства? Не расходуете ли столько энергии, что потом ощущаете себя совершенно измученными? И, наконец, нужно понять, сколько времени вы тратите на свое занятие; слишком много или слишком мало? Не отбирает ли у вас это занятие время, необходимое для более важных дел?

Аккуратное ведение дневника стрессов наглядно продемонстрирует вам, что некоторые мелкие дела и незначительные мысли на самом деле совсем не мелкие и незначительные! Их необходимо изменить, если вы всерьез собираетесь бороться со стрессом.

В конце дневника стрессов необходимо записать следующее:

• точную причину стрессовых симптомов (физическая деятельность, мысль, прочее);

• причину, по которой эти действия вызывают симптомы стресса (время деятельности, способ действий, причина деятельности, прочее);

• меры, принятые для устранении стрессовых симптомов, ваши цели.

Можно записать примерно так: «Причина головных болей: спешка при ежеутренних проводах детей в школу»; «Причина симптомов: недостаток времени, чтобы сделать все необходимое, ощущение загнанности». Решение: а) вставать немного раньше; б) более эффективно организовать утренние часы; в) не оставлять все дела на последний момент; г) готовить все с вечера.

Необходимо каждый день сверяться с дневником, чтобы убедиться в том, что вы приближаетесь хотя бы к некоторым целям. При достижении одной цели, надо двигаться к следующей, и так до тех пор, пока не будут устранены все признаки стресса. Со временем естественная способность распознавать признаки стресса улучшится. Вы научитесь мгновенно распознавать источники стрессовых ситуаций и быстро реагировать на них, до запуска привычных реакций».

Ведущий просит педагогов дома заполнять дневник самоанализа по следующей форме:

Дневник самоанализа

День недели _____________

Дата _____________

Время суток

 

Признак стресса

 

Действие

 

Немедленное   Предшествующее  
9.30   Головная боль   Завтракала в одиночестве   В спешке собирала детей в школу  
13.30   Мышечная боль в шее и плечах   Смотрела телевизор   Думала об оплате счетов  
18.00 Постоянно притоптывала ногой   Думала о неоплаченных счетах   Думала о неоплаченных счетах  
22.00   Боль в животе   Ссорилась с дочерью   Смотрела телевизор  
24.00   Бессоница   Испытывала гнев после ссоры   Испытывала гнев после ссоры  

 

6. Упражнение- визуализация «Свидание с золотой рыбкой»

Ведущий просит участников группы занять удобное положение в креслах, закрыть глаза, сосредоточиться на своем дыхании и представлять в воображении те образы, которые предлагает ведущий.

Ведущий: «Я иду к синему морю и зову: «Эй, золотая рыбка, приплыви ко мне, покажись».         

Еще раз: «Эй, золотая рыбка... приплыви... покажись...»

Да вот же она, на гребешке волны. Маленькая, причудливой формы, ее чешуя блестит на солнце, она без страха смотрит на меня. Голова ее с золотой короной с белыми жемчужинками по краям. Плавники фиолетового цвета с золотыми крапинками похожи на крылышки бабочки. Широкий оранжевый хвостик с золотыми полосками плавно скользит по поверхности воды. Золотая сказочная рыбка будто грациозно сидит на стульчике и завораживает меня своим присутствием. Волна абсолютного спокойствия наполняет мои руки, ноги, спину и голову.

Я делаю глубокий вдох и медленный выдох. (Эту фразу повторить три раза.)

Дышится легко, ровно, глубоко. (Пауза.)

Рыбка медленно открывает свой маленький ротик ибезмолвно манит меня к себе. Я становлюсь легким, словно лебединый пушок, и медленно иду по гребешкам волн, прохладная вода нежно ласкает мои ноги…

Дышится легко, ровно, глубоко.

Я подхожу к золотой рыбке и протягиваю к ней руки. Она прыгает в мои раскрытые ладони и ласково смотрит на меня. Удивительно, но она улыбается мне, а глаза ее светятся от счастья. Я поднимаю рыбку над головой и кружусь вместе с ней в ритме медленного вальса. Я делаю глубокий вдох и медленный выдох. (Эту фразу повторить три раза.) Дышится легко, ровно, глубоко.

Рыбка просит меня отпустить ее в море. Я раскрываю ладони, и она грациозно прыгает под гребешок волны и уплывает. Дышится легко, ровно, глубоко».

Занятие №2.

«Моя реакция на стресс»

 

Цель: содействовать осознанию педагогом своей реакции на раздражители и выбору эффективного поведения.

 

Ход занятия:

1. Приветствие и обсуждение домашнего задания (анализ дневника).

 

2. Психологическая копилка (упражнение на снятие эмоционального напряжения) (Приложение № 2)

 

 

3. Рисование - ассоциация на слово «стресс».

Ведущий предлагает, используя различные художественные материалы, изобразить образ-ассоциацию, которая возникает при слове «стресс».

Вопросы для обсуждения:

- Что ты нарисовал? Почему именно этот образ?

- Какие чувства были у тебя во время рисования, почему?

- Что было для тебя труднее всего, почему?

 

5. Ведущий предоставляет информацию участникам группы о способах саморегуляции психического состояния.

Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством, предотвращающим накопление остаточных явлений перенапряжения, способствующим полноте восстановления сил, нормализующим эмоциональный фон деятельности, а также усиливающим мобилизацию ресурсов организма.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

- эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

- эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

- эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Опрос, результаты исследования, опыт нашей работы позволяют выделить следующие естественные приемы регуляции организма:

- смех, улыбка, юмор;

- размышления о хорошем, приятном;

- различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

- наблюдение за пейзажем за окном;

- рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;

- мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);

- "купание" (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

- вдыхание свежего воздуха;

- чтение стихов.

-

6. Упражнение «Скульптура стресса»

Ведущий: «Предлагаю вам создать скульптуру стресса в 3 сферах: «Учитель- учитель», «Учитель- ученик», «Учитель- администрация».

Вопросы для обсуждения:

- Понравилась ли тебе скульптура, которую вы сделали из самих себя?

- Как ты себя чувствовал(а)? Удобно ли тебе было?

- Трудно ли было объяснить что-нибудь без слов?

 

7. Мозговой штурм «Последствия стресса для себя и окружающих»

 

8. Упражнение - визуализация «Ритуальный танец»

Ведущий просит участников группы занять удобное положение в креслах, закрыть глаза, сосредоточиться на своем дыхании и представлять в воображении те образы, которые предлагает ведущий.

Ведущий: «Я снова иду к синему морю и зову: «Эй, золотая рыбка приплыви, покажись». Сегодня она с радостью приплывает ко мне и подплывает совсем близко. Золотая рыбка резвится в нежной морское воде: то быстро отплывает от берега, то выпрыгивает из воды. Несколько мгновений она крутится в воздухе, как опытная гимнастка, а потом опять погружается в родную стихию. Этот ритуальный танец - знак гостеприимства.

Я вновь поддаюсьее волшебному очарованию и готов исполнить все, чтоона пожелает.

Я напрягаю ноги, живот, спину, руки, лицо.Сильно - сильно...

А сейчас я расслабляю ноги, спину, руки, лицо...

Дышится легко, ровно, глубоко...

Золотая рыбка предлагает мне поплавать вместе с ней и ощутить всю прелесть ласковой морской водицы. О таком сюрпризе я даже не мог мечтать. Желание мое настолько велико, что я без труда становлюсь золотой рыбкой. Я - ее зеркальное отображение. Глядя на рыбку, я вижу в ней себя. У меня на голове такая же золотая корона с маленькими белыми жемчужинками по краям, фиолетовые плавники с золотыми крапинками. Я могу помахать ими, как крылышками, Я прекрасно чувствую каждый свой плавник. Мой широкий хвостик оранжевого цвета с золотыми полосками помогает мне легко плыть рядом с золотой рыбкой, меняя направление движения. Дышится легко, ровно, глубоко».

 

9. Рефлексия занятия.

 

Занятие № 3.

Моя профессиональная роль

 

Цель: способствовать осознанию педагогом своей позиции в общении с детьми, установок при восприятии различных людей, собственного эмоционального состояния в процессе взаимодействия.

 

Ход занятия:

1. Приветствие и обсуждение домашнего задания.

 

2. Психологическая копилка (упражнение на снятие эмоционального напряжения) (Приложение № 2).

 

 

3. Информирование «Эмоциональная гибкость»

Ведущий: «Уровень актуального состояния здоровья учителя связан с его способностью эффективно осуществлять профессиональную деятельность. После пребывания в напряженных педагогических ситуациях многие учителя чувствуют разбитость, подавленность, желание лечь и уснуть. В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента, результатом которого является потеря самообладания и контроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья. Зачастую педагоги сдерживают, преодолевают вспышки гнева, раздражительности, отчаяния, оправдывая это педагогическим долгом, тактом. Внешнее сдерживание эмоций при внутреннем бурном эмоциональном процессе не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье, вызывая разного рода психосоматические заболевания.

Сочетание эмоциональной экспрессивности и эмоциональной устойчивости учителя называется эмоциональной гибкостью.

Эмоциональная устойчивость – системное качество, приобретаемое человеком и проявляющееся у него в напряженной деятельности в единстве рациональных, эмоциональных и телесных компонентов. Обеспечение эмоциональной устойчивости связано с формированием тех способов и приемов эмоциональной саморегуляции, которые соответствуют ярко выраженным индивидуальным особенностям, адекватны ситуациям.

Термин «экспрессия» обозначает выразительность, яркое проявление чувств, настроений. Это предъявление другому человеку, группе лиц скрытых для непосредственного наблюдения психологических особенностей личности. «Экспрессивность» означает степень выраженности того или иного чувства, настроения, состояния, отношения. В представлении Л. М. Митиной и
Е. С. Асмаковец «эмоциональная экспрессивность - это выразительность, заложенная в движениях, жестах, походке, в мимике, в речи, ее интонациях, которая позволяет передать не только особенности характера учителя, но и его образ мыслей, его отношение к различным социальным ценностям (нравственным, гражданским, художественным), его отношение к ученикам и другим людям и, конечно, владеющие им переживания».

Динамика эмоциональной гибкости учителя определяется гармонизацией и усложнением его аффективных проявлений: способностью «оживлять» подлинные эмоции в многократно повторяющимся учебно-воспитательном процессе, вызывать положительные эмоции, контролировать отрицательные, т.е. проявлять гибкость поведения, нестандартность, творчество.

Условием развития эмоциональной гибкости является осознание учителем роли и значения аффективной сферы личности в оптимизации деятельности, общения, психического и физического здоровья и учителя, и учеников».

 

4. Упражнение «Эмоции и Я».

Ведущий предлагает заполнить схему, отвечая на вопросы:

- Что вызывает положительные эмоции? Какое состояние при этом испытывает человек?

- Что вызывает отрицательные эмоции? Какое состояние при этом испытывает человек?

- Определите соотношение между положительными и отрицательными эмоциями в разных сферах взаимодействия.

 

 


«+»

 

 


«-»

 

5. Упражнение «Моя профессиональная роль» (автор Н.Самоукина).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.181 с.)