Проявление эмоциональной гибкости в сфере 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проявление эмоциональной гибкости в сфере



«Учитель-ученик»

Цель: содействовать осознанию особенностей проявления экспрессии и устойчивости в сфере «учитель-ученик», расширению средств педагогического воздействия.

 

Ход занятия:

1. Приветствие и обсуждение домашнего задания.

 

2. Психологическая копилка (упражнение на снятие эмоционального напряжения) (Приложение № 2).

 

3. Упражнение «Ассоциативные цепочки»

Психолог помещает на плакат, который вывешивается в аудитории (лучше всего возле двери), некое импульсное понятие, связанное с тематикой занятия и имеющее для слушателей эмоциональную окраску. В данном занятии это могут быть слова «ученик», «эмоции», «поддержка». Плакат дополняется вопросительным знаком.               

Слушатели продолжают понятийный ряд фразами через паузу, для чего в большинстве случаевне требуется дополнительной просьбы психолога.

Этот процесс может способствовать эмоциональной разгрузке и привносит компонент удовольствия.

         

4. Актуализация прошлого опыта. Разыгрывание и анализ проблемной ситуации. (автор С. В. Кривцова)

Ведущий: «Представим урок, школьный класс и учительницу после того, как она объяснила новую тему по математике в классе. Все решают задачи. Учитель замечает, что Саша, положив голову на руки, лежит на парте.

У.: -Саша?

С.: - А?

У: - Ты хорошо себя чувствуешь?

С.: - Не знаю, вроде, да...

У.: - Что-то с заданием?

С.: - Нет... да... в некотором роде...

У.: - Ты не можешь сделать задание?

С.: - (безнадежно) Я просто не понимаю!

Пауза.

Психолог предлагает участникам группы продолжить ситуацию, используя навык поддержки как прием, стимулирующий преодоление трудностей. Участники группы предлагают свои варианты поведения учительницы. Очень эффективно ролевое разыгрывание вариантов. Решите сами, сколько лет Саше, в каком классе происходят события. Обсудите, в чем разница поведения учительницы в старших и младших классах.

Затем анализируется вариант, предлагаемый ведущим:

У.: -Саша?

С.: -А?            

У.: - Ты хорошо себя чувствуешь?

С.: - Не знаю, вроде, да.

У.: - Что-то с заданием?

С.: - Нет, да, в некотором роде...

У.: - Ты не можешь сделать задание?

С.: - (безнадежно) Я просто не понимаю!

У.: - Саша, это, конечно, очень трудная тема, ты это чувствуешь.

Ведущий комментирует: «Учительница показывает, что понимает чувства ученика».

С.: -Да...

У.: -Ты не слишком уверен в себе. Могу я помочь?

С.: - Может быть...

У.: - Могу я посмотреть, что ты уже сделал?

С.: - Да (подает тетрадь).

У.: - Похоже, ты действительно старался и кое-что уже сделал.

Ведущий комментирует: «Учитель демонстрирует уверенность в способностях Саши и его серьезном отношении к работе».

С.: - Я пытался.

У.: - Хорошо, посмотри — часть ты уже сделал.

С.: - Но я не знаю, что делать дальше.

У.: - Может быть, ты попробуешь вместе со мной или ты хотел бы с кем-то еще?

С.: - Можно с Мишей?

У.: - Миша, ты не мог бы подойти сюда, мы нуждаемся в твоей помощи!

Ведущий: «Учитель обращает внимание на чувства и настроение ученика, на его реакции, она знает, что сделанная учеником работа должна быть поддержана, даже если она не закончена. Она замечает даже маленький успех и маленький рост. Она также знает, что ученики могут поддерживать друг друга и помогать друг другу. Она может теперь рассчитывать, что Саша закончит свою работу».

 

5. Упражнение «Позиционирование»

Психолог называет некий предмет как символ обсуждаемой в данный момент темы и помещает его в середину аудитории. Слушателям предлагается выбрать позицию по отношению к этому предмету и выразить тем самым свою близость или, напротив, дистанцироваться к объявленной теме.

     Например, в середине аудитории на стуле лежит пластилин, как символ гибкости, пластичности. Участники занятий занимают места на различном расстоянии от пластилина, в зависимости от чувства близости или дистанцированности к заданной теме.

 

6. Упражнение «Атмосфера» (автор Н.Самоукина)

Ведущий предлагает участникам группы удобно устроиться, закрыть глаза и расслабиться. Ведущий: «Вспомните сейчас самое приятное событие, которое недавно у вас произошло. Что вы чувствовали? Воспроизведите как можно отчетливее свои ощущения по поводу этого события: радость, удовлетворение, блаженство, успокоение. Постарайтесь теперь сохранить свое внутреннее состояние и каждую картинку, которую я буду сейчас словесно описывать, насыщайте положительными эмоциями.

Вы входите в воображаемый класс: почувствуйте бодрость и уверенность в себе. Входя в класс, поздоровайтесь с ребятами, улыбнитесь им. Найдите внутреннее состояние, сохраняющее разумный баланс между сдержанной строгостью и открытой доброжелательностью. Вы идете к своему столу. Какую позу вам хочется принять? Представьте, что вы садитесь в удобной для вас позе и начинаете урок. А теперь в своем воображении пройдите по классу. Постарайтесь найти удобный темп ходьбы - не слишком быстрый, но и не медленный. Поддерживайте в себе внутренний темпоритм, который позволяет вам продемонстрировать перед классом профессионализм, авторитетность, уверенность в себе. Представьте, как вы идете. Вы сложили руки за спиной? Или скрестили их на груди? Найдите удобный для вас жест, чтобы чувствовать себя свободно и уверенно.

Помните, что выбранные вами удобная поза, соответствующие вам ритм движения и стиль общения создадут условия вашего нормального самочувствия и эмоционально-позитивной атмосферы в классе».

После выполнения данного упражнения учителя обмениваются своими впечатлениями: каким образом каждый из них нашел для себя оптимальные формы поведения, что он при этом чувствовал, какие трудности имеются в реальной работе в школе.

 

7. Рисунок «Моя эмоциональная гибкость».

Вопросы для обсуждения:

- Что ты нарисовал(а)? Почему именно этот образ?

- Какие чувства были у тебя во время рисования?

- Что было для тебя труднее всего, почему?

 

8. Упражнение-визуализация «Морское царство»

Ведущий просит участников группы занять удобное положение в креслах, закрыть глаза, сосредоточиться на своем дыхании и представлять в воображении те образы, которые предлагает ведущий.

Ведущий: «Я подхожу к синему морю, а золотая рыбка уже ждет меня у берега, радостно кружась. Я становлюсь зеркальным ее отображением, и мы мгновенно отплываем от берега. Если посмотреть вокруг, то нет ничего, кроме голубого неба, ласкового солнышка и прохладной морской воды.

Проказница-рыбка выпрыгивает из воды, а я повторяю за ней все ее движения. Это напоминает своеобразное синхронное плавание. Я напрягаю ступни, икры, бедра, живот, спину, руки, шею. Устремляюсьза ней в глубь моря. Мы погружаемся в морское царство. Расслабляются мое лицо, руки, спина, живот, ноги.

Нас приветливо встречают обитатели моря. Рядом со мной величественно плывет благородный дельфин. Он охраняет меня, имне ничего не угрожает. Волна абсолютного спокойствия заполняет меня с головы до ног. (Пауза.)

Над нами плывет рыба-пила. Острым носом она рассекает водные пласты и помогает нам продвигаться вперед. За нами следует целая стая морских рыб. Вот они уже рядом и готовы общаться. Я чувствую, насколько они рады встрече.

Я благодарю золотую рыбку за гостеприимство и прошу проводить меня до берега. Рыбка сожалеет о том, что не успела показать мне свой янтарный замок, но я успокаиваюее тем, что наша встреча, не последняя. Морские рыбки окружают нас плотным кольцом, прощаясь со мной. Я чувствую необыкновенный прилив свежих сил... Дышится легко, ровно, глубоко».

 

9. Рефлексия занятия.

 

 

Занятие № 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.157.45 (0.01 с.)