Особенности развития региональных систем защиты прав человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития региональных систем защиты прав человека.



Существенным дополнением к универсальному механизму защиты прав человека, основанному на общих договорах и международном сотрудничестве между государствами-членами ООН, являются региональные системы защиты прав человека, созданные на всех континентах планеты за исключением Азии. Попытки создания региональной системы защиты прав и основных свобод человека предприняты также в рамках Содружества Независимых Государств.

Большинство существующих региональных механизмов основано на соответствующих региональных конвенциях. Согласно Уставу ООН, региональные организации должны были создаваться для мирного разрешения "местных споров", а также для применения принудительных мер под руководством Совета Безопасности для предотвращения массовых и грубых нарушений прав граждан в отдельных странах. Однако в настоящее время одной из важных задач этих организаций стала защита прав и основных свобод человека на региональном уровне.

В основу механизма функционирования региональных систем защиты прав человека, как правило, возложена деятельность судебных институтов. Эта особенность отличает их от универсальных, в частности системы ООН:

а) европейская система защиты прав человека Совета Европы - старейшая региональная и, по общему признанию, самая эффективная в настоящее время система в мире. Правовой основой функционирования системы выступает Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Конвенция предусматривает право индивида на подачу жалобы в отношении государства, а также рассмотрение споров между государствами. В перечень прав и свобод, закрепленный в Конвенции, включены гражданские и политические права. Защита экономических, социальных и культурных прав предусмотрен Европейской социальной хартией 1961г. В редакции Конвенции от 1950 г. был предусмотрен триланковий механизм контроля за выполнением ее положений: Европейская комиссия по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы. Перед Комиссией стояли две задачи: определить соответствие поданной жалобы требованиям Конвенции и принятия мер по разрешению жалобы по существу через процедуру примирения. Жалобы, по которым не было достигнуто согласия, передают в Суд. Индивида в Суде представляла Комиссия. Если решения Комиссии имели рекомендательный характер, то решения Суда являются окончательными и обязательными для сторон.   На Комитет министров Совета Европы возлагались две функции: во-первых, Комитет министров выполнял функцию контроля за выполнением решений Суда, во-вторых, выполнял роль квазисудебных органа в случае поступления дела непосредственно от Комиссии.

В 1998 г. был принят Протокол № 11 к Конвенции 1950 г., который предусматривал реорганизацию созданного Конвенцией контрольного механизма. Основные изменения заключались в объединении Комиссии и Суда в единый Европейский суд по правам человека. В рамках Суда были сконцентрированы все процедуры, весь процесс рассмотрения спора или жалобы. Суд начал работать на постоянной основе. Таким образом, механизм контроля превратился из трех - в двухзвенный, отдельные органы очистились от несвойственных им функций, уменьшилось количество этапов прохождения жалоб. Эти меры способствовали ускорению рассмотрения дел, повышению эффективности работы Суда.

б) правовую основу американской системы защиты прав человека составляют несколько актов. 1948 г. в рамках ОАГ была Принята Американская декларация прав и обязанностей. Ее можно считать первым в мире международным документом (хотя и на региональном уровне), который содержит перечень основных прав и свобод. Межамериканская конвенция по правам человека была принята в 1969 г. В 1988 г. Конвенция была дополнена Дополнительным протоколом (Протокол Сан-Сальвадор), который добавил перечень экономических, социальных и культурных прав.

Объем, предусмотренный Конвенцией, содержит широкий перечень гражданских и политических прав. В самой Конвенции экономические, социальные и культурные права отсутствуют, однако этот пробел был компенсирован с принятием уже упоминавшегося Протокола, хотя механизм контроля за исполнением этой группы прав и свобод имеет отдельные особенности. Механизм Конвенции состоит из двух органов: Межамериканской комиссии по правам человека и Межамериканского суда по правам человека. Полномочия Комиссии сформулированы более широко, чем аналогичной в Европе. Она рассматривает заявления индивидов, групп индивидов, неправительственных организаций и государств (при условии признания ими юрисдикции Комиссии). Комиссия также оказывает услуги с целью мирного разрешения споров. Среди других функций можно отметить деятельность Комиссии по развитию и распространению знаний о правах человека среди народов Америки, подготовку исследований, докладов, соответствующие рекомендации правительствам (в этом случае не в связи с рассмотрением дела). Таким образом, до особенностей межамериканской системы защиты прав человека можно отнести включение в систему социальных, экономических и культурных прав, а также особый правовой статус Комиссии и ее широкую компетенцию;

в) региональная африканская система защиты прав человека - самая молодая из трех региональных систем защиты прав человека. Она начала формироваться с принятием в 1981 г. Организацией африканского единства (ОАЕ) Африканской хартии прав человека и народов.

Особенностью Хартии по сравнению с другими региональными документами является то, что в нее включены права народов ("третье поколение прав человека")" а также предусмотрены обязанности прав индивида относительно семьи, родственников, общества, государства и Африканского континента. В основе ее функционирования лежит деятельность Африканской комиссии по правам человека и народов.

Полномочия Комиссии достаточно широки: она принимает заявления государств на нарушения Хартии другими государствами-участницами с целью мирного решения спора. Результатом работы Комиссии в таком случае становятся доклад и выводы для государств, которые обязательной силы не имеют. К важным полномочиям этого органа относится право толкования Хартии по просьбе государств-участников и институтов ОАЭ. В 1998 г. ОАЕ был принят протокол к Хартии, которым дополнен механизм Африканского суда прав человека и народов. Можно выделить два основных направления в деятельности Суда: представление консультативных заключений по юридическим вопросам, которые имеют отношение к Хартии, и рассмотрение дел о применении и Хартии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 1269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.006 с.)