Непосредственная реализация международно-правовых норм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Непосредственная реализация международно-правовых норм



Реализация это воплощение требований норм международного права в поведении, деятельности государств и других субъектов, это практическое осуществление нормативных предписаний.

Юридические формы реализации:

1. Соблюдение — это способ действия норм-за­претов. Субъекты воздерживаются от совершения действий, которые запрещены нормами международного права.

2. Исполнение - предполагает активную деятельность субъектов по осуществлению заложенных в нормах предписаний.

3. Использование – связано с осуществлением предоставленных возможностей, содержащихся в нормах международного права (нормах-правомочиях).

4. Правоприменение – это форма особая форма реализации, которая представляет собой деятельность, завершающуюся принятием государствами (индивидуально или коллективно) или компетентным международным органом юридически обязательного индивидуального акта на основе норм международного права (Процесс реализации включает два вида деятельности:

1. непосредственную фактическую деятельность (соответствующую требованиям норм) по достижению социально значимого результата

2. правовое и организационное обеспечение фактической деятельности. Оно включает в себя правотворчество, контрольную и правоприменительную (правоохранительную) деятельность, и ее результатом является нормативный или иной правовой акт либо информация о реализации международно-правовых норм, свидетельствующая о добросовестном исполнении субъектами своих обязательств или об их нарушении.

 

12. Понятие, кодификация и система основных принципов международного права.

Основные принципы представляют собой наиболее общие нормы международного права, определяющие его главное содержание и характерные черты, обладающие высшим политическим, моральным и юридическим авторитетом.

Принципы отражают и закрепляют характерные черты субъектов международного права и системы их взаимодействия. Достигается этот эффект главным образом путем закрепления правового статуса субъектов.

В дипломатической практике рассматриваемые принципы обычно именуются общепризнанными принципами международных отношений, поскольку они обладают не только юридическим, но также политическим и моральным авторитетом.

 Принципы являются универсальными, т.е. общеобязательными, нормами. Они принимаются международным сообществом в целом. Высший юридический авторитет принципов находит выражение в том, что они отнесены к категории императивных норм (jus cogens — императивное право)

Немалое число юристов считают, что не все основные принципы являются императивными нормами. В доказательство ссылаются на то, что некоторые принципы противоречат друг другу, например принцип уважения прав человека — принципу невмешательства, принцип самоопределения — принципу территориальной целостности.

Действительно, принцип самоопределения не обладает императивным характером. Что же касается указанных противоречий, то они в значительной мере являются кажущимися. Дело в том, что содержание принципов представляет единое целое и должно рассматриваться в комплексе. Декларация принципов 1970 г. подчеркнула значение этого аспекта: «При толковании и применении изложенные выше принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов».

Основные принципы закреплены Уставом ООН и зачастую так и именуются — «принципы Устава ООН». Их содержание раскрыто в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей в 1970 г.

Значение принципов в мировом порядке XXI в. раскрыто в Декларации тысячелетия ООН 2000 г. В ней говорится, что принципы доказали свой всевременной и всеобщий характер. «...Их актуальность и способность служить источником вдохновения возрастают по мере того, как страны и народы становятся все более взаимосвязанными и взаимозависимыми».

Согласно Декларации 1970 г., основными принципами являются: неприменения силы или угрозы силой, мирного разрешения споров, невмешательства, сотрудничества, самоопределения народов, суверенного равенства государств, добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Определение основных принципов и раскрытие их содержания явилось важным шагом в упрочении основ международного сообщества. Было сделано максимум возможного в то время. Однако вскоре стало ясно, что содержащийся в Декларации перечень основных принципов не является исчерпывающим.

Прежде всего, обращает на себя внимание отсутствие в ней такого принципа, как уважение прав человека. Как известно, Устав ООН поставил задачу вновь утвердить веру в основные права человека. В самой Декларации подчеркивается важность поддержания и укрепления международного мира, основанного на уважении основных прав человека. Поэтому уже в 1975 г. Декларация принципов, являющаяся частью Заключительного акта СБСЕ, указала в качестве одного из основных принципов уважение прав человека и основных свобод.

Перечень принципов был также дополнен еще двумя — территориальной целостности и нерушимости границ.

Содержание принципов характеризуется как стабильностью, так и динамизмом, учетом потребностей сообщества в условиях глобализации. При этом содержание каждого принципа развивается с изменением других принципов. Этот аспект имеет особое значение для принципов в силу общего характера их содержания.

Наличие развитого комплекса принципов — характерная черта современного международного сообщества и его права.

13. Принцип суверенного равенства государств и принцип невмешательства во внутренние дела государств: понятие и нормативное содержание.

Принцип суверенного равенства государств сложился и получил закрепление в названных выше документах как син­тез традиционных правовых постулатов — уважения государ­ственного суверенитета и равноправия государств. Соответст­венно его характеризуют как комплексный, двуединый прин­цип. Само соединение двух указанных элементов порождает новый международно-правовой феномен — суверенное равен­ство государств.

В таком качестве он был закреплен в Уставе ООН: "Орга­низация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов"

Современное содержание принципа суверенного равенства госу­ дарств:

1. Каждое государство обязано уважать суверенитет других госу­дарств.

2. Каждое государство обязано уважать территориальную целост­ность и политическую независимость других государств.

3. Каждое государство справе свободно выбирать и развивать свою экономическую, политическую, социальную и культурную систему.

4. Каждое государство является субъектом международного права с момента своего возникновения.

5. Каждое государство имеет право участвовать в разрешении меж­дународных вопросов, затрагивающих его интересы.

6. Каждое государство обладает на международных конференциях
и в международных организациях одним голосом.

7. Государства создают нормы международного права путем согла­шения на равноправной основе. Никакая группа государств не может навязывать другим государствам созданные ею международно-право­вые нормы.

Современное понимание принципа невмешательства во внут­ренние дела государств в общей форме зафиксировано в Уста­ве ООН и конкретизировано в указанных международно-пра­вовых документах, а также в Декларации ООН 1965 г. о недо­пустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета.

Содержание: Декларация о принципах международного права 1970 г. и Заключительный акт общеевропейского Совещания 1975 г. ус­танавливают, что ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние дела, входящие в компетенцию другого государства. Ни одно государство не может применять любые акты военного, политического или другого принуждения с целью добиться подчинения себе какого-либо государства в осуществлении им суверенных прав и обеспечения себе таким образом преимущества любого рода. Запрещается организация или поощрение подрывной, террористической деятельности, направленной на насильственное изменение строя другого го­сударства. Международное право не регламентирует внутреннюю ком­петенцию государства, поскольку она обусловлена государст­венным суверенитетом и определяется актами государства. Поэтому вмешательством должны считаться любые меры госу­дарств или международных организаций, с помощью которых последние попытаются препятствовать субъекту международ­ного права решать дела, по существу входящие в его компетен­цию. Не считаются внутренними делами такие действия, кото­рые по своей сущности и целенаправленности представляют угрозу миру и безопасности, грубо попирают общепризнанные международные нормы. Поэтому на основании Устава ООН к данным государствам могут быть применены принудительные меры. В современном международном праве критерием концеп­ции невмешательства являются международные обязательства государств, в том числе их обязательства по Уставу ООН.

14. Принцип неприменения силы или угрозы силой и принцип мирного разрешения международных споров: понятие и нормативное содержание.

Принцип неприменения силы или угрозы силой. Согласно п. 4 ст. 2 Устава, "все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Объединенных Наций.
Главное в содержании принципа неприменения силы и угрозы силой - запрещение агрессивной войны, которая является преступлением против мира.

Согласно Определению агрессии 1974 г., содержание принципа неприменения силы и угрозы силой составляют, среди прочего, следующие действия:

- любые действия, представляющие собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы против другого государства;

- применение силы и угрозы силой с целью нарушения существующих международных границ другого государства или для разрешения международных споров

-репрессалии с применением вооруженной силы

- организация или поощрение организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников;

- организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или потворствование организационной деятельности в пределах собственной территории, направленной на совершение таких актов, в том случае, когда упомянутые акты связаны с угрозой силой или ее применения;

- военная оккупация территории государства, являющаяся результатом применения силы в нарушение Устава ООН;

- приобретение территории другого государства в результате угрозы силой или ее применения;

- насильственные действия, лишающие народы права на самоопределение, свободу и независимость.

Принцип мирного разрешения международных споров. Источником принципа являются Устав ООН (п. 3 ст.ст. 2, 33-37), Статут Международного суда ООН, уставы региональных политических организаций, положения огромного числа международных договоров, регулирующих различные отношения государств.

С учетом Декларации о принципах международного права 1970 г. и Заключительного акта Общеевропейского совещания 1975 г. содержание этого принципа состоит в следующем:

- государства обязаны решать споры только мирными средствами, в соответствии с указанными положениями Устава ООН;

- государства свободны в выборе мирных средств разрешения своих споров;

- если применение одного мирного средства не привело к решению спора, государства должны изыскать другие мирные средства.

 

 

15. Принцип нерушимости государственных границ и принцип территориальной целостности государств понятие и нормативное содержание.

Принцип нерушимости государственных границ- Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы

Основное содержание принципа нерушимости границ можно свести к трем элементам:

- признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

- отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;

- отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

В Декларации о принципах международного права 1970 г. он трактуется как часть принципа неприменения силы или угрозы силой.

Принцип территориальной целостности государств защищает право государства на целостность и неприкосновенность его территории и является важнейшим средством обеспечения суверенитета государства. Он закреплен в п. 4 ст. 2 Устава ООН. Конкретизация этого принципа дается в Декларации о принципах международного права 1970 г., где она трактуется как часть принципа суверенного равенства государств и как часть принципа неприменения силы или угрозы силой. В Декларации говорится: "Территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны".
Наиболее полная формулировка принципа территориальной целостности государств содержится в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.: "Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной".

16. Принцип уважения прав человека и основных свобод и принцип равноправия и самоопределения народов: понятие и нормативное содержание.

Принцип уважения прав и основных свобод человека. Указанный принцип закреплен в преамбуле, ст. 1 и 55 Устава ООН. Так, например, в ст. 1 Устава в качестве цели членов Организации говорится о сотрудничестве между ними "в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии". Согласно ст. 55 Устава "Организация Объединенных Наций содействует: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития… с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех".
Наиболее полно эти общие положения Устава ООН были конкретизированы во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и двух пактах, принятых в 1966 г.: Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

В обобщенном виде содержание прав человека в общем международном праве сводится к следующему:

все государства обязаны уважать основные права и свободы всех лиц, находящихся на их территории;

государства обязаны не допускать дискриминации по признакам пола, расы, языка и религии;

государства обязаны содействовать всеобщему уважению прав человека и основных свобод и сотрудничать друг с другом в достижении этой цели.

Принцип равноправия и самоопределения народов. В соответствии с п. 2 ст. 1 Устава ООН одной из важнейших целей Организации является "развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов". Эта цель в ст. 55 Устава ООН теснейшим образом связана с задачей повышения уровня жизни, решением международных проблем в экономической и социальной областях, в сфере здравоохранения, образования, культуры, соблюдения прав человека и т.п.

В Декларации о принципах международного права 1970 г. нормативное содержание принципа равноправия и самоопределения выражено следующим образом: "Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение".
В обобщенном виде современное содержание принципа равноправия и самоопределения народов может быть представлено следующим образом:

все народы имеют право свободно, без вмешательства извне, определять свой политический статус и осуществлять экономическое, социальное и культурное развитие;

все государства обязаны уважать это право;

все государства обязаны путем совместных и самостоятельных акций содействовать осуществлению народами права на самоопределение, свободу и независимость;

в своей борьбе за независимость колониальные народы могут использовать все необходимые средства;

запрещается подчинение народа иностранному государству и эксплуатации.

17. Принцип сотрудничества государств и принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву: понятие и нормативное содержание

Принцип сотрудничества государств является формой практической реализации всех остальных принципов международного права. Он представляет собой не столько право, сколько обязанность всех государств сотрудничать друг с другом. Устав ООН в преамбуле и п. 3 ст. 1 обязывает членов ООН "осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера".

Декларация о принципах 1970 г. следующим образом определяет содержание рассматриваемого принципа:

государства обязаны сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и прогресса;

сотрудничество между организациями должно осуществляться независимо от различий их политических, экономических и социальных систем;

государства должны сотрудничать в деле содействия экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.029 с.)